Применение технологий «Как сделать урок событием жизни ученика? Приемы и методы, формирующие УУД ученика на разных этапах урока»
Как сделать урок событием жизни ученика?
Приемы и методы, формирующие УУД ученика на разных этапах урока.
Фальгот Любовь Викторовна,
учитель химии и биологии
МБОУ ООШ №16
Хилокского района
Забайкальского края
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать физические и химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую, физическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Я захотела найти способ перейти от изучения физики, химии «по расписанию» к изучению этих предметов «по желанию». Один из принципов звучит так «Исходи из интересов собеседника». Моим «собеседникам» не очень нравилось учить сущие законы и формулы, решать задачи, выполнять упражнения, при этом они находятся в своем созитивном возрасте формирования ряда компетенций, упускать которые я не имела права. И моя цель очевидна: опираясь на их интересы, добиться реализования…, стать педагогом, у которого дети хотят учиться. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов и др.
Изучив и проработав методическую литературу, я проанализировала существующие современные педагогические технологии, использую в своей педагогической деятельности.
Я бы хотела поделиться некоторыми приемами ТПД, игрового, исследовательского обучения, которые я использую для того, чтобы сделать урок запоминающимся для ученика.
1 этап Мотивационный
На первом этапе урока я использую такие приемы, как эксперимент, игровые моменты, проблемные ситуации. Я для себя провела исследовательскую работу: Как через проблемную ситуацию идет процесс формирования новых знаний.
Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом.
Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.
Дети. Они в любом возрасте дети. А дети любят играть. Зачем нужны игры? (для развития, от удивления до желания понять). И это тоже познавательная деятельность. Но у каждой игры есть свои правила, и мне захотелось, чтобы дети, играя по моим правилам, приходили к открыванию законов. Им хочется себя показать, что- то для себя доказать.
Приемы «игрового» обучения: «Найди ошибку»
«Перевертыши», прием «Черный ящик» Люблю передачу «Что?Где?Когда?» и возникла идея перенести «Черный ящик» в урок, причем как оказалось, это стало уместно практически на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике»
Тема: «Железо и его соединения» 9 класс, форма: загадка.
Учитель: в черном ящике «тема урока»
Этот металл
На Землю метеоритом упал,
Из руды его человек получает,
В сталь и чугун превращает.
Что в «Черном ящике»? – Железо (может быть железный гвоздь) Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),
применение (4), ну и ученики сами добавляют и химические свойства.
Тема: «Алюминий: строение, свойства, получение, применение» 9 класс,
форма: использование интересные фактов из истории.
Учитель: он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота. а уже
в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке НАПОЛЕОН III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки.
- в настоящее время посуда из этого металла так доступна, что вы только что использовали ее в столовой (алюминиевая ложка в черном ящике) и опять же выход на тему, цели и задачи урока.
Тема «Бинарные соединения» 8 класс; форма: выполнение упражнения
Какой продукт я куплю в магазине, если его химическое название:
Оксид водорода с оксидом углерода (IV). Обучающиеся пишут две формулы, видят воду и углекислый газ, и ответ в «черном ящике»: газированная вода.
А какие еще игры могут быть на уроках химии, физики? Конечно, это эксперимент. Например, этот эксперимент вам хорошо знаком, но детей 7 класса он удивляет и поражает. Итак, я предлагаю ученикам 3 сосуда (С холодной водой, с теплой и горячей) « Опустите руку в 1 сосуд, вторую руку – во второй сосуд, а теперь обе руки опустите в 3 сосуд. Скажите, какая температура в среднем сосуде?» Вывод: все в мире относительно. Значит, наш с вами мир не так уж очевиден, а значит, его интересно изучить. Но, вы знаете, возможно, половина класса придет домой и обязательно попробует его сделать( показать маме, сестре). Ученик дома живет моим уроком. И главное, в этот день урок физики в его жизни станет событием.
В современной литературе есть множество определений «образовательное событие», но я для себя предпочитаю понимать его так:
Сотрудничество ( как совместный труд)
С обытие Сопереживание (как совместно прожитые эмоции)
Событие (как совместное бытие)
Но, все- таки, урок – это процесс, направленный на выполнение определенного результата, а событие имеет непредсказуемый результат, поэтому на уроках его нужно использовать осторожно, как мини-событие.
Познавательные методы мотивации:
1 - опора на жизненный опыт,
2 -познавательный интерес,
3 - “мозговая атака”,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - создание проблемной ситуации
Пример: не объявляя темы урока, я вызываю 1 ученика. Прошу подкинуть 1 теннисный мячик вверх и поймать его в отрезанную бутылку, затем поймать 2 мяч, не убирая 1 мячик из бутылки. Я напоминаю, что тему я не объявляла, Естественно, что по законам физики у ребят это не получается (как раз по причине инерции). Они сами догадываются о теме, мы продолжаем урок, но… какое желание возникло у вас? (попробовать). Они снова живут моим уроком! В применении экспериментов нам важно добиться не только запоминания, а понимания физических и химических законов.
Я для себя провела исследовательскую работу: Как через проблемную ситуацию идет процесс формирования новых знаний. На своих уроках я применяю технологию проблемного диалога. Ее можно применять на различных этапах урока. Это технология, которая способна реализовать стандарт и достичь тех результатов, которые прописаны в стандарте, так как при этой технологии обучения идет совместная деятельность учителя и учащихся на протяжении всего урока.
Также на первом этапе я применяю такие методы и приемы ТПД, как «Яркое пятно», прием «актуальность» (Сообщение темы с мотивирующим приемом)
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Мотивирующий прием – готовая или интригующая информация. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно»- это может быть ребус, видеосюжет, легенда, мультфильм, загадка. картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из жизни. Примеры: Тема: «ТЭД» опыт по исследованию электропроводимости воды, сухой соли, раствора соли в воде. Данные опыты достаточно ярко демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес.
Например, урок по теме «Неметаллы»
Анализ |
Учитель |
Ученик |
Формирвание УУД |
«Яркое пятно» в форме загадок |
1. Нахожусь, друзья, везде:В минералах и в воде.Без меня вы как без рук:Нет меня - огонь потух. 2. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете.Превращаясь в легкий гелий,Зажигаю Солнце в небе. 3. Нрав у газа, ох, непрост!Много жизней он унес,А сейчас нам помогает,От микробов защищает. Что общего у всех этих химических элементов? |
кислород водород хлор
Все они являются неметаллами? |
Познавательные - анализ, формулирование проблемы Регулятивные – прогнозирование Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Тема |
Значит, какая сегодня тема урока? |
Неметаллы (Тема). |
|
Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
Прием яркое пятно. Фрагмент урока химии в 8-м классе по теме «Получение кислорода»
Учитель: К нам на урок попал исторический документ, в котором зашифрована таинственная история (зачитывает)о кислороде
А история простая…
Один учёный как-то раз,
Оксид какой-то нагревая, Обнаружил странный газ –
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нём горит свеча,
А не вреден ль для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит.
Наш учёный быстро пишет:
Воздух делится на части(эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья
Закружилась голова.
Проанализируйте? Этот документ. О чём он? Верно! Тема нашего урока – история открытия кислорода.
Примером могут быть проблемная ситуация
2 этап Этап открытия новых знаний.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.(проблемная ситуация на первом этапе урока) Поиск решения – это этап формирования нового знания по предмету, который осуществляется в форме диалога.
На этом этапе я включаю работу с проблемной ситуацией, где поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Сравнительная характеристика диалогов.
|
Побуждающий |
Подводящий |
Струк- |
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика |
система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли |
Приз- |
-мысль ученика делает скачок к неизвестному |
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика |
Резуль- |
развитие творческих способностей |
развитие логического мышления |
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Сначала учитель создаёт проблемную ситуацию- противоречие, а затем специальными репликами помогает учащимся осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е.обеспечивает открытие путём проб и ошибок.
В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога
Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.
Технология проблемного диалога рассматривает несколько разных приёмов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приёма собственный текст диалога.
Существует несколько приемов создания проблемной ситуации. Даем проблемную ситуацию, т.е. вводим противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Реакции детей на проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». На уроке в 8 классе по теме реакции обмена, предлагаю учащимся определить типы химических реакций, где один тип еще не изучали.( с затруднением). При отсутствии знаний по новой теме, у обучающихся может быть много вариантов решений.
Далее организую с классом побуждающий диалог.
Например:
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?- Какой возникает вопрос? или какая будет тема урока?»
Учащиеся формулируют тему урока, определяют цели, ставят задачи и приступают к решению проблемы.
Тема: «Оксиды углерода» 9 класс. (с удивлением)
В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. В этом случае эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы
Изучая основы технологии проблемно- диалогического обучения, я накопила методический материал к урокам.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?
Пример: Учитель: К какому классу относятся CO2 , SiO2 ?
Ученики: Оксиды
Учитель: Определите группу и положение элементов в ПСХЭ, с.о. (предъявление 1 факта)
Ученики: неметаллы, 4группа, с.о. +4
Учитель: Какое агрегатное состояние имеют вещества?( предъявление 2 факта)
Ученики: CO2 -газ, SiO2 – твердое вещество ( возникновение проблемной ситуации)
Учитель: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Ученики: Неметаллы и их оксиды похожи по составу и строению атома неметалла, но имеют разные физические свойства (осознание противоречия)
Учитель: Какой возникает вопрос? ( побуждение к формулированию проблемы)
Ученики: Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния? ( учебная проблема как вопрос)
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников
класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Пример2. Тема «Амфотерные соединения» Учитель задает вопрос: Какие свойства проявляет вещество общего состава Н 2Zn O2 ? Ученики дают свои
ответы (основные, кислотные). Показываю опыт по взаимодействию вещества с кислотой и основанием ( реакция идет в обоих случаях). Оказывается вещество проявляет основные и кислотные свойства.
( предъявление научного факта, возникает проблемная ситуация). Учитель:Какое было мнение о свойствах?А что оказалось? ( побуждение к осознанию противоречия) Ученики: Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия) Учитель:Такое явление называется амфотерностью. Что будем изучать на данном уроке? ( побуждение к формулированию проблемы) Ученики обозначают учебную проблема как тему урока – «Амфотерные свойства соединений».
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Пример 3. Тема: «Гидролиз солей» На вопрос учителя «Какую среду будут иметь соли?» ученики дают ошибочный ответ: «соленую». Тогда учитель может показать опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду (предъявление научного факта). Здесь возникает проблемная ситуация.
Учитель: Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия),ученикам очень сложно ответить( осознание противоречия).Учитель: Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы). В данном случае выставляется учебная проблема как тема урока.
На внеклассном занятии проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом. (любите ли вы сладкое? Это полезно для организма? Посмотрите на упаковки от продуктов. Что вы скажете о составе? Что вы сказали вначале? А что оказывается на самом деле?
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Пример 4 Тема: « Элементы VI группы» Учитель дает практическое задание определить степени окисления по положению в ПСХЭ у О и S, задает вопрос: Какова с.о. S в формулах SO2 и SO3 ? ( +4,+6). Учитель: В атомах О и S строение внешнего электронного слоя одинаково. Почему О не проявляет аналогичные степени окисления? ( побуждение к осознанию противоречия). Возникает проблемная ситуация, происходит осознание детьми противоречия. Учитель: Какой вопрос возникает?( побуждение к формулированию проблемы). Откуда берутся валентные электроны ( учебная проблема как вопрос).
При подведении итога урока школьники отвечают на вопросы:
Какая была проблема? Какой ответ (решение нашли)? Чья версия подтвердилась?
При изучении темы «Соединения алюминия» (9 класс) у читель показывает опыт по получению гидроксида алюминия двумя способами:
1) к хлориду алюминия приливает щелочь (осадок появляется и тут же исчезает)
2) к щелочи приливает раствор хлорида алюминия (осадок появляется и не исчезает) ( предъявление научного факта). Возникает проблемная ситуация
Всегда ли в химии соблюдается математическое правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется»? ученики видят, что результат разный. - Какое было мнение о соблюдении правила?( побуждение к осознанию противоречия, осознание противоречия).Ставится учебная проблема как вопрос.
Прием 5 Проблемная ситуация, основанная на практическом задании, невыполнимым вообще ( Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?)
Пример: Тема :Теория химического строения. Проблема:
Состав органических соединений C2 H6, C3 H8, C4 H10. Какова валентность углерода в них? (Обычные представления о валентности приходят в противоречие с составом соединений)
А как практические задания
На первых практических работах у учащихся нельзя не заметить их удивление, восторг. Пр р «Строение пламени». У ученика останутся впечатления, опытным путем увидит, что самая горячая часть- это верхняя зона.
3 этап Заключительный
На этом этапе я применяю такие методы и приемы, как «Мозговой штурм» (метод проблемного обучения), игровые приемы, задачи с жизненным опытом, задания практического проблемного характера, кейс-методы.
1)Я использую прием нестандартной постановки вопроса. Например, после объяснения темы «Коррозия металлов» предлагаю учащимся обсудить следующие вопросы: Какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия: «Серебряная птица»- вся из алюминия с сияющими медными заклепками или «Огнедышащий дракон» - вся из меди, с новенькими алюминиевыми заклепками? Почему долго не портятся консервы в железных банках? ( а можно применить этот метод как постановку проблемы на начальном этапе и на заключительном вернуться к этим же вопросам)
2)Показ двойственности свойств у соединений (например: верите ли вы, что вода может быть и кислотой и основанием? ).
3) Предложение решить экспериментальную задачу (например: разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилось только «…рная кислота». Как определить что за кислота в бутыли?).
4) Решение нестандартных химических задач (на анализ смеси, логические) (например, почему в азотной кислоте степень окисления равна +5, а валентность 4? Быть может это ошибка? Валентность азота равна 5! А дети знают, что валентность азота – 5. И в самом деле, какова валентность азота в азотной кислоте?).
5) Напоминание учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний (например, при обработке раны 3-ным раствором перекиси водорода наблюдается вспенивание. В чем причина этого явления?).
В становлении познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения, сравнивать, анализировать, обобщать.
И последняя область, где необходим событийный подход, это выполнение домашнего задания, здесь полностью исключена роль учителя. Я задаю дом задание, а интересно ли оно ребенку, полезно или нужно только мне? Много вариантов дз (это и тестовые, дифференцированные задания, и сообщения, задачи, презентации идр.) Я остановлюсь на домашнем эксперименте. Ученики получают задание, снимают и приносят на урок (в виде фото и видео). Но, чтобы принести это видеоматериал, они обработают учебный материал, пропустят через свою душу. Пока они снимают дубли, они выучат теорию. Что такое для подростка подобного рода фильм? Представьте: сценарист- он, режиссер – он, в главной роли- тоже он. Кто в роли оператора? Мама. Такая форма работы(поддержка мамы) приводит к укреплению внутрисемейных отношений. Существует связь: У-У-Р. А как важно для нас с вами чувствовать поддержку близких, чего нам часто не хватает, несмотря на то, что мы – взрослые люди. А в жизни ребенка поддержка взрослого может оказаться определяющей.
Результаты применения технологии
Результатом применения данных приемов и методов является развитие творческих способностей, мышления, познавательного интереса, повышение интереса к урокам химии, физики.Воспитывает активную личность;
Заключение Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
Любите своих детей, верьте в них, дарите им добро, тогда у нас с вами все получится.
Спасибо вам за сотрудничество, содействие и сопереживание. Мое выступление для меня стало Событием. Надеюсь, вы со мной согласны.