Статья «Как выбрать сборник для публикации своего опыта?»
Коллеги! Продолжаем серию материалов, посвящённых публикации методических разработок учителей в печатных сборниках. В предыдущем материале мы разобрали издателей учебно-методических сборников, озвучили их плюсы и минусы.
Какой бы сборник для публикации своего опыта вы не выбрали, важно основательно изучить издателя и сам сборник. Как это сделать? На что обратить внимание при выборе печатного сборника для публикации методических материалов? Рассмотрим сборники, которые издаются сетевыми изданиями, образовательными порталами и педагогическимисообществами, так как именно на них приходится более половины публикаций педагогов.
Шаг №1 – Проверить издающий орган
Необходимо тщательно изучить сайт издателя сборника. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Сколько лет существует педагогическое сообщество (образовательный портал, сетевое издание)?
- Указаны ли на сайте выходные данные, контактыадминистрации, загружены ли документы (Свидетельство о регистрации в СМИ, выданное Роскомнадзором, Лицензия на образовательную деятельность и т.д.)?
- Сотрудничает ли сайт с узнаваемыми в области образования партнёрами (крупные издательства, международные и всероссийские образовательные бренды, рекомендованные министерством образования и науки РФ производители образовательных товаров и услуг)?
- Какие ещё платные и бесплатные проекты реализуются на сайте (это могут быть конкурсы педагогического мастерства, актуальные вебинары, сотрудничество с экспертами в области образования и многое-многое другое)?
- Какова аудитория сайта (реальные педагоги, активная регистрация новых участников, ежедневная загрузка уникальных материалов, круглосуточное общение пользователей)?
- Проверяются ли работы, публикуемые на сайте, на авторство?
Последний пункт имеет особое значение. Материалы, прежде чем попасть в учебно-методический сборник, должны пройти проверку на авторство. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» никто не отменял.
К слову, на плагиат обязаны проверять не только публикации для печатного сборника, но и для составления рецензии на методическую разработку, для выдачи Сертификата о публикации опыта в СМИ и для участия в конкурсах педагогического мастерства. К сожалению, проверкой на авторство могут похвастаться очень мало ресурсов.
Шаг №2 – Проверить у сборника наличие книжных номеров
Регистрация печатного сборника в Российской книжной палате и присвоение ISBN-номеров – процедура непростая.
Во-первых, книжные номера присваиваются каждому сборнику на платной основе.
Во-вторых, издатель обязан предоставлять отчёты об использованных номерах ISBN и отправлять обязательные бесплатные экземпляры, которые Книжная палата рассылает по основным фондодержателям.
В-третьих, сборник с ISBN – это качественный и уникальный педагогический продукт. К материалам, публикуемым в сборниках с регистрацией в Российской книжной палате, предъявляются повышенные требования. Публикации должны быть авторскими, а содержание методического сборника подвергнутым литературному и корректорскому редактированию.
Все эти требования могут и готовы выполнить не все издатели.
Шаг №3 – Изучить содержание методического сборника
Качественный сборник для педагогов имеет чёткую структуру (это обложка, страница с выходными данными, предисловие, содержание методического сборника и основной контент издания), а педагогические публикации в нём должны располагаться строго по разделам.
По какому принципу формируется содержание издания для педагогов? Публикации в сборнике могут располагаться по тематическим разделам. Именно по такому принципу составлен «Сборник методических разработок и педагогических идей УРОК.РФ»:
- Дошкольное образование.
- Начальная школа (по предметам).
- Средняя и старшая школа (по предметам).
- Классное руководство.
- Социальная педагогика.
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Коррекционная педагогика.
- Дополнительное образование.
- Профессиональное образование.
- Практика управления.
Ещё публикации в печатном сборнике могут располагаться по формату. Например, сборник материалов для воспитателей может включать следующие разделы: раздел со сценариями, раздел конспектов занятий, раздел мастер-классов для внеурочной деятельности, раздел педагогических статей и т.д.
Шаг №4 – Изучить требования к материалам, публикуемым в сборнике
Как формируется сборник? А именно, каким образом отбираются материалы для печатного сборника? Первое, на что необходимо обратить внимание – это проверка методических разработок на авторство (на плагиат и процент заимствований). Качественные издания тщательно проверяют поступающий контент и не нарушают закон об авторском праве.
Второй нюанс: какие требования издатели предъявляют к оформлению материалов, публикуемых в сборнике? Чем выше требования, тем статуснее издание.
Вот требования к оформлению методических материалов, прописанные на сайте педагогического сообщества «Урок.рф»:
Материалы должны быть выполнены в текстовом редакторе MS Word и отредактированы строго по следующим параметрам:
- Размер бумаги: А4 (210х297).
- Поля: по 2 см с каждой стороны.
- Шрифт: TimesNewRoman.
- Размер шрифта (кегль): 14 (в таблицах 12).
- Абзацный отступ:1,25 см.
- Междустрочный интервал: полуторный (1,5).
- Межбуквенный интервал: обычный.
- Межсловный пробел: один знак.
- Переносы: автоматические (не вручную).
- Выравнивание текста: по ширине.
- Допустимые выделения: курсив, полужирный.
- Требования к знакам: использовать полиграфические кавычки («»), дефис (-) и тире (–).
- При наборе не допускается наличие стилей, украшений и цветного фона, не задаются колонки.
- Не допускаются пробелы между абзацами.
- Оформление заголовков: заголовки структурных элементов текста оформляются без точки.
- Таблицы не должны выходить за рамки полей документа.
- Не допускаются постраничные ссылки и примечания (список литературы и примечания оформляются в конце материала).
- Графический материал (рисунки, чертежи, схемы, фотографии) должны быть высокого качества в формате jpg с размером не менее 1920 × 1080 пикселей.
Также издатели прописывают требования к структуре публикуемого материала, к оформлению списка использованной литературы, к приложениям и графическим элементам.
Шаг №5 – Изучите внешний вид сборника
Как выглядит готовый к выпуску методический сборник? Привлекательный ли дизайн и оформление? Издание должно выглядеть презентабельно. Удобен ли формат сборника? Каковы технические характеристики издания?
Сборник для педагогов, как и любую другую учебную литературу, рекомендуют верстать и издавать в формате А5. Удобно и компактно! Шрифт должен быть чётким, хорошо читаемым.
Важная характеристика – качество бумаги. Чем плотнее бумага издания, тем она толще и меньше просвечивает. Самый экономичный вариант: печать сборника на недорогой бумаге, которая по внешнему виду напоминает улучшенный вариант газетной бумаги. Но такая бумага быстро желтеет на свету, стирается и не подходит для печатных продуктов, предназначенных для долгого использования.
В идеале, сборник для педагогов, как и любая другая качественная учебная литература, должен издаваться на белой офсетной или мелованной бумаге. Для книг в мягком переплёте следует выбирать бумагу с плотностью не менее 65-80 гр/м2. А вот печать может быть и офсетной, и цифровой.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Александр Владимирович Жуковский
Горбачёва Марина Юрьевна