Статья «Как создать хороший кейс»

8
0
Материал опубликован 23 June в группе

Как создать хороший кейс

Марасанова Е.В.

 

Марасанова Елена Вячеславовна - педагог дополнительного образования

Обособленного структурного подразделения государственного автономного учреждения

дополнительного профессионального образования Липецкой области

«Институт развития образования» «Детский технопарк «Кванториум»

 

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие кейса, структура и алгоритм его создания для использования в учебном процессе педагогом (учителем).

Ключевые слова: кейс, инженерный кейс, исследовательский кейс.

 

Кейс – это ситуация с множеством решений, он нужен для создания личного опыта, который переживается как личная история. В кейсе появляется ощущение и личного отношения к ситуации. Разрабатывая кейс нужно помнить, что ваша разработка должна иметь ценность не только для ваших учеников, но и для коллег, которые будут работать по вашим кейсам, поэтому обязательно включайте рекомендации для педагогов.

В идеале, кейс должен содержать:

Руководство для учителя.

Руководство для ученика (разные для исследовательских и инженерных кейсов).

Рабочий лист учащегося.

 

Алгоритм создания кейса

 

(по материалам А. Азбель, Конструктор исследовательских кейсов, http://www.slideshare.net/schoolnano/ss-44676130)

1. Определиться со смыслом кейса

2. Найти красочный контекст кейса (видео, иллюстрации, живые картинки, …) 3. Сформулировать исследовательские/инженерные задачи кейса – руководство для ученика, рабочий лист ученика

4. Разработать методические рекомендации другому тьютору – руководство для учителя

5. Структурировать и оформить кейс. Сделать его нескучным.

 

Структура кейса

 

(по материалам А. Азбель, Конструктор исследовательских кейсов, http://www.slideshare.net/schoolnano/ss-44676130)

Контекст кейса. Здесь задается проблемная ситуация, которая наблюдается в жизни людей и окружающей действительности. Вскрывается противоречие или какая-то неясность. Этот пример из жизни обычно имеет первичный информационный источник в литературе или в Сети, поэтому приведены ссылки на них. Это позволяет учащимся привыкнуть к культуре использования чужих опубликованных материалов. Что понадобится для исследования / инженерной разработки?» В этом месте указываются все необходимые материалы и условия, которые необходимы ученику для полноценной реализации кейса. Иногда даже характеризуется уровень базовых компетенций, которыми должен обладать ученик.

Что нужно делать? В этом разделе объясняется технология и подходы к созданию собственного кейса. Этот раздел – рабочее место для исследования, графиков, таблиц, подсчетов.

Какими ресурсами воспользоваться? В данном разделе сделаны ссылки на источники, которые помогут лучше сориентироваться ученику в ситуации решения конкретного кейса. Это, своего рода, ресурс «неформального образования» - в нем можно встретить вполне серьезные произведения, а иногда наоборот – комедийный юмор, относящийся к контексту кейса. Это раздел посвящен формированию культурного кода исследователя и расширению его картины мира.

Как провести рефлексию. Продумать вопросы для учеников, чтобы оценить степень трудоемкости, понятности и полезности кейса, а также уровень интереса, который возник при решении кейса. В произвольной форме учащихся просят ответить на вопрос - что более всего удивило при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)? Что удалось сделать? Как делал, как искал ответы на вопросы?

Руководство для тьютора. Этот раздел помогает тьютору быстро сориентироваться на какой главный смысл исследовательской активности направлен кейс. Что нужно развивать в первую очередь? О чем разговаривать с детьми? Что контролировать в процессе сопровождения их работы?

Помощник автора кейса (по материалам А. Азбель, Конструктор исследовательских кейсов, http://www.slideshare.net/schoolnano/ss-44676130) Как определить цель и смысл исследовательского кейса? Чему будет учиться ученик? Умение формулировать вопросы гипотезы, ответы на которые могут быть получены путём исследования. Умение ставить исследовательскую цель. Умение отвечать на вопрос что я исследую и зачем я исследую. Умение планировать исследование с учетом сроков. Отвечать на вопросы: что делать и в какой последовательности? Умение выбирать методы, адекватные для исследования: сбор и фиксация данных, наблюдение, эксперимент, информационный поиск. Умение выделять независимые переменные (константы) и зависимые переменные. Умение структурировать массивы собранных данных (формировать базу данных).

Умение работать с текстовой информацией: выделять основную суть из текста, работать со стратегиями смыслового чтения, отличать факты от суждений, мнений и оценок в теоретическом анализе проблемы, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания. Умение использовать естественнонаучные методы и приёмы: наблюдение, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, установление границ применимости модели/теории, использование лабораторного оборудования. Умение использовать методы, характерные для социальных и гуманитарных наук: опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, анализ текстов. Умение использовать математические и логические методы и приёмы: абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контр-пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение алгоритма и др. Проверять достоверность результатов исследования различными способами, в различных условиях. Умение заносить, обрабатывать, хранить собранные данные на компьютере. Визуализировать результаты исследования. Умение ясно, понятно, публично излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме исследования.

t1719170149aa.png

Руководство для учащегося

В зависимости от типа кейса учащиеся могут выполнять исследовательскую работу (выяснить, найти, доказать…) или инженерную разработку (сконструировать, создать, доработать…)

Руководство для учащегося (исследовательский кейс.)

Кейс (текст, видео, презентация и т.д. содержащие интригу, проблему)

В чем проблема? ______________________________________________

Что может помочь в решении проблемы?

Источники информации

Список оборудования

Инструкции по работе с оборудование

Меры предосторожности

Что-то еще….

Работа над проблемой:

1. Фиксация увиденного

2. Декомпозиция на наблюдаемые явления

3. Составление 10 вопросов

4. Поиск возможных ответов в источниках, указанных выше

5. Обсуждение

6. Работа с оборудованием: поиск точных ответов

7. *возможно появление новых вопросов, повторение цикла

8. Рефлексия

Руководство для учащегося (инженерный кейс)

 

Описание идеи (разработка, доработка), сути и процесса происходящего

Цель: ____________________________________________________________ конкретная, достижимая за определенное количество часов (что-то сделать)

Вопросы для формулирования цели:

В чем суть разработки?

Какие проблемы позволит решить?

Что в результате будет?

Этапы работы:

1. Планируем

2. Разрабатываем и создаем

3. Тестируем

. Дорабатываем

5. Обсуждаем

Планирование:

сформулируйте вопросы, помогающие спроектировать прототип вещи или устройства.

Нарисуйте эскиз и создайте план в виде рисунка, фото, видео или текста. Материалы и оборудование

Что потребуется для работы? (перечислить) Советы учащимся для создания и тестирования устройства/вещи Доработка.

Примерные вопросы по технологии проектирования устройства:

Что заставило ваше устройство работать именно так?

Что вы использовали чтобы сделать ...?

Требуется ли изменение конструкции после тестирования устройства? Рефлексия. Примерные вопросы:

Опишите / расскажите, работает ли ваше устройство, так как вы задумали?

Что вы еще можете изменить в своей разработке, чтобы ….?

Расскажите о конструкции вашего устройства.

Что Вы изменили в своей конструкции после тестирования?

Как в дальнейшем можно улучшить конструкцию вашего устройства?

 

Помним! Кейсы должны быть разными!

Если бы все кейсы писались по одному шаблону, то уже на третьем кейсе ученики поняли, что их водят за нос. Это все равно, что читать книги, у которых сюжет один, а герои, время и место разные. Кейсы должны быть разнообразны, потому что направлены на решение самых разных проблем и задач, и цели у них тоже могут быть разные.

 

Информационные источники

 

Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/

Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса  под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269

Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182

http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта, подготовлен Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.