12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овчинникова Светлана Анатольевна156
Россия, Самарская обл., Самара
4

Календарно-тематическое планирование по биологии. 7 класс. ФГОС. Учебник В.В. Латюшкин, В.А. Шапкин

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Универсальные учебные познавательные действия

Введение (2 ч)

1

История развития зоологии

Учащиеся должны научиться:

давать характеристику методов изучения биоло­гических объектов;

классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

наблюдать и описывать различных представителей жи­вотного мира;

использовать знания по зоологии в повседневной жиз­ни;

применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презен­таций.

Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические ка­тегории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характе­ризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. Отраба­тывают правила работы с учебником. Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орни­тология», «эволюция животных». Со­ставляют схему «Структура науки зоо­логии». Используя дополнительные ис­точники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необ­ходимость рационального использования животного мира и его охраны. Знакомятся с Красной книгой

2

Современная зооло­гия

Раздел I. Простейшие (2 ч)

3

Простейшие: корне­ножки, радиолярии, солнечники, споровики

Учащиеся должны научиться:

сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

выявлять признаки сходства и отличия в строении, об­разе жизни и поведении животных;

обобщать и делать выводы по изученному материалу;

работать с дополнительными источниками информа­ции и использовать для поиска информации возможности Интернета;

презентовать изученный материал, используя возмож­ности компьютерных программ.

Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «сол­нечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших жи­вотных и растений». Знакомятся с мно­гообразием простейших, особенностя­ми их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют само­стоятельные наблюдения за про­стейшими в культурах. Оформляют отчёт, включающий ход наблюдений и выводы

4

Простейшие: жгути­коносцы, инфузории

Определяют понятия: «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Система­тизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характерис­тика систематических групп простей­ших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их стро­ения и значением в природе и жизни человека

Раздел I I. Многоклеточные животные (32 ч)

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стек­лянные, Обыкновен­ные

 

Определяют понятия: «ткань», «рефлекс», «губки», «скелетные иг­лы», «клетки», «специализация» ,«на­ружный слой клеток», «внутренний слой клеток». Систематизируют зна­ния при заполнении таблицы «Ха­рактерные черты строения губок». Классифицируют тип Губки. Выявля­ют различия между представителями различных классов губок

6

Тип Кишечнополост­ные. Классы: Гидро­идные, Сцифоид­ные, Коралловые полипы

Учащиеся должны узнать:

систематику животного мира;

особенности строения изученных животных, их много­образие, среды обитания, образ жизни, биологические и эко­логические особенности; значение в природе и жизни чело­века;

исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

Учащиеся должны уметь:

находить отличия простейших от многоклеточных жи­вотных;

правильно писать зоологические термины и исполь­зовать их при ответах;

работать с живыми культурами простейших, исполь­зуя при этом увеличительные приборы;

распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

раскрывать значение животных в природе и жизни че­ловека;

применять полученные знания в практической жизни;

распознавать изученных животных;

определять систематическую принадлежность живот­ного к той или иной таксономической группе;

наблюдать за поведением животных в природе;

прогнозировать поведение животных в различных си­туациях;

работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

совершать правильные поступки по сбережению и при­умножению природных богатств, находясь в природном ок­ружении;

вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Определяют понятия: «двуслойное жи­вотное», «кишечная полость», «ради­альная симметрия», «щупальца», «эк­тодерма», «энтодерма», «стрекатель­ные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают харак­теристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечно­полостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных клас­сов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Лен­точные

Определяют понятия: «орган», «систе­ма органов», «трёхслойное животное», «двусторонняя симметрия», «пара­зитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозя­ин», «чередование поколений». Знако­мятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому об­разу жизни. Дают характеристику ти­па Плоские черви. Обосновывают необ­ходимость применять полученные зна­ния в повседневной жизни

8

Тип Круглые черви

Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальноеотверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в по­вседневной жизни

9

Тип Кольчатые чер­ви, или Кольчецы. Класс Многогцетин- ковые, или Полихе- ты

Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкну­тая кровеносная система», «полихе- ты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепоч­ка», «заботао потомстве». Система- тизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пи­явки

Определяют понятия: «диапауза», «за­щитная капсула», «гирудин», «анаби­оз». Работают с различными источни­ками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. Прово­дят наблюдения за дождевыми червя­ми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результат и выводы

11

Тип Моллюски

Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёг­кое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюн­ные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Дву­створчатые, Голово­ногие

Лабораторные и практические работы

Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Вы­являют различия между предста­вителями разных классов моллюсков

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские ли­лии, Морские звёз­ды, Морские ежи, Го­лотурии, или Мор­ские огурцы, Офиуры

Определяют понятия: «водно-сосудис­тая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представите­лей разных классов иглокожих

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообраз­ные, Паукообразные

Определяют понятия: «наружный ске­лет», «хитин», «сложные глаза», «мо­заичное зрение», «развитие без превра­щения», «паутинные бородавки», «па­утина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыха­ния», «партеногенез». Проводят на­блюдения за ракообразными. Оформ­ляют отчёт, включающий описание на­блюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни чело­века

15

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие». Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

16

Отряды насекомых: Таракановые, Пря­мокрылые, Уховёрт­ки, Подёнки

Работают с текстом параграфа. Гото­вят презентацию изучаемого матери­ала с помощью компьютерных техно­логий

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жу­ки, Клопы

Определяют понятие «развитие с превращением». Обосновывают не­обходимость использования получен­ных знаний в жизни

18

Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Рав­нокрылые, Двукры­лые, Блохи

Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокры­лые», «двукрылые», «блохи». Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

19

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты». Иллюстрируют значение перепойчатокрылых в природе и жизни челове­ка примерами

20

Тип Хордовые. Под­типы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Составляют таблицу «Общая харак­теристика типа хордовых». Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни челове­ка, работают с учебником и дополни­тельной литературой

21

Классы рыб: Хряще­вые, Костные

 

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая ли­ния», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Вы­полняют непосредственные наблюде­ния за рыбами. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

22

Класс Хрящевые ры­бы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообраз­ные

Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых от­рядов. Работают с дополнительными источниками информации

23

Класс Костные ры­бы. Отряды: Осётро- образные, Сельдеоб­разные, Лососеобраз­ные, Карпообразные, Окунеобразные

Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы». Выявляют черты сходства и различия между предста­вителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения чис­ленности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации

24

Класс Земноводные, или Амфибии. Отря­ды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в стро­ении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

25

Класс Пресмыкаю­щиеся, или Репти­лии. Отряд Чешуйча­тые

Определяют понятия: «внутреннее оп­лодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Сравнивают строение земноводных и пресмы­кающихся

26

Отряды пресмыкаю­щихся: Черепахи, Крокодилы

Определяют понятие «панцирь». Срав­нивают изучаемые группы животных между собой. Работают с учебником и дополнительной литературой

27

Класс Птицы. Отряд Пингвины

Определяют понятия: «тепло­кровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные меш­ки ». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

28

Отряды птиц: Стра­усообразные, Нанду- образные, Казуарооб­разные, Гусеобраз­ные

Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц

29

Отряды птиц: Днев­ные хищные, Совы, Куриные

Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают взаимо­связи, сложившиеся в природе. Обсуж­дают возможные пути повышения чис­ленности хищных птиц

30

Отряды птиц: Во­робьинообразные, Голенастые

Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеяд­ные птицы». Работают с учебником и дополнительной литературой. Гото­вят презентацию на основе собранных материалов

31

Экскурсия «Изуче­ние многообразия птиц»

Обобщение знаний

Определяют понятие «приспособ­ленность». Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Проводят на­блюдения и оформляют отчёт, вклю­чающий описание экскурсии, её ре­зультаты и выводы

32

Класс Млекопитаю­щие, или Звери. От­ряды: Однопроход­ные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие зве­ри», «живорождение», «матка». Срав­нивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособлен­ности этих животных к различным ус­ловиям и местам обитания. Иллюстри­руют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

33

Отряды млекопитаю­щих: Грызуны, Зай­цеобразные

Определяют понятие «резцы». Габота- ют с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

34

Отряды млекопитаю­щих: Китообразные, Ластоногие, Хобот­ные, Хищные

Определяют понятия: «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы «Отряд Китообразные», «Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о значе­нии животных данных отрядов, ис­пользуя дополнительные источники информации, включая Интернет

35

Отряды млекопитаю­щих: Парнокопыт­ные, Непарнокопыт­ные

Определяют понятия: «копыта», «рога», «сложный желудок», «жвач­ка». Составляют таблицу «Семейство Лошади»

36

Отряд млекопитаю­щих: Приматы

Определяют понятия: «приматы», «че­ловекообразные обезьяны». Обсужда­ют видеофильм о приматах и сравнива­ют их поведение с поведением человека

37

Контрольно-обоб- щающий урок по те­ме «Многокле­точные животные. Бесчерепные и позво­ночные»

Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Раздел III. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч)

38

Покровы тела

Учащиеся должны научиться:

сравнивать и сопоставлять особенности строения и ме­ханизмы функционирования различных систем органов жи­вотных;

использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у жи­вотных;

выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

устанавливать причинно-следственные связи процес­сов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

составлять тезисы и конспект текста;

осуществлять наблюдения и делать выводы;

получать биологическую информацию о строении орга­нов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных ис­точников;

обобщать, делать выводы из прочитанного.

Определяют понятия: «покровы тела», «плоский эпителий»,«кутикула», «эпидермис», «собственно кожа». Описывают строение и значение покро­вов у одноклеточных и многоклеточ­ных животных. Объясняют законо­мерности строения и функции покро­вов тела. Сравнивают строение покровов тела у различных животных. Различают на животных объектах раз­ные виды покровов и выявляют осо­бенности их строения. Получают био­логическую информацию из различ­ных источников

39

Опорно-двигатель­ная система жи­вотных

Определяют понятия: «опорно-двига­тельная система», «наружныйскелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «поясаконечностей», «кость», «хрящ», «сухожилие», «сус­тав». Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении опорно-двигательной системы живот­ных. Объясняют значение опорно-дви­гательной системы в жизнедеятельности животных. Выявляют черты сходства и различия в строении опорно-двигательной систе­мы различных животных

40

Способы передвиже­ния и полости тела животных

 

Определяют понятия: «амёбоидное движение», «движение за счёт биения ресничек и жгутиков», «движение с помощью мышц», «полость тела жи­вотных», «первичная полость тела», «вторичная полость тела», «смешанная полость тела». Устанавливают вза­имосвязь строения опорно-двигатель­ных систем и способов передвижения животных. Выявляют, чем различают­ся первичная, вторичная и смешанная полости тела животных. Объясняют значение полостей тела у животных. Приводят доказательства приспособи­тельного характера способов передви­жения у животных

41

Органы дыхания и газообмен

Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки». Устанавлива­ют взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыха­тельных систем животных разных систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают дыха­тельные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп

42

Органы пищеваре­ния

Определяют понятия: «питание», «пи­щеварение», «травоядные животные», «хищные (плотоядные) животные», «всеядные животные», «паразиты», «наружное пищеварение», «внут­реннее пищеварение». Выявляют при­чины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивают пищеварительные системы и объясняют физиологические осо­бенности пищеварения животных раз­ных систематических групп. Различа­ют на таблицах и схемах органы и пищеварительные системы животных разных систематических групп

43

Обмен веществ и пре­вращение энергии

Определяют понятия: «обмен ве­ществ», «превращение энергии», «фер­менты». Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов. Срав­нивают и сопоставляют особенности строения и механизмы функциониро­вания различных систем органов жи­вотных. Устанавливают зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов. Дают характеристику фер­ментов как обязательного участника всех реакций обмена веществ и энер­гии. Выявляют роль газообмена и полноценного питания животных в обмене веществ и энергии

44

Кровеносная систе­ма. Кровь

 

Определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кро­веносной системы», «круги крово­обращения», «замкнутая кровеноснаясистема», «незамкнутая кровеносная система», «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «формен­ные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови». Сравнивают крове­носные системы животных разных сис­тематических групп. Выявляют при­знаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования орга­нов и их систем у животных. Описыва­ют кровеносные системы животных разных систематических групп. Со­ставляют схемы и таблицы, система­тизирующие знания о кровеносных системах животных. Выявляют причи­ны усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции

45

Органы выделения

Определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака». Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем орга­нов животных. Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины услож­нения выделительных систем живот­ных в ходе эволюции

46

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Определяют понятия: «раздражи­мость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная це­почка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «корабольших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инс­тинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности жи­вотных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают за­висимости функций нервной системы от её строения. Устанавливают при­чинно-следственные связи между процессами, лежащими в основе регу­ляции деятельности организма. Полу­чают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлек­сах животных из различных источни­ков, в том числе из Интернета

47

Органы чувств. Регу­ляция деятельности организма

 

Определяют понятия: «эволюция орга­нов чувств животных», «глаз», «прос­той глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бино­кулярное зрение», «нервная регуля­ция», «жидкостная регуляция». Полу­чают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из раз­личных источников, в том числе из Ин­тернета. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения. Объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции де­ятельности животных. Описывают и сравнивают органы чувств животных разных систематических групп. Разли­чают на муляжах и таблицах органы чувств

48

Продление рода. Ор­ганы размножения, продления рода

Определяют понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы размножения», «бесполое размноже­ние», «половое размножение», «половая система», «половые органы», «гер­мафродитизм», «раздельнополость», «яичники», «яйцеводы», «матка», «се­менники», «семяпроводы», «плацен­та». Получают биологическую инфор­мацию об органах размножения из раз­личных источников, в том числе из Интернета. Описывают и сравнивают органы размножения животных раз­ных систематических групп. Объясня­ют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми извест­ными

49

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Устанавливают зависимость функций органов и сис­тем органов от их строения. Формули­руют сравнительно-анатомические характеристики изученных групп животных. Объясняют механизмы функционирования различных органов и систем органов. Приводят доказа­тельства реальности процесса эво­люции органов и систем органов

Раздел IV. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

50

Способы размноже­ния животных. Оплодотворение

Учащиеся должны научиться:

сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;

устанавливать причинно-следственные связи при изу­чении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;

абстрагировать стадии развития животных из их жиз­ненного цикла;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы;

конкретизировать примерами рассматриваемые биоло­гические явления;

получать биологическую информацию об индивидуаль­ном развитии животных, периодизации и продолжительнос­ти жизни организмов из различных источников.

Определяют понятия: «деление надвое», «множественное деление», «бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живо­рождение», «внешнее оплодотворе­ние», «внутреннее оплодотворение». Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят дока­зательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме

51

Развитие животных с превращением и без превращения

Определяют понятия: «индивиду­альное развитие», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превра­щения», «метаморфоз». Описывают и сравнивают процессы развития с пре­вращением и без превращения. Рас­крывают биологическое значение раз­вития с превращением и без превраще­ния. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Используют примеры раз­вития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания

52

Периодизация и про­должительность жизни животных

Определяют понятия: «половое созревание», «онтогенез», «пери­одизация онтогенеза», «эмбриональ­ный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость». Объясняют при­чины разной продолжительности жиз­ни животных. Выявляют условия, оп­ределяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систе­матических групп. Выявляют факто­ры среды обитания, влияющие на про­должительность жизни животного. Сравнивают животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Рас­познают стадии развития животных. Получают из различных источников биологическую информацию о пери­одизации и продолжительности жизни животных. Различают на живых объ­ектах разные стадии метаморфоза у животных. Оформляют отчёт, вклю­чающий описание наблюдения, его результаты, выводы

Раздел V. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

53

Доказательства эво­люции животных

Учащиеся должны научиться:

выявлять черты сходства и отличия в строении и выпол­няемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

сравнивать и сопоставлять строение животных на раз­личных этапах исторического развития;

конкретизировать примерами доказательства эволю­ции;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы;

получать биологическую информацию об эволюцион­ном развитии животных, доказательствах и причинах эво­люции животных из различных источников;

анализировать, обобщать, высказывать суждения по усвоенному материалу;

толерантно относиться к иному мнению;

корректно отстаивать свою точку зрения.

Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм». Анализируют палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбрио­логические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризу­ют гомологичные, аналогичные и руди­ментарные органы и атавизмы. Вы­являют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса

54

Чарлз Дарвин о при­чинах эволюции жи­вотного мира

Определяют понятия: «наследст­венность», «определённая изменчи­вость», «неопределённая изменчи­вость», «борьба за существование», «естественный отбор». Получают из разных источников биологическую ин­формацию о причинах эволюции жи­вотного мира, проявлении наследст­венности и изменчивости организмов в животном мире. Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в форми ровании многообразия видов живот­ных. Приводят доказательства основ­ной, ведущей роли естественного отбо­ра в эволюции животных

55

Усложнение стро­ения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции», «видообразо­вание», «дивергенция»,«разно­видность». Получают из разных ис­точников биологическую информацию о причинах усложнения строения жи­вотных и разнообразии видов. Состав­ляют сложный план текста. Устанав­ливают причинно-следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе дли­тельного исторического развития. Ха­рактеризуют механизм видообразова­ния на примере галапагосских вьюр­ков. Представляют информацию по теме «Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных техноло­гий

Раздел VI . Биоценозы (4 ч)

56

Естественные и ис­кусственные биоце­нозы

 

Определяют понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусст­венный биоценоз», «ярусность», «продуценты», «консументы», «реду­центы», «устойчивость биоценоза». Изучают признаки биологических объ­ектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

57

Факторы среды и их влияние на биоцено­зы

Учащиеся должны научиться:

сравнивать и сопоставлять естественные и искусствен­ные биоценозы;

устанавливать причинно-следственные связи при объ­яснении устойчивости биоценозов;

конкретизировать примерами понятия: «продуценты», «консументы», «редуценты»;

выявлять черты сходства и отличия естественных и ис­кусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

самостоятельно использовать непосредственные на­блюдения, обобщать и делать выводы;

систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

находить в словарях и справочниках значения терми­нов;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы;

поддерживать дискуссию.

Определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические факторы сре­ды», «антропогенные факторы среды». Характеризуют взаимосвязь организ­мов со средой обитания, влияние окру­жающей среды на биоценоз и приспо­собление организмов к среде обитания. Анализируют принадлежность биоло­гических объектов к экологическим группам

58

Цепи питания. По­ток энергии Экскурсия

Изучение взаимосвя­зи животных с дру­гими компонентами биоценоза

Определяют понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида биомассы», «энергетическая пирами­да», «продуктивность», «экологиче­ская группа», «пищевые, или трофиче­ские, связи» Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособ­ленности к совместному существова­нию. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Выполняют непо­средственные наблюдения в природе и оформляют отчёт, включающий описа­ние экскурсии, её результаты и выводы

Раздел VII . Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

59

Воздействие челове­ка и его деятельности на животный мир

Учащиеся должны научиться:

выявлять причинно-следственные связи принадлеж­ности животных к разным категориям в Красной книге;

выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

находить значения терминов в словарях и спра­вочниках;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы.

Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Ана­лизируют причинно-следственные свя­зи, возникающие в результате воз­действия человека на животных и сре­ду их обитания. Работают с дополнительными источниками информации

60

Одомашнивание жи­вотных

Определяют понятия: «одомаш­нивание», «отбор», «селекция», «раз- ведение». Изучают методы селекции и разведения домашних животных. Ана­лизируют условия их содержания

61

Законы России об ох­ране животного ми­ра. Система монито­ринга

Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Изучают законодательные акты Российской Фе­дерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга

62

Охрана и рациональ­ное использование животного мира

Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация». Знакомятся с Красной книгой. Определяют призна­ки охраняемых территорий

63

Экскурсия

Посещение выстав­ки сельскохозяйст­венных и домашних животных

Выявляют наиболее существенные признаки породы. Выясняют условия выращивания. Определяют исходные формы. Составляют характеристики на породу

Резервное время — 7 ч

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.