Календарно–тематическое планирование по внеурочной деятельности По изобразительному искусству «Алмазная кисть» для 3 класса
                                
 
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
По изобразительному искусству «Алмазная кисть» для 3 класса
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ; 2010 год.
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ;
-Учебного плана муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 93 г. Уфы на 2017 – 2018 учебный год;
- Годового календарного графика муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 93 г. Уфы на 2017 – 2018 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями современной жизни. На данное время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ребенка в целом. В системе эстетического воспитания особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств учащихся, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Основная цель программы – приобщение учащихся через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической, творческой и созидающей сторон личности.
Задачи программы:
Развитие творческих способностей, воображения.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
Развитие образного, нестандартного мышления.
Способствовать формированию нахождения творческого подхода в решении различных задач в жизни.
Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Занятия в кружке «Алмазная кисть» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, а так же помогут раскрыть скрытые таланты ребенка.
Основное содержание
Декоративное раскрашивание (2 часа)
Развитие способности анализировать образец; определять структуру рисунка (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей. Правильное расположение элементов оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Тематическое рисование (4 часа)
Работа над разбором темы и выбором сюжета. Выстраивание композиции рисунка. Беседа по картинам, которые направляют к работе над темой. Выполнение работы в цвете.
Пейзаж вокруг (6 часов)
Учащиеся знакомятся с видом живописи, выполняют тематические рисунки на основе картин художников. Пробуют рисовать различными техниками.
Прекрасный натюрморт (6 часов)
Научить рисовать натюрморт с натуры, познакомить с понятием «натюрморт», видами натюрморта, учить этапам рисования. Выставка работ.
Графика (5часов)
Овладение техники рисования карандашом. Техника штрихования.
Анимализм (5 часов)
Ознакомление учащихся с анималистическим жанром в искусстве. Поэтапное рисование животных. Работа с фотографиями животных. Конкурс на лучший рисунок.
Рисование с натуры (4 часа)
Учащиеся наблюдают за жизнью животных, растений, делают зарисовки вне школы. Делая зарисовки из жизни, дети учатся внимательно подходить к деталям рисунка. Данные зарисовки на занятии корректируются и выполняется конечный рисунок.
Проектная работа (2 часа)
Подготовка проекта групп по пройденным темам. Проект «Алмазные кисти»
Тематическое планирование
| 
			 № занятия  | 
			
			 Тема  | 
			
			 Формы учебной деятельности  | 
			
			 Характер деятельности учащихся  | 
			
			 Формируемые УУД  | 
			
			 Дата проведения  | 
		||
| 
			 Декоративное раскрашивание (2 часа)  | 
		|||||||
| 
			 1.  | 
			
			 Введение. Чем и как рисует художник?  | 
			
			 Беседа об основах рисунка и техниках рисования.  | 
			
			 Знакомство с произведениями выдающихся художников. Рассмотрение различных техник. Раскрашивание рисунка «Кленовый лист» цветными карандашами.  | 
			
			 Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Овладевать первичными навыками работы карандашом и кистью. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, осознавая, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).  | 
			|||
| 
			 2.  | 
			
			 Эмоции и цвета в жизни.  | 
			
			 Беседа об основных цветах. Знакомство со спектром цветов и эмоциональной составляющей каждого цвета.  | 
			
			 Закрепление основных видов цветов (холодные и теплые оттенки). Раскрашивание рисунка «Облака» акварелью.  | 
			||||
| 
			 Тематическое рисование (4 часа)  | 
		|||||||
| 
			 3.  | 
			
			 Летние воспоминания  | 
			
			 Беседа о летних каникулах, ярких впечатлениях. Работа с картинами художников: И.Левитан «Березовая роща», В.Поленов «Заросший пруд», И.Шишкин «Дубровая роша». Составление общей композиции рисунка.  | 
			
			 Знакомство с картинами художников. Анализ цветовых решений. Составление небольших эмоционально – окрашенных рассказов по картинам. Определение начального эскиза рисунка.  | 
			
			 Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка.  | 
			|||
| 
			 4.  | 
			
			 Летние воспоминания. Работа в цвете.  | 
			
			 Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка.  | 
			
			 Учащиеся выполняют работу в цвете при помощи акварели или гуаши.  | 
			
			 Создавать, изображать на плоскости природные объекты. Освоить основные приемы изобразительной деятельности. Овладевать первичными навыками работы гуашью и акварелью.  | 
			|||
| 
			 5.  | 
			
			 Осенние сказки  | 
			
			 Беседа о золотой поре осени. Анализ картин художников: В. Коркодым. «Золото осени», Аполлинарий Васнецов. «Осень», Ю. Клевер. «Осенний парк», Лилия Чёрная. «Осень».  | 
			
			 Знакомство с картинами художников. Составление общего плана рисунка. Выполнение наброска карандашом.  | 
			
			 Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка.  | 
			|||
| 
			 6.  | 
			
			 Осенние сказки. Работа в цвете.  | 
			
			 Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка.  | 
			
			 Овладение техникой мазка гуашью.  | 
			
			 Умение работать гуашью в технике мазка.  | 
			|||
| 
			 Пейзаж вокруг (6 часов)  | 
		|||||||
| 
			 7.  | 
			
			 Жанры живописи. Пейзаж.  | 
			
			 Беседа о жанре живописи. Раскрытие видов пейзажа. Знакомство с картинами художников. Раскрытие основных моментов изображения картин.  | 
			
			 Знакомство с картинами художников – пейзажистов. Работа с фотографиями пейзажев.  | 
			
			 Формирование понятий «Пейзаж», умение различать виды пейзажа. Умение соотносить картины с видом и техникой изображения. Умение анализировать увиденное, составлять анализ по картинам. Умение выражать собственные эмоции и мысли. Умение вступать в диалог, работать в парах.  | 
			|||
| 
			 8.  | 
			
			 Городской пейзаж.  | 
			
			 Рассмотрение картин городского пейзажа художников: «Вид города Инсбрука» А.Дюрер, «Зима. Бульвар (Париж)»А. Зайцев, «Аллея» Б. Дугаржапов.  | 
			
			 Работа с картинами художников над городским пейзажем в разное время года. Выполнение рисунка «Город поздней осени».  | 
			||||
| 
			 9.  | 
			
			 Парковый пейзаж.  | 
			
			 Рассмотрение фотографий парка. Беседа об объектах паркового пейзажа.  | 
			
			 Работа с фотографиями парков города. Анализ основных элементов паркового пейзажа. Рисование цветными карандашами парка родного города.  | 
			||||
| 
			 10.  | 
			
			 Сельский пейзаж.  | 
			
			 Беседа о сельской местности и сельской жизни. Анализ картин художника А.К. Саврасова.  | 
			
			 Анализ картин русского художника А.К. Саврасова. Составление рассказов по картинам. Рисование эскиза сельского пейзажа.  | 
			||||
| 
			 11.  | 
			
			 Пейзаж настроения.  | 
			
			 Работа с выражением: «Природа – мое второе «Я»». Беседа о цветах и настроении.  | 
			
			 Учащиеся работают над наброском пейзажа своего настроения, сопоставляя себя природе.  | 
			||||
| 
			 12.  | 
			
			 Пейзаж настроения. Работа в цвете.  | 
			
			 Учащиеся работают в цвете используя акварель и фломастеры. Работа в парах.  | 
			|||||
| 
			 Прекрасный натюрморт (6 часов)  | 
		|||||||
| 
			 13.  | 
			
			 Натюрморт  | 
			
			 Познакомить с понятием “натюрморт". План рисования натюрморта. Анализ картин художников.  | 
			
			 Учащиеся знакомятся с новым понятием и планом рисования натюрморта. На основе картин, составляют общую картину плана рисования.  | 
			
			 Умение характеризовать вид живописи «натюрморт», различать его виды. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. Способствовать развитию умений и навыков, необходимых для коллективного творчества. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность.  | 
			|||
| 
			 14.  | 
			
			 Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество»  | 
			
			 Знакомство с видом натюрморта сюжетно – тематического. Беседа о празднике Рождества у католиков. Рассмотрение картин художников на данную тему. И.Сафронова «Зимний вечер», С.Шевчук «Рождественская сказка».  | 
			
			 Учащиеся беседуют на рождественскую тематику, рассматривают картины художников. Выделяют символы Рождества.  | 
			||||
| 
			 15.  | 
			
			 Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество»  | 
			
			 Выполнение работы гуашью, без зарисовок карандашом.  | 
			|||||
| 
			 16.  | 
			
			 Цветочный натюрморт  | 
			
			 Знакомство с цветочным натюрмортом. Беседа о картинах Г. Купера. Анализ его работ.  | 
			
			 Учащиеся анализируют картины европейского художника Г.Купера. Знакомятся с изображением цветов в натюрморте. Выполняют карандашный вариант рисунка.  | 
			||||
| 
			 17.  | 
			
			 Цветочный натюрморт  | 
			
			 Продолжение работы над цветочным натюрмортом в цвете.  | 
			
			 Учащиеся выполняют рисунок в цвете.  | 
			||||
| 
			 18.  | 
			
			 Занятие - выставка  | 
			
			 Выставка работ учащихся «Цветочный натюрморт».  | 
			|||||
| 
			 Графика (5часов)  | 
		|||||||
| 
			 19.  | 
			
			 Волшебный карандаш  | 
			
			 Знакомство с техникой работы с карандашом. Рассмотрение картин в разных стилях графики. Знакомство с понятием «тень».  | 
			
			 Учащиеся знакомятся с картинами художников. Поэтапно по образцу создают первый эскиз геометрической фигуры.  | 
			
			 Уметь рассматривать и анализировать образец, выделяя признаки по форме, цвету ,существенные детали Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.  | 
			|||
| 
			 20.  | 
			
			 Книжная графика. Изображение медведя  | 
			
			 Знакомство с видом графического рисунка. Рассмотрение книжной графики.  | 
			
			 Выполнение рисунка цветными карандашами «Медведь».  | 
			||||
| 
			 21.  | 
			
			 Штрих и его виды  | 
			
			 Беседа по технике штрихования. Работы с образцами.  | 
			
			 Выполнение рисунка штриховкой «Мои обои».  | 
			||||
| 
			 22.  | 
			
			 Техника печати «сухой кистью»  | 
			
			 Знакомство с техникой и этапами рисования. Рассмотрение картин.  | 
			
			 Учащиеся знакомятся с новой техникой. Выполняют рисунок «Рыбка» сухой кистью.  | 
			||||
| 
			 23.  | 
			
			 Теневой рисунок «Птица»  | 
			
			 Беседа по картинам с изображением птиц. Работа с тенью на рисунке.  | 
			
			 Поэтапное изображение синицы простым карандашом, изображение светлой и темной стороны рисунка.  | 
			||||
| 
			 Анимализм (5 часов)  | 
		|||||||
| 
			 24.  | 
			
			 Анимализм  | 
			
			 Знакомство с жанром изобразительного искусства. Беседа по картинам:  | 
			
			 Учащиеся знакомятся с жанром искусства анимализма. Делают зарисовки животных карандашом.  | 
			
			 Умение объяснять жанр изобразительного искусства «Анимализм». Умение объяснять понятие «иллюстрация», виды иллюстраций. Умение изображать образы животных в различных техниках. Умение работать с пластилином. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками  | 
			|||
| 
			 25.  | 
			
			 Наскальная живопись  | 
			
			 Знакомство с первыми изображениями животных в пещерах. Рассмотрение фотографий наскальной живописи.  | 
			
			 Учащиеся анализируют наскальную живопись. Знакомятся с историей рисунков. Выполняют работу гуашью «Наскальный рисунок»  | 
			||||
| 
			 26.  | 
			
			 Иллюстрация сказки «Ослик Маффин и его друзья»  | 
			
			 Работа с картинами А.Дюрера, Ф.Снайдерс. Знакомство с понятием иллюстрация.  | 
			
			 Анализ картин и иллюстраций. Выполнение рисунка иллюстрации к сказке.  | 
			||||
| 
			 27.  | 
			
			 Лепка животных  | 
			
			 Беседа на тему анимализма в скульптуре.  | 
			
			 Лепка животного по выбору из пластилина.  | 
			||||
| 
			 28.  | 
			
			 Рисунок слона  | 
			
			 Организация конкурса на лучший рисунок слона.  | 
			|||||
| 
			 Рисование с натуры (4 часа)  | 
		|||||||
| 
			 29.  | 
			
			 Рисование с натуры «Бабочка»  | 
			
			 Раскрытие понятия «Симметрия». Рассмотрение фотографий бабочек.  | 
			
			 Учащиеся знакомятся с новым понятием, выполняют работу «Бабочка».  | 
			
			 Умение рисовать с натуры изображения фруктов и овощей, различных предметов живой и неживой природы. Умение работать с понятием «Симметрия». Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения.  | 
			|||
| 
			 30.  | 
			
			 Рисование с натуры «Бабочка»  | 
			||||||
| 
			 31.  | 
			
			 Рисование с натуры фруктов  | 
			
			 Беседа по картинам: К. Бычков «Натюрморт с апельсином», Г.Алехнович «Натюрморт с фруктами», В.Валевская «Десерт».  | 
			
			 Учащиеся направлены на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета. Выполнение рисунка «Яблоки на столе».  | 
			||||
| 
			 32.  | 
			
			 Набросок с разных сторон  | 
			
			 Объяснение изображения предметов с разных сторон.  | 
			
			 Усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Выполнение наброска  | 
			||||
| 
			 Проектная работа (2 часа)  | 
		|||||||
| 
			 33.  | 
			
			 Проект «Виды искусства»  | 
			
			 Определение цели, задач, плана исследования. Определение групп по темам исследования: «Пейзажисты», «Натюрморт», «Анималисты», «Иллюстраторы», «Графиты». Запись основных вопросов исследования. Сбор информации.  | 
			
			 Умение ставить цель и определять задачи исследования. Умение составлять план работы в соответствии с заданной целью. Умение работать в группе и выполнять работу согласно отведенной роли. Умение выражать собственные мысли и защищать собственную точку зрения. Умение презентовать работу и защищать собственные идеи.  | 
			||||
| 
			 34.  | 
			
			 Защита проекта «Алмазные кисти»  | 
			
			 Защита проектов по группам. Обобщающее занятие – выставка рисунков по группам.  | 
			|||||
Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. – Оноре де Бальзак