12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Архипова Мария Васильевна164 Россия, Хабаровский край, Советская Гавань |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор курса: Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.-М.: Дрофа, 2015.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: Дрофа, 2015.
1 час в неделю (всего 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Элементы содержания | Планируемые результаты | |||
план | факт | Предметные | УУД | |||||
1 | Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь; рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | Личностные: эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций. Метапредметные: умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Предметные: понимание значения искусства в жизни человека и общества. | |||
2 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры скворечника | 1 | Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей | Знать, что штриховка - это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима. Уметь; рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки; использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в рисунке | ||||
3 | Рисование с натуры цилиндра | 1 | Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима | Знать: последовательность рисования цилиндра; понятия «свет», «тень», «полутень», «рефлекс», «блик», «падающая тень». Уметь: рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки; называть картины художников, где ярко видны оттенки светотени; рассматривать натюрморты Ж. Б. С. Шардена и И. Т. Хруцкого и определять на изображенных предметах светотени; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы | Личностные: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. Метапредметные: Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Предметные: умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | |||
4 | Рисование по памяти «Бабочка над цветком» | 1 | Использование раз- личных, художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | Знать: понятия «симметричные фигуры», «ось симметрии»; цветовой круг; контрастные цвета, родственные цвета. Уметь: рисовать по памяти; передавать в рисунке строение бабочки; чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; использовать тоновые и цветовые контрасты; выполнять поиск гармоничного сочетания цветов | ||||
5 | Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К.Коровин «Натюрморт Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А..Герасимов «Розы» | 1 | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Знать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; понятия характеристики цвета: «цветовой тон», «светлота», «насыщенность цвета». Уметь: рассказывать на примере одной из картин о цветовом тоне, светлоте, насыщенности цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать знания для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) | Личностные: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений. Метапредметные: Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Предметные: Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | |||
6 | Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта | 1 | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги | Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом | ||||
7 | Мозаичное панно «Солнце над морем» ( аппликация) | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации | Знать, из каких, материалов выполняется аппликация. Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линей- ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Личностные: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений. Метапредметные: Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Предметные: Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | |||
8 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара | 1 | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | Знать: три основных уровня (плоскости) горизонта; что светотень - это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т. п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета. Уметь; рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы | ||||
9 | Рисование по памяти на тему «Осень в саду» | 1 | Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов | Уметь: рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении | ||||
2четверть | ||||||||
10 | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов | 1 | Форма, конструкция, соотношение размеров частей | Уметь: рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы | Личностные: способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктвную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности. | |||
11 | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти экскаваторов, самосвалов | I | Форма, конструкция, соотношение размеров частей | Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти. Уметь работать акварелью | ||||
12 | Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски | 1 | Создание моделей предметов бытового окружения человека | Иметь представление о видах современного декоративно- прикладного искусства. Уметь: выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски | ||||
13 | Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» | 1 | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Знать, чем отличается рисование на тему от рисования с натуры; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования. Уметь: анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения | ||||
14 | Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» | 1 | Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой | Уметь: выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации | Личностные: способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктвную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности. | |||
15 | Беседа. Изображение животных в произведениях художников | 1 | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Знать понятие «анималистический жанр». Уметь: изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | ||||
16 | Декоративная работа. Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. | 1 | Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях | Уметь: выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
17 | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия | 1 | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
3четверть | ||||||||
18 | Рисование с натуры фигуры человека | 1 | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек) | Уметь: рассматривать рисунки А. Дюрера и X. Голъбейна; называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно- анатомическое строение фигуры человека | Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. | |||
19 | Рисование с натуры человека | 1 | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи | Уметь: рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | ||||
20 | Лепка тематической композиции на тему труда человека «Сталевар», «Кузнец», «Пожарный», «Пограничник» | 1 | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека | Уметь: выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | ||||
21 | Рисование с натуры вороны | 1 | Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных | Уметь; рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно- анатомическое строение животных | ||||
22 | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. | |||
23 | Экскурсия в «Музей изобразительных искусств» | 1 | Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ведущие худ музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А, С. Пушкина | Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь: узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства); рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | ||||
24 | Лепка героев русских народных сказок | 1 | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать: понятие «керамика»; пластичные свойства глины; чем отличается конструктивный способ лепки от пластического. Уметь: выполнять лепку героев русских народных сказок; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно прикладного искусства) | ||||
25 | Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | 1 | Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. | |||
4 четверть | ||||||||
26 | Декоративная работа. Выполнение эскиза сказочного стульчика | 1 | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
27 | Выполнение росписи готового изделия сказочного стульчика | 1 | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь: выполнять эскиз сказочного стульчика; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
28 | Рисование на тему «Песни нашей Родины» | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи | Знать понятие «воздушная перспектива». Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. | |||
29 | Рисование с натуры белки | 1 | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе | Уметь: передать конструктивно- анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | ||||
30 | Рисование на тему «Праздник 9 Мая - День Победы» | 1 | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь: передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | ||||
31 | Беседа « Прославленные центры народных художественных промыслов» | 1 | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах | Личностные: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. Метапредметные: Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Предметные: умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. отношение к природе, человеку, обществу. | |||
32 | Декоративная работа. Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы | 1 | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
33 | Выполнение росписи готового изделия лепной свистульки в виде сказочной птицы | 1 | Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструктивной деятельности | Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
34 | Иллюстрирование сказки Д.Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Уметь; иллюстрировать сказки; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики. живописи, декоративно-прикладного искусства); применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы |