Статья «Как помочь ребёнку выучить словарные слова?»
| Серкова Л.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кармановская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области |
Как помочь ребёнку выучить словарные слова?
Словарных слов в процессе развития русского языка с каждым днём становится все больше: теряется связь между словами, которые исторически были родственными; выходят из употребления те слова, которые когда-то были проверочными. Как же запомнить все те слова, которые задают в школе и которые могут пригодиться в жизни? Есть несколько методик запоминания словарных слов. Их использование облегчит жизнь и ученикам, и родителям и педагогам.
С чего начать заучивание слов?
Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов. Но не будет лишней эта работа и в других классах.
- Прочитать слово по слогам.
- Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
- Определить состав, часть речи.
- Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
- Придумать предложения или словосочетания со словом.
- Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.
Этот алгоритм запоминания словарных слов используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно. Но есть ребята, которым этого не хватает. Или слово попалось какое-то «нехорошее» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много. Причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.
«Дерево слов». Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым? Стоит обратить внимание, если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.
«Шарады». Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова: загадать их и слова, которые являются однокоренными. Например, запоминается слово «шёл».
Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».
Не оставит равнодушными ребят и игра «Третий лишний». В эту игру тоже стоит включить словарные слова. Ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:
К..рандаш, м…тор, м...рковь
Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно женского рода, а остальные - мужского.
«Письмо из бутылки». Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.
Как дети любят исправлять чьи-то ошибки, да ещё и красной ручкой! Дайте им такую возможность! Пусть ребята побудут корректорами или учителями. Игра «Исправь ошибки» или «Корректор». Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.
«Перфокарты» Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике. Учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». Работа и выполняется, и проверяется за считанные минуты. А если обменяться написанными работами и проверить друг у друга, то это ещё интереснее.
«Свой словарный диктант» В качестве домашнего задания предложить придумать свой словарный диктант. Этот вид работы вызывает большой энтузиазм. Можно составить диктант не просто из словарных слов, а из словосочетаний. Сильные ребята могут составить небольшой текст, включающий в себя не менее 10-15 словарных слов.
Составление ребусов и кроссвордов из словарных слов тоже помогает в их запоминании.
Но не всегда всё гладко получается. Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними более серьёзно, используя различные мнемотехники. Например, предложите ребятам собрать разрезанное слово. Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.
Игра «Всё наоборот». Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.
Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.
«Беглые гласные». Все гласные из слов куда-то убежали! Их срочно нужно восстановить. Ученик получает карточку, на которой написано слово таким образом: «м_рк_вь, к_п_ст_» или текст из таких словарных слов. Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».
«Картинки-ассоциации» Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п. Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж по всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени или повесить такие картинки – «запоминалки» в классе.
Следующий метод достаточно сложен. Это запоминание слова по ассоциации и созвучию. Но если ребёнок научится применять этот метод, то он с лёгкостью запомнит многие словарные слова. Начать нужно с простых слов, чтобы ребёнок не испугался «сложного» задания. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:
Приготовим вИнЕгреТ,
Он не жарен И нЕ греТ.
Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».
Конечно, учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!