Урок истории в 6 классе «Как образовалось Древнерусское государство»

3
0
Материал опубликован 12 June 2022 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»

село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай






Урок истории в 6 классе

«Как образовалось

Древнерусское государство?»



ТРИФАНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА,

учитель истории и обществознания, ВКК





с. Теньга 2022г.



Схема конспекта урока

Учитель

Трифанова Ирина Владимировна

Предмет

История Число 20.01.2022г

Класс

6 Количество часов в неделю: 2 часа

Тема

Образование Древнерусского государства

6 класс, история России. Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. (10 часов) Урок № 6-7

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

рассмотреть предпосылки складыва­ния государства у славян; охарактеризовать степень уча­стия варягов в создании государства и систему управления

УУД

ЛичностныеУУД: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; осмысление ответственности.

Регулятивные УУД: Умение организовать рабочее место; оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение делать выводы, искать пути решения проблемы.

Метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности


Основные понятия

Варяги, дань, государство, внутренняя и внешняя политика

Межпредметные связи

Обществознание.

Ресурсы:

Контурные карты; презентация; ноутбук.

1) Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016

2) Е. В. Симонова Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016

Формы работы

Фронтальная, групповая. Фронтальная, работа в паре. Приемы «Мозговой штурм: карта», кластер, составление сравнительной таблицы, «Да - Нет».

Технология

Технология развития критического мышления; системно-деятельностный подход;



Пояснительная записка.

В современных условиях обучающимся необходимо знать историю становления своего государства для этого стараюсь создавать проблемные уроки построенные по технологии развития критического мышления и системно-деятельностный подхода. Проблемные уроки помогают детям и подросткам осмыслить историю родной страны, изучать исторические события и роль исторических личностей в процессе нашей истории. Дети учатся искренне, переживать за судьбу народа и страны через изучения биографий выдающихся личностей нашего государства.

Актуальность темы: Необходимость проведения урока продиктовано важностью формирования гражданской идентичности с целью становления духовного мира молодого человека, его гражданской позиции, для самоопределения его в обществе.

Использование на уроке построение зрительного ряда через слайды, рисунки, схемы способствует приобщить различные каналы восприятия, которые создают условия для формирования у учащихся образных представлений и понятий. Урок рассчитан на обучающихся 6 класса в общеобразовательных школах.














ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся\

Коррекция ОВЗ

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Оценивание/

формы контроля. Результат.

1.Организационный момент.

1

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;

включение обучающихся в деятельность.

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу

Здороваются.

Готовят все необходимое для урока

Фронтальная

Личностно-смысловая – я пришел на урок , чтобы..

Включение в учебный процесс




Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

Учащихся\

Коррекция ОВЗ

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Работа с учебником с. 38 –

ПРОБЛЕМА

«Как образовалось Древнерусское государство?»

t1655047759aa.gif

1

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока, задачи УУД и пытаются самостоятельно их формулировать

/

Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация знаний

7

Беседа

по вопросам по карте

стр 41


t1655047759ab.gif

15 баллов

Баллы ставят на поля в тетради за каждое заданиев конце урока суммируются и переводятся в оценки.

Карточка 1. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Какое влияние хазары оказали на славян?

Карточка 2. Покажите на карте и расскажите о развитии государства Волжской Булгарии. Как складывались взаимоотношения между славянами и булгарами?

Карточка 3. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в. Какое влияние на славянские племена оказывало соседство с Восточной Римской империей?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Ученики заполняют контурную карту

\t1655047759ac.jpg

ЗАПОЛНЯЕТ КОНТУРНУЮ КАРТУ-20 баллов


Парная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.








III. Изучение нового материала

1.Первые князья.

22

Работа с учебником с. 39-40

КОММЕНТРИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ


t1655047759ad.gif

6 баллов








РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ СТР 48 п1

10 баллов












Физминутка

Вопросы и задание: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Покажите на карте территорию, где появились варяги. 3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей?


Что означает термин «Государство»?






Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призва­ния Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ.с. 48 и ответить на вопросы

t1655047759ae.gif

Вопросы и задание: 1. Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами в начале IX в.?

2. С какой целью славяне позвали варягов в свои земли? 3. Покажите на карте города и племена, куда пришли пра­вить варяги.


Встали.

Помахали Ярило(?)

Бог чего?

Помашем руками как Перун (?)

Побегаем как Стибог(?)

Улыбнемся себе и соседу как Макошь(?)

самостоятельная работа учащихся с текстом учебника или с текстом документа. Заполняют КЛАСТЕР

/ЗАПОЛНЯЕТ КЛАСТЕР

, РАБОТА СО СЛОВАРЕМ-20 баллов


Работаем со словарем. Выписываем подчеркиваем ключевые слова.

Проговариваем.


Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.






Дети делают зарядку и отвечают на вопросы учителя

1. Индивидуальная работа.












4. Индивидуальная работа.

-парная


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.







2. Устные ответы.







3. Устные ответы.

2. Объединение земель восточных славян.



1. Рассказ учи­теля.

2. Заполнение кластера



10 баллов









20 баллов























9 баллов

Учитель знакомит учащихся с сюжетом объединения Новгорода с подвластными ему землями и Киева Олегом в 882 г. Дату учащиеся записывают в тетрадь.


Работа с док-м 2 с. 49, Вопрос: зачем и почему Олег убил Аскольда и Дира?

t1655047759af.gif



Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю поли­тику Олега. Учащиеся составляют таблицу с. 42-43., опора на иллюстрацию с. 43

t1655047759ag.gif

t1655047759ah.gif

Вопросы к иллюстрации:

Какой момент изображен на картине?

В чем суть картины?

Как бы вы себя ощущали, если бы находились в этом момент в Константинополе?


Заполняют таблицу

«Правление Олега»

Внутренняя политика

Внешняя политика

1

2

3

1

2

3


Изучение исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.



\СТР 43 С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРА-10баллов














Индивидуальная работа

-парная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Записи





























Устные ответы и записи.










Отвечают на вопросы

\ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ




Первичное закрепление

5

Поиск ответа на вопрос


5 баллов

Ответы на вопросы и выпол­нение задания:

Отвечаем «ДА» или «НЕТ»

862 г. славяне позвали к себе на правление князя Олега ? (нет)

862 году государство складывается на севере страны? (да)

882 г. Олег объединил Новгород и Москву (нет)

882 году столицей стал город Киев( да)

Олег подписал первый торговый договор с Византией ? (да)

Фронтальная работа

Письм ответы

IV. Вторичное осмысление и закрепление изученного

12


Обобщение полученных
на уроке

Сведений


10 баллов

Закрепление материала

«Как образовалось Древнерусское государство?»

Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега?

Каким образом было ор­ганизовано управление в Древнерусском государстве?

ПРОБЛЕМА

t1655047759aa.gif


Составление синквейна или про Рюрика или про Олега

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


\СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА по образцу -10балловt1655047759ai.jpg

Индивидуальная работа



Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устные ответы

Оценивание учащихся за

работу на уроке

VI. Ито­ги уро­ка. Реф­лексия

5

Беседа

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруд­нения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтере­совало?

-Как вы оцениваете свою работу

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

85-75- «5»

74-60-«4»

59-30-«3»

29-0 –«2»

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмо­циональное состояние

ОЦЕНИВАНИЕ\

ОЦЕНИВАНИЕ -60 БАЛЛОВ

60-50-«5»

49-40-«4»

39-25-«3»

24-0 «2»

Фронтальная

Личностные: сле­дуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: про­гнозируют резуль­таты усвоения изу­чаемого материала, оценивают свое состояние.

Оцени­вание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

2

§ 4.

Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. Домашнее задание: § 4—5 до стр 43.

Или описание рисунка стр.39

Или сообщение о РЮРИКЕ, ОЛЕГЕ, КИЕ.

Записывают
домашнее
задание\

§ 4—5 до стр 43.РИСУНОК

Индивидуальная работа





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации