Календарно-тематический план по истории для 7 класса
Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МОУ «СОШ им. Г.И.
__________/__________/ по УВР МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р. п. Духовницкое»
Протокол № ___ от Марчука р. п. Духовницкое». ________/Фролова Т.А./
«___» ________ 2018 г. _________/Н.В. Темлюкова/ Приказ № _____ от
«___» _________ 2018 г. «___» _________ 2018 г
Календарно - тематический план
по истории для 7 а, в классов
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р. п. Духовницкое»
на 2018 - 2019 учебный год
Аксеновой Татьяны Александровны,
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Раздел I.
Учебно-методический комплект:
Программа общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт. М.: Просвещение, 2011.
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800. М.: Просвещение. 2015.
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. История России. 7 класс. М.: Просвещение, 2018.
Раздел II.
Нагрузка по учебному плану:
Согласно Федеральному базисному учебному плану
Общее количество часов в год: 68 часов.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Количество часов по четвертям:
1 четверть – 16 ч.
2 четверть – 15 ч.
3 четверть – 20 ч.
4 четверть – 17 ч.
Раздел III.
№ уро ков |
Название тем и уроков. |
Основное содержание по темам |
Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) |
Кол - во часов |
Сроки |
Дом. задание |
|||
Всеобщая история |
29 ч. |
||||||||
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация |
13 |
||||||||
1. |
Введение. Технические открытия и выход к мировому океану. |
Европа в конце средневековья. Что такое «новое время». Хронологические рамки. |
Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком. |
1 |
С. 5 – 8, § 1 |
||||
2. |
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия |
Великие географические открытия, их последствия. Начало создания колониальной системы. Торговые компании. |
Характеризовать технические достижения европейцев в 16 в., раскрывать причинно-следственные связи между техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. Излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира. |
1 |
§ 2 |
||||
3. |
Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе. |
Абсолютные монархии. Образование национальных государств в Европе. |
Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции. |
1 |
§ 3 |
||||
4. |
Дух предпринимательства преобразует экономику. |
Экономическое и социальное развитие европейских стран. Совершенствование техники, мануфактуры. Развитие товарного производства |
Объяснять значение понятий, характеризовать новые явления в экономической жизни Европы |
1 |
§ 4 |
||||
5. |
Социальные слои европейского общества и основные черты повседневной жизни. |
Развитие повседневной жизни европейского общества в раннее новое время. |
Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени. |
1 |
§ 5 - 6 |
||||
6. |
Великие гуманисты Европы |
Новые идеалы и ценности в культуре. |
Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Систематизировать материал в виде таблицы. |
1 |
§ 7 |
||||
7. |
Мир художественной культуры |
Высокое Возрождение: живопись, литература, взгляд на человека и общество. |
Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв. |
1 |
§ 8 - 9 |
||||
8. |
Рождение новой европейской науки |
Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Коперник, Бруно, Галилей. |
Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. |
1 |
§ 10 |
||||
9. |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. |
Обстановка в Германии в нач. XVI в. Выступление М.Лютера. Начало Реформации. |
Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения. |
1 |
§ 11 |
||||
10. |
Распространение Реформации. Контрреформация. |
Крестьянская война в Германии. Т. Мюнцер. Протестантизм, распространение Реформации, борьба церкви против неё. |
Объяснять значение понятий, характеризовать основные положения учения Кальвина. |
1 |
§ 12 |
||||
11. |
Королевская власть и Реформация в Англии. |
Укрепление королевской власти. Елизавета I. Огораживания и их последствия. Борьба за колонии. |
Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. Характеризовать основные направления политики Англии в данный период. Высказывать суждения о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны |
1 |
§ 13 |
||||
12. |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. |
Королевская власть и её окружение. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Генрих IV, Ришелье. |
Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии |
1 |
§ 14 |
||||
13. |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация» |
1 |
Повторить § 1 - 14 |
||||||
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). |
5 |
||||||||
14. |
Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия. |
Под властью Испании. Революция: участники, главные события, результаты. |
Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах. |
1 |
§ 15 |
||||
15. |
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. |
Англия в начале XVII в. Причины революции. Король и парламент. Гражданская война. О. Кромвель. Провозглашение республики. Итоги революции. |
Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии. |
1 |
§ 16 |
||||
16. |
Революция в Англии. Путь к парламентарной монархии. |
1 |
§ 17 |
||||||
17. |
Международные отношения в XVI-XVIII вв. |
Характеристика международных отношений в 16-18 вв. |
Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы. |
1 |
§ 18 - 19 |
||||
18. |
Контрольная работа по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения» |
Систематизация и контроль знаний обучающихся |
1 |
Повторить § 15 - 19 |
|||||
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. |
8 |
||||||||
19. |
Век Просвещения. Стремление к царству разума. |
Развитие естественных наук (Ньютон). Французские просветители и их идеи (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо). Литература, живопись, музыка. |
Называть характерные черты эпохи Просвещения. Характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения. Выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в. |
1 |
§ 20 - 21 |
||||
20. |
Промышленный переворот в Англии. |
Условия промышленного переворота, промышленный переворот, положение рабочих. |
Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота. |
1 |
§ 22 |
||||
21. |
Английские колонии в Северной Америке. |
Первые колонии. Формирование североамериканской нации и её идеология. |
Описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий; раскрывать характерные черты новой американской нации. |
1 |
§ 23 |
||||
22. |
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. |
Война за независимость, образование США. Дж. Вашингтон. Конституция 1787г. |
Называть основные черты политического устройства США. Выявлять причины победы колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787г. |
1 |
§ 24 |
||||
23. |
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. |
Кризис абсолютизма, начало революции. |
Сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период. Выявлять причины революции, характеризовать основные события первого этапа революции. |
1 |
§ 25 |
||||
24. |
Великая Французская революция. От монархии к республике. |
Свержение монархии. «Лагерь революции»: основные группировки, деятели, их смена у власти. |
Систематизировать материал в виде таблицы, анализировать основные положения Декларации прав человека и Конституции 1791г |
1 |
§ 26 |
||||
25. |
Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. |
Якобинская диктатура. Итоги и значение революции. |
Характеризовать особенности якобинской диктатуры. Раскрывать причины её падения. Характеризовать режим Директории. |
1 |
§ 27 |
||||
26. |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований» |
1 |
Повторить § 20 - 27 |
||||||
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. |
1 |
||||||||
27. |
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. |
Основные черты восточной цивилизации (Индия, Китай, Япония). |
Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока. |
1 |
§ 28 |
||||
28. |
Государства Востока. Начало европейской колонизации |
Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом. |
1 |
§ 29 -30 |
|||||
29. |
Итоговое повторение по Всеобщей истории |
Систематизация и контроль знаний |
Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем |
1 |
|||||
История России |
39 ч. |
||||||||
Глава 1. «Россия в XVI веке» |
20 |
||||||||
30. |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. |
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках; Работать с исторической картой: - показывать пути движения экспедиций первооткрывателей; - показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный; - показывать на карте географические объекты, открытые поморами; Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы; Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 1 |
||||
31. |
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях; Работать с исторической картой: - показывать на карте территории расселения казачества в XVI в ; Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период; Решать проблемные задания; Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике); Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 2
|
||||
32. |
Формирование единых государств в Европе и России |
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Формирование единого Российского государства при Иване III. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма; Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III; Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.; - выделять главное; Соотносить события российской и европейской истории; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 3 |
||||
33. |
Российское государство в первой трети XVI в. |
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 4 |
||||
34. |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.; Раскрывать смысл понятий: сейм, острог; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»; Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§ 5 |
|||||
35. |
Начало правления Ивана IV |
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Принятие Иваном IV царского титула. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV; Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его; Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»; Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV; Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48; Осуществлять самооценку. |
1 |
§ 6, С. 42-44, с. 47-49 |
||||
36. |
Реформы Избранной Рады |
Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы; Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника); Выделять характерные черты сословно-представительной монархии; Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»; Давать оценку значению реформ Избранной рады; Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника); Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы); Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 6, С.44-50 |
||||
37. |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.; Работать с исторической картой: - показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ; - используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
С. 50-58, проект |
||||
38. |
Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» |
Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» |
Представлять и защищать проекты по теме: «Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.); ! Может быть выбрана другая тематика |
1 |
повторить § 5
|
||||
39. |
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления |
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак; Работать с исторической картой: - показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань; Работать с текстом учебника, историческими документами: - составлять сложный план; - пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии; Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 7 – 8, с. 58-64, 68-70
|
||||
40. |
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война |
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать с исторической картой: - показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы; Работать с текстом учебника, историческими документами: - сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное; - показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне; - на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 7 – 8, с. 64-70 |
||||
41. |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 9
|
||||
42. |
Народы России во второй половине XVI в. |
Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов; Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси; Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
С. 76-81 |
||||
43. |
Опричнина |
Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Работать с исторической картой: -показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского); Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 10, С. 81-55, 87. |
||||
44. |
Итоги царствования Ивана IV |
Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления; Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.): - занимать определенную позицию в дискуссии; - формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты; - формулировать контраргументы; - участвовать в деятельности группы, т.д. Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§ 10, С. 85-89 |
|||||
45. |
Россия в конце XVI в. |
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю; Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - решать проблемные задачи; Соотносить события российской и европейской истории; Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 11 |
||||
46. |
Церковь и государство в XVI в. |
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»; Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами; Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 12 |
||||
47. |
Культура и народов России в XVI в. |
Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - составлять схему «Литературный жанры XVI в»; Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира; Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России; Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
С. 100-108 |
||||
48. |
Повседневная жизнь народов России в XVI в. |
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России; Сравнивать повседневную жизнь различных народов России; Рассказывать о том, как складывалась единая культура России; Приводить примеры культурных связей стран Европы и России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
С.108-111 |
||||
49. |
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» |
Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.» |
Планировать свою работу на уроке; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода; Осуществлять коррекцию знаний; Осуществлять самооценку. |
1 |
Повторить изученное
|
||||
Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых |
17 ч. |
||||||||
50. |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. |
Россия и Европа в начале XVII в. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.; Раскрывать смысл понятий: шляхта; Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 13
|
||||
51. |
Смута в Российском государстве: причины, начало |
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство; Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова; Называть причины и предпосылки Смутного времени; Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 14 – 15, С. 10-15, 18-20 |
||||
52. |
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами |
Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: интервенция; Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§ 14 – 15, С. 15-21 |
|||||
53. |
Окончание Смутного времени. |
Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина; Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким; Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине); Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты; Сравнивать Первое и Второе ополчения; Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 16 |
||||
54. |
Экономическое развитие России в XVII в. |
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник; Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.; Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке; Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; Объяснять значение создания единого Русского государства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы; - делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке; Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года; Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 17 |
||||
55. |
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве |
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Начать составление схемы «Династия Романовых»; Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке» Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение; Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений; Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 18 |
||||
56. |
Изменения в социальной структуре российского общества |
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»; Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества; Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства; Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении); Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 19 |
||||
57. |
Народные движения в XVII в. |
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы; Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника); Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов); Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их; Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§ 20 |
|||||
58. |
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы |
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке; Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой; Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия; Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§ 21 – 22, С. 57-62, с. 66-67 |
|||||
59. |
Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем |
Войны с Османской империей, Крымским ханством. Отношения России со странами Востока. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке; Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681; Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 21 – 22, С. 62-67 |
||||
60. |
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России |
Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой; Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой; Выделять главное в части параграфа, в параграфе; Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником); Работать с документом: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 23 |
||||
61. |
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол |
Раскол в Русской православной церкви. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть причины церковной реформы; Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество; Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником); Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума; Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
§ 24 |
||||
62. |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. |
Русские географические открытия XVII в. Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их; Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»; Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами; Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 25
|
||||
63. |
Культура народов России в XVII в. |
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты шатрового стиля; Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях; Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
§ 26 |
||||
64. |
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. |
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
С. 81-87, С. 103-113 |
||||
65. |
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. |
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
С. 113-121 |
||||
66. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» |
Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.» |
Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в XVII в.»; Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в.; Выполнять проблемные задания по истории России данного периода; Работать в парах; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
1 |
Повторить изученное |
||||
67 - 68 |
Защищаем проекты |
Защита проектов по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.» |
Защищать проекты по курсу «История России в XVI - XVII вв.» (могут быть использованы темы проектов, предложенные в учебнике – с. 122); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Методические пособия для учителя:
Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В. История. Россия и мир: Тесты. 7-8 кл. М., 2000.с 189
Всеобщая история. 7-8 класс – мультимедийная программа
Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500 – 1800. К учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1500 - 1800. 7 класс». М., 2006.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах /Авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. Волгоград: Учитель, 2007.
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. /Под науч. Ред. Б.Н.Серова. М.: ВАКО, 2005. С.392
Креленко Н.С. Тесты по истории Нового времени: в 2 ч. Саратов, 2004.
Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М.: АСТ, 2011.
Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
Сатина, Е. В. Введение в историю. Книга для учителя / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. - М.: Дрофа, 1996.
Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М.: ВАКО, 2009.
Уколова В. И. История Древнего мира. Поурочные методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013.
Шаповал В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
Юдовская А.Я. Поурочные разработки по учебнику «Новая история: 1500-1800». 7 класс. М.: Просвещение, 2002.
2. Дополнительная литература для учителя:
Большая Энциклопедия абсолютных и относительных знаний. - М.: Рипол классик (Автор-составитель А.П. Кондрашёв). – 2005
Валишевский К. Петр Великий. – М.: «ИКПА», 1990
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. - М.: Центрполиграф, 1975.
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. - М.: Центрполиграф, 2002.
Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М.: ЭКСМО, 2002
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград: Учитель, 2008.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983.
Петрович В.Г. Лекция в ИПК и ПРО. -2004
3. Список литературы для учащихся:
Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 2013.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М.: Нигма, 2013.
Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М.: Белый город, 2010.
Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М.: Игра слов, 2008.
Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М.: АСТ, 2011.
Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М.: Астрель, 2012.
Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М.: АС Т, 2003.
Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М.: Дрофа, 2007.
Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М.: Аст: Астрель, 2007.
Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М.: Аст, 2010.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы:
4. http://lesson-history.narod.ru/obl 011 .htm
5. http://his. 1 september.ru/index.php
7. http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
8. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya
10. http://prezentacii.com/istori
12. http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii
13. http://www.uchportal.ruhttp://metodisty.ru
16. http://www.history.lact.ru
19. http://ppt-presentation.ru
20. http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm
21. Исторические карты:
http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm
22. Презентации:
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii
http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html
http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm
http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51
http://www.bookorbita.comlistoriya.html
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii
http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html
http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html
http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm
http://pedsovet.sulloadI130
http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html
http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm
http://www.hrono.ru/dokumlindex. php
23. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru
http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru
http://hist -sights.ru
24. Аудиовизуальные источники: http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm
Авторская программа предполагает выделение 3 ч. резерва. В данной Рабочей программе эти часы распределены на реализацию практической направленности изучения истории (уроки № 41-42 – выделены курсивом). Учитель может перераспределить данные часы на изучение иных тем (в соответствии с учетом особенностей класса).