Календарное-тематическое планирование по музыке (1–4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «СОШ № 2 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании МО нач.кл. ________С.М.Бахарчиева Протокол № 1 от ___.08.2019 г | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ К.Г.Умаханова ___.08.2019 г | УТВЕРЖДАЮ И.о директора __________К.Г.Умаханова Приказ № ______ от ___.09.2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МУЗЫКА»
Класс: 1-4
УМК: «Школа России»
Авторы учебников | |
1 класс | Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. Просвещение 2018 год |
2 класс | Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. Просвещение 2018 год |
3 класс | Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. Просвещение 2018 год |
4 класс | Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. Просвещение 2018 год |
Разработчик Бахарчиева Седа Мусаевна
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу "Музыка" для 1-4 классов составлена на основе
Примерной программы начального общего образования и следующих
нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336;
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897» № 1577;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/115);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Музыка» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи учебного предмета:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Вид и форма контроля: Фронтальный опрос. Контрольная работа.
Программа предмета «Музыка» рассчитана на 4 года. Общее количество часов на уровень составляет 135 часов со следующим распределением по классам: 1 класс – 33 часа (33 учебные недели-по 1 часу в неделю), 2-4 класс - 34 часа (34 учебные недели-по 1 часу в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-наличие эмоционально-целостного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
2.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной деятельности класса, школы, города и др.;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства учебной и внеурочной деятельности.
3.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально – творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах учебно – творческой деятельности.
1 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик к концу 1 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
расширять музыкальный кругозор;
формировать положительное отношение к учению;
внимательно слушать музыку, анализировать её;
сочинять простейшие мелодии к песенкам – попевкам;
уважительно относится к чувствам и настроениям другого человека;
интересоваться отдельными видами музыкально-практической деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
выполнять учебные действия в качестве слушателя;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выполнять учебные действия в качестве композитора;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать познавательную задачу в практическую;
составлять план и последовательность действий;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик к концу 1 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
размышлять о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Ученик к концу 1 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мир.
2 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик к концу 2 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;
формировать уважительное отношение к истории и культуре;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик к концу 2 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать познавательную задачу в практическую;
составлять план и последовательность действий;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 2 класса научится:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 2 класса научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик к концу 2 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Ученик к концу 2 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать творческий потенциал, осуществляя музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мир.
3 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик к концу 3 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
расширять музыкальный кругозор;
формировать положительное отношение к учению;
внимательно слушать музыку, анализировать её;
сочинять простейшие мелодии к песенкам – попевкам;
уважительно относится к чувствам и настроениям другого человека;
эмоционально относится к искусству;
интересоваться отдельными видами музыкально-практической деятельности;
формировать уважительное отношение к истории и культуре.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик к концу 3 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 3 класса научится:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения итрадиции, через музыкально-художественные образы;
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 3 класса научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик к концу 3 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
уметь оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
понимать роль музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Ученик к концу 3 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик к концу 4 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.
уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения итрадиции, через музыкально-художественные образы;
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик к концу 4 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
использовать ИКТ в музыкальных играх;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (135 часов)
Представления о музыке
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др. Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:
личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;
формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм;
приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;
самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись;
поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;
освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;
индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации;
индивидуально-личностного выражения характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;
участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.
выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.
Представления о музыкальной жизни страны
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.
Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А.Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.
Тематическое – планирование по музыке в 1 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Музыка вокруг нас | 16 |
2 | Музыка и ты | 17 |
Итого | 33 |
Тематическое – планирование по музыке во 2 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Россия — Родина моя | 3 |
2 | День, полный событий | 6 |
3 | «О России петь — что стремиться в храм» | 3 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 5 |
5 | В музыкальном театре | 3 |
6 | В концертном зале | 3 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 11 |
Итого | 34 |
Тематическое – планирование по музыке в 3 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Россия – родина моя | 5 |
2 | День, полный событий | 4 |
3 | О России петь, что стремиться в храм | 7 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 3 |
5 | В музыкальном театре | 6 |
6 | В концертном зале | 5 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 4 |
Итого | 34 |
Тематическое – планирование по музыке в 4 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | «Россия – Родина моя» | 3 |
2 | «О России петь – что стремиться в храм…». | 4 |
3 | «День, полный событий» | 6 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». | 3 |
5 | В концертном зале. | 5 |
6 | В музыкальном театре. | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». | 7 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование по музыке (1 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Музыка вокруг нас (16 часов) | |||||
1 | И муза вечная со мной | 1 | | | |
2 | Хоровод муз | 1 | | | |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | | | |
4 | Душа музыки – мелодия | 1 | | | |
5 | Музыка осени | 1 | | | |
6 | Сочини мелодию | 1 | | | |
7 | Азбука, азбука каждому нужна | 1 | | | |
8 | Музыкальная азбука | 1 | | | |
9 | Музыкальные и народные инструменты | 1 | | | |
10 | Музыкальные инструмент | 1 | | | |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | | | |
12 | Музыкальные инструменты. | 1 | | | |
13 | Звучащие картины | 1 | | | |
14 | Разыграй песню | 1 | | | |
15 | Родной обычай старины | 1 | | | |
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | | | |
Музыка и ты (17 часов) | |||||
17 | Край, в котором ты живешь | 1 | | | |
18 | Художник, поэт, композитор | 1 | | | |
19 | Музыка утра | 1 | | | |
20 | Музыка вечера | 1 | | | |
21 | Музы не молчали | 1 | | | |
22 | Музыкальные портреты | 1 | | | |
23 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | | | |
24 | Мамин праздник | 1 | | | |
25 | Обобщающий урок 3 четверть | 1 | | | |
26 | Музыкальные инструменты. | 1 | | | |
27 | Музыкальные инструменты. | 1 | | | |
28 | «Чудесная лютня» | 1 | | | |
29 | Музыка в цирке | 1 | | | |
30 | Дом, который звучит | 1 | | | |
31 | Опера – сказка | 1 | | | |
32 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | | | |
33 | Афиша.Программа. | 1 | | | |
Итого 33 часа |
Календарно – тематическое планирование по музыке (2 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Россия — Родина моя (3 часа) | |||||
1 | Здравствуй, Родина моя! | 1 | | | |
2 | Моя Россия. Музыкальные образцы родного края | 1 | | | |
3 | Гимн России | 1 | | | |
День, полный событий (6 часов) | |||||
4 | Музыкальный инструмент - фортепиано | 1 | | | |
5 | Природа и музыка. Прогулка | 1 | | | |
6 | Танцы, танцы, танцы... | 1 | | | |
7 | Эти разные марши | 1 | | | |
8 | «Расскажи сказку».Колыбельные | 1 | | | |
9 | Колокольный звон | 1 | | | |
«О России петь — что стремиться в храм» (3 часа) | |||||
10 | Музыка природы | 1 | | | |
11 | Молитвы | 1 | | | |
12 | Новый год | 1 | | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов) | |||||
13 | Русские народные инструменты | 1 | | | |
14 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню | 1 | | | |
15 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку | 1 | | | |
16 | Обряды и праздники русского народа | 1 | | | |
17 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр | 1 | | | |
В музыкальном театре (3 часа) | |||||
18 | Опера. Балет. Театр оперы и балета | 1 | | | |
19 | Волшебная палочка | 1 | | | |
20 | Опера М. И.Глинки «Руслан и Людмила» | 1 | | | |
В концертном зале (3 часа) | |||||
21 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» | 1 | | | |
22 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальные впечатления | 1 | | | |
23 | Звучит нестареющий Моцарт! Увертюра к Симфонии № 40 | 1 | | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (11 часов) | |||||
24 | Волшебный цветик-семицветик | 1 | | | |
25 | Волшебный цветик-семицветик | 1 | | | |
26 | Всё в движении | 1 | | | |
27 | Всё в движении | 1 | | | |
28 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | | | |
29 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | | | |
30 | Два лада. | 1 | | | |
31 | Природа и музыка | 1 | | | |
32 | Мир композитора. С. С. Прокофьев | 1 | | | |
33 | Мир композитора. П. И. Чайковский | 1 | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | |
Итого 34 часа |
Календарно – тематическое планирование по музыке (3 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Россия – родина моя (5 часов) | |||||
1 | Мелодия – душа музыки | 1 | | 07.09 | |
2 | Природа и музыка. | 1 | | 14.09 | |
3 | Образы защитников Отечества в музыке. | 1 | | 21.09 | |
4 | Кантата «Александр Невский» | 1 | | 28.09 | |
5 | Русские народные песни | 1 | | 05.10 | |
День, полный событий (4 часа) | |||||
6 | Русские народные песни. Тест за 1 четверть | 1 | | 12.10 | |
7 | Музыкальные впечатления ребенка. | 1 | | 19.10 | |
8 | Портрет в музыке. | 1 | | 09.11 | |
9 | Детские образы М.Мусоргского | 1 | | 16.11 | |
О России петь, что стремиться в храм (6 часов) | |||||
10 | Образы вечерней природы | 1 | | 23.11 | |
11 | Колыбельные песни | 1 | | 30.11 | |
12 | Шуточные песни | 1 | | 07.12 | |
13 | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Тест за 2 четверть | 1 | | 14.12 | |
14 | Образ матери в современном искусстве | 1 | | 21.12 | |
15 | Песни о матери | 1 | | 11.01 | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 часа) | |||||
16 | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке | 1 | | 18.01 | |
17 | Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | 1 | | 25.01 | |
18 | Музыка на новогоднем празднике. | 1 | | 01.02 | |
В музыкальном театре (6 часов) | |||||
19 | Русские частушки | 1 | | 08.02 | |
20 | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. | 1 | | 15.02 | |
21 | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). | 1 | | 22.02 | |
22 | Звучащие картины. | 1 | | 29.02 | |
23 | Ноты | 1 | | 07.03 | |
24 | Опера «Руслан и Людмила». Тест за 3 четверть | 1 | | 14.03 | |
В концертном зале (5 часов) | |||||
25 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 | | 21.03 | |
26 | Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. | 1 | | 04.04 | |
27 | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. | 1 | | 11.04 | |
28 | Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского | 1 | | 18.04 | |
29 | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. | 1 | | 25.04 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) | |||||
30 | Жанры музыки | 1 | | 02.05 | |
31 | Жанр инструментального концерта. Итоговый тест за 4 четверть | 1 | | 16.05 | |
32 | Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. | 1 | | 23.05 | |
33 | Ноты | 1 | | | |
34 | Диагностика музыкального развития обучающихся | 1 | | | |
Итого 34 часа |
Календарно – тематическое планирование по музыке (4 класс)