Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности-школьного клуба «Архимеды» (5 класс)
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
____________________
«25» августа 2016г.
Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок «Архимеды»
(общеинтеллектуальное направление)
Класс: 5
Учитель: Кравец Вера Владимировна
Количество часов: всего –34 часов; в неделю – 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ № 25 Кравец В.В.
Рабочая программа утверждена решением педагогического совета от 25 августа 2015г., протокол № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КТП первого года обучения внеурочной деятельности - кружка «Архимеды» - составлена на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ № 25 Кравец В.В. Программа рассчитана на младших подростков (11-12 лет), обучающихся 5-6 классов. Состав группы постоянный, количество учащихся 12-15 человек. Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1 часу, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Срок реализации программы - 2 года, объем курса – 68 часов (в 5 классе - 34 часа, в 6 классе – 34 часа).
Цель программы
формирование информационной грамотности учащихся на основе научного знания и самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи программы:
формирование интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся (наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы);
развитие познавательных, аналитических и творческих способностей младшего школьника;
формирование осознанного отличия научных данных от непроверенной информации, понимания ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
Методы и формы решения поставленных задач: самостоятельная работа, олимпиады, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и опыты, проекты, решение количественных и качественных задач, интеллектуальные турниры и научно-исследовательские конференции.
Содержание курса разработано в соответствии с поставленными задачами, в нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физики. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Формы и виды контроля
Текущий контроль в форме опроса, кратковременные лабораторные работы, интеллектуальные конкурсы; итоговый контроль в форме конференции (защита индивидуальных исследовательских проектов).
Методические рекомендации
Программа реализуется в форме мини-лаборатории, занятия проводятся в школьном кабинете физики (с использованием оборудования кабинетов физики, биологии, химии) и на пришкольном участке. Познавательная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий и интеллектуальных конкурсов. Исследовательская деятельность предусматривает работу в рамках учебного эксперимента, поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. В целях оптимизации экспериментальной деятельности, контроля за соблюдением техники безопасности и помощи учителю в проведении динамических пауз к работе могут быть привлечены ученики 10-го профильного (естественнонаучного или технического) класса (наставники - коучи).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
|
||
1 |
Гуревич, А.Е. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. _ М. : Дрофа, 2012. |
|
2 |
Гальперштейн, Л. Забавная физика : научно-популярная книга. – переизд, доп. и переизд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yadi.sk/d/04BW5a9wSikyD |
|
3 |
Донат, Б. Физика в играх / Б. Донат., Пер. с нем. – М.: Центрполиграф, 2012. |
|
|
||
1 |
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985. |
|
2 |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. |
|
3 |
Мартемьянова Т.Ю. PRO-физика.Учебно – методическое пособие для учителей, детей и родителей. СПб.: СМИО пресс, 2016. |
|
4 |
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. |
|
5 |
Тит Т. Научные забавы и занимательные опыты. М.: Аст- Астрель, 2011. |
|
2. Печатные пособия |
||
1 |
Плакат «Покорение воздуха» (ИГ «Элементы») |
1 |
3. Технические средства обучения |
||
1 |
Интерактивная доска |
1 |
2 |
Проектор |
1 |
3 |
Компьютер |
1 |
4 |
Колонки |
2 |
4. Экранно-звуковые пособия |
||
1 |
Электронное учебное пособие «Виртуальные лабораторные работы по физике». CD-ROM/ Новый Диск / Просвещение-МЕДИА |
|
5. Оборудование класса |
||
5.1.Общее оборудование |
||
1 |
Ученические столы с комплектом стульев |
15/15 |
2 |
Стол и стул учителя |
1/1 |
3 |
Демонстрационный стол |
1 |
4 |
Доска интерактивная |
1 |
5 |
Компьютер |
1 |
6 |
Аптечка |
|
7 |
Огнетушитель |
|
5.2. Приборы и материалы |
||
1 |
Барометр-анероид |
1 |
2 |
Брусок |
15 |
3 |
Воронка |
1 |
4 |
Гвозди/ скрепки |
15/15 |
5 |
Желоб металлический |
15 |
6 |
Источник света (лампа на подставке) |
15 |
7 |
Камертон |
1 |
8 |
Компас |
15 |
9 |
Круглый предмет (шарик для настольного тенниса) |
15 |
10 |
ЛабДиск (комплексный датчик) |
1 |
11 |
Линейка ученическая |
15 |
12 |
Манометр (жидкостный) |
1 |
13 |
Медицинский шприц 5см3-10см3 |
15 |
14 |
Мензурки (мерный цилиндр) |
15 |
15 |
Метроном |
1 |
16 |
Набор «Плавание» |
5 |
17 |
Плитка электрическая |
1 |
18 |
Рулетка |
1 |
19 |
Рычажные весы |
15 |
20 |
Сантиметровая лента |
5 |
21 |
Свечи |
15 |
22 |
Секундомер |
15 |
23 |
Стакан |
15 |
24 |
Стальной шарик |
15 |
25 |
Стеклянная колба |
15 |
26 |
Стеклянная палочка |
1 |
27 |
Стеклянные трубочки (капилляры) |
15 |
28 |
Тела разной формы и объема |
15 |
29 |
Термометры |
15 |
30 |
Термоскоп |
1 |
31 |
Шарики малого диаметра |
15 |
32 |
Штатив с муфтой, лапкой и кольцом |
15 |
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание урока |
Тип урока / форма урока |
Кол-во час |
Дата урока |
Планируемые умения и навыки |
Материально – техническое обеспечение |
||||||
План |
Факт |
||||||||||||
Введение |
1 |
||||||||||||
|
Вводное занятие. |
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с кабинетом физики. |
Урок открытия нового знания (УОНЗ)/ лекция |
1 |
Знать правила техники безопасности, соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности |
Презентация «Правила ТБ в кабинете физики» |
|||||||
Исследование и исследователи |
2 |
||||||||||||
|
Исследование и исследователи. |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Кто такой Архимед? |
УОНЗ/ беседа |
1 |
Давать определение понятиям, проводить информационно - смысловой анализ информации |
Фрагмент мультфильма «Оля, Коля и Архимед» («Союзмультфильм», 1972г) |
|||||||
|
Наблюдение и опыт. |
Мир науки – мир изобретений. Изготовление бумажной вертушки «рыбка» и наблюдение её полёта. |
Урок общемето-дологичес-кой направленности (УОН)/ практикум |
1 |
Давать определение понятиям, различать способы познания природы |
Бумага, ножницы, образец бумажной вертушки «рыбка» |
|||||||
Вещества и их свойства |
3 |
||||||||||||
|
Виды и строение веществ. |
Молекулы. Вода, воздух, огонь и земля. Растворимость веществ. Проверка растворимости веществ в воде (поваренная соль, песок, земля, жидкое мыло, сахар, масло растительное). |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов |
Свеча, стаканчики с водой, пустые стаканы, модель молекулы воды, пластилин двух цветов (для изготовления моделей атомов); жидкое мыло, соль поваренная, сахар, масло растительное, песок, земля (в пластиковых стаканчиках для лабораторного эксперимента) |
|||||||
|
Исследование жидкостей. |
Жидкое состояние вещества. Испаряемость жидкостей. Сравнение испаряемости воды, растительного масла и одеколона. Плавучесть веществ. Проверка плавучести веществ (дерево, пластмасса, алюминий). |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
Стаканчики с водой, брусочки из дерева, пластмассы, алюминия. Стекла покровные, пипетки, масло растительное, одеколон (спирт). |
|||||||
|
Газообразное состояние вещества. |
Воздух. Свойства газов. Плазма. Наблюдение пламени свечи. Сравнение массы надутого и не надутого воздушных шаров. |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. |
Свеча на подставке для наблюдения пламени. Шары воздушные. |
|||||||
Явления природы |
3 |
||||||||||||
|
Явления, наблюдения, опыты. |
Явления природы. Физические и химические явления. Научное наблюдение и опыт. «Фараонова змея», движение шарика в перевёрнутой мензурке с водой. |
УОНЗ/ лекция |
1 |
Наблюдать природные явления; выдвигать гипотезу; описывать и обобщать результаты наблюдений, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования |
Таблетки глюконат кальция, сухое горючее, фарфоровая чаша для проведения опыта «фараонова змея»; мензурка м водой, шарик для настольного тенниса. |
|||||||
|
Способы описания явлений. |
Рассказ, рисунок, фотография, видеосъёмка. Наблюдение кипения воды. |
УОНЗ/ экскурсия |
1 |
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
Образцы различных описаний явлений (презентация). Колба с водой, электроплитка лабораторная. |
|||||||
|
Интеллектуальный турнир «Я познаю мир». |
Викторина |
Урок развиваю-щего контроля (УРК)/ викторина |
1 |
Высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в игровой ситуации, участвовать в самооценке и взаимооценке, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Викторина в формате мультимедийной презентации |
|||||||
Лабораторное оборудование |
3 |
||||||||||||
|
Лабораторное оборудование. |
Штатив. Калориметр. Колба. Мензурка. Ливер. Пробирка. Пипетка. Капиллярная трубка. Моделирование устройств на основе штатива (подставка для книг, держатель для лампы, фонтанчик). |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
Штативы с принадлежностями, пустые пластиковые бутылочки (0,25- 0,5 л), лампа на подставке, калориметр, колбы, мензурки, пробирки, капиллярные трубки, ливер. |
|||||||
|
Измерительные приборы. |
Секундомер. Измерительная лента. Весы. Жидкостный термометр. Измерение температуры воды с помощью термометра.
|
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
Термометры спиртовые лабораторные, стаканчики с теплой водой (30-40 0С). |
|||||||
|
Датчики. |
ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур. |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур (из комплекта оборудования L -micro). |
|||||||
Измерения |
4 |
||||||||||||
|
Взвешивание тел. |
Виды весов. Правила взвешивания. Взвешивание малых тел (массой до 200 г) с помощью весов разных видов. |
УОН/ практикум |
1 |
Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
Весы лабораторные рычажные, весы лабораторные электронные, набор разновесов и гирь. |
|||||||
|
Измерение времени. |
Измерение времени с помощью секундомера, метронома, часов с секундной стрелкой. Измерение времени с помощью секундомера. |
УОН/ практикум |
1 |
Секундомеры лабораторные, секундомеры в мобильных телефонах учеников, метроном, часы с секундной стрелкой |
||||||||
|
Солнечные часы. |
Моделирование солнечных часов. http://kartonkino.ru/igrushki-dlya-detey-svoimi-rukami/solnechnyie-chasyi-svoimi-rukami-master-klass/ примерная инструкция |
УОН/ практикум |
1 |
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале |
Картон, бумага, скотч, ножницы, клей, деревянные палочки (зубочистки, шпажки), фломастеры, пластилин. Презентация с образцами солнечных часов. |
|||||||
|
Измерение температуры. |
Измерение температуры с помощью ЛабДиска и датчика температур. |
УОН/ практикум |
1 |
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур (из комплекта оборудования L -micro). |
|||||||
Элементы гидростатики и аэростатики |
5 |
||||||||||||
|
Атмосферное давление. |
«Картезианский водолаз». |
УОНЗ/ лекция |
1 |
Проводить наблюдения, измерения; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью схем и рисунков; устанавливать причинно-следственные связи. |
Пипетки, бутылки пластиковые с водой, пластилин. |
|||||||
|
Давление жидкости. |
Капиллярные эффекты. Сообщающиеся сосуды. |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы. |
Набор капиллярных трубок разного сечения, вода подкрашенная, прибор демонстрационный «сообщающиеся сосуды». |
|||||||
|
Плавание судов. |
Осадка судна. Ватерлиния. Моделирование корабликов из бумаги, определение их осадки. |
УОНЗ/ практикум |
1 |
Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как эксперимент, установление границ применимости модели/теории. |
Бумага, ножницы, цветные карандаши, ёмкости с водой, маленькие стеклянные шарики из набора лабораторного «Плавание тел». |
|||||||
|
Интеллектуальный турнир «Плавание тел». |
Викторина |
УРК/ викторина |
1 |
Высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в игровой ситуации, участвовать в самооценке и взаимооценке, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Мультимедийная презентация в виде интерактивной викторины |
|||||||
|
Воздухоплавание. |
Воздушные шары. |
УОНЗ/ виртуальная экскурсия |
1 |
Выдвигать гипотезу, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Шары воздушные, наполненные гелием, наполненные воздухом. Презентация – виртуальная экскурсия «Воздухоплавание» |
|||||||
Тепловые явления |
3 |
||||||||||||
|
Тепловые явления. |
Признаки тепловых явлений. Примеры тепловых явлений. Нагревание монеты разными способами: в горячей воде, над электроплиткой, трением о дощечку. |
УОНЗ/ деловая игра |
1 |
Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы. |
Стакан с горячей водой, электроплитка лабораторная, щипцы с теплоизолированными ручками, дощечки деревянные, монеты. |
|||||||
|
Тепло работает. |
Демонстрации: «Несгораемая» бумага. Бумажная кастрюля. Вентилятор над электроплиткой. Шар Герона. |
УОНЗ/ проблемный урок |
1 |
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
Модель шара Герона, электроплитка, спиртовка, бумажная «змейка», закреплённая над плиткой, коробочка из бумаги (или бумажный стаканчик), деревянный брусок, бумага, спички, кнопки. |
|||||||
|
Температурные рекорды в природе и технике. |
Работа в группах: Поиск информации о самых высоких и самых низких температурах, зафиксированных на Земле и в космосе, представление информации в виде плаката. |
УОНЗ/ игра |
1 |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Компьютер с доступом в сеть Интернет ( в том числе персональные гаджеты учеников), энциклопедии по физике, технике, астрономии, ватман, маркеры, цветные мелки, доска. |
|||||||
Звуковые явления |
9 |
||||||||||||
|
Звуковые явления. |
Способность слушать звук. Эхо. |
УОНЗ/ лекция |
1 |
Проводить наблюдения; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью рисунков и таблиц. Собирать, обобщать и представлять данные, полученных в ходе самостоятельно проведённых исследований |
Аудиозапись звуков от 20Гц до 20000Гц. Камертон. |
|||||||
|
Музыкальные звуки. |
Особенности музыкальных звуков. Музыкальные инструменты. Запись звука. |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
Аудиозапись звучания различных музыкальных инструментов. |
||||||||
|
Характеристики звука. |
Громкость. Измерение громкости с помощью ЛабДиска. Высота тона. |
УОНЗ/ комбини-рованный урок |
1 |
ЛабДиск ГЛОМИР. Приложение «Шумомер» на Android. |
||||||||
|
Рупор. |
Изготовление рупора. схема http://www.meeting.lv/images/events/images/middle/F23A1b085.jpg?m=2010-02-28%2017:01:00 |
УОН/ практикум |
1 |
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
Картон, скотч, клей, ножницы, линейки |
|||||||
|
Работа над исследовательским проектом. |
Примеры исследовательских и проектных работ. План работы над проектом. Выбор темы. |
Урок рефлексии / диалог |
1 |
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале |
Презентация с примерами исследовательских и проектных работ |
|||||||
|
Сбор информации. |
Работа с источниками информации (книги, журналы, сеть Интернет) |
УОН/ проектная работа |
1 |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Работа в школьном ресурсном центре (библиотечный фонд, сеть Интернет, мультимедиа-ресурсы) |
|||||||
|
Экспериментальная часть проекта. |
Эксперимент, моделирование. |
УОН/ проектная работа |
1 |
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
Оборудование кабинета физики по запросу учащихся |
|||||||
|
Обработка результатов эксперимента. |
Проверочный эксперимент, оформление выводов |
УОН/ проектная работа |
1 |
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Работа в кабинете информатики (ПК с доступом в сеть Интернет) |
|||||||
|
Оформление отчёта по проекту |
Создание письменного отчёта, подготовка презентации |
Урок рефлексии/ проектная работа |
1 |
Выбирать и адекватно использовать технические средства ИКТ для фиксации текстовой информации, изображений и звуков в соответствии с поставленной целью |
Работа в кабинете информатики (ПК с доступом в сеть Интернет) |
|||||||
Итоговая конференция |
1 |
||||||||||||
|
Итоговая конференция |
Выступления по теме проектов, обсуждение, рефлексия |
УРК/ защита индивидуальных исследовательских проектов |
1 |
Выступать с аудиовидео-поддержкой. Высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, в самооценке и взаимооценке. |
Интерактивная доска, демонстрационный стол, магнитная доска для плакатов |