Методический семинар «Системно-деятельностный подход в обучении решению задач младших школьников»

1
0
Материал опубликован 21 November 2019 в группе


- деятельностный подход в обучении решению задач"
PPTX / 6.89 Мб

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов МОУ – СОШ № 4 города Маркса

Родина Лариса Викторовна

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.

Антуан де Сент-Экзюпери

ФГОС ставит перед учителями новые задачи: развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного общества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам и умение применить на практике.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи, развивать способности детей к самообразованию. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.

Я сегодня остановлюсь на проблеме решения задач в начальной школе и поделюсь своим опытом работы по данному вопросу.

Почему самой важной на уроке математики считаю работу над задачей? В наше время от человека требуется умение анализировать, сопоставлять, рассуждать, находить различные способы решения выхода из сложившейся ситуации. И школьные задачи готовят человека к взрослой жизни. Решение задач один из труднейших разделов обучения математике. Оно требует не просто отработки навыков определенных математических действий, но и высокого уровня развития интеллекта учащихся.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся.

Деятельностный подход позволяет осознать, что задачи, должны возникать из проблемных ситуаций в различных предметных областях.

Например,

Предлагается условие: Два грузовика одновременно начали движение. Скорость первого 76 км/час, скорость второго 69 км/час. Какое расстояние будет между грузовиками через 4 часа?

Возникает проблема. Неизвестно в каком направлении движутся объекты. От этой информации полностью зависит весь исход задачи, и у ребят есть возможность самим определиться с этим данным. Если грузовики движутся навстречу друг другу из разных городов – это один ход решения, если они движутся из одного города, но в разных направлениях – это другой ход решения. А если они движутся в одном направлении из одного пункта, то это третий путь решения. И у детей есть возможность дополнить задачу и решить, и можно рассмотреть все случаи, и убедиться, что каждый раз будут получены совершенно новые ответы. Вот такая деятельность принесёт гораздо больше пользы для эмоционального и умственного развития детей, нежели работа над задачей, в которой все данные на месте, ход решения понятен и отработан и совершенно отсутствуют разные варианты ответов.

Если на уроках математики систематически применять разнообразные формы работы при обучении решению задач, то уровень умения решать текстовые задачи повысится.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения следующих форм работы над задачей:

- Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

- Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

- Самостоятельное составление задач учащимися. Если ученик может самостоятельно составить задачу, то он обязательно её решит.

- Решение задач с недостающими или лишними данными.

- Изменение вопроса задачи.

- Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

- Нахождение «лишнего» данного, «лишнего» вопроса (или наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.)

- Составление аналогичной задачи с измененными данными.

- Решение обратных задач.

В процессе урока учитель совместно с детьми формулирует тему урока, и они все вместе в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у ребят развивается мотивация к успеху. Ученики моего класса , выполнив задание у доски или с места, оценивают свою работу с помощью специальных фраз:

Какова была цель задания?

Удалось получить результат? (Решение, ответ)

Правильно или с ошибкой?

Самостоятельно или с чьей-то помощью?


Рефлексия такого уровня эффективно помогает учащимся овладеть

технологией самооценивания и взаимооценивания.

В век информационных технологий, конечно, нельзя обойтись без электронных ресурсов, да и хотелось бы использовать интерес ребят к компьютерным играм с пользой. Так на своём сайте, я разместила задания, где ребята с помощью on-line теста решают задачи, выбирают правильное решение, и сразу же проверяют себя, получив отметку. Это тоже повышает интерес к решению задач.

Большой интерес у ребят вызывает работа на Образовательном портале для интерактивного обучения детей Учи.ру. Ребята с большим удовольствием участвуют во всех олимпиадах по предметам «Заврики», «Плюс», «Дино», «Bricsmath.com». Мои ученики с удовольствием выполняли задания блицтурниров по логике «Крестики-нолики», «В стране Знаний», «Всезнайки», проводимые Центром дистанционных мероприятий «Фактор роста».

В своей работе я также использую электронную форму учебников, представленных образовательной платформой LECTA, что помогает мне организовать работу на уроках математики по отработке вычислительных навыков с автоматической проверкой и тестированием.

Важным показателем моей работы являются результаты Всероссийской проверочной работы, которые показали, что ребята успешно справились с заданиями по математике:

13 учеников выполнили задания на «5»;

11 учеников выполнили задания на «4»;

1 ученик на «3».

Название предмета

Доля, подтвердивших результаты

1

Русский язык

87%

2

Математика

72%

3

Окружающий мир

84%

Средний по предметам

81 %


Результат входной диагностики


4 «Б» класс

2017 – 2018 учебный год

Входная диагностика 5 «Б» класс 2018 – 2019 учебный год

Успеваемость

100%

100%

Качество знаний

88 %

89%


Независимое компьютерное тестирование по математике, проведённое в 5 «Б» классе, показало, что мои ученики, нынешние пятиклассники справились в среднем на 71,7 балла, при этом средний балл по России 61,6 балла.

Таким образом, делаю вывод, что системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка, помогает формировать такие логические операции как умение анализировать, осуществлять сравнение, выделять общее и различное и коммуникативные умения.

           Радость от урока, удовлетворение, когда у тебя всё получается, положительные эмоции от своей работы – всё это только повышает интерес к познанию, проявляет желание выполнить работу, проверить свои знания, оценить себя и ощутить свою значимость.









         



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.