12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сингаевская Наталья Валерьевна21680 Педагог дополнительного образования. Стаж педагогической работы более 25 лет. Люблю детей, музыку, природу, творчество, путешествия... Россия, Краснодарский край, Краснодар Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования» |
Статья «Роль музыкального фольклора в нравственно-психологическом становлении личности детей младших классов»
Роль музыкального фольклора в нравственно-психологическом становлении личности детей младших классов.
Народное художественное творчество играет большую роль в решении задач нравственно-эстетического воспитания, психологического развития, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Веками человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению. В народе всегда придавали огромное значение сказкам, песням, прибауткам, пословицам и поговоркам, берегли и учили своих детей лучшим образцам детского фольклора. Создатели народного творчества воспевают самые лучшие человеческие качества: добро, человеколюбие, мужество, справедливость. Простота, доступность песни, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической и ритмической структуры делают фольклор идеальным средством воспитания. К сожалению, современные мамы не знают колыбельных песен, дети не умеют играть в наших современных дворах. А ведь именно потребность к изучению и интерес к нему у детей велик, так ка он соответствует природе ребёнка.
В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих столько воспитательно - обучающих возможностей, а также приобщающих детей к прекрасному.
Профессор академии имени Гнесиных Л.В. Шамина так пишет о педагогическом воздействии народного искусства на нравственное становление личности: «С погружением ребёнка в мир фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным характером». Национальное же формирует фундамент культуры».
Через фольклор (песню, игру) ребёнок постигает музыкальные образы, приобретает знания и умения, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей приходит как бы само собой, в занимательной игровой форме.
Именно в этом периоде детства (7-10 лет) мир схватывается целостно. И внутренне ребёнок открыт на целостное и сущностное восприятие мира. Познаётся суть жизни. Дети начинают осознанно относиться к удивительному миру природы. Радуются красоте природы, дому, солнцу, друзьям, родным и близким. Именно это детское состояние открытости и является ведущим фактором детского мировосприятия. Очень важно, в какую среду воспитания попадёт ребёнок.
Поэтому нужно, чтобы педагог умело, постепенно ввёл ребёнка в мир народной музыки, игры. Дети искренне хотят учиться, познавать для себя новое. Педагогу необходимо создать атмосферу любви и добра в коллективе.
Детский фольклор представляет собой обширную и оригинальную область традиционного народного творчества. Это – прибаутки, небылицы, дразнилки (потешный фольклор); заклички, приговорки, календарно-обрядовые песни (календарный фольклор); драматические, спортивные хороводные игры (игровой фольклор). Усваивая музыкально-игровой фольклор с раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, который лежит в основе всего народного музыкального творчества. Кроме того, традиционные детские песни развивают не только музыкальный слух и память, но и укрепляют физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, так как большинство закличек, дразнилок поются полным голосом, на свободном грудном резонировании, как можно громче.
Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу и синкретическую форму бытования, органично сочетающую в себе поэзию, музыку, пластику движений.
Детское музыкальное творчество развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, помогает организовать и интереснее провести игру. Песенки, попевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту. Задача педагога, руководителя коллектива найти такие формы приобщения к фольклору, которые бы помогли сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека.
Комментарии (10)
сменить сортировкуОтредактировано 10-02-2019 07:15
В ответ Ватолина Светлана Анатольевна
Отредактировано 10-02-2019 08:57
В ответ Перминова Елена Федоровна