Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе
Календарно - тематическое планирование 5 класс ( новое)
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | |
| | |||
5 класс | ||||
Географическое познание нашей планеты. Планета Земля | ||||
Развитие географических знаний о Земле | ||||
1 | Введение. Что изучает география | 1неделя сентября | | Ознакомление учащихся с учебником, картами атласа, контурными картами |
2 | Представление о мире древности | 2 неделя сентября | | Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт Практическая работа с картами атласа. |
3 | Представление о мире древности. Путешественники древности. Плавание финикийцы вокруг Африки. Геродот. Пифей. | 3 неделя сентября | | Путешественники древности. Геродот. Пифей. Финикийцы Работа с атласами. Практическая работа на контурных картах, стр 6-7. Нанесите на контурную карту и подпишите маршруты путешественников, используя карту атласа, стр 32-33 «Имена на карте -Важнейшие географические открытия. Человек на Земле». Задания выполняются по мере прохождения материала. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников 1.Обозначте маршруты финикийцев и Пифея; |
4 | География в эпоху Средневековья Путешествия и открытия викингов, древних арабов и русских землепроходцев. Викинги. | 4 неделя сентября | | Викинги. Открытие Исландии. Гренландии. Винланд. Эйрик Рыжий. Лейф Счастливый.Работа с атласами. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах. 2)Нанести маршрут плавания викингов (Эйрик Рыжий, Лейв Эйриксон) открытие острова Гренландия и плавание к берегам Северной Америки. |
5 | География в эпоху Средневековья: Путешествия и открытия викингов, древних арабов и русских землепроходцев. Путешествие Марко Поло и Афанасия Никитина Марко Поло. | 1 неделя октября | | Путешествие Марко Поло в Китай. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах. 3)Нанести маршрут путешествия Марко Поло,1271-1295(обследование берегов Южной Азии-Путешествие в Китай). |
6 | География в эпоху Средневековья: Путешествия и открытия викингов, древних арабов и русских землепроходцев. Путешествие Марко Поло и Афанасия Никитина. Афанасий Никитин | 2 неделя октября | | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Работа с атласами. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах 4)Нанести маршрут путешествия Афанасия Никитина, 1468-1474гг (Хождение за три моря). |
7 | Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. | 3 неделя октября | | Плавание Бартоломео Диаша и Васко – да – Гамы. Работа с атласами. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах. 5)Обозначьте маршруты плавания Бартоломео Диаша,1487-1488 (Открытие Южного пути в Индийский океан)и Васко-да-Гама,1497-1499 (Открытие морского пути в Индию). |
8 | Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света – экспедиция Христофора Колумба. | 4 неделя октября | | Плавание Христофора Колумба. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах. Обозначьте маршруты плавания Христофора Колумба,1492-1493гг(начало открытия Америки). |
9 | Эпоха Великих географических открытий. Первое кругосветное плавание – экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после Великих географических открытий. | 1 неделя ноября | | Плавание Хуана Себастьяна Элькано и Фернана Магелана Работа с атласами. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах. 7) Обозначьте маршруты плавания Фернана Магелана и Хуана Себастьяна Элькано, 1519-1522гг (первое кругосветное путешествие). |
10 | Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. | 2 неделя ноября | | Открытие Австралии. Джеймс Кук. Работа с атласами. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников Практическая работа на контурных картах. 8) Обозначьте маршруты плавания Джеймса Кука, 1768-1771гг (открытие Австралии-кругосветное плавание). |
11 | Географические открытия XVII–XIX вв. Русские путешественники и мореплаватели на северо – востоке Азии. | 3 неделя ноября | | Камчатские экспедиции. Севен Дежнев И Федот Попов.Витус Беринг. Алексей Чириков. Практическая работа на контурных картах. 9) Обозначьте маршруты плавания Семёна Дежнёва, Витуса Беринга, Алексея Чирикова (открытие пролива между Европой и Азией- обследование Чукотки и Камчатки). |
12 | Географические открытия XVII–XIX вв. Плавание И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. Первая русская кругосветная экспедиция. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева – открытие Антарктиды | 4 неделя ноября | | Работа с атласами. Плавание И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. Открытие Антарктиды. Ф.Беллинсгаузен. М. Лазарев. Практическая работа на контурных картах. 10) Обозначьте маршруты плавания Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского (первое русское кругосветное плавание), Фадея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, 1819-1821 (первые достигли берегов Антарктиды). Вспомнить материал про Мировой океан. |
| Земля – планета Солнечной системы 4 часа | | | |
13 | Земля в солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли и их географические следствия. | 1 неделя декабря | | Работа с макетом «Солнечная система» Самостоятельная работа(тест) по теме: Развитие географических знаний о Земле. |
14 | Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствие движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Дни осеннего и весеннего равноденствия, дни зимнего и летнего солнцестояния. | 2 неделя декабря | | Работа с рисунками «Осевое и орбитальное вращение Земли». |
15 | Неравномерное распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. .Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. | 3 неделя декабря | | Распределение солнечного тепла и света по Земле. Углы падения солнечных лучей на разных широтах. Работа с картой в атласе. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов. Практическая работа на контурных картах Задания к контурным картам на страницах 2-3. При выполнении заданий на контурных картах используйте простой карандаш и цветные карандаши. 1) Обозначьте на контурной карте красным цветом - линию экватора, синим цветом - начальный меридиан, коричневым цветом –тропики, зеленым цветом – полярные круги. 2)закрасьте синим цветом территорию Северного полушария, жёлтым цветом-территорию Южного полушария. |
Изображение земной поверхности 7 ч | ||||
16 | Ориентирование по плану местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Стороны горизонта. Азимут. Способы определения расстояний на местности. | 4 неделя декабря | | Азимут. Компас. Ориентирование. Стороны горизонта( вест, ост, норд, зюйд). Зюйдвестка. План местности. |
17 | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Земная поверхность на плане и карте. Глазомерная, полярная и маршрутная съемка. | 2 неделя января | | Условные знаки. Масштаб. Практическая работа в атласах – измерение расстояния с помощью масштаба. |
18 | Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Составление простейшего плана местности/ учебного кабинета /комнаты. Разнообразие планов. Абсолютная и относительная высота. | 3 неделя января | | Изображение неровностей земной поверхности на плане местности и карте. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин. Практическая работа- определение по карте в атласе абсолютной и относительной высоты объектов. |
19 | Географическая карта – особый источник информации. Масштаб и условные знаки на карте. Различие глобусов и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Изображение на физических картах высот и глубин | 4неделя января | | Географическая карта. Свойства географической карты. Отличительные особенности географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картахю |
20 | Градусная сеть на глобусе и карте. Параллели и меридианы. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 1неделя февраля | | Практическая работа с градусной сеткой в атласе. Параллели. Меридианы. Северный и Южный полюс. Нулевой меридиан ( Гринвический), линия перемены дат – 180 меридиан. |
21 | Географические координаты: географическая широта и географическая долгота. Определение их на глобусе и карте. | 2 неделя февраля | | Практическая работа с картами атласа. Практическая работа Определение координат географических объектов по карте. Определение географической широты объектов. Северная и южная широта. |
22 | Сходство и различие планов местности и географических карт. Географический глобус. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Определение расстояний по глобусу. | 3 неделя февраля | | Практическая работа с картами атласа. |
| Оболочки Земли. Литосфера | | | |
23 | Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. | 4 неделя февраля | | Ядро. Мантия.Земная кора.Работа с картами атласа и рисунками учебника. |
24 | Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | 1 неделя марта | | Виды горных пород по происхождению. Магматические. Осадочные. Метаморфические. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. |
25 | Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. | 2 неделя марта | | Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Землетрясения. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Практическая работа: на контурную карту, стр 6-7, нанести действующие и потухшие вулканы, зоны землетрясений. |
26 | Образование вулканов. Вулканизм. | 3 неделя марта | | Вулканы. Строение вулканов. Извержение. Сейсмические зоны. Работа с картами атласа и рисунками учебника. Практическая работа: на контурную карту, стр 6-7, нанести действующие и потухшие вулканы, зоны землетрясений. |
27 | Землетрясения. Причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. | 4 неделя марта | | Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Практическая работа: на контурную карту нанести равнины, пройденные на уроке. |
28 | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. | 1 неделя апреля | | Выветривание и его виды. |
29 | Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. | 2 неделя апреля | | Работа с картами атласа и рисунками учебника. |
30 | Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. | 3 неделя апреля | | Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Практическая работа: на контурную карту нанести равнины, пройденные на уроке. |
31 | Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф. | 4 неделя апреля | | Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Практическая работа: на контурную карту нанести горы, пройденные на уроке. |
32 | Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. | 1 неделя мая | | |
33 | Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. | 2 неделя мая | | Работа с дневниками наблюдения за погодой |
34 | Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. | 3 неделя мая | | Работа с дневниками наблюдения за погодой |