12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голохова Светлана Леонидовна128
Россия, Московская обл., Одинцово
2

Как правильно преподнести сказку, чтобы было интересно.

Как правильно преподнести сказку, чтобы было интересно.

Что такое сказка? Давайте разберемся.

Сказка – это то, что еще народ придумывал в старину. Всякую быль и небылицы, но в них была народная мудрость, которая передавалась из поколения в поколение.  «Сказка – это родник мудрости, что бьется из уст людей».
Дети с детства слышат сказки. Они воспитываются на них. Сказки учат доброте, честности, смелости. Отрицают зло и несправедливость. Сказка у ребенка вызывает сочувствие к героям, которых обидели, и радость за их удачу. Это формирует у детей гражданственность с самого детства. Сказка – это одно из средств, которое воспитывает ребенка.

Немало педагогов изучали воспитательную роль родной сказки. Это были: З.А.Гриценко, Е.И.Тихеева,Л.Б.Фесюкова, Л.П.Стрелкова, А.Г.Кучерявый и др. Все они при помощи наблюдений и исследований доказали, что сказки обогащают ребенка духовно, развивают воображение, творческое мышление, логику, речь - как диалогическую, так и монологическую. А также участвует в умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей.
Есть множество сказок, которые помогут детям узнать окружающий мир. Сказки о природе дают знания о жизни и условиях существования животных и птиц, о растениях, о взаимосвязи в природе.

Очень легко и доступно об этом расскажут экологические сказки.
Так же важно правильно рассказывать или даже прочитывать сказки и рассказы. Произведения должны помогать малышам лучше представить как выглядят герои, как они справляются с трудностями, их переживания и вместе с ними переживать. Так как дети еще не умеют читать, то художественное слово воспринимают через прочтение взрослого.

М.К.Боголюбская и В.В.Шевченко описали основные приемы, которыми в совершенстве должен владеть читающий.

Основной тон - основное звучание художественного произведения; он является как фоном, на котором чтец (рассказчик) рисует отдельные картины, события, героев этих событий. Основной тон звучания может иметь такие оттенки: торжественный, спокойный, радостный, грустный.


Интонации - смысловая, эмоциональная окраска речи; это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы. По своему характеру интонации бывают разнообразные: веселые и грустные, лукавые и простодушные, ласковые и злобные, уважительные и презрительные, вопросительные и утвердительные, задорные, энергичные, ленивые и пр. для различной интонационной окраски речи используются следующие элементы: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр.

Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении, которая в то же время является средством раскрытия смысла текста произведения.

При чтении текста применяются три вида пауз: логические, психологические и стиховые. Логические паузы – остановки между группами слов, связанных между собой по смыслу, являются средством осмысленной подачи текста. Психологические паузы - остановки, которые усиливают, выявляют психологическое значение фразы, отрывка; они мотивируются душевным состоянием чтеца. Такая пауза может и не совпадать со знаком препинания; используется как средство эмоционального воздействия на слушателей. Стиховые паузы ставятся в конце стихотворной строки, благодаря им поддерживается стихотворный ритм. Особенность этих пауз в том, что они имеют урегулированный характер, снижаясь к концу каждого стихотворного отрезка и подкрепляясь конечной стиховой паузой.

Речевой такт – это отрезок речи между двумя паузами, состоящий из одного или несколько слов, тесно связанных между собой по смыслу. Логические паузы, так же как логические ударения, придают фразе стройность, свидетельствуют о логичности мыслей говорящего.
Общая длительность пауз зависит также от темпа речи. Ускорение темпа речи укорачивает длительность пауз, замедление – укорачивает их.
Темп речи предает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Темп речи зависит от характера содержания произведения. Общее правило – текст читается в умеренном темпе (особенно важно при чтении детям дошкольного возраста, обладающим замедленным восприятием). На фоне умеренного темпа исполнения могут быть использованы разнообразные его оттенки: быстрый, медленный темп речи. Конец художественного текста, последняя стихотворная строка или последнее предложение в прозаичном произведении всегда подаются в темповом замедлении, то есть слова читаются с постепенным замедлением. Таким образам создается слуховое впечатление конца произведения.

Сила голоса – это его звучность, умение им управлять; давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот, от тихого к громкому. В соответствии с содержанием текста то увеличивают, то уменьшают силу голоса. Так, радость, восторг выражаются громко, и, наоборот, грусть, сильный драматический момент делают уместным использование более тихого голоса.

Чтец должен хорошо подготовиться. Прочитать заранее текст. При прочтении использовать мимику, ярче давать образы, исполнять роли эмоционально. Обязательно смотреть на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними.

Из моих наблюдений видно, что у детей начал падать интерес к сказкам. Многие слушают без интереса, и не помнят даже о чем шла речь в сказке. Не могут понять отношений героев и дать им оценку. А родители из-за большой загруженности работой, стали меньше уделять времени прочтению книг.  Дети чаще стали играть в гаджеты. Отсюда следует вывод, что нужно в детском саду стараться чаще обращаться к сказкам, заинтересовывать детей произведениями.

Мы с детьми в свободное время много читали сказок, пересказывали их, рисовали иллюстрации к сказкам. Но так, как главным для детей в детском саду остается воспитатель, то он должен направлять детей в нужное русло. И вот, мы пошли дальше. Начали с детьми сочинять свои сказки - малышки и рисовать к ним иллюстрации.

Мы начинали с придумывания названия сказки, героев. Решали какие они будут - добрые или злые. Их внешний вид, настроение. Затем мы набрасывали план.

-как назовем сказку?

-как начнем?

-какой момент самый интересный?

-чем закончится сказка?


Все дети предлагали свои варианты. Это очень их увлекало.  А еще мы рисовали иллюстрации к ней. Затем печатали на компьютере и предоставляли на обозрение родителей, чтобы хоть немного присоединить к этой идее. А также предлагалось детям и родителям перед сном немного пофантазировать и сочинить свою мини - сказку. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти свой, более оригинальный. Ребенок должен научиться рассуждать о том, что может произойти, как герой к этому отнесется.
По приходу в детский сад дети по желанию рассказывали свои сказки всем остальным.
Я заметила, что у детей улучшилась монологическая речь, воображение, внимание. Дети самостоятельно начали передавать свои мысли и фантазии.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Шуткова Татьяна Михайловна, 28.03.23 в 07:29 0Ответить Пожаловаться
Исправьте публикацию, идёт дублирование текста
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.