Календарно–тематическое планирование по внеурочной деятельности По изобразительному искусству «Алмазная кисть» для 3 класса
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
По изобразительному искусству «Алмазная кисть» для 3 класса
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ; 2010 год.
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ;
-Учебного плана муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 93 г. Уфы на 2017 – 2018 учебный год;
- Годового календарного графика муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 93 г. Уфы на 2017 – 2018 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями современной жизни. На данное время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ребенка в целом. В системе эстетического воспитания особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств учащихся, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Основная цель программы – приобщение учащихся через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической, творческой и созидающей сторон личности.
Задачи программы:
Развитие творческих способностей, воображения.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
Развитие образного, нестандартного мышления.
Способствовать формированию нахождения творческого подхода в решении различных задач в жизни.
Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Занятия в кружке «Алмазная кисть» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, а так же помогут раскрыть скрытые таланты ребенка.
Основное содержание
Декоративное раскрашивание (2 часа)
Развитие способности анализировать образец; определять структуру рисунка (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей. Правильное расположение элементов оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Тематическое рисование (4 часа)
Работа над разбором темы и выбором сюжета. Выстраивание композиции рисунка. Беседа по картинам, которые направляют к работе над темой. Выполнение работы в цвете.
Пейзаж вокруг (6 часов)
Учащиеся знакомятся с видом живописи, выполняют тематические рисунки на основе картин художников. Пробуют рисовать различными техниками.
Прекрасный натюрморт (6 часов)
Научить рисовать натюрморт с натуры, познакомить с понятием «натюрморт», видами натюрморта, учить этапам рисования. Выставка работ.
Графика (5часов)
Овладение техники рисования карандашом. Техника штрихования.
Анимализм (5 часов)
Ознакомление учащихся с анималистическим жанром в искусстве. Поэтапное рисование животных. Работа с фотографиями животных. Конкурс на лучший рисунок.
Рисование с натуры (4 часа)
Учащиеся наблюдают за жизнью животных, растений, делают зарисовки вне школы. Делая зарисовки из жизни, дети учатся внимательно подходить к деталям рисунка. Данные зарисовки на занятии корректируются и выполняется конечный рисунок.
Проектная работа (2 часа)
Подготовка проекта групп по пройденным темам. Проект «Алмазные кисти»
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Формы учебной деятельности |
Характер деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
Дата проведения |
||
Декоративное раскрашивание (2 часа) |
|||||||
1. |
Введение. Чем и как рисует художник? |
Беседа об основах рисунка и техниках рисования. |
Знакомство с произведениями выдающихся художников. Рассмотрение различных техник. Раскрашивание рисунка «Кленовый лист» цветными карандашами. |
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Овладевать первичными навыками работы карандашом и кистью. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, осознавая, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). |
|||
2. |
Эмоции и цвета в жизни. |
Беседа об основных цветах. Знакомство со спектром цветов и эмоциональной составляющей каждого цвета. |
Закрепление основных видов цветов (холодные и теплые оттенки). Раскрашивание рисунка «Облака» акварелью. |
||||
Тематическое рисование (4 часа) |
|||||||
3. |
Летние воспоминания |
Беседа о летних каникулах, ярких впечатлениях. Работа с картинами художников: И.Левитан «Березовая роща», В.Поленов «Заросший пруд», И.Шишкин «Дубровая роша». Составление общей композиции рисунка. |
Знакомство с картинами художников. Анализ цветовых решений. Составление небольших эмоционально – окрашенных рассказов по картинам. Определение начального эскиза рисунка. |
Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка. |
|||
4. |
Летние воспоминания. Работа в цвете. |
Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка. |
Учащиеся выполняют работу в цвете при помощи акварели или гуаши. |
Создавать, изображать на плоскости природные объекты. Освоить основные приемы изобразительной деятельности. Овладевать первичными навыками работы гуашью и акварелью. |
|||
5. |
Осенние сказки |
Беседа о золотой поре осени. Анализ картин художников: В. Коркодым. «Золото осени», Аполлинарий Васнецов. «Осень», Ю. Клевер. «Осенний парк», Лилия Чёрная. «Осень». |
Знакомство с картинами художников. Составление общего плана рисунка. Выполнение наброска карандашом. |
Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка. |
|||
6. |
Осенние сказки. Работа в цвете. |
Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка. |
Овладение техникой мазка гуашью. |
Умение работать гуашью в технике мазка. |
|||
Пейзаж вокруг (6 часов) |
|||||||
7. |
Жанры живописи. Пейзаж. |
Беседа о жанре живописи. Раскрытие видов пейзажа. Знакомство с картинами художников. Раскрытие основных моментов изображения картин. |
Знакомство с картинами художников – пейзажистов. Работа с фотографиями пейзажев. |
Формирование понятий «Пейзаж», умение различать виды пейзажа. Умение соотносить картины с видом и техникой изображения. Умение анализировать увиденное, составлять анализ по картинам. Умение выражать собственные эмоции и мысли. Умение вступать в диалог, работать в парах. |
|||
8. |
Городской пейзаж. |
Рассмотрение картин городского пейзажа художников: «Вид города Инсбрука» А.Дюрер, «Зима. Бульвар (Париж)»А. Зайцев, «Аллея» Б. Дугаржапов. |
Работа с картинами художников над городским пейзажем в разное время года. Выполнение рисунка «Город поздней осени». |
||||
9. |
Парковый пейзаж. |
Рассмотрение фотографий парка. Беседа об объектах паркового пейзажа. |
Работа с фотографиями парков города. Анализ основных элементов паркового пейзажа. Рисование цветными карандашами парка родного города. |
||||
10. |
Сельский пейзаж. |
Беседа о сельской местности и сельской жизни. Анализ картин художника А.К. Саврасова. |
Анализ картин русского художника А.К. Саврасова. Составление рассказов по картинам. Рисование эскиза сельского пейзажа. |
||||
11. |
Пейзаж настроения. |
Работа с выражением: «Природа – мое второе «Я»». Беседа о цветах и настроении. |
Учащиеся работают над наброском пейзажа своего настроения, сопоставляя себя природе. |
||||
12. |
Пейзаж настроения. Работа в цвете. |
Учащиеся работают в цвете используя акварель и фломастеры. Работа в парах. |
|||||
Прекрасный натюрморт (6 часов) |
|||||||
13. |
Натюрморт |
Познакомить с понятием “натюрморт". План рисования натюрморта. Анализ картин художников. |
Учащиеся знакомятся с новым понятием и планом рисования натюрморта. На основе картин, составляют общую картину плана рисования. |
Умение характеризовать вид живописи «натюрморт», различать его виды. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. Способствовать развитию умений и навыков, необходимых для коллективного творчества. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. |
|||
14. |
Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество» |
Знакомство с видом натюрморта сюжетно – тематического. Беседа о празднике Рождества у католиков. Рассмотрение картин художников на данную тему. И.Сафронова «Зимний вечер», С.Шевчук «Рождественская сказка». |
Учащиеся беседуют на рождественскую тематику, рассматривают картины художников. Выделяют символы Рождества. |
||||
15. |
Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество» |
Выполнение работы гуашью, без зарисовок карандашом. |
|||||
16. |
Цветочный натюрморт |
Знакомство с цветочным натюрмортом. Беседа о картинах Г. Купера. Анализ его работ. |
Учащиеся анализируют картины европейского художника Г.Купера. Знакомятся с изображением цветов в натюрморте. Выполняют карандашный вариант рисунка. |
||||
17. |
Цветочный натюрморт |
Продолжение работы над цветочным натюрмортом в цвете. |
Учащиеся выполняют рисунок в цвете. |
||||
18. |
Занятие - выставка |
Выставка работ учащихся «Цветочный натюрморт». |
|||||
Графика (5часов) |
|||||||
19. |
Волшебный карандаш |
Знакомство с техникой работы с карандашом. Рассмотрение картин в разных стилях графики. Знакомство с понятием «тень». |
Учащиеся знакомятся с картинами художников. Поэтапно по образцу создают первый эскиз геометрической фигуры. |
Уметь рассматривать и анализировать образец, выделяя признаки по форме, цвету ,существенные детали Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. |
|||
20. |
Книжная графика. Изображение медведя |
Знакомство с видом графического рисунка. Рассмотрение книжной графики. |
Выполнение рисунка цветными карандашами «Медведь». |
||||
21. |
Штрих и его виды |
Беседа по технике штрихования. Работы с образцами. |
Выполнение рисунка штриховкой «Мои обои». |
||||
22. |
Техника печати «сухой кистью» |
Знакомство с техникой и этапами рисования. Рассмотрение картин. |
Учащиеся знакомятся с новой техникой. Выполняют рисунок «Рыбка» сухой кистью. |
||||
23. |
Теневой рисунок «Птица» |
Беседа по картинам с изображением птиц. Работа с тенью на рисунке. |
Поэтапное изображение синицы простым карандашом, изображение светлой и темной стороны рисунка. |
||||
Анимализм (5 часов) |
|||||||
24. |
Анимализм |
Знакомство с жанром изобразительного искусства. Беседа по картинам: |
Учащиеся знакомятся с жанром искусства анимализма. Делают зарисовки животных карандашом. |
Умение объяснять жанр изобразительного искусства «Анимализм». Умение объяснять понятие «иллюстрация», виды иллюстраций. Умение изображать образы животных в различных техниках. Умение работать с пластилином. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками |
|||
25. |
Наскальная живопись |
Знакомство с первыми изображениями животных в пещерах. Рассмотрение фотографий наскальной живописи. |
Учащиеся анализируют наскальную живопись. Знакомятся с историей рисунков. Выполняют работу гуашью «Наскальный рисунок» |
||||
26. |
Иллюстрация сказки «Ослик Маффин и его друзья» |
Работа с картинами А.Дюрера, Ф.Снайдерс. Знакомство с понятием иллюстрация. |
Анализ картин и иллюстраций. Выполнение рисунка иллюстрации к сказке. |
||||
27. |
Лепка животных |
Беседа на тему анимализма в скульптуре. |
Лепка животного по выбору из пластилина. |
||||
28. |
Рисунок слона |
Организация конкурса на лучший рисунок слона. |
|||||
Рисование с натуры (4 часа) |
|||||||
29. |
Рисование с натуры «Бабочка» |
Раскрытие понятия «Симметрия». Рассмотрение фотографий бабочек. |
Учащиеся знакомятся с новым понятием, выполняют работу «Бабочка». |
Умение рисовать с натуры изображения фруктов и овощей, различных предметов живой и неживой природы. Умение работать с понятием «Симметрия». Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. |
|||
30. |
Рисование с натуры «Бабочка» |
||||||
31. |
Рисование с натуры фруктов |
Беседа по картинам: К. Бычков «Натюрморт с апельсином», Г.Алехнович «Натюрморт с фруктами», В.Валевская «Десерт». |
Учащиеся направлены на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета. Выполнение рисунка «Яблоки на столе». |
||||
32. |
Набросок с разных сторон |
Объяснение изображения предметов с разных сторон. |
Усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Выполнение наброска |
||||
Проектная работа (2 часа) |
|||||||
33. |
Проект «Виды искусства» |
Определение цели, задач, плана исследования. Определение групп по темам исследования: «Пейзажисты», «Натюрморт», «Анималисты», «Иллюстраторы», «Графиты». Запись основных вопросов исследования. Сбор информации. |
Умение ставить цель и определять задачи исследования. Умение составлять план работы в соответствии с заданной целью. Умение работать в группе и выполнять работу согласно отведенной роли. Умение выражать собственные мысли и защищать собственную точку зрения. Умение презентовать работу и защищать собственные идеи. |
||||
34. |
Защита проекта «Алмазные кисти» |
Защита проектов по группам. Обобщающее занятие – выставка рисунков по группам. |
Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. – Оноре де Бальзак