12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Масленникова Наталия Сергеевн29 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по географии для 5 классов
Поурочное планирование. География 5 класс.
№ | Раздел, тема урока | Содержание урока | Дата | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | |||||||||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле. 24 ч. | ||||||||||||||||||
Тема 1. Введение. 1 ч. | ||||||||||||||||||
1. | Введение. | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. | Определяют значение географических знаний в современной жизни. Определяют задачи, роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приемы работы с учебником. | Научаться элементарным представлениям о геогр. как науке; раскрывать роль геогр. в жизни общества; знать методы и задачи г.\н.; проводить наблюдения за погодой. | Освоить приёмы работы с учебником; планировать деятельность при работе с тетрадью «Мой тренажер»; сравнивать разные точки зрения; участвовать в коллективном обсуждении. | Вести диалог на ос новее взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
Тема 2. На какой Земле мы живем. 4 ч. | ||||||||||||||||||
2. | Как люди открывали Землю. (1) | Выдающиеся географические открытия в древности и в эпоху Великих географических открытий. Знаменитые путешественники и исследователи древности и Средневековья. | Выявляют изменение представлений о Земле у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определяют вклад ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. | Знать из истории географии факты о форме Земли, о материках и океанах. Уметь показывать по карте пути экспедиций и наносить их на к.\к. ; готовить сообщения. | Планировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; формировать действия целеполагания; совершать расширенный поиск информации. | Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог; осваивать мировое культурное наследие. | ||||||||||||
3. | Как люди открывали Землю. (2) | Выдающиеся географические открытия и знаменитые путешественники, и исследователи Нового и Новейшего времени. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока. Покорение Северного полюса. | Открытие и исследование материков. А.Тасман, Выявляют изменение представлений о Земле у людей в Новое и Новейшее время. Определяют вклад А. Тасмана, Дж. Кук, Ф. Белинсгаузенак и М.Лазарева. Ермака, Р. Амудсена в развитие географической науки. Определяют вклад русских землепроходцев в исследовании Сибири. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. | Уметь показывать по карте пути исследователей Нового и Новейшего времени; знать из истории развитие знаний о Земле. | Планировать учебные действия; аргументировать свою точку зрения; сравнивать разные точки зрения. | Проявлять устойчивый интерес к изучению предмет осваивать общекультурное наследие России. | ||||||||||||
4. | География сегодня. | Источники географической информации. Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и деятельности людей. | Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники геогр. информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. Раскрывают значение современных технологий для географической науки. | Знать о современных геог. исследованиях; способы изучения Земли; роль разных источников в получении информации | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить корректировать; составлять таблицы и схемы. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
5. | Повторение. К.\р. №1 «На какой Земле мы живем». | Обобщение и систематизация знаний и умений по темам: «Введение», «На какой Земле мы живем». | Обобщают и систематизируют знания и умения по темам. | Знать содержание всей темы; определения и понятия. Работать с тестами. | Осуществлять контроль ; расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию. | Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определённой сложности. | ||||||||||||
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы. 4 ч. | ||||||||||||||||||
6. | Мы во Вселенной. | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. | Приводят доказательства того, что земля – одна из планет Солнечной системы. Производят сравнение Земли с другими планетами. Раскрывают влияние космоса на Землю. | Знать расположение планет. форму и размеры Земли; уметь описывать уникальные особенности; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли; показывать на карте материки и океаны. | Планировать уч. деятельность и пути достижения цели; аргументировать свою точку зрения; преобразовывать модели для решения задач; строить логическое рассуждение; выдвигать гипотезы. | Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
7. | Движения Земли. | Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | Объясняют смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Объясняют существенные признаки понятий «экватор», «тропики» и «полярные круги», «земная ось», «географическая ось» | Показывать на глобусе и картах полюса, экватор, полярные круги и тропики; называть виды движения Земли; называть и объяснять понятия экватор, тропики, полюса, круги, ось. | Преобразовывать и создавать схемы; контролировать свое время; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем. | ||||||||||||
8. | Солнечный свет на Земле. | Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности. | Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствий. Составляют и анализируют схему «Геогр. следствия вращения Земли вокруг своей оси». Определяют продолжительность дня и ночи на разных широтах. Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. | Уметь описывать следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; называть пояса освещенности и показывать на схемах и картах. | Формировать целеполагание; уметь планировать пути достижения цели; уметь объяснять совершаемые действия сравнивать разные точки зрения. | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. | ||||||||||||
9. | Повторение. К.\р.№2 «Земля-планета Солнечной системы». | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме; «Планета Земля». | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме. | Знать содержание всей темы. Работать с тестами разного уровня сложности. | Осуществлять контроль по результату и способу действия; формировать готовность к самообразованию. | Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности. | ||||||||||||
Тема 4. План и карта . 11 ч. | ||||||||||||||||||
10. | Ориентирование на местности. Урок-экскурсия. | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Аэрофотоснимки | Определение направлений по компасу, Солнцу, Полярной звезде, живым ориентирам. Определение азимута. Определение особенностей плана местности. | Знать определение понятий ориентирование, азимут, румб; называть и объяснять способы ориентирования; называть алгоритмы работы с компасом и гномоном; уметь определять азимут по компасу и плану. | Давать определения понятиям; уметь аргументировать свою точку зрения; уметь планировать пути достижения цели; создавать и преобразовывать схемы для решения задачи. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | ||||||||||||
11. | Земная поверхность на плане и карте (1). | Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | Определяют с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты. Измеряют расстояния на местности и плане. Определяют направления на местности и плане. | Приводить примеры г.\объектов распознаваемых на плане; знать определение масштаб, виды масштаба; уметь пользоваться масштабом. | Давать определение понятий; формировать действия целеполагания; планировать пути достижения цели; осуществлять познавательную рефлексию | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | ||||||||||||
12. | Земная поверхность на плане и карте (2). П.\р. №1 «Определение расстояний с помощью масштаба» | |||||||||||||||||
13. | Земная поверхность на плане и карте (3). П.\р. № 2 «Определение относительной высоты точек и форм рельефа местности». | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. | Определяют с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты земной поверхности. Измеряют высоты точек на местности. Определяют формы рельефа и высоты точек местности на плане. | Знать понятия горизонталь, абсолютная и относительная высота; называть способы изображения рельефа на плане и карте; уметь определять высоты точек местности; устанавливать взаимосвязи между горизонталями и крутизной склона | Давать определения понятиям; владеть устной и письменной речью, диалогом; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы; преобразовывать модели для решения задач. | Использовать языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | ||||||||||||
14. | Учимся с «Полярной звездой». Урок-экскурсия. | Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. | Составляют и читают простейшие план местности. | Знать условные знаки плана местности; понимать значение понятий полярная и маршрутная съемка; строить планы местности. | Осуществлять логическую операцию; обобщать понятия; отображать в речи содержание совершаемых действий; контролировать свое время. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | ||||||||||||
15. | Географическая карта. | Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Космические снимки. | Сравнивают географические карты и планы местности. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Классифицируют карты атласа. | Называть различные виды изображения земной поверхности; знать определения карта, глобус, атлас, уметь называть виды и свойства карт; различать карты по М, охвату тер-и, содержанию, назначение. | Давать определения понятиями; осуществлять классификацию; обобщать понятия; составлять схемы для решения задач; адекватно использовать речевые средства для объяснения соверш. действий. | Использовать языковые средства для выражения своих мыслей; вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию. | ||||||||||||
16. | Градусная сетка. | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. | Выявляют на глобусе и карте элементы градусной сети. Определяют и измеряют направления и расстояния по карте. | Знать понятия параллель, меридиан, экватор, градусная сетка уметь показывать их на карте; определять стороны горизонта; объяснять назначение градусной сетки. | Давать определение понятиям; строить логические рассуждения; составлять и использовать схемы; обобщать понятия; владеть устной и письменной речью. | Адекватно использовать языковые средства для выражения своих мыслей; адекватно оценивать свои возможности для достижения цели. | ||||||||||||
17. | Географические координаты (широта). | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов | Определяют географическую широту объекта по глобусу и карте. | Знать понятия геогр. координаты, широта; уметь определять на карте географическую широту. | Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
18. | Географические координаты (долгота). П/ р. №3. «Определение географических координат на карте». | Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | Определяют географическую долготу объекта по глобусу и карте. Определяют географические координаты. | Знать понятия геогр. координаты, долгота; уметь определять на карте географическую долготу. | Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
19. | П.\р.№4 «Решение практических задач по плану и карте». | Чтение карт. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам. | Определяют направления и расстояния между географическими объектами с помощью масштабов. Находят объект по карте и его координаты. | Уметь читать различные виды карт, планы местности; понимать значение картографических методов исследования. | Осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной и письменной речью; планировать пути достижения цели. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
20. | Повторение. К.\р. №3 по теме «План и карта». | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «План и карта». | Обобщают и систематизируют знания и умения по теме. | Знать содержание всей темы. Работать с тестами разного уровня сложности. | Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; формировать готовность к самообразованию. | Формировать потребность в самовыражении и самореализации , социальном признании; адекватно оценивать свои возможности для достижения цели. | ||||||||||||
Тема 5. Человек на Земле. 4 ч. | ||||||||||||||||||
21. | Как люди заселяли Землю. | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Динамика населения Земли. | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека по пути его расселения. Систематизируют информацию о приспособлении людей к условиям жизни. | Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека; раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях. | Преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной речью; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; делать аргументированные умозаключения и выводы. | Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем. | ||||||||||||
22. | Расы и народы | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. И их нахождение на политической карте. |
| Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления проживания представителей различных рас. Определяют наиболее и наименее заселенные территории. Выделяют самые крупные по площади государства. | Знать определение понятий раса, плотность населения; называть расовый состав населения планет; приводить примеры представителей различных рас; знать численность населения планеты. | Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной кое речью, строить монологическое высказывание; сравнивать разные точки зрения. | Вести диалог на основе взаимного уважения; отстаивать свою позицию; положительно принимать свою этническую идентичность; уважать другие народы России и мира. | |||||||||||
23. | П.\р. №5 «Многообразие стран мира». | Политическая карта мира. Сравнение стран мира на политической карте. | Находят и показывают на карте свою страну, страны-соседи, наиболее известные и крупные страны. Систематизируют новую информацию. | Называть и показывать страны мира; уметь сравнивать страны мира по величине, положению; уметь определять г.п. страны и обозначать на карте. | Преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; осуществлять сравнение и классификацию; адекватно использовать речевые средства для объяснения совершаемых действий. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
24. | Повторение. К.\р.№4 по теме «Человек на Земле». | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Человек на Земле». | Обобщают и систематизируют знания и умения по теме. | Знать содержание все темы; работать с тестами разного уровня сложности. | Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию. | Адекватно оценить свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности. | ||||||||||||
Раздел 2. Оболочки Земли. 10 ч. | ||||||||||||||||||
Тема 1. Литосфера – твердая оболочка Земли. 10 ч. | ||||||||||||||||||
25. | Земная кора - верхняя часть литосферы. | Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты. | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Уметь называть внешние и внутренние силы Земли; раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа; знать понятия литосфера, литосферная плита. | Планировать учебную деятельность; давать определение понятиям; аргументировать свою точку зрения; формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | ||||||||||||
26. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр. р. №6. Определение горных пород и их свойств | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | Классифицируют горные породы. Описывают горные породы и минералы школьной коллекции по плану. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. | Знать определения понятий минерал, горная порода, полезное ископаемое; называть основные виды горных пород по происхождению, по характеру использования. | Давать определения понятиям; осуществлять сравнение, классификацию, проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; формировать потребность в самовыражении. | ||||||||||||
27. | Движения земной коры. (землетрясения). | Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. | Выявляют закономерности распространения землетрясений. Устанавливают с помощью карт сейсмические районы и пояса. Наносят на контурную карту районы землетрясений. | Знать определения понятий землетрясения, очаг, эпицентр, горст, грабен, сброс; называть виды движения земной коры; приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений земной коры. | Давать определения понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
28. | Движения земной коры. (вулканизм). | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. | Выявляют закономерности распространения вулканизма. Наносят на контурную карту районы вулканизма. | Знать определения понятий вулкан, очаг магмы, жерле, кратер, гейзер; приводить примеры действующих и потухших вулканов; называть и показывать вулканы, определять по карте высоту вулканов. | Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, классификацию. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; понимать ценность жизни и здоровья. | ||||||||||||
29. | Рельеф Земли. Равнины. П.\р.№7 «Описание форм рельефа по плану и обозначение на контурной карте». | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. | Определяют по картам характеристики крупнейших равнин мира, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на к.к. крупнейшие равнины мира. Описывают равнину по карте. | Знать определения рельеф, равнина; уметь объяснять причины неоднородности суши, обозначать на к.\к. равнины давать их описание; называть и показывать на карте. | Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; любить природу. | ||||||||||||
30. | Рельеф Земли. Горы. | Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор под влиянием внешних сил. Описание гор по карте. Менее крупные формы рельефа. | Определяют по картам характеристики гор земли. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на к.к. горные системы мира. Описывают горы по карте. Описывают рельеф своей местности. | Знать определения горы, горная страна, горный хребет, межгорная долина, гребень, горный перевал; уметь объяснять причины неоднородности суши, обозначать на к.\к. горы давать их описание; называть и показывать на карте. | Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; любить природу. | ||||||||||||
31. | Учимся с «Полярной звездой». Проект: «Скульптурный портрет планеты». | Решение практических задач на карте. Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты». | Находят географические объекты на карте в атласе с помощью координат и основных ориентиров. Наносят географические объекты на к.к. Выполняют проектное задание в сотрудничестве. | Определять м показывать на карте горы и равнины; определение г.\положения гор и равнин, сравнивать их по г.\положению; обозначать горы и равнины на контурной карте. | Преобразовывать схемы для решения задачи; владеть устной и письменной речью; осуществлять сравнение и классификацию; адекватно использовать речевые средства для объяснения совершаемых действий. | Вести диалог на ос новее взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | ||||||||||||
32. | Литосфера и человек. | Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере. | Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу. | Раскрывать значение литосферы для человека; примеры воздействия процессов, литосфере, на человека и земную кору; описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хоз. деятельности человека; знать правила поведения в Ч.С.в литосфере. | Создавать новые схемы для решения задач; владеть устной и письменной речью; осуществлять сравнение и классификацию; адекватно использовать речевые средства для объяснения совершаемых действий; осуществлять сравнение объектов | Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем; понимать ценность жизни и здоровья. | ||||||||||||
33. | Обобщающее повторение. К.\р. №5 по теме: «Литосфера» | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Литосфера – твердая оболочка Земли». | Обобщают и систематизируют знания и умения по теме. | Знать содержание всей темы; работать с тестами разного уровня сложности. | Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию. | Адекватно оценить свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности. | ||||||||||||
34. | Повторение курса географии 5 класса | Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу географии 5 класса. | Обобщают и систематизируют знания и умения по курсу географии 5 класса. | Знать содержание всей темы; работать с тестами разного уровня сложности. | Осуществлять контроль по результату и способу действия; осуществлять расширенный поиск информации. | Адекватно оценить свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности. |