Как помочь обучающимся с нарушениями интеллекта успешно освоить геометрический материал?
Как помочь обучающимся с нарушениями интеллекта
успешно освоить геометрический материал?
Автор: Е. А. Бурилова, учитель математики
МКОУ Судайская средняя школа
Математика – один из самых трудных предметов школьной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Наибольшие затруднения у них вызывает материал по геометрии.
Для успешного формирования геометрических представлений мне, как учителю, приходится тщательно продумывать собственную траекторию преподавания. Задача усложняется тем, что детям с нарушениями интеллектуального развития требуется специальное сопровождение со стороны взрослых. Именно поэтому в образовательной деятельности я опираюсь на основы коррекционной педагогики. Обязательно учитываю возрастные и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оказываю необходимую поддержку, хвалю за малейшие успехи.
За годы педагогической практики у меня сложилась система подходов, позволяющих успешно формировать у таких деток геометрические навыки. Представлю ряд наиболее удачных приемов.
Учебный материал объясняю порционно, так как учащиеся данной категории тяжело воспринимают и запоминают новые знания; к тому же быстро забывают изученное. Акцент делаю на многократное закрепление и повторение пройденных тем.
Школьники проявляют интерес к поиску в окружающей среде (кабинет, дом) предметов интерьера в виде прямоугольника, круга, квадрата. С удовольствием распознают геометрическую фигуру по словесному описанию, рисунку или загадке. Строят «зашифрованные» фигуры по опорным точкам. Изучают виды углов по градусной мере с помощью циферблата часов.
В ходе обучения эффективен прием сравнения, сопоставления и противопоставления, а также задачи практической направленности. Пример подобной задачи: Егор Иванович посадил картофель на участке квадратной формы со стороной 12 м. Какова площадь земельного участка?
Для отработки понятия «форма» хорошо зарекомендовала себя техника конструирования. Из пластилиновых элементов и спичек ребята изображают фигуры на плоскости: ломаную, квадрат, треугольник, прямую. Задание постепенно усложняется, и мы переходим к объемным композициям.
В начале этого учебного года ученик 8 класса, используя технику аппликации, создал «Букеты из геометрических фигур» и подарил поделки педагогам в день их профессионального праздника.
Другой воспитанник по образцу выполнил аппликационное панно «Моя родная школа». Вот такой замечательный арт-объект у нас получился!
Уникальный инструмент в копилке учителя – интерактивная платформа «Учи.ру». Красочный дизайн, оригинальные задания, забавные персонажи, удобный темп положительно влияет на мотивацию учеников. Цифровой ресурс превращает традиционный урок в увлекательный процесс.
Итак, любой преподаватель, обладая арсеналом разнообразных приемов и методов, способен сделать геометрию «доступной» для учащихся с УО. И как результат:
- повышается познавательная активность;
- тренируется наблюдательность, пространственное мышление, логика;
- расширяется кругозор, словарный запас;
- воспитываются практические навыки, самостоятельность, уверенность в себе.
Елена Владимировна
Елена Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Алексеевна