12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нигириш Светлана Владимировна7145
Работаю в школе учителем начальных классов. Имею первую квалификационную категорию.
Россия, Приморский край, Артём

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.

Программа

«Мир логики»

(Возрастной состав: 7 – 10 лет. Срок реализации: 4 года)

Составитель: Нигириш Светлана Владимировна

учитель начальных классов ,

первая квалификационная категория.


 

Содержание:

Введение

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематическое планирование занятий

3. Содержание дополнительной образовательной программы

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

5.Список литературы

6. Приложение

Введение

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает на­стойчивость

и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

«Что значит владеть математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Это слова известного математика Д. Пойа, которые отражают одну из задач, стоящих перед преподавателями: воспитание творческой активности учащихся.

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

 

Пояснительная записка

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).

Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.

Задачи:

Обучающие:

обучить приемам логического мышления, анализа и синтеза;

научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части.

создать прочную основу для дальнейшего обучения.

пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

Воспитательные:

воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение работать в группе;

формировать усидчивость, терпение.

воспитывать интерес к предметам через занимательные упражнения.

воспитать такие качества ума и речи как точность, чёткость и ясность;

воспитание высокой культуры математического мышления.

Развивающие:

развивать  внимание, мышление, воображение, память;

развивать интеллектуальную, творческую личности.

оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

развивать у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.     Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

доступность;

системность;

научность;

учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

доброжелательный психологический климат на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

оптимальное сочетание форм деятельности;

 

Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики.

В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения воспитанники должны знать:

нестандартные методы решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач;

историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения воспитанники должны уметь:

рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Ученики будут знать:

способы решения головоломок, шарад, ребусов.

 

Ученики будут уметь:

использовать знания для решения заданий;

анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

осуществлять самостоятельный поиск решений;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

уметь проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;

уметь решать нестандартные задачи;

уметь строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, делать выводы;

уметь находить рациональные способы вычислений;

Учебно-тематическое планирование занятий

Первый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Пространственные представления

2

1

1

Закономерности

2

1

1

Геометрия

2

 

2

Комбинаторика

1

1

 

Логика

4

 

4

Нестандартные задачи

2

 

2

Математические игры

5

 

5

Итого

18

3

15

Второй год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Закономерности

2

1

1

Геометрия

3

1

2

Комбинаторика

2

1

1

Логика

5

1

4

Нестандартные задачи

3

 

3

Математические игры

3

 

3

Итого

18

4

14

Третий год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Закономерности

2

 

2

Геометрия

2

2

 

Комбинаторика

1

1

 

Логика

4

1

3

Нестандартные задачи

3

2

1

Математические игры

6

 

6

Итого

18

6

12

Четвёртый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Многозначные числа

2

 

2

Геометрия

2

 

2

Комбинаторика

3

1

2

Логика

3

 

3

Нестандартные задачи

3

1

2

Математические игры

5

 

5

Итого

18

2

16

Содержание образовательной программы

Первый год обучения

 

Пространственные представления Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».

Закономерности Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

Геометрия Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.

Математические игры Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.

Второй год обучения

Закономерности Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

Геометрия Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

Математические игры Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.

 

Третий год обучения

Закономерности Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.

Геометрия Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;

Математические игры Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады.

 

Четвёртый год обучения

Многозначные числа Упражнения с многозначными числами.

Геометрия Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи ) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Математические игры Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.

1 класс

№ п/п

Темы занятий

1.

Организационное занятие.

2.

Цвет, форма, размер, материал.

3.

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа.

4.

Математические ребусы.

5.

Совокупность предметов.

6.

Расположение предметов в пространстве.

7.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

8.

Сказочные поезда.

9.

Интеллектуальный марафон.

10.

Последовательность событий.

11.

Шифровка.

12.

Задачи - шутки.

13.

Точка. Прямая. Кривая.

14.

Луч, отрезок.

15.

Угол. Стороны, вершины углов.

16.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

17.

Математическая викторина.

18.

Решение логических задач.

   
 
 

2 класс

№ п/п

 

1.

Страна Геометрия.

2.

Преобразование фигур на плоскости.

3.

Город Четырёхугольников.

4.

Числовые ребусы.

5.

Соединение и пересечение фигур.

6.

Симметрия фигур.

7.

Логические задачи

8.

Логический ряд чисел.

9.

Логические задачи.

10.

Праздник числа.

11.

Решение логических задач.

12.

Нетрадиционные задачи.

13.

Решение комбинаторных задач

14.

Познавательные математические цепочки.

15.

Старинные задачи.

16.

Задачи, решаемые с конца.

17.

Примеры с зашифрованным словом.

18.

Зашифрованные примеры.

3 класс

№ п/п

Тема занятий

1.

Поиски закономерностей.

2.

Нестандартные задачи.

3.

Задачи в стихах.

4.

Логические задачи.

5.

Меры длины.

6.

Логические задачи.

7.

Логические задачи.

8.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

9.

Логические задачи.

10.

Математический кроссворд

11.

Задачи в стихах.

12.

Объём фигур.

13.

Логические задачи.

14.

Нестандартные задачи.

15.

Занимательный диктант.

16.

Задачи с геометрическим содержанием.

17.

Задачи в стихах.

18.

Логические задачи.

4 класс

№ п/п

Тема занятий

1.

Упражнения с многозначными числами

2.

Числа-великаны и числа малютки.

3.

Числовые ребусы.

4.

Загадки- смекалки.

5.

Решение комбинаторных задач

6.

Арифметические задачи, требующие особого решения.

7.

Математические ребусы.

8.

Геометрия в пространстве.

9.

Кривые и плоские поверхности.

10.

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

11.

Решение комбинаторных задач.

12.

Решение математических задач с помощью рассуждений.

13.

Математическая викторина.

14.

Решение комбинаторных задач

15.

Конкурс знатоков

16.

Проектная деятельность «Великие математики»

17.

Интеллектуальный марафон.

18.

Задачи, связанные со временем.

Список литературы

1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2009

2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2013г.

4. Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2009

5. Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.

6. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.

7. Н.И.Узодова «Занимательная математика 1-4 класс»

8. Сборник «Смекалка для малышей»

9. Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»

Интернет – ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru /

Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.