Календарно-тематическое планирование по программе занятий неаудиторных часов с одарёнными детьми
Календарно – тематическое планирование по программе занятий неаудиторных часов с одарёнными детьми
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, обучающихся в лицее, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний. Программа поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает младшему школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа реализуется в часы неаудиторной занятости для одаренных детей 1 раз в неделю по четырем предметным областям: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.
Цель программы:
Создание условий для оптимального развития одаренных детей и формирование творческой интеллектуальной личности.
Задачи программы:
Создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
Формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
Развитие аналитического и логического мышления учащихся;
Развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Формы организации обучения:
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Взаимное обучение
Самообучение
Самостоятельная
Основные формы проведения занятий:
Беседа
Дискуссия
Консультация
Практическое занятие
Игры
Брейн-ринги
Алгоритмы
Ситуативные задачи
Анализ конкретных ситуаций
Методы обучения
Для работы с одаренными детьми доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Планируемые результаты
Реализация программы позволит:
сформировать систему работы с одаренными детьми;
создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми;
- совершенствование и повышение качества знаний и умений младших школьников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места в очных предметных городских олимпиадах и заочных различных уровней;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После реализации программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД
Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию.
Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Контроль и учет результатов
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета результатов. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием одаренные дети будут принимать участие в очных и заочных олимпиадах по разным учебным предметам.
Мониторинг результативности работы с учащимися - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
Календарно – тематическое планирование 3 класс – 33ч |
||||
Дата по плану |
Дата по факту |
Наименование темы |
Характеристика деятельности учащихся |
|
1 |
07.09 |
Моделирование. |
Выполняют задания на составление заданных фигур из определенного числа. Выполняют задания на изменение заданной фигуры. Выполняют задания на изменение построенной фигуры. |
|
2 |
14.09 |
Моделирование. |
Решают задачи на нахождение фигур и их количества. Выполняют задачи на разрезание фигуры на одинаковые части. |
|
3 |
21.09 |
Жизнь слов. |
Знакомятся с устаревшими словами. Заочная экскурсия в музей истории слов. Отличают новые слова (неологизмы) отслов-пришельцев (заимствованных). |
|
4 |
28.09 |
Жизнь слов. |
Определяют многозначные слова. Объясняют прямое и переносное значение слов. Правильно употребляют в речи. |
|
5 |
05.10 |
Сказки народов мира. |
Читают сказки народов мира. Находят общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельно анализируют сказки. Знакомятся с известными сказочниками. |
|
6 |
12.10 |
Сказки народов мира. |
Определяют тему, идею сказки и их образное воплощение. Характеризируют героев в сказке. Сочиняют свои сказки. Вариант сочинения сказки по предложенному началу. |
|
7 |
19.10 |
Мой край. |
Знают образование почв и их разнообразие. Знают устройство поверхности и рельеф. Различают и определяют полезные ископаемые края. Понимают значение охраны геологической среды и недр. |
|
8 |
26.10 |
Мой край. |
Знают названия и месторасположение рек Белгородской области,болот,подземных вод. Понимают рациональное использование водных ресурсов. Понимают значение основных направленийохраны водных ресурсов Белгородской области. |
|
9 |
09.11 |
Занимательная математика. |
Отгадывают математические ребусы. Составляют маршруты. Решают магические квадраты,пирамиды. |
|
10 |
16.11 |
Занимательная математика. |
Решают задачи с одинаковыми цифрами. Решают головоломки. Отгадывают математические кроссворды. |
|
11 |
23.11 |
Транскрипция. |
Выполняют транскрипцию слов. Проводят звуковой анализ слов. |
|
12 |
30.11 |
Фразеологизмы. |
Определяют почему мы так говорим (из истории фразеологизмов). Объясняют значение фразеологизмов. Находят и правильно употребляют в речи фразеологические термины и обороты. Объясняют значение фразеологизмов. |
|
13 |
07.12 |
Стили речи. |
Знают стили речи: художественный, научный, разговорный. Отличают и составляют диалог. Определяют стилистическую принадлежность текстов. |
|
14 |
14.12 |
Природные зоны. |
Знают особенности природных зон: арктические пустыни, тундра, зона лесов, степь, пустыня. |
|
15 |
21.12 |
Природные зоны. |
Знают приспособленность животного и растительного мира. Составляют пищевые цепочки в зависимости от зоны. Определяют приспособленность человека. Знают виды жилищ в зависимости от погодных условий данной природной зоны. |
|
16 |
11.01 |
Решение олимпиадных заданий по математике. |
Решают и анализируют логические задачи и упражнения. Решают нестандартные задачи. Поиск оригинальных решений олимпиадных заданий. |
|
17 |
18.01 |
Решение олимпиадных заданий по математике. |
Решают и анализируют логические задачи и упражнения. Решают нестандартные задачи. Поиск оригинальных решений олимпиадных заданий. |
|
18 |
25.01 |
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку. |
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку. Задания повышенной трудности. Разбор и комментарии к олимпиадным заданиям. |
|
19 |
01.02 |
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку. |
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку. Задания повышенной трудности. Разбор и комментарии к олимпиадным заданиям. |
|
20 |
08.02 |
Духовная литература. |
Знают основные жанры духовной литературы. Знакомство с Библией. Знакомятся с произведениями из древнерусской литературы. Изучают летописи. |
|
21 |
15.02 |
Рассказ. |
Определяют жанровые особенности рассказа. Анализируют героя и сюжет рассказа. Читают рассказы о животных. Раскрывают тайны рассказа. Сочиняют свой первый рассказ. |
|
22 |
22.02 |
Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру. |
Выполняют олимпиадные задания по окружающему миру. Анализируют задания повышенной трудности. Разбирают и комментируют олимпиадные задания. |
|
23 |
01.03 |
Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру. |
Выполняют олимпиадные задания по окружающему миру. Анализируют задания повышенной трудности. Разбирают и комментируют олимпиадные задания. |
|
24 |
15.03 |
Решение задач. |
Решают задачи на смекалку, задачи на взвешивание,задачи на переливание. |
|
25 |
22.03 |
Решение задач. |
Решают комбинаторные задачи. Выполняют задания на развитие памяти (запоминание логических последовательностей). |
|
26 |
05.04 |
Части речи. |
Знают части речи. Определяют общий род. Знают склонение существительных.Находят несклоняемые имена существительные. Определяют род несклоняемых имен существительных. |
|
27 |
12.04 |
Решение орфографических задач. |
Выполняют задания, направленные на развитие орфографической зоркости. Редактируют тексты. |
|
28 |
19.04 |
Повесть. |
Определяют жанровые особенности повести. Знаютавтобиографические повести. Придумывают сюжет для повести. |
|
29 |
26.04 |
Повесть. |
Знают сказочную повесть. Анализируют Героев сказочной повести. Написание отзыва о самостоятельно прочитанной повести. |
|
30 |
03.05 |
Мой край. |
Знакомятся с Белгородской областью сегодня: общая характеристика, климат области, население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. |
|
31 |
10.05 |
Мой край. |
Изучают Курскую битву: накануне битвы, сражение, значение битвы. |
|
32 |
17.05 |
Решение олимпиадных заданий по математике. |
Решают и анализируют логические задачи и упражнения. Решают нестандартные задачи. Поиск оригинальных решений олимпиадных заданий. |
|
33 |
24.05 |
Занимательная грамматика. |
Разгадывают кроссворды. Отгадывают чайнворды, криптограммы, ребусы, калейдоскоп. Отвечают на вопросы занимательных разминок. |
Содержание программы
Математика
3 класс (9 ч)
Моделирование (2 ч).
Задания на составление заданных фигур из определенного числа. Задания на изменение заданной фигуры. Задания на изменение построенной фигуры. Задачи на нахождение фигур и их количества. Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части.
Занимательная математика. (2 ч).
Математические ребусы. Маршруты. Магические квадраты. Пирамиды. Задачи с одинаковыми цифрами. Головоломки. Математические кроссворды.
Решение олимпиадных заданий по математике. (2 ч)
Логические задачи и упражнения. Нестандартные задачи. Поиск оригинальных решений олимпиадных заданий.
Решение задач (2 ч).
Задачи на смекалку. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Комбинаторные задачи. Задачи на развитие памяти (запоминание логических последовательностей).
Решение олимпиадных заданий по математике. (1 ч)
Логические задачи и упражнения. Нестандартные задачи. Поиск оригинальных решений олимпиадных заданий.
Русский язык
3 класс (9ч)
Жизнь слов (2 ч).
Устаревшие слова. В музее истории слов. Новые слова (неологизмы). Слова-пришельцы (заимствованные). Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Транскрипция (1ч).
Транскрипция. Звуковой анализ слов.
Фразеологизмы (1ч).
Почему мы так говорим (из истории фразеологизмов). Значение фразеологизмов. Фразеологические термины и обороты. Объяснение значений фразеологизмов.
Выполнение олимпиадных заданий (2 ч).
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку. Задания повышенной трудности. Разбор и комментарии к олимпиадным заданиям.
Части речи (1 ч).
Части речи. Общий род. Склонение существительных. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
Решение орфографических задач (1 ч).
Выполнение заданий, направленных на развитие орфографической зоркости. Редактирование текстов.
Занимательная грамматика (1ч).
Кроссворды. Чайнворды. Криптограммы. Ребусы. Калейдоскоп. Занимательные разминки.
Литературное чтение
3 класс (7ч)
Сказки народов мира (2 ч).
Чтение сказок народов мира. Общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельный анализ сказки.Знакомство с известными сказочниками. Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в сказке. Сочинение сказки. Вариант сочинения сказки по предложенному началу.
Стили речи (1 ч).
Стили речи: художественный, научный, разговорный. Диалог. Определение стилистической принадлежности текстов. Составление текста в заданном стиле. Редактирование текстов.
Духовная литература (1 ч).
Основные жанры духовной литературы. Библия. Из древнерусской литературы. Летописи.
Рассказ (1 ч).
Жанровые особенности рассказа. Герой и сюжет рассказа. Рассказы о животных. Тайны рассказа. Мой первый рассказ.
Повесть (2 ч).
Жанровые особенности повести. Автобиографические повести. Сюжет для повести. Сказочная повесть. Герои сказочной повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.
Окружающий мир
3 класс (8ч)
Мой край (1 ч).
Образование почв и их разнообразие. Устройство поверхности и рельеф. Полезные ископаемые края. Охрана геологической среды и недр.
Мой край (1 ч).
Реки Белгородской области. Болота. Подземные воды. Рациональное использование водных ресурсов. Основные направления охраны водных ресурсов Белгородской области.
Природные зоны (2 ч).
Арктические пустыни. Тундра. Зона лесов. Спеть. Пустыня. Приспособленность животного и растительного мира. Пищевые цепочки. Приспособленность человека. Виды жилищ в зависимости от погодных условий данной природной зоны.
Выполнение олимпиадных заданий (2 ч).
Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру. Задания повышенной трудности. Разбор и комментарии к олимпиадным заданиям.
Мой край (1 ч).
Белгородская область сегодня: общая характеристика. Климат области. Население. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.
Мой край (1 ч).
Курская битва: накануне битвы, сражение, значение битвы.