12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45780
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

МАОУ лицей № 64 г. Краснодара Физика, 7 класс, ФГОС Спицына Л.И.

"КАК   ЗАСТАВИТЬ   ТЕЛО  ПЛАВАТЬ?"

 «Наставник должен … не учить, а только помогать учиться».

 К.Д.Ушинский

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока физики в 7 классе по теме «Плавание тел.»

Технология урока – «Педагогическая мастерская»

Тип – мастерская построения знаний.

Цели урока- мастерской:

образовательная  – на уроке, в обстановке самореализации, сотрудничества и самооценки, создать ситуацию, в которой в процессе исследования  обучающиеся определят условия плавания тел;

развивающая – совершенствование экспериментальных навыков учащихся, развитие логического мышления, способности конструировать учебное исследование, анализировать полученные результаты, делать выводы;

воспитательная – выработка позитивного отношения к  учебному процессу, умения работать в группе, услышать и принять  мнение товарища.

Формы работы в мастерской:

- индивидуальная: анализ собственного жизненного  опыта;

- групповая работа: обсуждение гипотезы, выбор оборудования, анализ результатов исследования;

-дискуссия: обмен мнениями по результатам практической работы.

Оборудование урока:

  Мультимедийная презентация к уроку;

  Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, стаканы с пресной водой и соленой водой, растительным маслом, глицерином, деревянный цилиндр, два одинаковых кусочка пластилина, два куриных  яйца,  кусок льда,  цилиндры: алюминиевый, деревянный, пластмассовый, учебные весы.

Ход урока:

Оргмомент. Приветствие. (1минута)

Этап первый: ИНДУКТОР (5 минут)

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с необычной силой, действующей на тела в газах и жидкостях. Вспомните, как называется эта сила, каковы ее особенности?     Ответы учащихся.

Сегодня предлагаю начать с игры.  Я показываю  различные  физические тела, а вы, отвечая на вопрос, представленный на экране, поднимаете вверх «маячки». Облачко или якорёк будут обозначать, как, по вашему мнению, поведёт себя тело в данном конкретном случае: всплывёт или утонет.

Учитель  поочередно показывает физические тела:  деревянный цилиндр, кусочек пластилина, куриное яйцо,  кусок льда. Дети поднимают «маячки» - облачко или якорек, после чего каждый    предмет попадает в прозрачную емкость с  водой, стоящую на столе, подтверждая (или опровергая) ответы учащихся.

На основе увиденного учащимся  предлагается сформулировать вывод, записать его в  своих тетрадях.  

Этап второй: СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (3 минут)

 Ожидаемая формулировка вывода: «Различные тела, помещённые в  жидкости, могут занимать в ней разные положения. Одни  тела  тонут, вторые – остаются на поверхности, третьи – могут плавать в толще воды»

Учитель:   Вы готовы искать ответы на вопросы: Можно ли изменить положение тела в жидкости? Что нужно сделать, чтобы  изменить положение тела в жидкости?

Ожидаемые ответы детей: Да, для этого нужно… 

Учитель: Подтвердить высказанные вами  суждения мы сможем  только  опытным путем. Но в практической деятельности не обойтись без измерительных приборов. Поэтому перед началом  исследовательской работы в группах, предлагаю кроссворд, разгадав который, каждый из вас  прочитает  фамилию ученого, с которым связан изучаемый сегодня физический процесс.   (2  минуты)

Кроссворд «Измерительные  приборы».

1  Л И Н Е Й К А

           2  М Е Н З У Р К А

                        Х

        3  Ш Т А Т И В

           4  Т Е Р М О М Е Т Р

                        5  В Е С Ы 

                6  С Е К У Н Д О М Е Р 

 

1. Она – полоска небольшая,

С цифрами, с деленьями.

Ею можно измерять,

Иль размеры проверять… (линейка)

2. Взяли мы простой стакан,

Нанесли деления,

Получилась, посмотри,

(мензурка) … без сомнения!

3. Зажимаем тело в лапке,

Закрепим, не тратя сил,

На любой лабораторной

Мы используем …(штатив)

4. Холодно или тепло

Нам прибор расскажет,

Если глянешь на шкалу-

Вмиг её покажет! … (температура)

5. Как будто сердятся, качаясь,

Нас призывают подождать.

Кто гирьки верно размещает,

Тот массу тела будет знать … (весы)

6. На уроках делу – время от звонка до перемен,

Чтоб его нам зря не тратить, смотрим на … (секундомер)

В выделенном столбце – АРХИМЕД.

Учитель,  комментируя разгаданный кроссворд, может рассказать учащимся легенду о том, как Архимед решил задачу царя Гиерона. (1 минута)

Учитель:  Ребята, вспомните основные этапы исследовательской деятельности на наших уроках!  Какими сейчас должны быть  ваши практические действия?

Ожидаемые ответы учащихся:   

нужно выдвинуть гипотезу, а потом ее проверить экспериментально;

нужно лабораторное оборудование для опытов;

нужно  выбрать исследуемое тело, и т.д. 

Этап третий: СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Практическая работа

На выполнение практического исследования отводится  10 минут.

Учащимся предлагается лист - таблица, которая  заполняется в процессе работы и  дискуссии в группе.

«КАК  ЗАСТАВИТЬ  ТЕЛО  ПЛАВАТЬ?»

Группа____Ф. И. ___________________________________________

Гипотеза

Какое нужно оборудование:

Практические действия:

Наблюдаемые изменения в положении тела:

Вывод:

         

Каждая группа  учащихся, записывая  свою  гипотезу,  выбирает из представленного перечня лабораторное оборудование для практической работы самостоятельно или получает заранее подготовленные комплекты от учителя. В результате дискуссии формулируется вывод по выполненному исследованию.

Этап четвёртый: АФИШИРОВАНИЕ (по 3 минуты для группы)

Каждая группа  учащихся у доски представляет результаты своей работы, делает комментарии,  фиксирует  заполненный лист  с выводом  на доске.

Учащиеся – представители других групп могут задавать вопросы, давать оценку работе группы.

Примеры:

Группа 1: Тело изменит свое положение в воде, если в воду добавить соль.

Оборудование: стакан с водой пресной, стакан с водой соленой, два куриных яйца.

Группа 2: Чтобы изменилось положение тела в воде, нужно изменить форму тела.

Оборудование: Два кусочка пластилина  одинаковой массы, два стакана с водой, учебные весы.

Группа 3: Если поместить тело в другую жидкость,  его положение в жидкости изменится.

Оборудование:  стакан с водой и стакан с глицерином (предполагается, что на предыдущем уроке данное вещество учитель использовал для демонстрации действия выталкивающей силы), два одинаковых пластмассовых шарика.

Этап пятый: РАЗРЫВ: (2 минуты)

Предлагаю каждому ученику ответить на вопрос: «Где мне пригодятся  полученные на этом уроке знания?»  Ответы на вопрос дети могут  записать на  облачках, которые на следующем уроке после зачитывания и обсуждения, раздаются каждому ученику.

Этап шестой: РЕФЛЕКСИЯ: (2 минуты)

Примеры  ответов на «облачках»

1. Когда я училась плавать,  мама  надевала на меня оранжевый спасательный жилет и нарукавники, и я всегда находилась на поверхности воды, не тонула.         В. Е.

2. Когда мне не хотелось, чтобы мой бумажный кораблик тонул в ванне, я  обмазывал его маслом. Правда, на воде потом оставались пятна.           Ж. И.

3. Про яйцо, которое тонет в обычной воде и плавает в соленой, я узнал давно из передачи «Спокойной ночи, малыши». Чтобы не утонуть, надо купаться в море, там вода соленая!      К. Н.

Оценки за урок с  комментариями по   работе ученика в  группе, на уроке, выставляются в классном журнале, могут быть выставлены на  заготовках - облачках обучающихся.

Домашнее задание  (1 минута)

(творческое,  выполняется по желанию учащихся)

Подготовить мини-сообщения (8-10 предложений) по темам:

«Почему рыбы плавают?»,

«Как устроена подводная лодка?»

«Что такое дирижабль?»

Опубликовано


Комментарии (1)

Старшов Михаил Александрович, 21.06.17 в 08:47 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Л.И., как это обошлись без плавающей иголки?
А меня давно интригует последний тип предметов: «Различные тела, помещённые в жидкости, могут занимать в ней разные положения. Одни тела тонут, вторые – остаются на поверхности, третьи – могут плавать в толще воды». Реально бывает ли устойчивое равновесие? У Ж. Верна было, но поверить не могу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.