Как познакомить младших школьников с алгебраическими способами решения задач
КАК ПОЗНАКОМИТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АЛГЕБРАИЧЕСКИМИ СПОСОБАМИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Каких бы образовательных концепций учитель начальной школы не придерживался, по каким бы программам и учебникам не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить детей решать задачи.
Учитывая, что понятие «задача» может трактоваться широко, далее речь пойдет о решении математических методах решения задачалгебраическими способами. В курсе математики начальной школы предусмотрено специальное обучение учащихся этому умению.
Анализ литературы (М.А. Бантова, М.И. Моро, С.Е. Царева, Л.М.Фридман и др.) показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов. Каждый этап требует своего методического решения. Многие авторы (С.Е. Царева, Л.М.Фридман, П.Б.Эрдниев, М.А. Бантова) обращают особое внимание на последний этап - работе с задачей после её решения. Часто предлагается использовать такой приём работы, как составление и преобразование задачи. Многие авторы (Н.Б.Истомина, М.И. Моро, С.Е.Царева) считают, что в процессе составления задач ученики начинают осознавать не только задачную ситуацию, не только связи между величинами, но и сам процесс решения задачи.
Автор учебников математики для начальной школы Н.Б.Истомина выделяет 4 основных способа решения текстовых задач:
Практический, арифметический, алгебраический, графический.
Сущность алгебраического способа покажем на решении следующей задачи: «В гараже стояло 10 машин. После того, как несколько машин уехало, осталось 6. Сколько машин уехало из гаража?» Пусть х – уехавшие машины. Тогда количество всех машин можно записать выражением:
6+х–все машины. По условию задачи известно, что всего в гараже стояло 10 машин. Значит: 6 + х = 10, х =4
При алгебраическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения.
Первый русский учебник по математике для младших школьников Л.Ф.Магницкого «Арифметика» 1703 года содержал почти все задачи, которые на сегодняшний день имеются в учебниках математики 1-4 классы. Однако для большинства школьников решение задач является весьма проблемной частью математики.
По книге «Математика для младших школьников» Н.Б. Истоминой возможно рассмотрение только двух аспекта термина «решение задачи»:
решение задачи –
• решение как результат (число, ответ);
• решение как процесс нахождения ответа.
Учитель зачастую подменяет работу по поиску разных способов решения одной задачи решением нескольких задач. Однако такое умение указывает на достаточно высокое умственное и математическое развитиеребенка. С.Е. Царева отмечает, что использование метода поиска нового способа решения является основным средством развития познавательного интереса младших школьников.
В зависимости от выбора неизвестного для обозначения буквой, от хода рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В этом случае можно говорить о различных алгебраических решениях этой задачи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.https://nauchforum.ru/studconf/gum/xliii/19270