Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Мир логики» (1–4 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
Программа
«Мир логики»
(Возрастной состав: 7 – 10 лет. Срок реализации: 4 года)
Составитель: Нигириш Светлана Владимировна
учитель начальных классов ,
первая квалификационная категория.
Содержание:
Введение
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование занятий
3. Содержание дополнительной образовательной программы
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
5.Список литературы
6. Приложение
Введение
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
«Что значит владеть математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Это слова известного математика Д. Пойа, которые отражают одну из задач, стоящих перед преподавателями: воспитание творческой активности учащихся.
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.
Пояснительная записка
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).
Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.
Задачи:
Обучающие:
обучить приемам логического мышления, анализа и синтеза;
научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части.
создать прочную основу для дальнейшего обучения.
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
Воспитательные:
воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение работать в группе;
формировать усидчивость, терпение.
воспитывать интерес к предметам через занимательные упражнения.
воспитать такие качества ума и речи как точность, чёткость и ясность;
воспитание высокой культуры математического мышления.
Развивающие:
развивать внимание, мышление, воображение, память;
развивать интеллектуальную, творческую личности.
оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
развивать у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики.
В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения воспитанники должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Ученики будут знать:
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Ученики будут уметь:
использовать знания для решения заданий;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
уметь проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;
уметь решать нестандартные задачи;
уметь строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, делать выводы;
уметь находить рациональные способы вычислений;
Учебно-тематическое планирование занятий
Первый год обучения
Тема раздела |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
Пространственные представления |
2 |
1 |
1 |
Закономерности |
2 |
1 |
1 |
Геометрия |
2 |
2 |
|
Комбинаторика |
1 |
1 |
|
Логика |
4 |
4 |
|
Нестандартные задачи |
2 |
2 |
|
Математические игры |
5 |
5 |
|
Итого |
18 |
3 |
15 |
Второй год обучения
Тема раздела |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
Закономерности |
2 |
1 |
1 |
Геометрия |
3 |
1 |
2 |
Комбинаторика |
2 |
1 |
1 |
Логика |
5 |
1 |
4 |
Нестандартные задачи |
3 |
3 |
|
Математические игры |
3 |
3 |
|
Итого |
18 |
4 |
14 |
Третий год обучения
Тема раздела |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
Закономерности |
2 |
2 |
|
Геометрия |
2 |
2 |
|
Комбинаторика |
1 |
1 |
|
Логика |
4 |
1 |
3 |
Нестандартные задачи |
3 |
2 |
1 |
Математические игры |
6 |
6 |
|
Итого |
18 |
6 |
12 |
Четвёртый год обучения
Тема раздела |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
Многозначные числа |
2 |
2 |
|
Геометрия |
2 |
2 |
|
Комбинаторика |
3 |
1 |
2 |
Логика |
3 |
3 |
|
Нестандартные задачи |
3 |
1 |
2 |
Математические игры |
5 |
5 |
|
Итого |
18 |
2 |
16 |
Содержание образовательной программы
Первый год обучения
Пространственные представления Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».
Закономерности Выявление закономерности расположения предметов и фигур.
Геометрия Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.
Математические игры Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.
Второй год обучения
Закономерности Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.
Геометрия Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.
Математические игры Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.
Третий год обучения
Закономерности Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.
Геометрия Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;
Математические игры Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады.
Четвёртый год обучения
Многозначные числа Упражнения с многозначными числами.
Геометрия Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи ) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.
Математические игры Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.
1 класс
№ п/п |
Темы занятий |
||||
1. |
Организационное занятие. |
||||
2. |
Цвет, форма, размер, материал. |
||||
3. |
Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа. |
||||
4. |
Математические ребусы. |
||||
5. |
Совокупность предметов. |
||||
6. |
Расположение предметов в пространстве. |
||||
7. |
Решение задач на развитие пространственных представлений. |
||||
8. |
Сказочные поезда. |
||||
9. |
Интеллектуальный марафон. |
||||
10. |
Последовательность событий. |
||||
11. |
Шифровка. |
||||
12. |
Задачи - шутки. |
||||
13. |
Точка. Прямая. Кривая. |
||||
14. |
Луч, отрезок. |
||||
15. |
Угол. Стороны, вершины углов. |
||||
16. |
Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. |
||||
17. |
Математическая викторина. |
||||
18. |
Решение логических задач. |
||||
2 класс
№ п/п |
|
1. |
Страна Геометрия. |
2. |
Преобразование фигур на плоскости. |
3. |
Город Четырёхугольников. |
4. |
Числовые ребусы. |
5. |
Соединение и пересечение фигур. |
6. |
Симметрия фигур. |
7. |
Логические задачи |
8. |
Логический ряд чисел. |
9. |
Логические задачи. |
10. |
Праздник числа. |
11. |
Решение логических задач. |
12. |
Нетрадиционные задачи. |
13. |
Решение комбинаторных задач |
14. |
Познавательные математические цепочки. |
15. |
Старинные задачи. |
16. |
Задачи, решаемые с конца. |
17. |
Примеры с зашифрованным словом. |
18. |
Зашифрованные примеры. |
3 класс
№ п/п |
Тема занятий |
1. |
Поиски закономерностей. |
2. |
Нестандартные задачи. |
3. |
Задачи в стихах. |
4. |
Логические задачи. |
5. |
Меры длины. |
6. |
Логические задачи. |
7. |
Логические задачи. |
8. |
Конструирование предметов из геометрических фигур. |
9. |
Логические задачи. |
10. |
Математический кроссворд |
11. |
Задачи в стихах. |
12. |
Объём фигур. |
13. |
Логические задачи. |
14. |
Нестандартные задачи. |
15. |
Занимательный диктант. |
16. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
17. |
Задачи в стихах. |
18. |
Логические задачи. |
4 класс
№ п/п |
Тема занятий |
1. |
Упражнения с многозначными числами |
2. |
Числа-великаны и числа малютки. |
3. |
Числовые ребусы. |
4. |
Загадки- смекалки. |
5. |
Решение комбинаторных задач |
6. |
Арифметические задачи, требующие особого решения. |
7. |
Математические ребусы. |
8. |
Геометрия в пространстве. |
9. |
Кривые и плоские поверхности. |
10. |
Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом. |
11. |
Решение комбинаторных задач. |
12. |
Решение математических задач с помощью рассуждений. |
13. |
Математическая викторина. |
14. |
Решение комбинаторных задач |
15. |
Конкурс знатоков |
16. |
Проектная деятельность «Великие математики» |
17. |
Интеллектуальный марафон. |
18. |
Задачи, связанные со временем. |
Список литературы
1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2009
2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2013г.
4. Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2009
5. Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.
6. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
7. Н.И.Узодова «Занимательная математика 1-4 класс»
8. Сборник «Смекалка для малышей»
9. Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
Павкина Галина Геннадьевна
Нигириш Светлана Владимировна
Акатова Ирина Анатольевна
Нигириш Светлана Владимировна