Календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс, профильный уровень, к учебнику В.Б. Захаров и С.Г. Мамонтов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» (профильный уровень)
102 ЧАСА
к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И.Сонина.
№ п/п |
Тема |
Лабораторные и практические работы |
1-2. |
ВИД (60 ч). Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства |
|
3. |
Развитие эволюционных идей. |
|
4. |
Значение работ К. Линнея. |
|
5. |
Значение учения Ж.-Б. Ламарка |
|
6. |
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина |
|
7. |
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. |
|
8. |
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира |
|
9. |
Движущие силы эволюции. |
|
10-11. |
Формы естественного отбора. |
Лабораторная работа 1. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора |
12. |
Взаимосвязь движущих сил эволюции. |
|
13. |
Практическая работа 1. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора |
+ |
14. |
Синтетическая теория эволюции |
|
15-16. |
Вид, его критерии |
Лабораторная работа 2. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию |
17. |
Практическая работа 2 .Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. |
+ |
18-19. |
Популяция – элементарная единица эволюции. |
|
20-21. |
Элементарные факторы эволюции |
|
22. |
Исследования С.С.Четверикова. |
|
23. |
Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. |
|
24-25. |
Результаты эволюции. |
|
26-28. |
Формирование приспособленности к среде обитания |
Лабораторная работа 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания |
29. |
Образование новых видов. Способы видообразования. |
|
30. |
Практическая работа 3. Сравнение процессов экологического и географического видообразования |
+ |
31-32. |
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. |
Лабораторная работа 4. Выявление изменчивости у особей одного вида |
33-34. |
Микро- и макроэволюция |
|
35. |
Практическая работа 4 . Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции |
+ |
36-37. |
Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). |
|
38-39. |
Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). |
|
40. |
Практическая работа 5 . Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции |
+ |
41. |
Причины биологического прогресса и биологического регресса. |
|
42. |
Отличительные признаки живого. |
|
43. |
Гипотезы происхождения жизни на Земле. |
|
44. |
Практическая работа 6 . Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле |
+ |
45-46.. |
Этапы эволюции органического мира на Земле |
|
47-50.. |
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. |
Лабораторные работы 5-8 Выявление ароморфозов у растений Выявление идиоадаптаций у растений Выявление ароморфозов уживотных Выявление идиоадаптаций уживотных |
52. |
Гипотезы происхождения человека. |
|
53. |
Практическая работа 7. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
|
54-55. |
Этапы эволюции человека. |
|
56. |
Происхождение человеческих рас. |
|
57. |
Практическая работа 8. Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас |
+ |
58. |
Критика расизма и социального дарвинизма. |
|
59-60. |
Обобщение по теме «ВИД». |
|
ЭКОСИСТЕМЫ (40 час) |
||
1. (61) |
Экологические факторы |
Лабораторная работа 9 Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов |
2. (62) |
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. |
Лабораторная работа 10 Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах) |
3. (63) |
Практическая работа 9. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности |
|
4. (64) |
Закон оптимума. |
|
5. (65) |
Закон минимума |
|
6. (66) |
Биологические ритмы |
|
7. (67) |
Фотопериодизм. |
|
8. (68) |
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». |
|
9. (69) |
Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. |
|
10. (70) |
Пищевые связи в экосистеме. |
|
11. (71) |
Практическая работа 10. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). |
|
12. (72) |
Трофические уровни. |
|
13. (73) |
Типы пищевых цепей. |
|
14. (74) |
Правила экологической пирамиды. |
|
15. (75) |
Практическая работа 11 Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей) |
|
16. (76) |
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. |
|
17. (77) |
Саморегуляция в экосистеме. |
|
18. (78) |
Устойчивость и динамика экосистем. |
|
19. (79) |
Практическая работа.12 Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных 20изменений) |
|
20. (80) |
Стадии развития экосистемы. |
|
21. (81) |
Сукцессия. |
|
22. (82) |
Агроэкосистемы. |
|
23. (83) |
Практическая работа 13. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). |
|
24. (84) |
Практическая работа 14. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем |
|
25. (85) |
Биосфера – глобальная экосистема. |
|
26. (86) |
Учение В.И. Вернадского о биосфере. |
|
27. (87) |
Особенности распределения биомассы на Земле |
|
28. (88) |
Биологический круговорот. |
|
29. (89) |
Практическая работа 15 . Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота. |
|
30. (90) |
Биогенная миграция атомов. |
|
31. (91) |
Эволюция биосферы. |
|
32. (92) |
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. |
|
33. (93) |
Практическая работа 16. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. |
|
34. (94) |
Проблема устойчивого развития биосферы. |
|
35. (95) |
Практическая работа 17. Решение экологических задач. |
|
36. (96) |
Экскурсия. Изменчивость организмов (окрестности школы). |
|
37. (97) |
Экскурсия.Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы). |
|
38. (98) |
Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). |
|
39. (99) |
Экскурсия .Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка). |
|
40. (100) |
Обобщение по теме «ЭКОСИСТЕМЫ». |
|
101- 102. |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. |