Урок физики «Как заставить тело плавать?», 7 класс
МАОУ лицей № 64 г. Краснодара Физика, 7 класс, ФГОС Спицына Л.И.
"КАК ЗАСТАВИТЬ ТЕЛО ПЛАВАТЬ?"
«Наставник должен … не учить, а только помогать учиться».
К.Д.Ушинский
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока физики в 7 классе по теме «Плавание тел.»
Технология урока – «Педагогическая мастерская»
Тип – мастерская построения знаний.
Цели урока- мастерской:
образовательная – на уроке, в обстановке самореализации, сотрудничества и самооценки, создать ситуацию, в которой в процессе исследования обучающиеся определят условия плавания тел;
развивающая – совершенствование экспериментальных навыков учащихся, развитие логического мышления, способности конструировать учебное исследование, анализировать полученные результаты, делать выводы;
воспитательная – выработка позитивного отношения к учебному процессу, умения работать в группе, услышать и принять мнение товарища.
Формы работы в мастерской:
- индивидуальная: анализ собственного жизненного опыта;
- групповая работа: обсуждение гипотезы, выбор оборудования, анализ результатов исследования;
-дискуссия: обмен мнениями по результатам практической работы.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация к уроку;
Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, стаканы с пресной водой и соленой водой, растительным маслом, глицерином, деревянный цилиндр, два одинаковых кусочка пластилина, два куриных яйца, кусок льда, цилиндры: алюминиевый, деревянный, пластмассовый, учебные весы.
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие. (1минута)
Этап первый: ИНДУКТОР (5 минут)
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с необычной силой, действующей на тела в газах и жидкостях. Вспомните, как называется эта сила, каковы ее особенности? Ответы учащихся.
Сегодня предлагаю начать с игры. Я показываю различные физические тела, а вы, отвечая на вопрос, представленный на экране, поднимаете вверх «маячки». Облачко или якорёк будут обозначать, как, по вашему мнению, поведёт себя тело в данном конкретном случае: всплывёт или утонет.
Учитель поочередно показывает физические тела: деревянный цилиндр, кусочек пластилина, куриное яйцо, кусок льда. Дети поднимают «маячки» - облачко или якорек, после чего каждый предмет попадает в прозрачную емкость с водой, стоящую на столе, подтверждая (или опровергая) ответы учащихся.
На основе увиденного учащимся предлагается сформулировать вывод, записать его в своих тетрадях.
Этап второй: СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (3 минут)
Ожидаемая формулировка вывода: «Различные тела, помещённые в жидкости, могут занимать в ней разные положения. Одни тела тонут, вторые – остаются на поверхности, третьи – могут плавать в толще воды»
Учитель: Вы готовы искать ответы на вопросы: Можно ли изменить положение тела в жидкости? Что нужно сделать, чтобы изменить положение тела в жидкости?
Ожидаемые ответы детей: Да, для этого нужно…
Учитель: Подтвердить высказанные вами суждения мы сможем только опытным путем. Но в практической деятельности не обойтись без измерительных приборов. Поэтому перед началом исследовательской работы в группах, предлагаю кроссворд, разгадав который, каждый из вас прочитает фамилию ученого, с которым связан изучаемый сегодня физический процесс. (2 минуты)
Кроссворд «Измерительные приборы».
1 Л И Н Е Й К А
2 М Е Н З У Р К А
Х
3 Ш Т А Т И В
4 Т Е Р М О М Е Т Р
5 В Е С Ы
6 С Е К У Н Д О М Е Р
1. Она – полоска небольшая,
С цифрами, с деленьями.
Ею можно измерять,
Иль размеры проверять… (линейка)
2. Взяли мы простой стакан,
Нанесли деления,
Получилась, посмотри,
(мензурка) … без сомнения!
3. Зажимаем тело в лапке,
Закрепим, не тратя сил,
На любой лабораторной
Мы используем …(штатив)
4. Холодно или тепло
Нам прибор расскажет,
Если глянешь на шкалу-
Вмиг её покажет! … (температура)
5. Как будто сердятся, качаясь,
Нас призывают подождать.
Кто гирьки верно размещает,
Тот массу тела будет знать … (весы)
6. На уроках делу – время от звонка до перемен,
Чтоб его нам зря не тратить, смотрим на … (секундомер)
В выделенном столбце – АРХИМЕД.
Учитель, комментируя разгаданный кроссворд, может рассказать учащимся легенду о том, как Архимед решил задачу царя Гиерона. (1 минута)
Учитель: Ребята, вспомните основные этапы исследовательской деятельности на наших уроках! Какими сейчас должны быть ваши практические действия?
Ожидаемые ответы учащихся:
нужно выдвинуть гипотезу, а потом ее проверить экспериментально;
нужно лабораторное оборудование для опытов;
нужно выбрать исследуемое тело, и т.д.
Этап третий: СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Практическая работа.
На выполнение практического исследования отводится 10 минут.
Учащимся предлагается лист - таблица, которая заполняется в процессе работы и дискуссии в группе.
«КАК ЗАСТАВИТЬ ТЕЛО ПЛАВАТЬ?»
Группа____Ф. И. ___________________________________________
Гипотеза |
Какое нужно оборудование: |
Практические действия: |
Наблюдаемые изменения в положении тела: |
Вывод: |
Каждая группа учащихся, записывая свою гипотезу, выбирает из представленного перечня лабораторное оборудование для практической работы самостоятельно или получает заранее подготовленные комплекты от учителя. В результате дискуссии формулируется вывод по выполненному исследованию.
Этап четвёртый: АФИШИРОВАНИЕ (по 3 минуты для группы)
Каждая группа учащихся у доски представляет результаты своей работы, делает комментарии, фиксирует заполненный лист с выводом на доске.
Учащиеся – представители других групп могут задавать вопросы, давать оценку работе группы.
Примеры:
Группа 1: Тело изменит свое положение в воде, если в воду добавить соль.
Оборудование: стакан с водой пресной, стакан с водой соленой, два куриных яйца.
Группа 2: Чтобы изменилось положение тела в воде, нужно изменить форму тела.
Оборудование: Два кусочка пластилина одинаковой массы, два стакана с водой, учебные весы.
Группа 3: Если поместить тело в другую жидкость, его положение в жидкости изменится.
Оборудование: стакан с водой и стакан с глицерином (предполагается, что на предыдущем уроке данное вещество учитель использовал для демонстрации действия выталкивающей силы), два одинаковых пластмассовых шарика.
Этап пятый: РАЗРЫВ: (2 минуты)
Предлагаю каждому ученику ответить на вопрос: «Где мне пригодятся полученные на этом уроке знания?» Ответы на вопрос дети могут записать на облачках, которые на следующем уроке после зачитывания и обсуждения, раздаются каждому ученику.
Этап шестой: РЕФЛЕКСИЯ: (2 минуты)
Примеры ответов на «облачках»
1. Когда я училась плавать, мама надевала на меня оранжевый спасательный жилет и нарукавники, и я всегда находилась на поверхности воды, не тонула. В. Е.
2. Когда мне не хотелось, чтобы мой бумажный кораблик тонул в ванне, я обмазывал его маслом. Правда, на воде потом оставались пятна. Ж. И.
3. Про яйцо, которое тонет в обычной воде и плавает в соленой, я узнал давно из передачи «Спокойной ночи, малыши». Чтобы не утонуть, надо купаться в море, там вода соленая! К. Н.
Оценки за урок с комментариями по работе ученика в группе, на уроке, выставляются в классном журнале, могут быть выставлены на заготовках - облачках обучающихся.
Домашнее задание (1 минута)
(творческое, выполняется по желанию учащихся)
Подготовить мини-сообщения (8-10 предложений) по темам:
«Почему рыбы плавают?»,
«Как устроена подводная лодка?»
«Что такое дирижабль?»
Старшов Михаил Александрович