Как помочь обучающимся с нарушениями интеллекта успешно освоить геометрический материал?

14
4
Материал опубликован 30 November 2024 в группе

Как помочь обучающимся с нарушениями интеллекта

успешно освоить геометрический материал?

Автор: Е. А. Бурилова, учитель математики

МКОУ Судайская средняя школа

Математика – один из самых трудных предметов школьной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Наибольшие затруднения у них вызывает материал по геометрии.

Для успешного формирования геометрических представлений мне, как учителю, приходится тщательно продумывать собственную траекторию преподавания. Задача усложняется тем, что детям с нарушениями интеллектуального развития требуется специальное сопровождение со стороны взрослых. Именно поэтому в образовательной деятельности я опираюсь на основы коррекционной педагогики. Обязательно учитываю возрастные и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оказываю необходимую поддержку, хвалю за малейшие успехи.

За годы педагогической практики у меня сложилась система подходов, позволяющих успешно формировать у таких деток геометрические навыки. Представлю ряд наиболее удачных приемов.

Учебный материал объясняю порционно, так как учащиеся данной категории тяжело воспринимают и запоминают новые знания; к тому же быстро забывают изученное. Акцент делаю на многократное закрепление и повторение пройденных тем.

Школьники проявляют интерес к поиску в окружающей среде (кабинет, дом) предметов интерьера в виде прямоугольника, круга, квадрата. С удовольствием распознают геометрическую фигуру по словесному описанию, рисунку или загадке. Строят «зашифрованные» фигуры по опорным точкам. Изучают виды углов по градусной мере с помощью циферблата часов.

t1732958565aa.jpg

В ходе обучения эффективен прием сравнения, сопоставления и противопоставления, а также задачи практической направленности. Пример подобной задачи: Егор Иванович посадил картофель на участке квадратной формы со стороной 12 м. Какова площадь земельного участка?

Для отработки понятия «форма» хорошо зарекомендовала себя техника конструирования. Из пластилиновых элементов и спичек ребята изображают фигуры на плоскости: ломаную, квадрат, треугольник, прямую. Задание постепенно усложняется, и мы переходим к объемным композициям.

t1732958565ab.jpg

В начале этого учебного года ученик 8 класса, используя технику аппликации, создал «Букеты из геометрических фигур» и подарил поделки педагогам в день их профессионального праздника.

t1732958565ac.jpg t1732958565ad.jpg

Другой воспитанник по образцу выполнил аппликационное панно «Моя родная школа». Вот такой замечательный арт-объект у нас получился!

t1732958565ae.gif

Уникальный инструмент в копилке учителя – интерактивная платформа «Учи.ру». Красочный дизайн, оригинальные задания, забавные персонажи, удобный темп положительно влияет на мотивацию учеников. Цифровой ресурс превращает традиционный урок в увлекательный процесс.

Итак, любой преподаватель, обладая арсеналом разнообразных приемов и методов, способен сделать геометрию «доступной» для учащихся с УО. И как результат:

- повышается познавательная активность;

- тренируется наблюдательность, пространственное мышление, логика;

- расширяется кругозор, словарный запас;

- воспитываются практические навыки, самостоятельность, уверенность в себе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Алексеевна, за распространение опыта! Прочитала Вашу публикацию с большим интересом!

30 November 2024

Благодарю, Елена Владимировна! Мне важно было услышать Ваше мнение и других коллег!

30 November 2024

Яркая и интересная разработка! Отличный опыт работы!

30 November 2024

Благодарю Вас, Наталья Федоровна, за высокую оценку представленного мной материала!

30 November 2024