Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, авторской программы Н.А. Горяевой, Л. А. Неменской, согласовано на ШМО учителей Прогимназии №15».
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества.
Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно – познавательной и рефлексивной компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем существующих в современном мире. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-освоение первичных знаний о мире классических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о форме их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств, любви к природе, Родине.
Распределение часов по темам:
Искусство в твоем доме -8 ч.
Искусство на улицах твоего города – 7 ч.
Художник и зрелище – 10 ч.
Художник и музей – 9 ч.
Итого: 34 часа.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
Учащиеся должны уметь:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
- Декоративно-прикладное творчество.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Формы контроля:
Обязательные формы и методы контроля |
Иные формы учета достижений |
||
текущая аттестация |
итоговая (четверть, год) аттестация |
урочная деятельность |
внеурочная деятельность |
- Индивидуальный и фронтальный опрос - Работа в паре, в группе - Проектная деятельность - Презентация своей работы - Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ |
- Конференция достижений учащихся |
-анализ динамики текущей успеваемости |
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений:
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2016 г.
Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2016 г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2016г.
Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное исскуство+технология
Учебник – Неменский Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс
Из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ пп |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Искусство в твоём доме (8 ч) |
||||
1 |
Осенний вернисаж |
П. Открыть красоту предметов в реальной повседневной жизни Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. |
Гуашь |
|
2 |
Твои игрушки |
П. Применять приемы народной кистевой росписи разнообразно и творчески. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь, ножницы |
|
3 |
Посуда у тебя дома |
П. Познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом). Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. |
Картон (для шаблона), ножницы, блюдце, гуашь |
|
4 |
Обои и шторы у тебя дома |
П. Обратить внимание детей на связь цвета и настроения. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Активно участвовать в беседах на уроке: слушать и вступать в диалог |
Квадратный лист, гуашь |
|
5 |
Мамин платок |
П. Воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. |
Фломастеры или цв. карандаши |
|
6 |
Твои книжки |
П. Формирование представления о роли обложки, ее отличии от иллюстраций. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Овладевать навыками коллективной работы. К. Потребность в общении с учителем. |
Наклейки, акварель, ножницы |
|
7 |
Открытки |
П. Понимать и уметь объяснять роль художника в создании форм открыток, изображений на них. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. |
Гуашь |
|
8 |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы) |
П. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Пастель |
|
Исскуство на улицах твоего города (7 ч) |
||||
9 |
Памятники архитектуры |
П. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Овладевать навыками коллективной работы. К. Потребность в общении с учителем. |
Цв. карандаши |
|
10 |
Парки, скверы, бульвары |
П. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Овладевать навыками коллективной работы. К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Ножницы, улей, бумага |
|
11 |
Ажурные ограды |
П. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Овладевать навыками коллективной работы. К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Синяя бумага, гуашь |
|
12 |
Волшебные фонари |
П. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Р. Овладевать навыками коллективной работы. К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Акварель |
|
13 |
Витрины |
П. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. |
Фломастеры |
|
14 |
Удивительный транспорт |
П. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.). Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
15 |
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы) |
П. Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь, паетки, клей |
|
Художник и зрелище (10 ч) |
||||
16 |
Художник в цирке |
П. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
17 |
Художник в театре |
П. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь, паетки, клей |
|
18 |
Театральный занавес |
П. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Пластилин, стеки |
|
19 |
Образ театрального героя. |
П. Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Пластилин, стеки |
|
20 |
Театр кукол |
П. Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
||
21 |
Сувенирная кукла |
П. Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь, ножницы, паетки, клей |
|
22 |
Маска |
П. Маска как образ персонажа Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь, наклейки |
|
23 |
Афиша и плакат |
П. Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
24 |
Праздник в городе |
П. Роль художника в создании праздничного облика города. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
25 |
Школьный карнавал (обобщение темы) |
П. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Простой карандаш |
|
Художник и музей (8 ч) |
||||
26 |
Музей в жизни города |
П. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
27 |
Картина – особый мир |
П. Картины, создаваемые художниками Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
28 |
Картина-пейзаж |
П. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диало |
Простой карандаш |
|
29 |
Картина-портрет |
П. Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Акварель |
|
30 |
Картина-натюрморт |
П. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Цветные карандаши |
|
31 |
Картины исторические и бытовые |
П. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Глина, стеки |
|
32 |
Картины исторические и бытовые |
П. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Глина, стеки |
|
33 |
Скульптура в музее и на улице |
П. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Гуашь |
|
34 |
Художественная выставка (обобщение темы) |
П. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?» Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |