Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»
село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай
Урок истории в 6 классе
«Как образовалось
Древнерусское государство?»
ТРИФАНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель истории и обществознания, ВКК
Схема конспекта урока
Пояснительная записка.
В современных условиях обучающимся необходимо знать историю становления своего государства для этого стараюсь создавать проблемные уроки построенные по технологии развития критического мышления и системно-деятельностный подхода. Проблемные уроки помогают детям и подросткам осмыслить историю родной страны, изучать исторические события и роль исторических личностей в процессе нашей истории. Дети учатся искренне, переживать за судьбу народа и страны через изучения биографий выдающихся личностей нашего государства.
Актуальность темы: Необходимость проведения урока продиктовано важностью формирования гражданской идентичности с целью становления духовного мира молодого человека, его гражданской позиции, для самоопределения его в обществе.
Использование на уроке построение зрительного ряда через слайды, рисунки, схемы способствует приобщить различные каналы восприятия, которые создают условия для формирования у учащихся образных представлений и понятий. Урок рассчитан на обучающихся 6 класса в общеобразовательных школах.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся\ Коррекция ОВЗ | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Оценивание/ формы контроля. Результат. |
1.Организационный момент. | 1 | Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. • эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»; • включение обучающихся в деятельность. | Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу | Здороваются. Готовят все необходимое для урока | Фронтальная | Личностно-смысловая – я пришел на урок , чтобы.. | Включение в учебный процесс |
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся\ Коррекция ОВЗ | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||||
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Работа с учебником с. 38 – ПРОБЛЕМА «Как образовалось Древнерусское государство?» 1 | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока, задачи УУД и пытаются самостоятельно их формулировать / | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | | ||||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по вопросам по карте стр 41 15 баллов Баллы ставят на поля в тетради за каждое заданиев конце урока суммируются и переводятся в оценки. | Карточка 1. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Какое влияние хазары оказали на славян? Карточка 2. Покажите на карте и расскажите о развитии государства Волжской Булгарии. Как складывались взаимоотношения между славянами и булгарами? Карточка 3. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в. Какое влияние на славянские племена оказывало соседство с Восточной Римской империей? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Ученики заполняют контурную карту \ ЗАПОЛНЯЕТ КОНТУРНУЮ КАРТУ-20 баллов |
Парная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. | ||||
III. Изучение нового материала 1.Первые князья. | 22 | Работа с учебником с. 39-40 КОММЕНТРИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ 6 баллов РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ СТР 48 п1 10 баллов Физминутка | Вопросы и задание: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Покажите на карте территорию, где появились варяги. 3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? Что означает термин «Государство»? Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ.с. 48 и ответить на вопросы Вопросы и задание: 1. Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами в начале IX в.? 2. С какой целью славяне позвали варягов в свои земли? 3. Покажите на карте города и племена, куда пришли править варяги. Встали. Помахали Ярило(?) Бог чего? Помашем руками как Перун (?) Побегаем как Стибог(?) Улыбнемся себе и соседу как Макошь(?) | самостоятельная работа учащихся с текстом учебника или с текстом документа. Заполняют КЛАСТЕР /ЗАПОЛНЯЕТ КЛАСТЕР , РАБОТА СО СЛОВАРЕМ-20 баллов Работаем со словарем. Выписываем подчеркиваем ключевые слова. Проговариваем. Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. Дети делают зарядку и отвечают на вопросы учителя | 1. Индивидуальная работа. 4. Индивидуальная работа. -парная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. | ||||
2. Объединение земель восточных славян. | | 1. Рассказ учителя. 2. Заполнение кластера 10 баллов 20 баллов 9 баллов | Учитель знакомит учащихся с сюжетом объединения Новгорода с подвластными ему землями и Киева Олегом в 882 г. Дату учащиеся записывают в тетрадь. Работа с док-м 2 с. 49, Вопрос: зачем и почему Олег убил Аскольда и Дира? Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Олега. Учащиеся составляют таблицу с. 42-43., опора на иллюстрацию с. 43 Вопросы к иллюстрации: Какой момент изображен на картине? В чем суть картины? Как бы вы себя ощущали, если бы находились в этом момент в Константинополе? Заполняют таблицу «Правление Олега»
| Изучение исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. \СТР 43 С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРА-10баллов | Индивидуальная работа -парная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Записи Устные ответы и записи. | ||||
| | | | Отвечают на вопросы \ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ | | | | ||||
Первичное закрепление | 5 | Поиск ответа на вопрос 5 баллов | Ответы на вопросы и выполнение задания: Отвечаем «ДА» или «НЕТ» 862 г. славяне позвали к себе на правление князя Олега ? (нет) 862 году государство складывается на севере страны? (да) 882 г. Олег объединил Новгород и Москву (нет) 882 году столицей стал город Киев( да) Олег подписал первый торговый договор с Византией ? (да) | Фронтальная работа | Письм ответы | ||||||
IV. Вторичное осмысление и закрепление изученного | 12 | Обобщение полученных Сведений 10 баллов | Закрепление материала «Как образовалось Древнерусское государство?» Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега? Каким образом было организовано управление в Древнерусском государстве? ПРОБЛЕМА Составление синквейна или про Рюрика или про Олега | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке \СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА по образцу -10баллов | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устные ответы | ||||
Оценивание учащихся за работу на уроке | |||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Беседа | Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -Как вы оцениваете свою работу ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ 85-75- «5» 74-60-«4» 59-30-«3» 29-0 –«2» | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние ОЦЕНИВАНИЕ\ ОЦЕНИВАНИЕ -60 БАЛЛОВ 60-50-«5» 49-40-«4» 39-25-«3» 24-0 «2» | Фронтальная | Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое состояние. | Оценивание работы учащихся на уроке | ||||
Домашнее задание | 2 | § 4. | Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. Домашнее задание: § 4—5 до стр 43. Или описание рисунка стр.39 Или сообщение о РЮРИКЕ, ОЛЕГЕ, КИЕ. | Записывают § 4—5 до стр 43.РИСУНОК | Индивидуальная работа | | |