12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Серкова Л.Б.19


Серкова Л.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кармановская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области

Как помочь ребёнку выучить словарные слова?



Словарных слов в процессе развития русского языка с каждым днём становится все больше: теряется связь между словами, которые исторически были родственными; выходят из употребления те слова, которые когда-то были проверочными. Как же запомнить все те слова, которые задают в школе и которые могут пригодиться в жизни? Есть несколько методик запоминания словарных слов. Их использование облегчит жизнь и ученикам, и родителям и педагогам.


С чего начать заучивание слов?

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов. Но не будет лишней эта работа и в других классах.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  3. Определить состав, часть речи.
  4. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  5. Придумать предложения или словосочетания со словом.
  6. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.


Этот алгоритм запоминания словарных слов используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно. Но есть ребята, которым этого не хватает. Или слово попалось какое-то «нехорошее» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много. Причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов». Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым? Стоит обратить внимание, если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

«Шарады». Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова: загадать их и слова, которые являются однокоренными. Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

Не оставит равнодушными ребят и игра «Третий лишний». В эту игру тоже стоит включить словарные слова. Ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, м…тор, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно женского рода, а остальные - мужского.

«Письмо из бутылки». Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

Как дети любят исправлять чьи-то ошибки, да ещё и красной ручкой! Дайте им такую возможность! Пусть ребята побудут корректорами или учителями. Игра «Исправь ошибки» или «Корректор». Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

«Перфокарты» Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике. Учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». Работа и выполняется, и проверяется за считанные минуты. А если обменяться написанными работами и проверить друг у друга, то это ещё интереснее.

«Свой словарный диктант» В качестве домашнего задания предложить придумать свой словарный диктант. Этот вид работы вызывает большой энтузиазм. Можно составить диктант не просто из словарных слов, а из словосочетаний. Сильные ребята могут составить небольшой текст, включающий в себя не менее 10-15 словарных слов.

Составление ребусов и кроссвордов из словарных слов тоже помогает в их запоминании.

Но не всегда всё гладко получается. Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними более серьёзно, используя различные мнемотехники. Например, предложите ребятам собрать разрезанное слово. Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

Игра «Всё наоборот». Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные». Все гласные из слов куда-то убежали! Их срочно нужно восстановить. Ученик получает карточку, на которой написано слово таким образом: «м_рк_вь, к_п_ст_» или текст из таких словарных слов. Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

«Картинки-ассоциации» Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п. Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж по всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени или повесить такие картинки – «запоминалки» в классе.

Следующий метод достаточно сложен. Это запоминание слова по ассоциации и созвучию. Но если ребёнок научится применять этот метод, то он с лёгкостью запомнит многие словарные слова. Начать нужно с простых слов, чтобы ребёнок не испугался «сложного» задания. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИнЕгреТ,

Он не жарен И нЕ греТ.

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Конечно, учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.