12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Волкова Светлана Андреевна381 Работаю учителем географии в дистанционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Календарно-тематическое планирование по предмету география, 5 класс
Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование программы основного общего образования по географии составлено на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ст .2 п 28; ст. 12 п.5; ст. 28 п.2, 3 (6), ст. 79 от 29.12.2012 (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014);
ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями (приказы МОиН РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Методического письма о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области «Об образовательной деятельности в 2018-2019 учебном году»;
Приказа «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ» № 01-06/ от 31.08.2018;
Примерной образовательной программы основного общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г № 1/15;
Материалов УМК «Сфера» автора Лобжанидзе А.А.
С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание»
Место предмета в учебном плане
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения учебного предмета «география» в 5 классах отводится 35 часов (1 час в неделю). В учебном плане обучающейся Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» Дубовой Александры на изучение предмета отводится 1 час в неделю. ИОП Дубовой Александры сохраняет указанный объем изучаемого материала.
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности (прописывается с учетом специфики предмета) | Контроль | |||
К/р | П/р | ||||||
1 | Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле | 7 | Называть характерные черты различных географических методов изучения Земли; характеризовать объекты по разным признакам; приводить примеры фактов о путешественниках; описывать представления древних людей о Земле; ориентироваться по карте; показывать на карте важнейшие географические объекты; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их; | 1 | 1 | ||
2 | Раздел 2. Изображение земной поверхности | 12 | Объяснять значения географический понятий по теме; называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) направления и расстояния на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности припомощи компаса, карты и местных предметов; определять по плану местности абсолютную и относительную высоты точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности; строить простейший план местности с учетом масштаба. Объяснять значение географических понятий; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт; называть (показывать) элементы градусной сети; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте; определять по карте абсолютную и относительную высоты точек и глубину морей. | 1 | 7 | ||
3 | Раздел 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия | 5 | Описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты. Выявлять зависимость осевого вращения и изменение времени в течение суток. Решать познавательные задачи по теме. Анализировать схему орбитального движения Земли. Показывать тропики и полярные круги. Составлять описания следствий влияния космоса на Землю. Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе. Находить информацию по теме из разных источников. | 1 | 1 | ||
4 | Раздел 4. Природа Земли. Литосфера | 11 | Объяснять значения географических понятий по теме; давать характеристику внутреннего строения Земли и процессов, происходящих в литосфере; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры использования горных пород человеком; называть отличия материковой и океанической земной коры; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; определять по карте сейсмические районы мира; классифицировать горы и равнины по высоте; называть особенности географического положения крупнейших форм рельефа суши и дна Мирового океана; приводить примеры природных и антропогенных форм рельефа; объяснять образование различных форм рельефа; составлять краткую характеристику гор и равнин по плану. | 1 | 2 | ||
Итого: 35 часов | 4 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Содержание уроков | Домашнее задание | ||
План | Факт | ||||
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов) | |||||
1 | 1н. IX | Введение. Что изучает география. | §1,2 | ||
2 | 2н. IX | Представления о мире в древности. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. | §3,4 | ||
3 | 3н. IX | География в эпоху Средневековья. Эпоха Великих географических открытий. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. | §5-7 Подготовиться к стартовой диагностике | ||
4 | 4н. IX | Стартовая диагностика. | Работа над ошибками | ||
5 | 1н.X | Географические открытия XVII–XIX вв. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Практическая работа № 1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников». | §8 | ||
6 | 2н.X | Географические исследования в ХХ веке. Географические знания в современном мире. Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. | §9 | ||
7 | 3н.X | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Развитие географических знаний о Земле». | §1-9 | ||
Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 часов) | |||||
8 | 4н.X | Виды изображения земной поверхности. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. | §10 | ||
9 | 5н.X | Масштаб. Практическая работа № 2. «Изображение здания школы в масштабе». | §11 | ||
10 | 2н.XI | Условные знаки. | §12 | ||
11 | 3н.XI | Способы изображение рельефа на планах и картах. Способы изображение рельефа на планах и картах. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Практическая работа № 3 «Определение относительной и абсолютной высоты точек земной поверхности». | §13 | ||
12 | 4н.XI | Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Практическая работа № 4«Определение азимута». | §14 | ||
13 | 1н.XII | План местности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Практическая работа № 5 «Определение расстояний, направлений и азимутов по плану местности». | §15 | ||
14 | 2н.XII | Составление простейшего плана местности. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Практическая работа № 6 «Составление плана местности/учебного кабинета/комнаты (по выбору учащегося)». | §16 | ||
15 | 3н.XII | Тематический контроль по разделу «Изображение земной поверхности» | |||
16 | 4н.XII | Географическая карта – особый источник информации. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Определение направлений, расстояний по карте. Практическая работа № 7 «Определение направлений, расстояний по карте». | §17 | ||
17 | 2 н.I | Градусная сеть: параллели и меридианы. | §18 | ||
18 | 3 н.I | Географические координаты: географическая широта. Определение географических координат различных объектов. | §19 | ||
19 | 4 н.I | Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов. Практическая работа № 8. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». | §19,20 | ||
Раздел 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (5 часов) | |||||
20 | 5н.I | Земля – часть Солнечной системы. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. | §21,24 | ||
21 | 1 н.II | Осевое вращение Земли. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки. | §22 | ||
22 | 2 н.II | Движение Земли вокруг Солнца. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Практическая работа № 9 «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». | §23 | ||
23 | 3 н.II |
| Обобщение и систематизация знаний по разделам «Изображение земной поверхности» и «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия». | §10-23 Подготовиться к контрольной работе | |
24 | 4 н.II | Тематический контроль по разделам «Изображение земной поверхности» и «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия». | Работа над ошибками к/р | ||
Раздел 4. Природа Земли. Литосфера (11 часов) | |||||
25 | 1 н.III | Внутреннее строение Земли. Внутреннее строение Земли. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. | §25 | ||
26 | 2 н.III | Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Земная кора. | §26 | ||
27 | 3 н.III | Рельеф Земли. Равнины. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. | §27 | ||
28 | 2 н. IV | Рельеф Земли. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Практическая работа № 10. «Описание горной системы и равнины по карте (по типовому плану). Нанесение на контурную карту крупнейших гор, равнин». | §27 | ||
29 | 3 н. IV | Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. | §27 | ||
30 | 4 н. IV | Движения земной коры. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. | §28 | ||
31 | 1 н. V | Внешние силы, создающие рельеф. Практическая работа № 11 «Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека». | §29 | ||
32 | 2 н. V | Обобщение и систематизация знаний за курс географии 5 класса. | §1-29 Подготовиться к контрольной работе | ||
33 |
3 н. V | Итоговый контроль за курс географии 5 класса. | Работа над ошибками | ||
34 | 4 н. V | Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. | §30 | ||
35 | 5 н. V | Человек и природа. | |||
Итого: 35 часов |