Статья «Как выбрать сборник для публикации своего опыта?»

16
4
Материал опубликован 8 October 2019 в группе

Коллеги! Продолжаем серию материалов, посвящённых публикации методических разработок учителей в печатных сборниках. В предыдущем материале мы разобрали издателей учебно-методических сборников, озвучили их плюсы и минусы.

Какой бы сборник для публикации своего опыта вы не выбрали, важно основательно изучить издателя и сам сборник. Как это сделать? На что обратить внимание при выборе печатного сборника для публикации методических материалов? Рассмотрим сборники, которые издаются сетевыми изданиями, образовательными порталами и педагогическимисообществами, так как именно на них приходится более половины публикаций педагогов.

 

Шаг №1 – Проверить издающий орган

Необходимо тщательно изучить сайт издателя сборника. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько лет существует педагогическое сообщество (образовательный портал, сетевое издание)?
  2. Указаны ли на сайте выходные данные, контактыадминистрации, загружены ли документы (Свидетельство о регистрации в СМИ, выданное Роскомнадзором, Лицензия на образовательную деятельность и т.д.)?
  3. Сотрудничает ли сайт с узнаваемыми в области образования партнёрами (крупные издательства, международные и всероссийские образовательные бренды, рекомендованные министерством образования и науки РФ производители образовательных товаров и услуг)?
  4. Какие ещё платные и бесплатные проекты реализуются на сайте (это могут быть конкурсы педагогического мастерства, актуальные вебинары, сотрудничество с экспертами в области образования и многое-многое другое)?
  5. Какова аудитория сайта (реальные педагоги, активная регистрация новых участников, ежедневная загрузка уникальных материалов, круглосуточное общение пользователей)?
  6. Проверяются ли работы, публикуемые на сайте, на авторство?

Последний пункт имеет особое значение. Материалы, прежде чем попасть в учебно-методический сборник, должны пройти проверку на авторство. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» никто не отменял.

К слову, на плагиат обязаны проверять не только публикации для печатного сборника, но и для составления рецензии на методическую разработку, для выдачи Сертификата о публикации опыта в СМИ и для участия в конкурсах педагогического мастерства. К сожалению, проверкой на авторство могут похвастаться очень мало ресурсов.

 

Шаг №2 – Проверить у сборника наличие книжных номеров

Регистрация печатного сборника в Российской книжной палате и присвоение ISBN-номеров – процедура непростая.

Во-первых, книжные номера присваиваются каждому сборнику на платной основе.

Во-вторых, издатель обязан предоставлять отчёты об использованных номерах ISBN и отправлять обязательные бесплатные экземпляры, которые Книжная палата рассылает по основным фондодержателям.

В-третьих, сборник с ISBN – это качественный и уникальный педагогический продукт. К материалам, публикуемым в сборниках с регистрацией в Российской книжной палате, предъявляются повышенные требования. Публикации должны быть авторскими, а содержание методического сборника подвергнутым литературному и корректорскому редактированию.

Все эти требования могут и готовы выполнить не все издатели.


Шаг №3 – Изучить содержание методического сборника

Качественный сборник для педагогов имеет чёткую структуру (это обложка, страница с выходными данными, предисловие, содержание методического сборника и основной контент издания), а педагогические публикации в нём должны располагаться строго по разделам.

По какому принципу формируется содержание издания для педагогов? Публикации в сборнике могут располагаться по тематическим разделам. Именно по такому принципу составлен «Сборник методических разработок и педагогических идей УРОК.РФ»:

  1. Дошкольное образование.
  2. Начальная школа (по предметам).
  3. Средняя и старшая школа (по предметам).
  4. Классное руководство.
  5. Социальная педагогика.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение.
  7. Коррекционная педагогика.
  8. Дополнительное образование.
  9. Профессиональное образование.
  10. Практика управления.

Ещё публикации в печатном сборнике могут располагаться по формату. Например, сборник материалов для воспитателей может включать следующие разделы: раздел со сценариями, раздел конспектов занятий, раздел мастер-классов для внеурочной деятельности, раздел педагогических статей и т.д.

 

Шаг №4 – Изучить требования к материалам, публикуемым в сборнике

Как формируется сборник? А именно, каким образом отбираются материалы для печатного сборника? Первое, на что необходимо обратить внимание – это проверка методических разработок на авторство (на плагиат и процент заимствований). Качественные издания тщательно проверяют поступающий контент и не нарушают закон об авторском праве.

Второй нюанс: какие требования издатели предъявляют к оформлению материалов, публикуемых в сборнике? Чем выше требования, тем статуснее издание.

Вот требования к оформлению методических материалов, прописанные на сайте педагогического сообщества «Урок.рф»:

Материалы должны быть выполнены в текстовом редакторе MS Word и отредактированы строго по следующим параметрам:

  1. Размер бумаги: А4 (210х297).
  2. Поля: по 2 см с каждой стороны.
  3. Шрифт: TimesNewRoman.
  4. Размер шрифта (кегль): 14 (в таблицах 12).
  5. Абзацный отступ:1,25 см.
  6. Междустрочный интервал: полуторный (1,5).
  7. Межбуквенный интервал: обычный.
  8. Межсловный пробел: один знак.
  9. Переносы: автоматические (не вручную).
  10. Выравнивание текста: по ширине.
  11. Допустимые выделения: курсив, полужирный.
  12. Требования к знакам: использовать полиграфические кавычки («»), дефис (-) и тире (–).
  13. При наборе не допускается наличие стилей, украшений и цветного фона, не задаются колонки.
  14. Не допускаются пробелы между абзацами.
  15. Оформление заголовков: заголовки структурных элементов текста оформляются без точки.
  16. Таблицы не должны выходить за рамки полей документа.
  17. Не допускаются постраничные ссылки и примечания (список литературы и примечания оформляются в конце материала).
  18. Графический материал (рисунки, чертежи, схемы, фотографии) должны быть высокого качества в формате jpg с размером не менее 1920 × 1080 пикселей.

Также издатели прописывают требования к структуре публикуемого материала, к оформлению списка использованной литературы, к приложениям и графическим элементам.

 

Шаг №5 – Изучите внешний вид сборника

Как выглядит готовый к выпуску методический сборник? Привлекательный ли дизайн и оформление? Издание должно выглядеть презентабельно. Удобен ли формат сборника? Каковы технические характеристики издания?

Сборник для педагогов, как и любую другую учебную литературу, рекомендуют верстать и издавать в формате А5. Удобно и компактно! Шрифт должен быть чётким, хорошо читаемым.

Важная характеристика – качество бумаги. Чем плотнее бумага издания, тем она толще и меньше просвечивает. Самый экономичный вариант: печать сборника на недорогой бумаге, которая по внешнему виду напоминает улучшенный вариант газетной бумаги. Но такая бумага быстро желтеет на свету, стирается и не подходит для печатных продуктов, предназначенных для долгого использования.

В идеале, сборник для педагогов, как и любая другая качественная учебная литература, должен издаваться на белой офсетной или мелованной бумаге. Для книг в мягком переплёте следует выбирать бумагу с плотностью не менее 65-80 гр/м2. А вот печать может быть и офсетной, и цифровой.

 

 

Комментарии

Спасибо за данные рекомендации!

8 October 2019

Коллеги, доброго времени суток. В сети очень много сайтов, предлагающих услуги по публикации материалов в сборнике. На какие ещё параметры вы обращаете внимание при выборе сборника для публикации своего опыта?

8 October 2019

Наверно, на рекомендации своих коллег.

12 October 2019

На стоимость,на сайт,но к мнению коллег тоже прислушиваюсь!

10 February 2020