Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
УУД (универсальные учебные действия) |
Вид контроля |
Практические работы |
Домашнее задание |
Оснащение |
Дата проведения |
|||||||
план |
факт |
||||||||||||||||
Наука география (2 часа) |
|||||||||||||||||
1 |
Что такое география |
1 |
Лекция |
Начало географии. География – наука древня. Современная география |
Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Оценивать роль географической науки в жизни общества |
Работа с учебником |
Составление схемы наук о природе |
П.1 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
2 |
Методы географических исследований |
1 |
Лекция |
Источники географической информации. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей |
Определять методы географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации |
Фронтальный опрос, работа с учебником |
П.2 |
Физическая карта полушарий, компьютер |
|||||||||
Земля и её изображение (5 часов) |
|||||||||||||||||
3-4 |
От плоской Земли к земному шару |
2 |
Лекция |
Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен |
Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий |
Фронтальный опрос |
Практическая работа №1 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности |
П.3 |
Физическая карта полушарий |
||||||||
5 |
Форма, размеры и движения Земли |
1 |
Лекция |
Форма, размеры и движения Земли. Исаак Ньютон. Полюсы и экватор |
Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности» |
Фронтальный опрос |
П.4 |
Физическая карта полушарий |
|||||||||
6 |
Глобус и карта |
1 |
Лекция |
Глобус - модель земного шара. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки и космические изображения |
Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карт |
Фронтальный опрос, работа с картой |
П.5 |
Глобус, физическая карта полушарий |
|||||||||
7 |
Ориентирование на местности. Проверочный тест по теме: «Земля и её изображение» |
1 |
Практикум |
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Румбы |
Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Выявлять особенности плана местности |
Индивидуальный опрос, работа с тестами |
П.6 |
Компас |
|||||||||
История географических открытий (14 часов) |
|||||||||||||||||
8 |
По следам путешественников каменного века |
1 |
Лекция, практикум |
Путешествие древних людей по поверхности Земли. Отношение Тура Хейердала к древним путешествиям. Расселение людей по материкам и островам |
Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
Подписать на к/к мира Тихий океан, Южную Америку |
П.7 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
9 |
Путешественники древности |
1 |
Лекция, практикум |
Плавание финикийцев вокруг Африки. Первые географы. Геродот – родоначальник географии |
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Путешественники древности» |
Фронтальный опрос, работа с к/к |
Подписать на к/к название всех географических объектов, упомянутых в тексте параграфа |
П.8 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
10 |
Путешествия морских народов |
1 |
Лекция, практикум |
Географические открытия викингов. От острова к острову. Повесть о гренландцах |
Самостоятельная подготовка сообщения по теме «Путешествия морских народов» |
Фронтальный опрос, работа с учебником |
Составить описание природы острова Гренландия |
П.9 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
11 |
Первые европейцы на краю Азии |
1 |
Лекция, практикум |
Путешествие Марко Поло. Жизнь в Китае. Долгий путь домой |
Составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя |
Фронтальный опрос, работа с учебником |
Составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло |
П.10 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
12 |
Хождение за три моря |
1 |
Лекция, практикум |
Открытие русских путешественников. Путешествия Афанасия Никитина |
Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» |
Фронтальный опрос, работа с картой |
П.11 |
Физическая карта мира, компьютер |
|||||||||
13 |
Морской путь в Индию |
1 |
Лекция, практикум |
Эпоха Великих географических открытий. Генрих Мореплаватель -великий организатор. Плавание в Индию |
Самостоятельная подготовка сообщения по теме «Эпоха Великих географических открытий» |
Фронтальный опрос, работа с учебником |
П.12 |
Физическая карта мира, компьютер |
|||||||||
14 |
Открытие Америки |
1 |
Лекция, практикум |
Человек, открывший Америку. Христофор Колумб. Плавание на запад. |
Определять по картам атласа, какой океан пересёк Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути |
Фронтальный опрос, работа с учебником |
Используя карты атласа, найдите и выпишите в тетрадь географические объекты, названные в честь Христофора Колумба |
П.13 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
15 |
Первое кругосветное плавание |
1 |
Лекция, практикум |
Адмирал Магеллан. Магеллан и его кругосветное путешествие |
Определять по картам атласа, возможно ли совершить кругосветное путешествие по суше |
Фронтальный опрос, работа с учебником |
Задания на стр.74 |
П.14 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
16 |
Открытие Южного материка |
1 |
Лекция, практикум |
Поиски Неизвестной Южной Земли. Первое плавание Джеймса Кука |
Определять особенности географического положения материка Австралия |
Фронтальный опрос, работа с картой |
П.15 |
Физическая карта мира, компьютер |
|||||||||
17 |
Поиски Южной земли продолжаются |
1 |
Лекция, практикум |
Открытие Антарктиды. Негостеприимные Гавайи |
Определять особенности географического положения Южного материка |
Фронтальный опрос, работа с к/к |
Подписать на к/к название океанов, через которые проходили кругосветные плавания Джеймса Кука |
П.16 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
18-29 |
Русские путешественники |
2 |
Лекция, практикум |
Роль русских исследований |
Самостоятельная подготовка сообщения по теме «Русские путешественники» |
Фронтальный опрос, работа с картой |
Практическая работа №2 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте» |
П.17 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
20 |
Вокруг света под русским флагом. Проверочный тест по теме: «История географических открытий» |
1 |
Практикум |
Русские кругосветки. Плавание Ф. Белинсгаузена и М. Лазарева |
Самостоятельная подготовка сообщения по теме «Плавание Ф. Белинсгаузена и М. Лазарева» |
Работа с тестами |
П.18 |
Физическая карта мира, компьютер |
|||||||||
21 |
Практическая работа №3 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов» |
1 |
Практикум |
Маршруты географических исследований и путешествий. Географические объекты |
Называть и показывать маршруты географических исследований и путешествий |
Индивидуальная письменная работа |
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов |
Повторить |
Атлас, контурная карта |
||||||||
Путешествие по планете Земля (11часов) |
|||||||||||||||||
22-23 |
Мировой океан и его части |
2 |
Лекция, практикум |
Мировой океан. Вода в океане. Океаны. Моря, заливы и проливы |
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
Практическая работа №4 Наносить на к/к океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова |
П.19 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
24-25 |
Значение Мирового океана для природы и человека |
1 |
Лекция, практикум |
Жизнь в океане. Как человек использует Мировой океан. Значение Мирового океана в жизни планеты |
Объяснить значение фразы: «Океан – кормилец человечества» |
Фронтальный опрос |
Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли |
П.20 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
26 |
Путешествие по Евразии |
1 |
Лекция, практикум |
Географическое положение. Природа материка. Население |
Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
На к/к обозначьте самое крупное по площади государство мира и материка |
П.21 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
27 |
Путешествие по Африке |
1 |
Лекция, практикум |
Географическое положение. Природа материка. Население |
Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
По политической карте мира определите самое южное, северное, западное, восточное государства материка |
П.22 |
Политическая карта мира, компьютер |
||||||||
28 |
Путешествие по Северной Америке |
1 |
Лекция, практикум |
Географическое положение. Природа материка. Население |
Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка |
П.23 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||
29 |
Путешествие по Южной Америке |
1 |
Лекция, практикум |
Географическое положение. Природа материка. Население |
Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
Обозначение на к/к крупнейших государств материка |
П.24 |
Политическая карта мира, компьютер |
||||||||
30 |
Путешествие по Австралии |
1 |
Лекция, практикум |
Географическое положение. Природа материка. Население |
Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
Подпишите на к/к географические объекты, упомянутые в тексте параграфа |
П.25 |
Физическая карта мир, компьютер |
||||||||
31 |
Путешествие по Антарктиде |
Лекция, практикум |
Географическое положение. Природа материка. Население |
Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка |
Фронтальный опрос, работа с картой, к/к |
П.26 |
Физическая карта мира, компьютер |
||||||||||
32 |
Проверочный тест по теме: «Путешествие по планете Земля» |
1 |
Практикум |
Географические особенности природы материков и океанов |
Называть и показывать по карте материки и океаны |
Тестовые задания |
Повторить П.20-25 |
Банки с тестами |
|||||||||
Природа Земли (2часа) |
|||||||||||||||||
33 |
Что такое природа |
1 |
Лекция |
Встреча с природой. Объекты живой и неживой природы |
Объяснять значение объектов живой и неживой природы |
Фронтальный опрос |
Организация фенологических наблюдений в природе |
П.27 |
|||||||||
34 |
Оболочки земли |
1 |
Лекция |
Четыре оболочки Земли. Географическая оболочка |
Объяснять характер взаимодействия указанных объектов |
Фронтальный опрос |
П.28 |
||||||||||
35 |
Итоговый урок по теме: «Введение в географию» |
1 |
Практикум |
Наука география. Земля и её изображение. История географических открытий. Путешествие по планете Земля |
Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы |
Тестовые задания |