Календарно-тематический план интеллектуально-эстетического воспитания для учащихся 7–9 классов «Эрудит»
Календарно-тематический план интеллектуально-эстетического воспитания:"Эрудит"
для учащихся 7-9х классов.
Разработала:
Ефимова Ирина Валентиновна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ лицея №82 им. А.Н. Знаменского
Пояснительная записка.
Основное направление работы — культурно-образовательное, раскрытие духовного потенциала детей, социальная адаптация, творческое, интеллектуальное и эстетическое развитие, развивающий досуг.
Эстетические потребности учеников развиваются во взаимосвязи с формированием навыков изготовления художественных произведений.
Дети во внеурочной время обучаются составлению фотоколлажей, декоративных композиций, листовок и карт туризма, составлением познавательного текста о том, или ином предмете быта, туристическом уголке и прочее.
Это сочетается с проведением игровых психологических тренингов, направленных на преодоление трудностей социальной адаптации детей в нашем обществе.
В процессе занятий дети знакомятся с мировым культурно-художественным наследием (Италия, Франция, Германия, Испания и др.), с национальным культурным наследием нашей страны и Малой Родины (видеофильмы, художественные альбомы, видео экскурсии).
Ожидаемый результат — повышение общего культурно-эстетического уровня, формирование духовных потребностей через знакомство с гениальными творениями художественной культуры и зодчества, через первичную профессиональную подготовку.
Рекомендации: 2-4 группы по 6 человек , это даст возможность организовать соревнования и дискуссии между участниками групп, что, в свою очередь, создаст наибольшую атмосферу заинтересованности у детей.
Для детей старшей возрастной группы практические задания по темам усложняются, дети больше занимаются исследовательской работой, принимают более активное участие в конкурсах и конференциях.
Специфика воспитательного плана заключается, прежде всего, в его ориентированности на познавательно - развивающее обучение, погружение в общение.
Работа по плану направлена на создание такой формы обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться.
Основная цель достигается такими средствами как познание самого себя в совокупности таких сторон процесса, как: само организованность, содружество, соучастие, взаимопонимание, взаимодействие и реализуется через знакомство с психологией общения и овладения элементарными навыками эффективного взаимодействия со сверстниками, членами своей семьи, педагогами и др. людьми.
На занятиях используются разные виды работы:
телеуроки — знакомство с основными эпохами в развитии человечества и мировой художественной культуры, совмещенные с лекциями, просмотрами видеофильмов, слайдов: "Фольклорные праздники и игры славян", "Боги и жрецы Древнего Египта", "Мир фламенко и кастаньет", "Святочные гаданья в крещенский вечерок", "Родных краев любимые просторы" и др.;
психологические занятия — "Давайте поговорим", "Практикум неречевого общения", "Правила доброго общения", "Сокровища и тайны дружбы", "Мое место в школе";
психологическое тестирование — "Умеем ли мы дружить?", "Моя семья", "Здоровый образ жизни";
игры на развитие памяти, фантазии и воображения, внимания, психологических качеств личности, наблюдательности — "Умей слушать многих", "В мире звуков и изображений", "Понаблюдай за своими движениями" и др.
ролевые игры — "Планета друзей", "Лидер", "Морские командные учения";
конкурсы — конкурсы стихов и песен о Малой Родине, фито и фото коллажей, рисунков, агитплакатов и пр.;
работа с Семейными архивами, составление родословных;
викторины — "Что ты знаешь о культуре Древнего Египта», « Спарта – страна, или образ жизни» и др.
практические занятия по обучению составления фитоколлажей, декоративных композиций (в вазах, корзинах, объемных настенных и в "плоскости");
работа по индивидуальным заданиям (исследовательская работа).
систематическая работа над анализом материала
создание презентаций, выпуск информационных бюллетеней,
творческие работы ко Дню Победы и к праздничным датам
экскурсии —в Музей Боевой Славы, в Выставочный зал г.Шахты, интернет–библиотеку , театр "Пласт",пожарную часть поселка и др.
праздничные и развлекательные досуговые мероприятия —литературно-музыкальные композиции к юбилейным датам, литературные гостиные и пр..
участие в различных конкурсах и викторинах, НПК Муниципального и Областного уровней.
Цель:
Способствовать формированию социально развитой личности, развитию патриотизма и гражданственности молодежи. Создать дополнительные условия для формирования социальных, информационных, коммуникативных компетенций.
Задачи:
- прививать учащимся навыки научно- практической и исследовательской работы;
- развивать умения работать с исследовательским материалом, анализировать и обобщать его;
- выработать у учащихся навыки и умения работать с научной литературой при подготовке докладов, рефератов, лекций, бесед, оформления стендов, выпуска газет;
- воспитывать уважение к трудовым подвигам земляков (сбор материала о жителях Малой Родины);
- учить применять полученные знания на практике.
График занятий :
Занятия проводятся еженедельно (консультации – по необходимости).
Учащиеся получат знания по:
- способы и методы проведения исследований, опросов, анкетирования, экспериментов, дискуссий;
- варианты исследовательской и творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- оформлять исследовательский материал;
- проводить опросы;
- выполнять исследовательскую работу;
- систематизировать собранный материал;
- обобщать материал.
Оценкой творческой деятельности учащихся можно считать следующие критерии:
- проявление интереса к истории Родного края, экологии, географии и др. наукам;
- стремление учеников к самостоятельному, более глубокому изучению познавательного материала;
- умение пользоваться знаниями в процессе выполнения практических заданий;
- стремление к сотрудничеству;
- участие в соревнованиях, конкурсах и массовых мероприятиях имеющих различную направленность;
План разработан с учетом преемственности общего образования школьников и учитывает содержание естественнонаучного образования (программа школы). Темы занятий можно менять, в зависимости от интеллектуальной заинтересованности учащихся.
Учебно-тематический план (72 часа)
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Ознакомление с темами и формой работы кружка. |
1 |
1 |
|
2. |
Видео урок: «Основные эпохи развития человечества» .Конспектирование. Работа по таблице. ИПК |
3 |
1 |
2 |
3. |
Видео урок: «Мировая художественная культура». Конспектирование. Работа с карточками - заданиями. ИПК |
3 |
1 |
2 |
4. |
Викторина по пройденным темам. |
1 |
1 |
|
5. |
Лекция. Демонстрация слайдов. «Фольклорные праздники и игры славян». Практическое задание: «Праздники в моей семье» ИПК |
3 |
1 |
2 |
6. |
Психологическое тестирование: «Моя семья» |
1 |
1 |
|
7. |
Работа с семейными архивами. Составление родословных, фото коллажей. |
3 |
1 |
2 |
8. |
Конкурс на лучшую работу по пройденной теме. |
1 |
1 Защита |
|
9. |
Видео урок: "Святочные гаданья в крещенский вечерок". Христианские обычаи на Руси. Практическое задание: «Рождественское поздравление» ИПК |
4 |
2 |
2 |
10. |
Конкурс на лучшую поделку, рисунок к празднику. |
1 |
1 Защита. |
|
11. |
«История Древнего мира. Боги и жрецы Древнего Египта». Демонстрация слайдов. Дискуссия по теме. ИПК |
2 |
1 |
1 |
12. |
Игра на развитие фантазии и воображения: "В мире звуков и изображений". |
1 |
1 |
|
13. |
Конкурс рисунка и поделок на тему: «Древний мир» |
4 |
1 |
3 Защита. |
14. |
Викторина: «Спарта – страна, или образ жизни?» |
1 |
1 |
|
15. |
Лекция. Демонстрация слайдов. «Эволюция. Экология. Действительность». ИПК. Работа с карточками-заданиями. |
2 |
1 |
1 |
16. |
Психологическое тестирование: «Здоровый образ жизни» |
1 |
1 |
|
17. |
Видео урок: «Удивительный мир растений. Природа Земли и будущее».ИПК |
1 |
1 |
|
18. |
Конкурс рисунка, агит- листовки: «Берегите природу» |
2 |
1 |
1 защита |
19. |
Декоративное искусство в нашем быту. Изготовление поделки для украшения интерьера из природного материала. |
5 |
1 |
4 |
20. |
Конкурс поделок. |
1 |
1 Защита. |
|
21. |
« Я и окружающий мир» (дискуссия). |
1 |
1 |
|
22. |
Практическое задание: «Родных краев любимые просторы». Разработка путеводителя по местам Малой родины. Проект. |
6 |
2 |
4 Защита. |
23. |
«Животный мир».Исследовательская работа в виртуальном музее «Природы и быта». ИПК |
6 |
2 |
4 |
24. |
Ролевая игра: «Планета друзей» |
1 |
1 |
|
25. |
Мировая религия. Направления и основные положения. Показ презентации:»Религии мира» ИПК |
1 |
1 |
|
26. |
История Православной религии и культуры. Работа с таблицами, карточками. |
2 |
1 |
1 |
27. |
Православное христианское отношение к природе. |
1 |
1 |
|
28. |
Религия и наука. Религия и философия. |
1 |
1 |
|
29. |
Мифы, легенды и религия. |
1 |
1 |
|
30. |
Иконопись и иконописцы. Показ презентации: «Древнейшие чудотворные иконы». Работа с карточками-заданиями. ИПК |
2 |
1 |
1 |
31. |
Православные праздники на Руси. Пасха, Троица и другие. Презентация. ИПК. Работа с раздаточным материалом. |
2 |
1 |
1 |
32. |
Конкурс творческих работ по теме. |
1 |
1 Защита |
|
33. |
«День Победы- День Памяти и Скорби» творческое задание. |
1 |
1 |
|
34. |
Конкурс работ по теме. Итоговое награждение самых активных участников за год. |
3 |
3 Защита |
|
35. |
Резервное время. |
2 |
||
Итого: |
72 |
24 |
46 |
Учащиеся должны соблюдать правила поведения и ТБ, расписания занятий, режим труда и отдыха.
При проведении практических работ возможно воздействие на учащихся следующих опасных вредных факторов: порезы и уколы при небрежном обращении с инвентарём и оборудованием.
При проведении каждого практического занятия обязательным является проведение инструктажа по ТБ.
Используемая литература:
Н.И. Дереклеева «Уроки нравственности», ООО «5за знания», М.2006
Л.Соколова, «Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе», Новосибирск, 2007
Б.А. Татьянкин, «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» ООО «5за знания», 2007
Интернет сайты:
-
http://jenshina.net/rukodelie/4906-kvilling-dlya-nachinayuschih-materialy-instrumenty-tehnika.html
http://prazdnik.vladbazar.com/pozdravleniya-na-svadbu/
http://www.inpearls.ru/author/409/2
http://referats.5-ka.ru/33/7190/1.html
http://yandex.ru/yandsearch
http://www.golden-ship.ru/load/brak_semja_deti/36
http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programmy-/1212-programma-qsemejnaya-gostinayaq
http://www.disserr.ru/contents/170725.html
http://www.ostrovknig.ru/vcd-57-2/catalog.html
5. НМ журнал №7/2010. «Заместитель директора школы по воспитательной работе», Центр «Педагогический поиск»