Урок словесности в 5 классе «Как слово наше отзовётся?»
Урок словесности в 5 классе
Тема: «Как слово наше отзовётся?»
Цель: осознание значения, роли и свойства слова в жизни человека; формирование у учащихся чувства слова, отношения к языку как к орудию мышления и языкового общения; привитие чувства любви к родному языку, являющему неотъемлемой частью отечественной культуры; воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как добро, милосердие, забота и помощь.
Задачи:
познавательные:
- углубление знаний учащихся о лексическом значении слова,
- умение извлекать информацию, представленную в разных источниках;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- умение проводить самооценку;
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
- развитие умения слушать и понимать других,
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
регулятивные:
- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалами,
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Ход урока
I. Организационный (мотивационный) этап.
Учитель:
– Сегодняшний урок мне хотелось бы начать стихотворением В.Солоухина:
«Здравствуйте!» –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были сами незнакомы!
«Здравствуйте!» –
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Размышления детей: от слова "здравствуйте" мир становится радостнее, добрее.
II. Целеполагание.
Учитель подводит детей к формулировке темы и цели урока.
Учитель:
– Дети, задумывались ли вы над значением слова "благодать". Какие слова ассоциируются с этим словом?
Из ответов детей: прекрасное, добро, покой, красота природы.
Читаем четверостишие Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
III. Актуализация знаний.
Портрет слова "благодать".
Обращаемся к словарю Ожегова: знакомимся со словарной статьёй «Благодать». Читаем об этом слове в пособии «Родное слово»:
«Благодать в православной культуре слово особенное. Благодать – это дар Божий человеку».
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
1. Творческая работа.
Учитель:
– Продолжите предложение: «Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром…». И снова звучит слово дар. Каким даром обладает человек?
Дети предлагают: разумом, чувством, языком.
«Из них только человек обладает даром речи, даром слова». (Л. Успенский).
Учитель:
– Слово? Какое оно? С какими прилагательными ассоциируется?
Ответы: слово – доброе, злое, родное, вежливое, грубое.
2. Просмотр видео «О слове добром и злом. Макарий Великий»
http://www.radostmoya.ru/project/dobroe_slovo/video/?watch=o_slove_dobrom_i_zlom
Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: “Куда бежишь, демон?” Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: “Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!” Жрец был удивлен (приём «Стоп») приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: “Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми”.
3. Во время просмотра использую приём «Стоп». Предлагаю учащимся продолжить притчу. (Творческую работу дети выполняют в группах).
Далее следует просмотр видео и обсуждение.
– Сравните обращение ученика и Макария к жрецу.
Из ответов детей: ученик называет жреца демоном, не здороваясь с ним. Макарий же приветствовал жреца словами: “Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!” Слова «здравствуй, трудолюбец» подействовали на душу и сердце жреца.
Доброе слово Макария так подействовало на жреца, что он принимает христианскую веру.
4. Просмотр видео «Человек с протянутой рукой…»
– К кому протянула рука нищего?
Из ответов детей: к людям, к нам.
Как бы вы обратились к нищему?
Ответы детей: дедушка, дяденька, бабушка, вы.
5. Работа над стихотворением в прозе И.С.Тургенева "Нищий"
– Сейчас мы обратимся к стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Нищий». «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» – обращался писатель к читателям.
Чтение стихотворение в прозе «Нищий».
Что «заронило» в ваши души стихотворение Тургенева?
Из размышлений учеников: меня потрясло то, что герой в нищем увидел человека; меня поразило то, что лирический герой просит прощение у нищего.
Учитель:
– Дети, а как обращается лирический герой к нищему.
Ответы: он называет его словом брат.
– А кого можно назвать братом?
– Близкого, родного человека. Человека, который тебе дорог.
Учитель:
– Какие на ваш взгляд выражения являются ключевыми в этом произведении?
– «…я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» «Не взыщи, брат…»
Рассуждаем: слово (брат) и деяние (рукопожатие) символизируют братство, единение людей: перед Богом все люди равны.
Слово сродни поступку. Подаянием стало слово "брат" – и нищий почувствовал себя человеком.
V. Рефлексия. Подведения итогов занятия.
Учитель:
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти», – так писал Л. Н. Толстой.
У поэта В.С. Шефнера есть такие поэтические строки:
«Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…»
Слова Л.Н.Толстого и В.С.Шефнер имеют глубокий смысл. Подумайте над этими высказываниями. Какие слова вы считаете ключевыми?
– «словом можно соединить людей», «словом можно спасти».
Учитель:
– Хотелось бы задать каждому из вас вопрос: «Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока?»
Ответы учащихся:
- Словом можно спасти.
- Доброе слово делает мир добрее.
- Люди должны быть братьями.
- Жизнь человека может измениться от одного слова.
Используемые источники
1. Родное слово. 5 класс. Учебное пособие. Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2013.
2. Мультимедийный проект «Доброе слово»: http://www.radostmoya.ru/project/dobroe_slovo/