Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Математика» (5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 8»
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
школьным методическим Заместитель директора по УВР Директор
объединением ____________________________
Руководитель ШМО «_____»____________20____ г.
Приказ №____
_________________________ от «____»________20____ г.
Протокол №____
от «_____»__________20___ г.
ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИКА»
5 КЛАСС
Разработчик программы:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Иванова Виктория Владимировна
Пояснительная записка
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Математика - 5» разработана для обучения на уровне основного общего образования.
Календарно тематическое планирование составлено на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., № 19644), с изменениями в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, с изменениями в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577
2. Примерная программа основного общего образования по математике
3. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей №8»
Данное КТП ориентировано на использование учебника Н.Я. Виленкина, В. И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда.
.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.
По гиперссылке происходит переход на конспект урока
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел программы |
Содержание |
Планируемые результаты освоения предмета |
Формы организации учебных занятий |
Виды учебной деятельности |
|
Предметные |
Метапредметные |
||||
Натуральные числа и шкалы (18ч). |
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. |
Предметная область «Арифметика»: выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число; переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов; находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби; округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие; решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами. Предметная область «Алгебра»: переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с простейшими математическими моделями; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; изображать числа точками на координатном луче; определять координаты точки на координатном луче; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; решать текстовые задачи алгебраическим методом. Предметная область «Геометрия»: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела; в простейших случаях строить развертки пространственных тел; вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам. Предметная область «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»: распознавать логически некорректные высказывания; строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики. Оперировать понятиями: круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. Решать простейшие комбинаторные задачи. |
Регулятивные УУД. Прогнозирует свою деятельность, определяет предполагаемый результат, определяет цель своей деятельности, выявляет ресурсы для достижения цели, определяет задачи для достижения поставленной цели, задает вопросы на понимание, делает дополнения из различных источников; соотносит полученный результат с данными критериями, высказывает суждения по поводу правильности выполнения задачи, аргументирует свое суждение, приводит примеры, умеет выполнять учебную задачу по образцу, определяет трудности, возникшие при выполнении учебной задачи, определяет свои возможности при выполнении учебной задачи. Коммуникативные УУД. Берет на себя инициативу в организации совместной деятельности, проговаривает цель совместной деятельности, договаривается о способе совместной работы, распределяет роли каждого, определяет обязанности каждого участника, удерживает выполнение обязанностей каждым участником; вступает в диалог, задает вопросы на понимание, задает вопросы по содержанию учебного материала, выслушивает мнение собеседника, высказывает свое мнение, подтверждает примерами свое мнение, находит общее решение в соответствии с поставленной целью, избегает конфликтных ситуаций при расхождении мнений; выделяет главную мысль текста, выделяет смысловые части текста, составляет план текста, передает содержание текста в соответствии с планом, строит высказывания в соответствии с типом речи, высказывает свое отношение по обсуждаемой теме. Познавательные УУД. Составляет простой план, составляет по конспекту, по плану рассказ, строит схемы, таблицы по тексту, преобразует схему в таблицу, создает текст на основе таблицы, схемы, дает определения простых понятий, определяет причины, определяет следствия, определяет понятие и приводит примеры, сравнивает понятия, выделяет отличия и сходства, формулирует проблему, строит предположения, высказывает идеи, высказывает простейшую гипотезу (как вариант решения проблемы), обосновывает её аргументами, определяет стратегию решения проблемы, выбирает информационные источники, планирует информационный поиск, делает умозаключение, умеет подавать материал в презентативной форме (использует схемы, модели). |
Урок открытия новых знаний Урок освоения новых знаний Комбинированный урок Урок рефлексия Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля Урок – практикум Урок проверки и оценки знаний Урок оценки и коррекции знаний Урок – игра Лабораторная работа Практическая работа Урок – исследование Творческая лаборатория Урок – смотр знаний Интегрированный урок Урок – проектная задача Урок – мастерская Урок – сказка Урок – эвристическая беседа Урок – экскурсия Урок – презентация Урок - путешествие |
Парная Групповая Индивидуальная Игровая Учебно-исследовательская творческая |
Сложение и вычитание натуральных чисел (20ч). |
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. |
||||
Умножение и деление натуральных чисел (21 ч). |
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа. |
||||
Площади и объемы (17ч). |
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
||||
Обыкновенные дроби (26 ч). |
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. |
||||
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13ч). |
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел. |
||||
Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. |
||||
Инструменты для вычислений и измерений (15 ч). |
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы. |
||||
Повторение. Решение задач (14 ч). |
Календарно-тематическое планирование
170 часов
Раздел (количество часов) |
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов по теме |
Форма организации занятия |
Повторение материала начальной школы (4 часа) |
1. |
1 |
Урок - практикум |
||
2. |
Решение простейших уравнений. |
1 |
Урок - практикум |
||
3. |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
|||
4. |
Анализ диагностической работы. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Натуральные числа и шкалы (18ч). |
5-6. |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок - практикум |
||
7-8. |
Отрезок. Длина отрезка. |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок - практикум |
||
9-10. |
Треугольник. |
2 |
Урок освоения новых знаний Творческая лаборатория |
||
11. |
Решение комбинаторных задач. |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
12-13. |
Плоскость. Прямая. Луч |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок - практикум |
||
14-16. |
Шкалы и координаты. |
3 |
Урок освоения новых знаний Практическая работа Урок рефлексия |
||
17-20. |
4 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок развивающего контроля (2ч) |
|||
21. |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
|||
22. |
Анализ контрольной работы. Как возникла арифметика. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Сложение и вычитание натуральных чисел (20ч). |
23-25. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок - игра |
||
26-28. |
Вычитание натуральных чисел. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок - презентация |
||
29. |
Решение комбинаторных задач (комбинаторное умножение). |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
30. |
Контрольная работа №2: по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
31. |
Анализ контрольной работы. Решение практических задач. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
32-34. |
Числовые и буквенные выражения |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок - презентация |
||
35-36. |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. |
2 |
Урок – мастерская Урок - практикум |
||
37. |
Решение комбинаторных задач (дерево вариантов). |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
38-40. |
Уравнение. Решение задач с помощью уравнений. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок – игра Урок общеметодологической направленности |
||
41. |
Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения» |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
42. |
Анализ контрольной работы. История возникновения натуральных чисел. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Умножение и деление натуральных чисел (21 ч). |
43-45. |
Умножение натуральных чисел и его свойства. |
3 |
Урок освоения новых знаний Комбинированный урок Урок - игра |
|
46-48. |
Деление. |
3 |
Урок освоения новых знаний Комбинированный урок Урок - игра |
||
49-51. |
Деление с остатком. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок – смотр знаний |
||
52. |
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
53. |
Анализ контрольной работы. Решение практических задач. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
54-56. |
Упрощение выражений. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок - практикум |
||
57-58. |
Порядок выполнения действий. |
2 |
Урок освоения новых знаний Интегрированный урок |
||
59-60. |
Квадрат и куб числа. |
2 |
Урок – исследование Урок - практикум |
||
61. |
Решение комбинаторных задач (графы). |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
62. |
Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
63. |
Анализ контрольной работы. Изобретение арифметических операций. Индийские, шумеро-вавилонские и китайские древние математики. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Площади и объемы (17ч). |
64-65. |
Формулы. |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия |
|
66-69. |
Площадь. Формула площади прямоугольника. |
4 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Практическая работа Комбинированный урок |
||
70-72. |
Единицы измерения площадей. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок – проектная задача |
||
73-75. |
Прямоугольный параллелепипед. |
3 |
Урок – мастерская Комбинированный урок Урок рефлексия |
||
76-78. |
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок – смотр знаний |
||
79. |
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы». |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
80. |
Анализ контрольной работы. Математика Древнего Египта. Греческая математика. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Обыкновенные дроби (26 ч). |
81-82. |
Окружность и круг. |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия |
|
83-85. |
Доли. Обыкновенные дроби. |
3 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Практическая работа |
||
86-88. |
Сравнение дробей. |
3 |
Урок открытия новых знаний Урок рефлексия Урок-путешествие |
||
89-91. |
Правильные и неправильные дроби. |
3 |
Урок открытия новых знаний Урок рефлексия Урок-сказка |
||
92. |
Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби» |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
93. |
Анализ контрольной работы. Решение практических задач. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
94-96. |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
3 |
Урок-исследование Урок рефлексия Комбинированный урок |
||
97. |
Решение комбинаторных задач (метод исключения). |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
98-99. |
Деление и дроби. |
2 |
Урок-исследование Урок рефлексия |
||
100-101. |
Смешанные числа. |
2 |
Урок – эвристическая беседа Урок-практикум |
||
102-104. |
Сложение и вычитание смешанных чисел. |
3 |
Урок открытия новых знаний Урок-сказка Урок-экскурсия |
||
105. |
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
106. |
Анализ контрольной работы. Система дробей в Древнем Египте, Вавилоне и Риме. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13ч). |
107-108. |
Десятичная запись дробных чисел. |
2 |
Урок-презентация Комбинированный урок |
|
109-111. |
Сравнение десятичных дробей. |
3 |
Урок открытия новых знаний Урок-практикум Урок-игра |
||
112-114. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
3 |
Урок открытия новых знаний Урок-практикум Урок-игра |
||
115. |
Решение логических задач с помощью графов, таблиц. |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
116-117. |
Приближенные значения чисел. Округление чисел. |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия |
||
118. |
Контрольная работа № 9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
119. |
Анализ контрольной работы. История появления десятичных дробей. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). |
120-123. |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
4 |
Урок открытия новых знаний Урок-практикум Урок рефлексия Урок - проектная задача |
|
124-128. |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
5 |
Урок открытия новых знаний Урок-практикум Урок - проектная задача Урок развивающего контроля (2ч) |
||
129. |
Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа». |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
130. |
Анализ контрольной работы. Решение практических задач. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
131-134. |
Умножение десятичных дробей. |
4 |
Урок открытия новых знаний Урок-практикум Урок-путешествие Урок рефлексия |
||
135-139. |
Деление на десятичную дробь. |
5 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок-экскурсия Урок - проектная задача Урок общеметодологической направленности |
||
140-143. |
Среднее арифметическое. |
4 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок - проектная задача Урок общеметодологической направленности |
||
144. |
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей». |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
145. |
Анализ контрольной работы. Как возникла арифметика: систематические дроби. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Инструменты для вычислений и измерений (15 ч). |
146. |
Микрокалькулятор. |
1 |
Урок-презентация |
|
147-150. |
Проценты. |
4 |
Урок освоения новых знаний Урок рефлексия Урок-практикум Комбинированный урок |
||
151-152. |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. |
2 |
Урок освоения новых знаний Практическая работа |
||
153-155. |
Измерение углов. Транспортир. |
3 |
Урок освоения новых знаний Практическая работа (2ч) |
||
156-157. |
Круговые диаграммы. |
2 |
Урок освоения новых знаний Урок - проектная задача |
||
158. |
Решение логических задач с помощью графов, таблиц. |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
||
159. |
Контрольная работа №12 по теме «Инструменты для вычислений и измерений». |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
160. |
Анализ контрольной работы. Русские учителя С. А. Рачинский и Л. Ф. Магницкий и их «Арифметика». |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
Повторение. Решение задач (10 ч). |
161. |
Сложение и вычитание натуральных чисел. |
1 |
Урок - практикум |
|
162. |
Умножение и деление натуральных чисел. |
1 |
Урок - путешествие |
||
163. |
Площади и объемы. |
1 |
Урок - практикум |
||
164. |
Обыкновенные дроби. |
1 |
Урок - путешествие |
||
165. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
1 |
Урок - практикум |
||
166. |
Умножение и деление десятичных дробей. |
1 |
Урок - путешествие |
||
167. |
Проценты и диаграммы. |
1 |
Урок - практикум |
||
168. |
Итоговая диагностическая работа. |
1 |
Урок контроля знаний и умений |
||
169. |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Урок оценки и коррекции знаний |
||
170. |
Решение логических задач с помощью графов, таблиц. |
1 |
Урок – эвристическая беседа |
1 полугодие |
2 полугодие |
Год |
|
Контрольные работы |
Входной диагностический контроль. Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы». Контрольная работа №2: по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения» Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы» |
Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби» Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Контрольная работа № 9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» Контрольная работа №12 по теме «Инструменты для вычислений и измерений» Итоговая диагностическая работа. |
14 |
Занятия в неурочной форме |
21 |
30 |
51 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник |
Методические пособия |
Дидактические пособия |
Учебно-наглядное и материально-техническое обеспечение |
Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я. |
Математика 5 классс. Технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина. Автор – составитель И. Б. Чаплыгина. Издательство «Учитель». 2014 Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. М.: Мнемозина, 2010г. |
Тесты по математике. К учебнику Н. Я. Виленкина. Автор В. Н. Рудницкая. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2015. Математика. Итоговая аттестация. М. Я. Гаиашвили, В. И. Ахременкова. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2015. Рабочая тетрадь по математике. К учебнику Н. Я. Виленкина. Автор Т. М. Ерина. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2015. Сборник практических задач по математике. Автор Л.П. Попова. Москва «ВАКО». Математические диктанты. В. И. Жохов. Мнемозина 2014. |
Портреты выдающихся математиков Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел Интерактивная доска, проектор, принтер, сканер Мультимедийное приложение. Презентации к урокам. Издательство «Учитель». 2014 |