12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Городинская Екатерина Владимировна3161 Если вы живете жизнь, которая обогащает духовно еще и жизни окружающих вас людей, значит вы живете великую жизнь. Стивен Кинг. Россия, Башкирская респ., Уфа Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Календарно–тематическое планирование по внеурочной деятельности По изобразительному искусству «Алмазная кисть» для 3 класса
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
По изобразительному искусству «Алмазная кисть» для 3 класса
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ; 2010 год.
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ;
-Учебного плана муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 93 г. Уфы на 2017 – 2018 учебный год;
- Годового календарного графика муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 93 г. Уфы на 2017 – 2018 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями современной жизни. На данное время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ребенка в целом. В системе эстетического воспитания особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств учащихся, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Основная цель программы – приобщение учащихся через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической, творческой и созидающей сторон личности.
Задачи программы:
Развитие творческих способностей, воображения.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
Развитие образного, нестандартного мышления.
Способствовать формированию нахождения творческого подхода в решении различных задач в жизни.
Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Занятия в кружке «Алмазная кисть» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, а так же помогут раскрыть скрытые таланты ребенка.
Основное содержание
Декоративное раскрашивание (2 часа)
Развитие способности анализировать образец; определять структуру рисунка (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей. Правильное расположение элементов оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Тематическое рисование (4 часа)
Работа над разбором темы и выбором сюжета. Выстраивание композиции рисунка. Беседа по картинам, которые направляют к работе над темой. Выполнение работы в цвете.
Пейзаж вокруг (6 часов)
Учащиеся знакомятся с видом живописи, выполняют тематические рисунки на основе картин художников. Пробуют рисовать различными техниками.
Прекрасный натюрморт (6 часов)
Научить рисовать натюрморт с натуры, познакомить с понятием «натюрморт», видами натюрморта, учить этапам рисования. Выставка работ.
Графика (5часов)
Овладение техники рисования карандашом. Техника штрихования.
Анимализм (5 часов)
Ознакомление учащихся с анималистическим жанром в искусстве. Поэтапное рисование животных. Работа с фотографиями животных. Конкурс на лучший рисунок.
Рисование с натуры (4 часа)
Учащиеся наблюдают за жизнью животных, растений, делают зарисовки вне школы. Делая зарисовки из жизни, дети учатся внимательно подходить к деталям рисунка. Данные зарисовки на занятии корректируются и выполняется конечный рисунок.
Проектная работа (2 часа)
Подготовка проекта групп по пройденным темам. Проект «Алмазные кисти»
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Формы учебной деятельности | Характер деятельности учащихся | Формируемые УУД | Дата проведения | ||
Декоративное раскрашивание (2 часа) | |||||||
1. | Введение. Чем и как рисует художник? | Беседа об основах рисунка и техниках рисования. | Знакомство с произведениями выдающихся художников. Рассмотрение различных техник. Раскрашивание рисунка «Кленовый лист» цветными карандашами. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Овладевать первичными навыками работы карандашом и кистью. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, осознавая, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | |||
2. | Эмоции и цвета в жизни. | Беседа об основных цветах. Знакомство со спектром цветов и эмоциональной составляющей каждого цвета. | Закрепление основных видов цветов (холодные и теплые оттенки). Раскрашивание рисунка «Облака» акварелью. | ||||
Тематическое рисование (4 часа) | |||||||
3. | Летние воспоминания | Беседа о летних каникулах, ярких впечатлениях. Работа с картинами художников: И.Левитан «Березовая роща», В.Поленов «Заросший пруд», И.Шишкин «Дубровая роша». Составление общей композиции рисунка. | Знакомство с картинами художников. Анализ цветовых решений. Составление небольших эмоционально – окрашенных рассказов по картинам. Определение начального эскиза рисунка. | Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка. | |||
4. | Летние воспоминания. Работа в цвете. | Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка. | Учащиеся выполняют работу в цвете при помощи акварели или гуаши. | Создавать, изображать на плоскости природные объекты. Освоить основные приемы изобразительной деятельности. Овладевать первичными навыками работы гуашью и акварелью. | |||
5. | Осенние сказки | Беседа о золотой поре осени. Анализ картин художников: В. Коркодым. «Золото осени», Аполлинарий Васнецов. «Осень», Ю. Клевер. «Осенний парк», Лилия Чёрная. «Осень». | Знакомство с картинами художников. Составление общего плана рисунка. Выполнение наброска карандашом. | Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка. | |||
6. | Осенние сказки. Работа в цвете. | Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка. | Овладение техникой мазка гуашью. | Умение работать гуашью в технике мазка. | |||
Пейзаж вокруг (6 часов) | |||||||
7. | Жанры живописи. Пейзаж. | Беседа о жанре живописи. Раскрытие видов пейзажа. Знакомство с картинами художников. Раскрытие основных моментов изображения картин. | Знакомство с картинами художников – пейзажистов. Работа с фотографиями пейзажев. | Формирование понятий «Пейзаж», умение различать виды пейзажа. Умение соотносить картины с видом и техникой изображения. Умение анализировать увиденное, составлять анализ по картинам. Умение выражать собственные эмоции и мысли. Умение вступать в диалог, работать в парах. | |||
8. | Городской пейзаж. | Рассмотрение картин городского пейзажа художников: «Вид города Инсбрука» А.Дюрер, «Зима. Бульвар (Париж)»А. Зайцев, «Аллея» Б. Дугаржапов. | Работа с картинами художников над городским пейзажем в разное время года. Выполнение рисунка «Город поздней осени». | ||||
9. | Парковый пейзаж. | Рассмотрение фотографий парка. Беседа об объектах паркового пейзажа. | Работа с фотографиями парков города. Анализ основных элементов паркового пейзажа. Рисование цветными карандашами парка родного города. | ||||
10. | Сельский пейзаж. | Беседа о сельской местности и сельской жизни. Анализ картин художника А.К. Саврасова. | Анализ картин русского художника А.К. Саврасова. Составление рассказов по картинам. Рисование эскиза сельского пейзажа. | ||||
11. | Пейзаж настроения. | Работа с выражением: «Природа – мое второе «Я»». Беседа о цветах и настроении. | Учащиеся работают над наброском пейзажа своего настроения, сопоставляя себя природе. | ||||
12. | Пейзаж настроения. Работа в цвете. | Учащиеся работают в цвете используя акварель и фломастеры. Работа в парах. | |||||
Прекрасный натюрморт (6 часов) | |||||||
13. | Натюрморт | Познакомить с понятием “натюрморт". План рисования натюрморта. Анализ картин художников. | Учащиеся знакомятся с новым понятием и планом рисования натюрморта. На основе картин, составляют общую картину плана рисования. | Умение характеризовать вид живописи «натюрморт», различать его виды. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. Способствовать развитию умений и навыков, необходимых для коллективного творчества. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. | |||
14. | Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество» | Знакомство с видом натюрморта сюжетно – тематического. Беседа о празднике Рождества у католиков. Рассмотрение картин художников на данную тему. И.Сафронова «Зимний вечер», С.Шевчук «Рождественская сказка». | Учащиеся беседуют на рождественскую тематику, рассматривают картины художников. Выделяют символы Рождества. | ||||
15. | Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество» | Выполнение работы гуашью, без зарисовок карандашом. | |||||
16. | Цветочный натюрморт | Знакомство с цветочным натюрмортом. Беседа о картинах Г. Купера. Анализ его работ. | Учащиеся анализируют картины европейского художника Г.Купера. Знакомятся с изображением цветов в натюрморте. Выполняют карандашный вариант рисунка. | ||||
17. | Цветочный натюрморт | Продолжение работы над цветочным натюрмортом в цвете. | Учащиеся выполняют рисунок в цвете. | ||||
18. | Занятие - выставка | Выставка работ учащихся «Цветочный натюрморт». | |||||
Графика (5часов) | |||||||
19. | Волшебный карандаш | Знакомство с техникой работы с карандашом. Рассмотрение картин в разных стилях графики. Знакомство с понятием «тень». | Учащиеся знакомятся с картинами художников. Поэтапно по образцу создают первый эскиз геометрической фигуры. | Уметь рассматривать и анализировать образец, выделяя признаки по форме, цвету ,существенные детали Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | |||
20. | Книжная графика. Изображение медведя | Знакомство с видом графического рисунка. Рассмотрение книжной графики. | Выполнение рисунка цветными карандашами «Медведь». | ||||
21. | Штрих и его виды | Беседа по технике штрихования. Работы с образцами. | Выполнение рисунка штриховкой «Мои обои». | ||||
22. | Техника печати «сухой кистью» | Знакомство с техникой и этапами рисования. Рассмотрение картин. | Учащиеся знакомятся с новой техникой. Выполняют рисунок «Рыбка» сухой кистью. | ||||
23. | Теневой рисунок «Птица» | Беседа по картинам с изображением птиц. Работа с тенью на рисунке. | Поэтапное изображение синицы простым карандашом, изображение светлой и темной стороны рисунка. | ||||
Анимализм (5 часов) | |||||||
24. | Анимализм | Знакомство с жанром изобразительного искусства. Беседа по картинам: | Учащиеся знакомятся с жанром искусства анимализма. Делают зарисовки животных карандашом. | Умение объяснять жанр изобразительного искусства «Анимализм». Умение объяснять понятие «иллюстрация», виды иллюстраций. Умение изображать образы животных в различных техниках. Умение работать с пластилином. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками | |||
25. | Наскальная живопись | Знакомство с первыми изображениями животных в пещерах. Рассмотрение фотографий наскальной живописи. | Учащиеся анализируют наскальную живопись. Знакомятся с историей рисунков. Выполняют работу гуашью «Наскальный рисунок» | ||||
26. | Иллюстрация сказки «Ослик Маффин и его друзья» | Работа с картинами А.Дюрера, Ф.Снайдерс. Знакомство с понятием иллюстрация. | Анализ картин и иллюстраций. Выполнение рисунка иллюстрации к сказке. | ||||
27. | Лепка животных | Беседа на тему анимализма в скульптуре. | Лепка животного по выбору из пластилина. | ||||
28. | Рисунок слона | Организация конкурса на лучший рисунок слона. | |||||
Рисование с натуры (4 часа) | |||||||
29. | Рисование с натуры «Бабочка» | Раскрытие понятия «Симметрия». Рассмотрение фотографий бабочек. | Учащиеся знакомятся с новым понятием, выполняют работу «Бабочка». | Умение рисовать с натуры изображения фруктов и овощей, различных предметов живой и неживой природы. Умение работать с понятием «Симметрия». Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. | |||
30. | Рисование с натуры «Бабочка» | ||||||
31. | Рисование с натуры фруктов | Беседа по картинам: К. Бычков «Натюрморт с апельсином», Г.Алехнович «Натюрморт с фруктами», В.Валевская «Десерт». | Учащиеся направлены на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета. Выполнение рисунка «Яблоки на столе». | ||||
32. | Набросок с разных сторон | Объяснение изображения предметов с разных сторон. | Усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Выполнение наброска | ||||
Проектная работа (2 часа) | |||||||
33. | Проект «Виды искусства» | Определение цели, задач, плана исследования. Определение групп по темам исследования: «Пейзажисты», «Натюрморт», «Анималисты», «Иллюстраторы», «Графиты». Запись основных вопросов исследования. Сбор информации. | Умение ставить цель и определять задачи исследования. Умение составлять план работы в соответствии с заданной целью. Умение работать в группе и выполнять работу согласно отведенной роли. Умение выражать собственные мысли и защищать собственную точку зрения. Умение презентовать работу и защищать собственные идеи. | ||||
34. | Защита проекта «Алмазные кисти» | Защита проектов по группам. Обобщающее занятие – выставка рисунков по группам. |
Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. – Оноре де Бальзак