12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козлова Оксана Сергеевна54
3

«Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе


Тема урока:

«Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе


Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же трудностями жизни простого народа.

Образовательные задачи:

продолжить работать по формированию умений учащихся

- выделение главного,

- обобщение изученного материала,

- умение работать с историческими датами и понятиями

Развивающие задачи:

развивать у учащихся логическое мышление, умение делать выводы, работать с картой, анализировать текст;

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду, интерес к истории

Основные используемые понятия: вельможа, писцы, налог, шадуф, амулет.

Основные виды деятельности на занятии:

- беседа;

- работа с Онлайн доской ;

- работа с текстом учебника,

- работа с раздаточным материалом,

- работа в группах

- индивидуальная работа

Оборудование:

1 .Учебник «История древнего мира», рабочая тетрадь.

2. Карта «Древний Египет».

3. Карточки.

4. Схема «Устройство Древнеегипетского общества» (составляется учащимися в ходе урока).

5. Мультимедийный проектор, презентация, планшеты.

6. Образовательные платформы программа Plickers


План урока:

Проверка домашнего задания помощи программы Plickers.

Объяснение нового материала «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» (25минут);

Закрепление пройденного материала – прием «Толстые и тонкие вопросы» . (5 минут).


Ход урока:


Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания при помощи программы Plickers (Приложение 1.) https://www.plickers.com/classes/633af0a2cc36eb0011a5e775



Организационный момент. Приветствие, Настрой на урок. Деление класса на группы.

Здравствуйте, ребята. Предлагаю ,вам, разобрать карточки с рисункам. (Ребята формируют группы согласно карточкам. Карточки поделены на 5 групп: фараон, вельможи, ремесленники, земледельцы и писцы. Группы формируются по тематике – 1 группа «Фараон»; 2 группа «Вельможи»; 3 группа «Ремесленники»; 4 группа «Земледельцы»; 5 группа «Писцы»).

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.

2. Труд земледельцев.

3. В гостях у египтянина.

4. Ремёсла и обмен.

5. Писцы собирают налоги.


Ставим цели урока:


Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества. Мы узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы и как они жили.

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник и мультимедийная презентация.

Кто сможет назвать тему урока? Правильно – тема урока «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте»


Откройте тетради и запишите тему урока «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» (записана на доске).


Работая с текстом учебника и презентацией, мы вместе с вами попробуем к концу урока заполнить схему «Устройство Древнеегипетского общества» - Задание 2. Приложение 3 (на партах разложены картинки, строки стихотворений, описание занятий различных категорий населения, по мере выполнения задания ученики прикрепляют на Онлайн - доску (https://sboard.online) карточки - элементы схемы - Приложение 2)


Но перед тем как нам с вами преступить к заполнению схемы «Устройство Древнеегипетского общества», каждая группа получит индивидуальное задание – Задание 1. Группам раздается карточка с заданием – вписать пропущенные слова в текст. Приложение 4.


Задание 1.

Группа

Задание

1

«Фараон»

Прочитать текст учебника стр. 37 – 38 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.

2

«Вельможи»

Прочитать текст учебника стр. 44 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.

3

«Ремесленники»

Прочитать текст учебника стр. 41 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.

4

«Земледельцы»

Прочитать текст учебника стр. 38 – 39 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.

5

«Писцы»

Прочитать текст учебника стр. 41 – 42 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.


После выполнения Задания 1, ребята приступают к заполнению схемы «Устройство Древнеегипетского общества». Задача групп , заполняя схему , обменяться знаниями, полученными при выполнении задания 1 – заполнение пропусков в тексте.


На партах разложены картинки, строки стихотворений, описание занятий различных категорий населения, по мере выполнения задания ученики прикрепляют на Онлайн - доску карточки - элементы схемы - Приложение 2)


Поэтапное выполнение Задания 2: (Приложение 2)

Группы по очереди читают стихотворения

Находят и прикрепляют название группы населения.

Находят и прикрепляют соответствующую картинку



Читает 1 учащийся:

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Учитель: О ком идет речь? Верно - фараон

Ученик на доску прикрепляет элемент схемы (фараон).

Учитель :

А теперь вновь обратимся к тексту параграфа, стр. 38:

«…ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».


Следующий учащийся читает :

Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.


Учитель: О ком идет речь? Верно – вельможа.


Следующий учащийся прикрепляет на доске табличку ( вельможи – советники и военачальники)

Учитель: Кто еще подчинялся Фараону? Верно - жрецы.


Ученик на доску прикрепляет следующий элемент схемы (жрецы)

Кто такие жрецы?

Жрецы – это служители храмов, они совершали религиозные обряды и служения.

Послушаем, о чем нам расскажет жрец.

Давайте снова обратимся к 1 пункту параграфа 7. Читаем учебник (стр. 38):

«…у фараона и вельмож состояли на службе многочисленные писцы».

Учитель: кто еще стоял на службе у фараона? Верно – писцы.


Учащийся прикрепляет на доску табличку с надписью ( писцы)


Следующий учащийся читает :

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов!

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.

Учитель: О ком идет речь? Верно – войско.


«…Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско».

Следующий учащийся прикрепляет табличку к доске ( войско)


Воины устали после похода, пора отдохнуть и нам!

 Физкультурная минутка!

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, правой — раз, посмотрите все на нас!

Все захлопали в ладошки — дружно, веселей!

Застучали наши ножки — громче и быстрей!

По коленочкам ударим — тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем — выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда, повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,

Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!


Обращаемся снова к тексту учебника, стр. 38, последний абзац:

«…На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»

Учащийся прикрепляет на доску следующий блок схемы ( египетский народ)

Учитель: Но была еще одна категория населения, о которой мы не прочитали в тексте учебника. 

Послушайте еще раз строки из песни воинов:


Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.


Учитель: Как вы думаете, что сделают воины с пленными?


Ответы учеников: Сначала пленных, действительно, убивали, а потом стали сохранять им жизнь, чтобы пленные выполняли самую тяжелую и грязную работу. Их стали называть рабами.

Учащийся прикрепляет еще один элемент схемы на доску – рабы.


Послушайте, что могли рассказать рабы (Стихотворные строки читает учитель):


Следующий учащийся читает :

Я жалкий раб царя, с восхода до заката, 
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, 
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята, 
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут, 
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен, 
Как утренняя тень, исчезну без следа, 
Меня с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда;
И вечность простоит, близ озера Мерида, 
Гробница царская, святая пирамида.



Закрепление изученного материала: Прием – «Толстые и тонкие вопросы»

У нас с вами получилась схема «Устройство Древнеегипетского общества». Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим и ответим на вопросы.

1. Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам и рабам).
3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников? (Крестьяне и ремесленники были свободными людьми).
4. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).

5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).



IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия:

Ребята, что нового вы узнали на этом уроке? (узнали о структуре Древнеегипетского общества, о трудной жизни простого египетского народа).

Чем мы с вами занимались на уроке?(строили схему, играли, читали стихотворения)

С какими новыми историческим понятиями вы познакомились? - ( фараон, жрец, вельможа, писец, воин, земледелец и ремесленник, рабы)


Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, еще раз напоминает, что нужно выполнить дома к следующему уроку.


Домашнее задание: Прочитать параграф 7, стр. 37-42. Составить рассказ от имени (фараона, земледельца, вельможи, ремесленника) как прошел его день. Включите в рассказ описание одежды , его дома, обеда, работы.





























Приложение 1.

Проверка домашнего задания при помощи программы Plickers.


Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного

моря, - … (Египет) – показать на карте.

Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу, - … (папирус)

Опасные каменистые преграды в реке, - … (пороги) – показать на карте.

Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник, - … (дельта) – показать на карте.

Островки зелени, - … (оазисы) – показать на карте.

Правитель Древнего Египта, - … (Фараон).

В каком году произошло образование единого государства в Египта, - …

(3000 г до н. э.)




Приложение 2.




«Фараон»



«Вельможи»


«Воины»


«Земледельцы»

t1667733017aa.jpg

t1667733017ab.jpg

t1667733017ac.jpg

t1667733017ad.jpg

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.



Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов!

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.


«Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»


«… в мастерских трудились ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг»





Приложение 3


«t1667733017ae.gif

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я
фараон!

Устройство Древнеегипетского общества»


t1667733017af.gif

t1667733017aa.jpg

фараон

t1667733017ag.gift1667733017ah.gift1667733017ai.gift1667733017aj.gift1667733017ak.gif

Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что
жизнь моя чиста.


Вельможа


t1667733017al.gift1667733017am.gif


t1667733017an.gif

t1667733017ab.jpgt1667733017ao.gift1667733017ap.gift1667733017aq.gift1667733017ar.gif

писцы



t1667733017as.gif

t1667733017at.gif

t1667733017au.gift1667733017av.gif

войско

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов!

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.



t1667733017ac.jpgt1667733017aw.gif

t1667733017ao.gif


Египетский народ

t1667733017ad.jpg

t1667733017ax.gift1667733017ay.gif

«Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»


«… в мастерских трудились ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг»


t1667733017az.gif

t1667733017ba.gif



t1667733017bb.gif

рабы



t1667733017bc.gif


t1667733017bd.jpg







Приложение 4.


1 Группа «Фараон» (Прочитать текст учебника стр. 37 – 38 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)


Фараон был всесильным владыкой ………… Ему подчинялись ………… - царские советники , военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные ……….. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное …………

На полях, на строительстве, в мастерских трудились …………….. и ……………. , которые составляли большинство египетского народа. Земледельцы платили ……….….. – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота.


2 Группа «Вельможи» (Прочитать текст учебника стр. 44 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)


Фараон давал …….….. различные поручения. Один распоряжался работой в царских каменоломнях , откуда привозили строительный камень. Другой вершил ….. и ……. , разбирая дело о заговоре тайных врагов ………… во дворце. Третий следил за тем, чтобы …………. исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвертый возглавлял военный поход в пограничную с ……… область Азии .


3 Группа «Ремесленники» (Прочитать текст учебника стр. 41 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)

Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит ………....; остальные делают …………, носят их на коромысле , выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ……….…

В Египте были …………….., ткачи, кожевники, ……..……, ………..… - всех мастеров трудно даже перечислить.



4 Группа «Земледельцы» (Прочитать текст учебника стр. 38 – 39 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)


Огромного труда требовало орошение полей. Люди рыхлят землю ………., бросают зерна ……….или …….. во влажную удобренную землю , серпами жнут ………. Из выращенного ячменя женщины приготовят ……. , растирая его между двумя камнями. Дерева в …………. мало, поэтому детей отправляют собирать сухую траву , сучья и навоз , которые сушат и тоже используют как топливо для очага.




5 Группа «Писцы» (Прочитать текст учебника стр. 41 – 42 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)



Писцов также можно видеть на древнеегипетских изображениях . На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма , а запасные …………. за ухом. Писцы очень нужны ………… и …………. Они сосчитают и запишут все , что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей и какой налог.

А …………… боятся писцов и жалуются на судьбу. В положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят ……….…. и несколько стражников с прутьями и палками – и горе тому , у ко го не хватит зерна для уплаты …………...!




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.