12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Масленникова Наталия Сергеевн29

Поурочное планирование. География 5 класс.

Раздел,

тема урока

Содержание урока

Дата

Виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле. 24 ч.

 

Тема 1. Введение. 1 ч.

1.

Введение.

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

   

Определяют значение географических знаний в современной жизни. Определяют задачи, роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приемы работы с учебником.

Научаться элементарным представлениям о геогр. как науке; раскрывать роль геогр. в жизни общества; знать методы и задачи г.\н.; проводить наблюдения за погодой.

Освоить приёмы работы с учебником; планировать деятельность при работе с тетрадью «Мой тренажер»; сравнивать разные точки зрения; участвовать в коллективном обсуждении.

Вести диалог на ос новее взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Тема 2. На какой Земле мы живем. 4 ч.

2.

Как люди открывали Землю. (1)

Выдающиеся географические открытия в древности и в эпоху Великих географических открытий. Знаменитые путешественники и исследователи древности и Средневековья.

   

Выявляют изменение представлений о Земле у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определяют вклад ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Знать из истории географии факты о форме Земли, о материках и океанах. Уметь показывать по карте пути экспедиций и наносить их на к.\к. ; готовить сообщения.

Планировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; формировать действия целеполагания; совершать расширенный поиск информации.

Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог; осваивать мировое культурное наследие.

3.

Как люди открывали Землю. (2)

Выдающиеся географические открытия и знаменитые путешественники, и исследователи Нового и Новейшего времени. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока. Покорение Северного полюса.

   

Открытие и исследование материков. А.Тасман, Выявляют изменение представлений о Земле у людей в Новое и Новейшее время. Определяют вклад А. Тасмана, Дж. Кук, Ф. Белинсгаузенак и М.Лазарева. Ермака, Р. Амудсена в развитие географической науки. Определяют вклад русских землепроходцев в исследовании Сибири. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Уметь показывать по карте пути исследователей Нового и Новейшего времени; знать из истории развитие знаний о Земле.

Планировать учебные действия; аргументировать свою точку зрения; сравнивать разные точки зрения.

Проявлять устойчивый интерес к изучению предмет осваивать общекультурное наследие России.

4.

География сегодня.

Источники географической информации. Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и деятельности людей.

   

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники геогр. информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. Раскрывают значение современных технологий для географической науки.

Знать о современных геог. исследованиях; способы изучения Земли; роль разных источников в получении информации

Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить корректировать; составлять таблицы и схемы.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

5.

Повторение.

К.\р. №1 «На какой Земле мы живем».

Обобщение и систематизация знаний и умений по темам: «Введение», «На какой Земле мы живем».

   

Обобщают и систематизируют знания и умения по темам.

Знать содержание всей темы; определения и понятия. Работать с тестами.

Осуществлять контроль ; расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию.

Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определённой сложности.

Тема 3. Земля – планета Солнечной системы. 4 ч.

6.

Мы во Вселенной.

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.

   

Приводят доказательства того, что земля – одна из планет Солнечной системы. Производят сравнение Земли с другими планетами. Раскрывают влияние космоса на Землю.

Знать расположение планет. форму и размеры Земли; уметь описывать уникальные особенности; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли; показывать на карте материки и океаны.

Планировать уч. деятельность и пути достижения цели; аргументировать свою точку зрения; преобразовывать модели для решения задач; строить логическое рассуждение; выдвигать гипотезы.

Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

7.

Движения

Земли.

Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

   

Объясняют смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Объясняют существенные признаки понятий «экватор», «тропики» и «полярные круги», «земная ось», «географическая ось»

Показывать на глобусе и картах полюса, экватор, полярные круги и тропики; называть виды движения Земли; называть и объяснять понятия экватор, тропики, полюса, круги, ось.

Преобразовывать и создавать схемы; контролировать свое время; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.

8.

Солнечный свет на Земле.

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.

   

Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствий. Составляют и анализируют схему «Геогр. следствия вращения Земли вокруг своей оси». Определяют продолжительность дня и ночи на разных широтах. Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Уметь описывать следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; называть пояса освещенности и показывать на схемах и картах.

Формировать целеполагание; уметь планировать пути достижения цели; уметь объяснять совершаемые действия сравнивать разные точки зрения.

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

9.

Повторение.

К.\р.№2 «Земля-планета Солнечной системы».

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме; «Планета Земля».

   

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме.

Знать содержание всей темы. Работать с тестами разного уровня сложности.

Осуществлять контроль по результату и способу действия; формировать готовность к самообразованию.

Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности.

Тема 4. План и карта . 11 ч.

10.

Ориентирование на местности. Урок-экскурсия.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

План местности. Особенности изображения местности на плане

Аэрофотоснимки

   

Определение направлений по компасу, Солнцу, Полярной звезде, живым ориентирам. Определение азимута. Определение особенностей плана местности.

Знать определение понятий ориентирование, азимут, румб; называть и объяснять способы ориентирования; называть алгоритмы работы с компасом и гномоном; уметь определять азимут по компасу и плану.

Давать определения понятиям; уметь аргументировать свою точку зрения; уметь планировать пути достижения цели; создавать и преобразовывать схемы для решения задачи.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

11.

Земная поверхность на плане и карте (1).

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

   

Определяют с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты. Измеряют расстояния на местности и плане. Определяют направления на местности и плане.

Приводить примеры г.\объектов распознаваемых на плане; знать определение масштаб, виды масштаба; уметь пользоваться масштабом.

Давать определение понятий; формировать действия целеполагания; планировать пути достижения цели; осуществлять познавательную рефлексию

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

12.

Земная поверхность на плане и карте (2).

П.\р. №1 «Определение расстояний с помощью масштаба»

   

13.

Земная поверхность на плане и карте (3).

П.\р. № 2 «Определение относительной высоты точек и форм рельефа местности».

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.

   

Определяют с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты земной поверхности. Измеряют высоты точек на местности. Определяют формы рельефа и высоты точек местности на плане.

Знать понятия горизонталь, абсолютная и относительная высота; называть способы изображения рельефа на плане и карте; уметь определять высоты точек местности; устанавливать взаимосвязи между горизонталями и крутизной склона

Давать определения понятиям; владеть устной и письменной речью, диалогом; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы; преобразовывать модели для решения задач.

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

14.

Учимся с «Полярной звездой». Урок-экскурсия.

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки местности.

   

Составляют и читают простейшие план местности.

Знать условные знаки плана местности; понимать значение понятий полярная и маршрутная съемка; строить планы местности.

Осуществлять логическую операцию; обобщать понятия; отображать в речи содержание совершаемых действий; контролировать свое время.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

15.

Географическая карта.

Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Космические снимки.

   

Сравнивают географические карты и планы местности. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Классифицируют карты атласа.

Называть различные виды изображения земной поверхности; знать определения карта, глобус, атлас, уметь называть виды и свойства карт; различать карты по М, охвату тер-и, содержанию, назначение.

Давать определения понятиями; осуществлять классификацию; обобщать понятия; составлять схемы для решения задач; адекватно использовать речевые средства для объяснения соверш. действий.

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей; вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию.

16.

Градусная сетка.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте.

   

Выявляют на глобусе и карте элементы градусной сети. Определяют и измеряют направления и расстояния по карте.

Знать понятия параллель, меридиан, экватор, градусная сетка

уметь показывать их на карте; определять стороны горизонта; объяснять назначение градусной сетки.

Давать определение понятиям; строить логические рассуждения; составлять и использовать схемы; обобщать понятия; владеть устной и письменной речью.

Адекватно использовать языковые средства для выражения своих мыслей; адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

17.

Географические координаты (широта).

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов

   

Определяют географическую широту объекта по глобусу и карте.

Знать понятия геогр. координаты, широта; уметь определять на карте географическую широту.

Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

18.

Географические координаты (долгота).

П/ р. №3. «Определение географических координат на карте».

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

Часовые пояса.

   

Определяют географическую долготу объекта по глобусу и карте. Определяют географические координаты.

Знать понятия геогр. координаты, долгота; уметь определять на карте географическую долготу.

Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

19.

П.\р.№4 «Решение практических задач по плану и карте».

Чтение карт. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам.

   

Определяют направления и расстояния между географическими объектами с помощью масштабов. Находят объект по карте и его координаты.

Уметь читать различные виды карт, планы местности; понимать значение картографических методов исследования.

Осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной и письменной речью; планировать пути достижения цели.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

20.

Повторение.

К.\р. №3 по теме «План и карта».

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «План и карта».

   

Обобщают и систематизируют знания и умения по теме.

Знать содержание всей темы.

Работать с тестами разного уровня сложности.

Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; формировать готовность к самообразованию.

Формировать потребность в самовыражении и самореализации , социальном признании; адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Тема 5. Человек на Земле. 4 ч.

21.

Как люди заселяли Землю.

Основные пути расселения древнего человека.

Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Динамика населения Земли.

   

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека по пути его расселения. Систематизируют информацию о приспособлении людей к условиям жизни.

Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека; раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях.

Преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной речью; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; делать аргументированные умозаключения и выводы.

Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.

22.

Расы и народы

Расы и народы мира. Их отличительные особенности.

Численность населения на Земле.

Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.

Крупные государства и города мира. И их нахождение на политической карте.

 


 

Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления проживания представителей различных рас. Определяют наиболее и наименее заселенные территории. Выделяют самые крупные по площади государства.

Знать определение понятий раса, плотность населения; называть расовый состав населения планет; приводить примеры представителей различных рас; знать численность населения планеты.

Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной кое речью, строить монологическое высказывание; сравнивать разные точки зрения.

Вести диалог на основе взаимного уважения; отстаивать свою позицию; положительно принимать свою этническую идентичность; уважать другие народы России и мира.

23.

П.\р. №5 «Многообразие стран мира».

Политическая карта мира. Сравнение стран мира на политической карте.

   

Находят и показывают на карте свою страну, страны-соседи, наиболее известные и крупные страны. Систематизируют новую информацию.

Называть и показывать страны мира; уметь сравнивать страны мира по величине, положению; уметь определять г.п. страны и обозначать на карте.

Преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; осуществлять сравнение и классификацию; адекватно использовать речевые средства для объяснения совершаемых действий.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

24.

Повторение.

К.\р.№4 по теме «Человек на Земле».

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Человек на Земле».

   

Обобщают и систематизируют знания и умения по теме.

Знать содержание все темы; работать с тестами разного уровня сложности.

Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию.

Адекватно оценить свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности.

Раздел 2. Оболочки Земли. 10 ч.

Тема 1. Литосфера – твердая оболочка Земли. 10 ч.

25.

Земная кора - верхняя часть литосферы.

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты.

   

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Уметь называть внешние и внутренние силы Земли; раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа; знать понятия литосфера, литосферная плита.

Планировать учебную деятельность; давать определение понятиям; аргументировать свою точку зрения; формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

26.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Пр. р. №6. Определение горных пород и их свойств

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

   

Классифицируют горные породы. Описывают горные породы и минералы школьной коллекции по плану. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения.

Знать определения понятий минерал, горная порода, полезное ископаемое; называть основные виды горных пород по происхождению, по характеру использования.

Давать определения понятиям; осуществлять сравнение, классификацию, проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения.

Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; формировать потребность в самовыражении.

27.

Движения земной коры.

(землетрясения).

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

   

Выявляют закономерности распространения землетрясений. Устанавливают с помощью карт сейсмические районы и пояса. Наносят на контурную карту районы землетрясений.

Знать определения понятий землетрясения, очаг, эпицентр, горст, грабен, сброс; называть виды движения земной коры; приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений земной коры.

Давать определения понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

28.

Движения земной коры.

(вулканизм).

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

   

Выявляют закономерности распространения вулканизма. Наносят на контурную карту районы вулканизма.

Знать определения понятий вулкан, очаг магмы, жерле, кратер, гейзер; приводить примеры действующих и потухших вулканов; называть и показывать вулканы, определять по карте высоту вулканов.

Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, классификацию.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; понимать ценность жизни и здоровья.

29.

Рельеф Земли. Равнины.

П.\р.№7 «Описание форм рельефа по плану и обозначение на контурной карте».

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.

Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

   

Определяют по картам характеристики крупнейших равнин мира, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на к.к. крупнейшие равнины мира. Описывают равнину по карте.

Знать определения рельеф, равнина; уметь объяснять причины неоднородности суши, обозначать на к.\к. равнины давать их описание; называть и показывать на карте.

Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; любить природу.

30.

Рельеф Земли.

Горы.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор под влиянием внешних сил. Описание гор по карте. Менее крупные формы рельефа.

   

Определяют по картам характеристики гор земли. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на к.к. горные системы мира. Описывают горы по карте. Описывают рельеф своей местности.

Знать определения горы, горная страна, горный хребет, межгорная долина, гребень, горный перевал; уметь объяснять причины неоднородности суши, обозначать на к.\к. горы давать их описание; называть и показывать на карте.

Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; любить природу.

31.

Учимся с «Полярной звездой».

Проект: «Скульптурный портрет планеты».

Решение практических задач на карте.

Разработка проекта

« Скульптурный портрет планеты».

   

Находят географические объекты на карте в атласе с помощью координат и основных ориентиров. Наносят географические объекты на к.к. Выполняют проектное задание в сотрудничестве.

Определять м показывать на карте горы и равнины; определение г.\положения гор и равнин, сравнивать их по г.\положению; обозначать горы и равнины на контурной карте.

Преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; осуществлять сравнение и классификацию; адекватно использовать речевые средства для объяснения совершаемых действий.

Вести диалог на ос новее взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

32.

Литосфера и человек.

Значение литосферы

для человека

Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере.

   

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу.

Раскрывать значение литосферы для человека; примеры воздействия процессов, литосфере, на человека и земную кору; описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хоз. деятельности человека; знать правила поведения в Ч.С.в литосфере.

Создавать новые схемы для решения задач; владеть устной и письменной речью; осуществлять сравнение и классификацию; адекватно использовать речевые средства для объяснения совершаемых действий; осуществлять сравнение объектов

Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем; понимать ценность жизни и здоровья.

33.

Обобщающее повторение.

К.\р. №5 по теме: «Литосфера»

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Литосфера – твердая оболочка Земли».

   

Обобщают и систематизируют знания и умения по теме.

Знать содержание всей темы; работать с тестами разного уровня сложности.

Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию.

Адекватно оценить свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности.

34.

Повторение курса географии 5 класса

Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу географии 5 класса.

   

Обобщают и систематизируют знания и умения по курсу географии 5 класса.

Знать содержание всей темы; работать с тестами разного уровня сложности.

Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации.

Адекватно оценить свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.