Статья «Роль музыкального фольклора в нравственно-психологическом становлении личности детей младших классов»
Роль музыкального фольклора в нравственно-психологическом становлении личности детей младших классов.
Народное художественное творчество играет большую роль в решении задач нравственно-эстетического воспитания, психологического развития, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Веками человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению. В народе всегда придавали огромное значение сказкам, песням, прибауткам, пословицам и поговоркам, берегли и учили своих детей лучшим образцам детского фольклора. Создатели народного творчества воспевают самые лучшие человеческие качества: добро, человеколюбие, мужество, справедливость. Простота, доступность песни, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической и ритмической структуры делают фольклор идеальным средством воспитания. К сожалению, современные мамы не знают колыбельных песен, дети не умеют играть в наших современных дворах. А ведь именно потребность к изучению и интерес к нему у детей велик, так ка он соответствует природе ребёнка.
В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих столько воспитательно - обучающих возможностей, а также приобщающих детей к прекрасному.
Профессор академии имени Гнесиных Л.В. Шамина так пишет о педагогическом воздействии народного искусства на нравственное становление личности: «С погружением ребёнка в мир фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным характером». Национальное же формирует фундамент культуры».
Через фольклор (песню, игру) ребёнок постигает музыкальные образы, приобретает знания и умения, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей приходит как бы само собой, в занимательной игровой форме.
Именно в этом периоде детства (7-10 лет) мир схватывается целостно. И внутренне ребёнок открыт на целостное и сущностное восприятие мира. Познаётся суть жизни. Дети начинают осознанно относиться к удивительному миру природы. Радуются красоте природы, дому, солнцу, друзьям, родным и близким. Именно это детское состояние открытости и является ведущим фактором детского мировосприятия. Очень важно, в какую среду воспитания попадёт ребёнок.
Поэтому нужно, чтобы педагог умело, постепенно ввёл ребёнка в мир народной музыки, игры. Дети искренне хотят учиться, познавать для себя новое. Педагогу необходимо создать атмосферу любви и добра в коллективе.
Детский фольклор представляет собой обширную и оригинальную область традиционного народного творчества. Это – прибаутки, небылицы, дразнилки (потешный фольклор); заклички, приговорки, календарно-обрядовые песни (календарный фольклор); драматические, спортивные хороводные игры (игровой фольклор). Усваивая музыкально-игровой фольклор с раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, который лежит в основе всего народного музыкального творчества. Кроме того, традиционные детские песни развивают не только музыкальный слух и память, но и укрепляют физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, так как большинство закличек, дразнилок поются полным голосом, на свободном грудном резонировании, как можно громче.
Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу и синкретическую форму бытования, органично сочетающую в себе поэзию, музыку, пластику движений.
Детское музыкальное творчество развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, помогает организовать и интереснее провести игру. Песенки, попевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту. Задача педагога, руководителя коллектива найти такие формы приобщения к фольклору, которые бы помогли сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека.
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Перминова Елена Федоровна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Перминова Елена Федоровна
Сингаевская Наталья Валерьевна