Календарно-тематическое планирование по предмету география (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование программы основного общего образования по географии составлено на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ст .2 п 28; ст. 12 п.5; ст. 28 п.2, 3 (6), ст. 79 от 29.12.2012 (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014);
ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями (приказы МОиН РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Методического письма о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области «Об образовательной деятельности в 2018-2019 учебном году»;
Приказа «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ» № 01-06/ от 31.08.2018;
Примерной образовательной программы основного общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г № 1/15;
Материалов УМК «Сфера» автора Лобжанидзе А.А.
С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/, рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения Дубовой Александры.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения учебного предмета «география» в 5 классах отводится 35 часов (1 час в неделю). В учебном плане обучающейся Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» Дубовой Александры на изучение предмета отводится 1 час в неделю. ИОП Дубовой Александры сохраняет указанный объем изучаемого материала.
Тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности (прописывается с учетом специфики предмета) |
Контроль |
|||
К/р |
П/р |
||||||
1 |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле |
7 |
Называть характерные черты различных географических методов изучения Земли; характеризовать объекты по разным признакам; приводить примеры фактов о путешественниках; описывать представления древних людей о Земле; ориентироваться по карте; показывать на карте важнейшие географические объекты; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их; |
1 |
1 |
||
2 |
Раздел 2. Изображение земной поверхности |
12 |
Объяснять значения географический понятий по теме; называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) направления и расстояния на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности припомощи компаса, карты и местных предметов; определять по плану местности абсолютную и относительную высоты точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности; строить простейший план местности с учетом масштаба. Объяснять значение географических понятий; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт; называть (показывать) элементы градусной сети; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте; определять по карте абсолютную и относительную высоты точек и глубину морей. |
1 |
7 |
||
3 |
Раздел 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия |
5 |
Описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты. Выявлять зависимость осевого вращения и изменение времени в течение суток. Решать познавательные задачи по теме. Анализировать схему орбитального движения Земли. Показывать тропики и полярные круги. Составлять описания следствий влияния космоса на Землю. Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе. Находить информацию по теме из разных источников. |
1 |
1 |
||
4 |
Раздел 4. Природа Земли. Литосфера |
11 |
Объяснять значения географических понятий по теме; давать характеристику внутреннего строения Земли и процессов, происходящих в литосфере; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры использования горных пород человеком; называть отличия материковой и океанической земной коры; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; определять по карте сейсмические районы мира; классифицировать горы и равнины по высоте; называть особенности географического положения крупнейших форм рельефа суши и дна Мирового океана; приводить примеры природных и антропогенных форм рельефа; объяснять образование различных форм рельефа; составлять краткую характеристику гор и равнин по плану. |
1 |
2 |
||
Итого: 35 часов |
4 |
11 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения |
Содержание уроков |
Домашнее задание |
||
План |
Факт |
||||
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов) |
|||||
1 |
1н. IX |
Введение. Что изучает география. |
§1,2 |
||
2 |
2н. IX |
Представления о мире в древности. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. |
§3,4 |
||
3 |
3н. IX |
География в эпоху Средневековья. Эпоха Великих географических открытий. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. |
§5-7 Подготовиться к стартовой диагностике |
||
4 |
4н. IX |
Стартовая диагностика. |
Работа над ошибками |
||
5 |
1н.X |
Географические открытия XVII–XIX вв. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Практическая работа № 1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников». |
§8 |
||
6 |
2н.X |
Географические исследования в ХХ веке. Географические знания в современном мире. Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. |
§9 |
||
7 |
3н.X |
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Развитие географических знаний о Земле». |
§1-9 |
||
Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 часов) |
|||||
8 |
4н.X |
Виды изображения земной поверхности. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. |
§10 |
||
9 |
5н.X |
Масштаб. Практическая работа № 2. «Изображение здания школы в масштабе». |
§11 |
||
10 |
2н.XI |
Условные знаки. |
§12 |
||
11 |
3н.XI |
Способы изображение рельефа на планах и картах. Способы изображение рельефа на планах и картах. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Практическая работа № 3 «Определение относительной и абсолютной высоты точек земной поверхности». |
§13 |
||
12 |
4н.XI |
Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Практическая работа № 4«Определение азимута». |
§14 |
||
13 |
1н.XII |
План местности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Практическая работа № 5 «Определение расстояний, направлений и азимутов по плану местности». |
§15 |
||
14 |
2н.XII |
Составление простейшего плана местности. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Практическая работа № 6 «Составление плана местности/учебного кабинета/комнаты (по выбору учащегося)». |
§16 |
||
15 |
3н.XII |
Тематический контроль по разделу «Изображение земной поверхности» |
|||
16 |
4н.XII |
Географическая карта – особый источник информации. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Определение направлений, расстояний по карте. Практическая работа № 7 «Определение направлений, расстояний по карте». |
§17 |
||
17 |
2 н.I |
Градусная сеть: параллели и меридианы. |
§18 |
||
18 |
3 н.I |
Географические координаты: географическая широта. Определение географических координат различных объектов. |
§19 |
||
19 |
4 н.I |
Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов. Практическая работа № 8. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». |
§19,20 |
||
Раздел 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (5 часов) |
|||||
20 |
5н.I |
Земля – часть Солнечной системы. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. |
§21,24 |
||
21 |
1 н.II |
Осевое вращение Земли. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки. |
§22 |
||
22 |
2 н.II |
Движение Земли вокруг Солнца. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Практическая работа № 9 «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». |
§23 |
||
23 |
3 н.II |
|
Обобщение и систематизация знаний по разделам «Изображение земной поверхности» и «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия». |
§10-23 Подготовиться к контрольной работе |
|
24 |
4 н.II |
Тематический контроль по разделам «Изображение земной поверхности» и «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия». |
Работа над ошибками к/р |
||
Раздел 4. Природа Земли. Литосфера (11 часов) |
|||||
25 |
1 н.III |
Внутреннее строение Земли. Внутреннее строение Земли. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. |
§25 |
||
26 |
2 н.III |
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Земная кора. |
§26 |
||
27 |
3 н.III |
Рельеф Земли. Равнины. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. |
§27 |
||
28 |
2 н. IV |
Рельеф Земли. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Практическая работа № 10. «Описание горной системы и равнины по карте (по типовому плану). Нанесение на контурную карту крупнейших гор, равнин». |
§27 |
||
29 |
3 н. IV |
Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. |
§27 |
||
30 |
4 н. IV |
Движения земной коры. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. |
§28 |
||
31 |
1 н. V |
Внешние силы, создающие рельеф. Практическая работа № 11 «Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека». |
§29 |
||
32 |
2 н. V |
Обобщение и систематизация знаний за курс географии 5 класса. |
§1-29 Подготовиться к контрольной работе |
||
33 |
3 н. V |
Итоговый контроль за курс географии 5 класса. |
Работа над ошибками |
||
34 |
4 н. V |
Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. |
§30 |
||
35 |
5 н. V |
Человек и природа. |
|||
Итого: 35 часов |