Статья «Как подготовить учащегося к ОГЭ по английскому языку?»
Как подготовить учащегося к ОГЭ по английскому языку?
Введение
Очень многие выпускники девятых классов в 2022 ожидали, что экзамены по выбору отменят точно так же, как в 2020 и 2021 годах, соответственно, откладывали подготовку в «долгий ящик», либо только бегло просматривали КИМы, не углубляясь в предмет и не анализируя материал. Также, некоторые выпускники часто принимают решение сдавать английский язык в качестве экзамена по выбору “в последнюю минуту”, на основании хороших школьных оценок, совсем не осознавая, какая действительно требуется подготовка и уровень знаний для успешного прохождения ГИА. Многие полагают, что высокая школьная оценка в общеобразовательном классе является гарантом хорошего результата и на ОГЭ. Однако, начиная знакомиться с КИМами, открытыми вариантами ОГЭ банка заданий ФИПИ, просматривая различные тренажеры для подготовки, все выпускники неизбежно осознают: английский язык на школьном уроке и задания ОГЭ - совсем разные, требования к уровню знаний значительно выше, чем на стандартном уроке в непрофильном классе. Лексика в текстах для чтения непростая, далеко не всегда можно по контексту понять смысл слова или даже целой фразы, грамматика нелегкая, словообразование непонятное, аудирование бывает запутанным, а также, иностранная речь не всегда бывает четкой. Удивляет выпускников и раздел говорение - необходимо читать без фонетических ошибок и необоснованных пауз, соблюдать фразовые и интонационные контуры, отвечать, соответствуя поставленному вопросу, раскрывая темы и аспекты в полном объеме, и конечно, соблюдать объем монолога. Набранный балл при первом решении тренировочного КИМа может неприятно удивить: даже, если на уроке учащийся вполне хорошо справляется, далеко не всегда ему удается пройти даже порог 29 баллов (из возможных 68).
Распространенная ситуация: учащийся знает язык на уровне Elementary, частично уверенно выполняет задания уровня Pre-Intermediate, однако часто допускает грамматические ошибки, невнимателен, в устной речи сбивается или пытается строить предложения “по-русски”.
Также нередка ситуация, когда педагог и сам не силен в подготовке выпускников именно к формату ОГЭ: особенно, если не сдавал ЕГЭ и ОГЭ сам или ранее не готовил учеников к данным экзаменам.
Как может помочь учитель? С чего начинать подготовку выпускнику? Как пройти порог? Какие материалы, образовательные ресурсы обязательны к изучению и какие помогают в подготовке? Эти и другие вопросы освещены в этой работе.
Практическая значимость: В работе приведен подробный список литературы, УМК, пособий, рабочих листов и электронных ресурсов, которые значительно облегчают работу преподавателю и нравятся обучающимся. Используя данные материалы, у преподавателя больше не будет необходимости искать пособия, учебники и ресурсы, останется только одна задача - объяснять.
В работе акцент сделан не на инструкцию по подготовке на максимальный балл, а именно на помощь слабому выпускнику, либо выпускнику, который начал подготовку к экзамену достаточно поздно.
При написании работы главной опорой являлся личный опыт преподавания в общеобразовательном учреждении и опыт частных занятий. Самые яркие результаты слабых выпускников на ОГЭ 2019 года - с 10 баллов (тест сентябрь) до 35 (итоговый результат экзамена, май) и ОГЭ 2022 года: с 14 баллов (тест декабрь) до 57 (итоговый результат экзамена, май). Основной проблемой в этих случаях являлись: невнимательность, недостаточный объем лексики, незнание правил и последовательностей словообразования, незнание правил написания личного письма, полная неосведомленность в формате ОГЭ.
Ниже представлены самые основные рекомендации и советы, которые помогут выпускнику перешагнуть порог, когда до экзамена осталось максимум 6-7 месяцев, а баллы, набранные при первом тесте существенно меньше нижней границы требуемого.
На первом занятии с выпускником необходимо провести 2 тестирования: 1 по КИМу (например открытый вариант предыдущего или текущего года) и 1 общее - с целью определить реальный уровень знаний обучающегося, выявить его слабые стороны, материал, в котором выпускник «плавает», либо вовсе не знает какие-либо аспекты. Общее тестирование можно составить самому, обязательно включив в него задания:
На времена: группы Simple (отдельно рассматривая предложения с выбором глагола to be); Present и Past Perfect, Present и Past Continuous. Условные предложения 1 и 2 типа. Страдательный залог: Present Simple Passive, Future Simple Passive и Past Simple Passive.
На словообразование: предложения с пропущенными существительными, местоимениями, прилагательными и глаголами
На понимание текста и выбором ответа: true/false. Выпускнику желательно читать текст вслух с переводом, так преподаватель сможет выявить фонетические проблемы и интонационные погрешности, а также оценить уровень словарного запаса
Личное письмо: выпускнику требуется написать электронное письмо по всем правилам оформления.
Аудирование: вариант из КИМа прошлых лет
Говорение: предложить учащемуся высказаться на одну из предложенных тем на выбор, например: каникулы, экология, домашние обязанности, спорт и тд.
Таким образом, преподаватель и выпускник смогут увидеть реальную картину, текущий уровень знаний. В случае если начальное тестирование успешно пройдено на высокий или средний балл и значительных проблем не выявлено, рекомендуется только выполнять КИМы из открытого банка заданий ФИПИ (начиная с зимы, времени их обновления), а до этого - тренировочные варианты, тренажеры, уделяя 2-3 часа в неделю для обучения (всего открытых вариантов около 70).
Однако, в случае, если выпускник неуспешно справляется с предложенными тестированиями, выявлено большое количество ошибок и непонятных грамматических форм, незнание лексики и пробелов, возможно, даже не преодолевает порог - следует немедленно начать усиленную подготовку.
При условии, что ранее школьная программа обучающимся осваивалась на не менее, чем «хорошо», 6-7 месяцев более, чем достаточно, чтобы наверстать упущенное, закрыть пробелы, ознакомиться с форматом, изучить все критерии оценивания, выучить требуемую лексику, научиться писать письмо и, как минимум, преодолеть пороговый балл. От выпускника требуется не менее 4 часов в неделю посвящать подготовке, не считая обычных школьных уроков, на которых также необходимо быть внимательным и сосредоточенным. Более того, такая подготовка станет отличным фундаментом для успешного прохождения ЕГЭ на высокий балл в будущем. Обычно, выпускники, которые выбрали английский язык на ОГЭ, впоследствии сдают и ЕГЭ по английскому.
Ниже предлагается примерный пошаговый план работы с выпускником, не преодолевшим на начальном тестировании минимальный порог или незначительно его превысившим, а также список литературы, УМК, пособий, рабочих листов и электронных ресурсов, которые рекомендуется использовать в работе.
УМК «Solutions» Elementary, Pre-intermediate (Students book, Workbook) 2 и 3 издание
УМК «New English File» (Students book, Workbook)
«English Grammar in Use» 5th Edition. Raymond Murphy
Рабочие листы «Islcollective» по необходимым грамматическим темам https://en.islcollective.com/
LearningApps - interactive learning modules https://learningapps.org/index.php?category=3&subcategory=2423&s= Занимательные онлайн упражнения, викторины, кроссворды на самые разнообразные темы
Тренажер по говорению https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/
Тесты для подготовки к ОГЭ https://englishiseasy.ru/oge/
Открытый банк заданий ФИПИ (актуальные обновленные варианты появляются зимой)
Сборники тренировочных вариантов ОГЭ: Л.М Гудковой, Н.Н.Трубаневой, К.А.Громовой
Тематические тренировочные задания «ЕГЭ 2022. Английский язык. Разделы «Письмо» и «Говорение». К.А.Громова *
«10 уроков по подготовке к ОГЭ» И.Н Агейкина https://teacherswhocare.ru/oge **
Английское словообразование / English Word Formation С.Н.Шидловская ***
Таблица со всеми словами из заданий 29-34 ОГЭ по словообразованию https://vk.com/english_channel_1?w=product-137717397_2696361%2Fquery ****
* - Несмотря на то, что пособие “Тематические тренировочные задания” направлено на подготовку к ЕГЭ, а не ОГЭ, оно также подойдет для занятий, особенно, для углубления словарного запаса и тренировки устной речи. В пособии представлены 10 тематических уроков, именно по темам, требующимся на экзамене, разнообразные задания, от простых к сложным.
** - “ОГЭ по английскому: гайд для преподавателей” и “10 уроков по подготовке к ОГЭ” сложно найти в открытом доступе, могут быть платными. Очень удобно для преподавателя и полезно ученику: лексика, словообразование, говорение, все уроки распределены на 10 самых основных тем (Иностранные языки, карьера, хобби, школа, путешествия и др.), большой объем упражнений. Предлагается не только материал в виде текста, но и ссылки на полезные ресурсы.
*** Прекрасный учебник: теория, доступно и емко, с таблицами, самыми распространенными словами и т.д. Огромное количество упражнений на отработку. Большой плюс: упражнения разбиты по частям речи и есть смешанные. После выполнения упражнений из этого учебника, все ученики отлично разбираются в структуре английского предложения, буквально “видят” недостающие части. Обязательна работа со словарем. Несмотря на то, что в учебнике представлены примеры и упражнения с использованием достаточно высокого уровня лексики, на этапе подготовки ученик, использующий словарь, очень хорошо справляется с заданиями. Повышает общий уровень лексики, в дальнейшем раздел «Словообразование» в КИМах выполняются очень легко. Существенно облегчает дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
**** - Таблица со всеми словами из заданий является платной, однако, при желании, ее можно составить самому. Упомянутая таблица (по ссылке) действительно помогает в работе, ученику остается только выучить.
Примерный план работы поурочно, для выпускника, не справившимся на начальном тестировании с КИМом.
Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты из сборников ученик выполняет дома, самостоятельно, на уроке только разбираются ошибки и трудности, которые у ученика возникли.
1) Глагол to be и его формы: am, is, are, was, were, will be. Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file (4-5 часов)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
2) Местоимения, личные, объектные, притяжательные, указательные Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file (3-4 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
3) Present Simple и Present Continuous. Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (6-8 часов)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
4) Степени сравнения прилагательных, исключения. Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (3-4 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
5) Past Simple. Неправильные глаголы. Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (3-4 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
6) Present Perfect Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (3-4 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
7) Past Continuous. Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (2-3 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
8) Past perfect. Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (2-3 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
9) Future Simple Выполнение грамматических упражнений по solutions, islcollective, new file, Murphy English grammar in use (2-3 часа)
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ/тренировочные варианты: два варианта, задания по аудированию и чтению
10) СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Выполнение грамматических упражнений по учебнику английское словообразование / English Word Formation С.Н.Шидловская по частям речи. (6-8 часов). Ежедневно читать несколько раз “Таблица со всеми словами из заданий 29-34 ОГЭ по словообразованию https://vk.com/english_channel_1?w=product-137717397_2696361%2Fquery “. Слова выучить.
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ: два-три варианта, задания по чтению и словообразованию.
11) ГОВОРЕНИЕ: по пособиям “Тематические тренировочные задания “ЕГЭ 2022. Английский язык. Разделы "Письмо" и "Говорение". К.А. Громовой и материалам “10 уроков по подготовке к ОГЭ” И.Н Агейкиной. Работа над лексикой, устной речью, критерии, распространенные ошибки. Обязателен тренажер с записью голоса «Тренажер по говорению https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/ » (8-10 часов).
+ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ два-три варианта аудио и говорения.
12) ПИСЬМО. Изучить правила написания письма, критерии, распространенные ошибки. (3-4 часа). + САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОМА: Открытые варианты ФИПИ два-три варианта аудио и говорения, письма.
13) Оставшееся время до экзамена посвящаем только решению открытых вариантов ФИПИ полностью, все разделы: говорение, аудирование, чтение, словообразование, письмо. Устную речь тренируем по тренажеру https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/ , дополнительно можно выполнять тесты для подготовки к ОГЭ https://englishiseasy.ru/oge/.
Таким образом, к концу года выпускник сможет уверенно ориентироваться в экзамене по английскому: существенно повысит вокабуляр, научится «видеть» структуру английского предложения, поймет принципы словообразования, закроет пробелы по грамматике, усовершенствует восприятие и понимание речи на слух и разовьет навык говорения на английском языке.
Успехов в работе!