12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Селезнева Нина Михайловна76

Урок словесности в 5 классе

Тема: «Как слово наше отзовётся?»

Цель: осознание значения, роли и свойства слова в жизни человека; формирование у учащихся чувства слова, отношения к языку как к орудию мышления и языкового общения; привитие чувства любви к родному языку, являющему неотъемлемой частью отечественной культуры; воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как добро, милосердие, забота и помощь.

Задачи:

познавательные:

- углубление знаний учащихся о лексическом значении слова,

- умение извлекать информацию, представленную в разных источниках;

личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- умение проводить самооценку;

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

- развитие умения слушать и понимать других,

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

регулятивные:

- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалами,

- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

                                                    Ход урока

I. Организационный (мотивационный) этап.

Учитель:

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать стихотворением В.Солоухина:

«Здравствуйте!»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были сами незнакомы!

«Здравствуйте!»

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Размышления детей: от слова "здравствуйте" мир становится радостнее, добрее.

II. Целеполагание.

Учитель подводит детей к формулировке темы и цели урока.

Учитель:

Дети, задумывались ли вы над значением слова "благодать". Какие слова ассоциируются с этим словом?

Из ответов детей: прекрасное, добро, покой, красота природы.

Читаем четверостишие Тютчева:

 Нам не дано предугадать,

 Как слово наше отзовется,

 И нам сочувствие дается,

 Как нам дается благодать

III. Актуализация знаний.

Портрет слова "благодать".

Обращаемся к словарю Ожегова: знакомимся со словарной статьёй «Благодать». Читаем об этом слове в пособии «Родное слово»:

«Благодать в православной культуре слово особенное. Благодать – это дар Божий человеку».

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

1. Творческая работа.

Учитель:

Продолжите предложение: «Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром…». И снова звучит слово дар. Каким даром обладает человек?

Дети предлагают: разумом, чувством, языком.

«Из них только человек обладает даром речи, даром слова». (Л. Успенский).

Учитель:

Слово? Какое оно? С какими прилагательными ассоциируется?

Ответы: слово – доброе, злое, родное, вежливое, грубое.

2. Просмотр видео «О слове добром и злом. Макарий Великий»

http://www.radostmoya.ru/project/dobroe_slovo/video/?watch=o_slove_dobrom_i_zlom

Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: “Куда бежишь, демон?” Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: “Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!” Жрец был удивлен (приём «Стоп») приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: “Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми”.

3. Во время просмотра использую приём «Стоп». Предлагаю учащимся продолжить притчу. (Творческую работу дети выполняют в группах).

Далее следует просмотр видео и обсуждение.

Сравните обращение ученика и Макария к жрецу.

Из ответов детей: ученик называет жреца демоном, не здороваясь с ним. Макарий же приветствовал жреца словами: “Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!” Слова «здравствуй, трудолюбец» подействовали на душу и сердце жреца.

Доброе слово Макария так подействовало на жреца, что он принимает христианскую веру.

4. Просмотр видео «Человек с протянутой рукой…»

К кому протянула рука нищего?

Из ответов детей: к людям, к нам.

Как бы вы обратились к нищему?

Ответы детей: дедушка, дяденька, бабушка, вы.

5. Работа над стихотворением в прозе И.С.Тургенева "Нищий"

Сейчас мы обратимся к стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Нищий». «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» обращался писатель к читателям.

Чтение стихотворение в прозе «Нищий».

Что «заронило» в ваши души стихотворение Тургенева?

Из размышлений учеников: меня потрясло то, что герой в нищем увидел человека; меня поразило то, что лирический герой просит прощение у нищего.

Учитель:

Дети, а как обращается лирический герой к нищему.

Ответы: он называет его словом брат.

А кого можно назвать братом?

Близкого, родного человека. Человека, который тебе дорог.

Учитель:

Какие на ваш взгляд выражения являются ключевыми в этом произведении?

«…я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» «Не взыщи, брат…»

Рассуждаем: слово (брат) и деяние (рукопожатие) символизируют братство, единение людей: перед Богом все люди равны.

Слово сродни поступку. Подаянием стало слово "брат" и нищий почувствовал себя человеком.

V. Рефлексия. Подведения итогов занятия.

Учитель:

«Слово дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти», так писал Л. Н. Толстой.

У поэта В.С. Шефнера есть такие поэтические строки:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Слова Л.Н.Толстого и В.С.Шефнер имеют глубокий смысл. Подумайте над этими высказываниями. Какие слова вы считаете ключевыми?

«словом можно соединить людей», «словом можно спасти».

Учитель:

Хотелось бы задать каждому из вас вопрос: «Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока?»

Ответы учащихся:

  • Словом можно спасти.
  • Доброе слово делает мир добрее.
  • Люди должны быть братьями.
  • Жизнь человека может измениться от одного слова.

Используемые источники

1. Родное слово. 5 класс. Учебное пособие. Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2013.

2. Мультимедийный проект «Доброе слово»:  http://www.radostmoya.ru/project/dobroe_slovo/



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.