Как выявить одарённого ребёнка?
Как выявить одарённого ребёнка?
Сегодня я хотела поделиться с Вами опытом своей работы с одаренными детьми. И начать свое выступление я хотела бы со слов Василия Александровича Сухомлинского
«Одарённость человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод»
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Но что же понимается под термином «одаренность»?
Одаренность - это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. (Большая Советская энциклопедия).
А кто же они такие – одарённые дети?
Одаренный ребенок — ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. (Толковый словарь по психологии)
Как и большинство учителей, я заинтересована в работе с одаренными детьми на своих уроках.
Передо мной стоят задачи: выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика и ИКТ; создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации; использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:
выявление одаренных детей;
построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Так как я работаю в школе уже 6 год, выявить "одаренных" детей я смогла еще в прошлом учебном году и на основе этого мной был составлен план работы на 2020-2021 учебный год по работе с одаренными детьми. С планом вы можете ознакомиться на слайде.
План работы с одаренными детьми на уроках информатики 2020-2021 гг.
№ | Мероприятия | Класс | Дата проведения |
1 | Выявление одаренных детей. | 5-11 | 2019-2020учебный год |
2 | Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики: Решение задач, направленных на формирование логического мышления. Решение задач, направленных на формирование творческого мышления. Проектная деятельность учащихся. | 5-11 | В течение учебного года |
5 | Дополнительная работа с учениками при подготовке к олимпиадам. | 5-11 | В течение учебного года |
6 | Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике | 9-11 | октябрь |
7 | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике | 9-11 | ноябрь |
8 | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по информатике различного уровня ("КИТ", "ИНФОЗНАЙКА", "АЛГОРИТМ", "ФОКСФОД" и др.) | 5-11 | В течение учебного года |
9 | Участие в очных конкурсах и олимпиадах по информатике и по программированию | 5-11 | В течение учебного года |
10 | Участие в научно-практических конференциях | 5-11 | В течение учебного года |
Как же суметь выделить одаренных детей?
Одаренные дети имеют ряд особенностей:
Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным.
Познавательная самодеятельность. Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему. Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы.
Высокий уровень развития логического мышления.
Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов).
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных.
Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить. от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.
Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации.
Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.
Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Отличная память.
Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности.
После выявления таких учащихся, я условно делю их на две группы: творческие личности и интеллектуалы.
Учащиеся с творческой одаренностью хорошо рисуют, у них развиты художественно-эстетические способности. Такие учащиеся посещают школу "Творчество", которая работает на базе нашей школы.
В этом году ученица 11 А класса Шперлинг Карина заняла III место в районном конкурсе по 3D – моделированию «3D-мастер». Ребята помладше приняли участие в Открытом конкурсе компьютерной графики «Новогодняя открытка».
Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят умственные способности, восприимчивость к учению. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при решении однотипных базовых задач.
Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется мною с помощью трех подходов:
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
по содержанию задания
по форме организации работы на уроке
по способу педагогической поддержки
по способу восприятия информации
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Важнейшей формой работы во внеурочной деятельности с одаренными учащимися в моей практике работы являются олимпиады и конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки, учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Так в этом учебном году учащиеся 7-8 классов заняли 1 место в Районной интеллектуальной игра по информатике «Infik-21». В прошлом году во Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру по программированию для 1-11 классов у меня было 4 победителя. Эта учащиеся 8,9, 10 классов. В прошлом же году ученик 10 класса Гнедин Антон получил диплом I степени в Международном дистанционном конкурсе по информатике «Олимпис 2019- Осенняя сессия».
У каждого учителя свои методы и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка. Мой учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются межпредметные связи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.
Большая Советская энциклопедия
Толковый словарь по психологии
4