Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе по УМК «Полярная звезда» А.И. Алексеева
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
(2ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Примечание |
||||||
По плану |
По факту |
||||||||||
I ЧЕТВЕРТЬ |
|||||||||||
I. Регионы России |
|||||||||||
1 |
Введение. Учимся с «Полярной Звездой»(1) |
1 |
§ 1с.4-6, тест на стр. 5 |
05.09 |
|||||||
2 |
Районирование России |
1 |
§ 2 с.6-12, задание1-3 |
08.09 |
|||||||
3 |
Учимся с «Полярной Звездой»(2)
|
1 |
§ 3 с.12-16, задание на стр. 15 |
12.09 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
4 |
Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно- Сибирская |
1 |
§ 4с.16-22, вопросы 1- 3,задание 2,4,5,7 стр.21 |
15.09 |
|||||||
5 |
Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири |
1 |
§ 5 с.22-28, выполнить задания « Это я знаю», « Это мне интересно» |
19.09 |
|||||||
6 |
Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
1 |
§ 6 с.28-34, задания4-7 стр. 33 |
22.09 |
|||||||
7 |
Экзотика России — Северный Кавказ и Дальний Восток |
1 |
§ 7 с.34-40, ответить на вопросы на стр.40 |
26.09 |
|||||||
8 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
§ 8 с.40-43 выполнить задания « Это я знаю» |
29.09 |
|||||||
9 |
Экологическая безопасность России |
1 |
§ 9 с.43-46, ответить на вопросы |
03.10 |
|||||||
10 |
Учимся с «Полярной звездой»(3)
|
1 |
§ 10 с.46-48 |
06.10 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
11 |
Обобщение и повторение темы «Регионы России» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
10.10 |
|||||||
II. Европейская часть Центральная Россия |
|||||||||||
12 |
Пространство Центральной России |
1 |
§ 11 с.50, ответить на вопросы на стр.50 |
13.10 |
|||||||
13 |
Центральная Россия: освоение территории и населения |
1 |
§ 12с.56, выполнить задания « Это я знаю» |
17.10 |
|||||||
14 |
Центральный район |
1 |
§ 13 с.60, ответить на вопросы |
20.10 |
|||||||
15 |
Волго-Вятский район |
1 |
§ 14с.65, ответить на вопросы |
24.10 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
16 |
Обобщающий урок |
1 |
Повторение |
27.10 |
|||||||
II ЧЕТВЕРТЬ |
|||||||||||
17 |
Центрально-Черноземный район |
1 |
§ 15с.68.задания 1-5 стр.71 |
07.11 |
|||||||
18 |
Учимся с «Полярной звездой»(4). Работа с текстом; подготовка к дискуссии. |
1 |
§ 16с.72 |
10.11 |
|||||||
19 |
Москва и Подмосковье |
1 |
§ 17 с.74, задания1-4,7 стр.78. |
14.11 |
|||||||
20 |
Учимся с «Полярной звездой».(5) |
1 |
§ 18 с.79 |
17.11 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
21 |
Обобщение «Центральная Россия» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
21.11 |
|||||||
Северо—Запад |
|||||||||||
22 |
Пространство Северо-запада |
1 |
§ 19 с.82, ответить на вопросы, подготовить реферат. |
24.11 |
|||||||
23 |
Северо-Запад: «Окно в Европу» |
1 |
§ 20 с.87, ответить на вопросы |
28.11 |
|||||||
24 |
Северо-Запад: хозяйство |
1 |
§ 21 с.91, ответить на вопросы |
01.12 |
|||||||
25 |
Санкт-Петербург - вторая столица России |
1 |
§ 22 с.96 Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей». |
05.12 |
|||||||
26 |
Учимся с «Полярной звездой»(6) |
1 |
§ 23 с.100. Создание электронной презентации |
08.12 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
27 |
Обобщение и повторение «Северо-Запад» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
12.12 |
|||||||
Европейский Север |
|||||||||||
28 |
Пространство Европейского Севера |
1 |
§ 24 с.102, ответить на вопросы |
15.12 |
|||||||
29 |
Европейский Север: освоение территории и население |
1 |
§ 25 с.107, ответить на вопросы |
19.12 |
|||||||
30 |
Европейский Север: хозяйство и проблемы |
1 |
§ 26 с.112 ответить на вопросы ( кроме 4 и 7) |
22.12 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
31 |
Учимся с «Полярной звездой»(7) Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района. |
1 |
§ 27с.116 |
26.12 |
|||||||
32 |
Обобщение и повторение «Европейский Север» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
29.12 |
|||||||
III ЧЕТВЕРТЬ |
|||||||||||
Европейский Юг |
|||||||||||
33 |
Пространство Европейского Юга |
1 |
§ 28 с.118, ответить на вопросы 2,4,7 стр.122 |
09.01 |
|||||||
34 |
Европейский Юг: освоение территории и население |
1 |
§ 29 с.123, ответить на вопросы |
12.01 |
|||||||
35 |
Европейский Юг: хозяйство и проблемы |
1 |
§ 30 с.127, ответить на вопросы |
16.01 |
|||||||
36 |
Учимся с «Полярной звездой»(8) Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. |
1 |
§ 31 с.130 |
19.01 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
37 |
Обобщение по теме «Европейский Юг» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
23.01 |
|||||||
Поволжье |
|||||||||||
38 |
Пространство Поволжья |
1 |
§ 32с.132, выполнить задания 1,3-6 стр.133 |
26.01 |
|||||||
39 |
Освоение территории и население |
1 |
§ 33 с.136, ответить на вопросы (кроме 7) |
30.01 |
|||||||
40 |
Поволжье: хозяйство и проблемы |
1 |
§ 34 с.140, выполнить задания 1-3 и 6 стр.143 |
02.02 |
|||||||
41 |
Учимся с «Полярной звездой».(9) Изучение проблем Поволжья. |
1 |
§ 35 с.144 |
06.02 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
42 |
Обобщение по теме «Поволжье» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
09.02 |
|||||||
Урал |
|||||||||||
43 |
Пространство Урала |
1 |
§ 36 с.146 , ответить на вопросы 1-3. Задание 4 и 8 стр.150 |
20.02 |
|||||||
44 |
Урал: освоение территории и хозяйство |
1 |
§ 37 с.151, ответить на вопросы 1-5 стр.155 |
22.02 |
|||||||
45 |
Урал: население и города |
1 |
§ 38 с.156, ответить на вопросы |
27.02 |
|||||||
46 |
Учимся с «Полярной звездой»(10) Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения |
1 |
§ 39, подготовить сообщение «Будущее Урала» |
02.03 |
|||||||
47 |
Обобщение по теме «Урал» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
06.03 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
48 |
Обобщение знаний по теме: «Европейская часть России и Урал» |
1 |
Повторение |
11.03 |
|||||||
III. Азиатская часть России Сибирь |
|||||||||||
49 |
Пространство Сибири |
1 |
§ 40 с.164, задание 2-7 стр.168 |
13.03 |
|||||||
50 |
Сибирь: освоение территории и население |
1 |
§ 41с.169, ответить на вопросы 1,2,4,6. задание 3 на стр. 172 |
16.03 |
|||||||
51 |
Сибирь: хозяйство |
1 |
§ 42 с.173, ответить на вопросы |
20.03 |
|||||||
52 |
Западная Сибирь |
1 |
§ 43 с.176, ответить на вопросы и задания ( кроме 6 и 8) |
23.03 |
|||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||||||||
53 |
Восточная Сибирь |
1 |
§ 44 с.180 , ответить на вопросы 2-4 и 7 , задания 1 и5 стр.183 |
03.04 |
|||||||
54 |
Учимся с «Полярной звездой»(11) Проект. «Путешествие по Транссибу» |
1 |
§45 с.184. |
06.04 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
55 |
Обобщение по теме «Сибирь» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
10.04 |
|||||||
56 |
Пространство Дальнего Востока |
1 |
§ 46 с.186, выполнить задания 1,3-7 стр.191 |
13.04 |
|||||||
57 |
Дальний Восток: освоение территории и население (1) |
1 |
§ 47, ответить на вопросы |
17.04 |
|||||||
58 |
Дальний Восток: освоение территории и население(2) |
1 |
§ 48, ответить на вопросы и выполнить задания |
20.04 |
|||||||
59 |
Дальний Восток: хозяйство |
1 |
§ 49 с.200 , ответить на вопросы |
24.04 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
60 |
Учимся с «Полярной звездой»(12) Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. |
1 |
§ 50 с.204 |
27.04 |
|||||||
61 |
Обобщение «Дальний Восток» |
1 |
Подготовиться к тестированию, номенклатура |
30.04 |
|||||||
62 |
Обобщение знаний по теме «Азиатская Россия» |
1 |
повторение |
04.05 |
|||||||
Заключение |
|||||||||||
63 |
Соседи России |
1 |
§51с.206 |
08.05 |
|||||||
64 |
Сфера влияния России |
1 |
§52с.209, ответить на вопросы |
11.05 |
Подготовка к ОГЭ. Выполнение заданий из КИМа |
||||||
65 |
Учимся с «Полярной звездой»(13) Готовим реферат. |
1 |
§ 53 с.214 |
15.05 |
|||||||
66 |
Учимся с «Полярной звездой»(14) Изучаем проблемы своего края. |
1 |
§54 с.216 |
18.05 |
|||||||
67 |
Обобщение и повторение «Регионы России» |
1 |
Повторение. |
22.05 |
|||||||
68 |
Итоговое занятие |
1 |
Повторение |
25.05 |
Итого-68 часов
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной (М., «Просвещение», 2016 г.)
Учебника для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева, «География. Россия» М., «Просвещение», 2016г., серии «Полярная Звезда». (Рекомендовано Мин. обр. и науки РФ)
Рабочая программа базового курса «География. Россия» соответствует примерной программе курса «География. Россия» основного общего образования на базовом уровне. Предлагаемое распределение часов примерной программы соответствует примерной программе профильного курса «География. Россия» на базовом уровне. Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «География. Россия» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
задач:
сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа ,и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по- другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразование её природы и хозяйства. «География России» изучается в 8 и 9 классах. Предлагаемое в планировании распределение часов по темам соответствует Примерной программе курса «География» на базовом уровне. В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» -, которая состоит из четырех разделов: «Регионы России», «Европейская Россия», «Азиатская Россия» и «Заключение».
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Регионы России (10 часов)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
Раздел 2. Европейская Россия (34 часа)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
Раздел 3.Азиатская Россия (17ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».
Россия в мире (7 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Присоединение Крыма к России. Геополитическое и экономическое влияние.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовим реферат. Изучаем свой край.
Всего- 68 часов.
Учебно–методическое и материально–техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник
География. Россия» М., «Просвещение», 2016г., серии «Полярная Звезда». Учебник для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,2016г
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г.
Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2012г. (2014 г.)
Учебные пособия для учителя
Сборник нормативных документов, География, М., Дрофа, 2008г.
География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». Учебник для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,2011г.
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г
Данилова Е.А., География в схемах и таблицах, СПб.:Тригон, 2006г.
В.В.Климанов, О.А.Климанова География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие М.: Дрофа, 2012г.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
ГИА – 2018: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е.Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2018г.
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2013г.
Учебные пособия для учащихся
ГИА – 2019: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2018
География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». Учебник для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,2011г
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г.
Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2012г.