12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аксенова Татьяна Александровна97 Работаю в школе 20-й год. Имею высшее образование. Являюсь классным руководителем. Преподаю историю, обществознание, краеведение, право, экономику. Россия, Саратовская обл., р.п. Духовницкое Материал размещён в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей» |
Календарно-тематический план по истории, 7 класс
Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МОУ «СОШ им. Г.И.
__________/__________/ по УВР МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р. п. Духовницкое»
Протокол № ___ от Марчука р. п. Духовницкое». ________/Фролова Т.А./
«___» ________ 2018 г. _________/Н.В. Темлюкова/ Приказ № _____ от
«___» _________ 2018 г. «___» _________ 2018 г
Календарно - тематический план
по истории для 7 а, в классов
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р. п. Духовницкое»
на 2018 - 2019 учебный год
Аксеновой Татьяны Александровны,
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Раздел I.
Учебно-методический комплект:
Программа общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт. М.: Просвещение, 2011.
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800. М.: Просвещение. 2015.
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. История России. 7 класс. М.: Просвещение, 2018.
Раздел II.
Нагрузка по учебному плану:
Согласно Федеральному базисному учебному плану
Общее количество часов в год: 68 часов.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Количество часов по четвертям:
1 четверть – 16 ч.
2 четверть – 15 ч.
3 четверть – 20 ч.
4 четверть – 17 ч.
Раздел III.
№ уро ков | Название тем и уроков. | Основное содержание по темам | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | Кол - во часов | Сроки | Дом. задание | |||
Всеобщая история | 29 ч. | ||||||||
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13 | ||||||||
1. | Введение. Технические открытия и выход к мировому океану. | Европа в конце средневековья. Что такое «новое время». Хронологические рамки. | Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком. | 1 | С. 5 – 8, § 1 | ||||
2. | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | Великие географические открытия, их последствия. Начало создания колониальной системы. Торговые компании. | Характеризовать технические достижения европейцев в 16 в., раскрывать причинно-следственные связи между техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. Излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира. | 1 | § 2 | ||||
3. | Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе. | Абсолютные монархии. Образование национальных государств в Европе. | Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции. | 1 | § 3 | ||||
4. | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Совершенствование техники, мануфактуры. Развитие товарного производства | Объяснять значение понятий, характеризовать новые явления в экономической жизни Европы | 1 | § 4 | ||||
5. | Социальные слои европейского общества и основные черты повседневной жизни. | Развитие повседневной жизни европейского общества в раннее новое время. | Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени. | 1 | § 5 - 6 | ||||
6. | Великие гуманисты Европы | Новые идеалы и ценности в культуре. | Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Систематизировать материал в виде таблицы. | 1 | § 7 | ||||
7. | Мир художественной культуры | Высокое Возрождение: живопись, литература, взгляд на человека и общество. | Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв. | 1 | § 8 - 9 | ||||
8. | Рождение новой европейской науки | Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Коперник, Бруно, Галилей. | Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. | 1 | § 10 | ||||
9. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | Обстановка в Германии в нач. XVI в. Выступление М.Лютера. Начало Реформации. | Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения. | 1 | § 11 | ||||
10. | Распространение Реформации. Контрреформация. | Крестьянская война в Германии. Т. Мюнцер. Протестантизм, распространение Реформации, борьба церкви против неё. | Объяснять значение понятий, характеризовать основные положения учения Кальвина. | 1 | § 12 | ||||
11. | Королевская власть и Реформация в Англии. | Укрепление королевской власти. Елизавета I. Огораживания и их последствия. Борьба за колонии. | Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. Характеризовать основные направления политики Англии в данный период. Высказывать суждения о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны | 1 | § 13 | ||||
12. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Королевская власть и её окружение. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Генрих IV, Ришелье. | Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии | 1 | § 14 | ||||
13. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация» | 1 | Повторить § 1 - 14 | ||||||
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). | 5 | ||||||||
14. | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия. | Под властью Испании. Революция: участники, главные события, результаты. | Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах. | 1 | § 15 | ||||
15. | Революция в Англии. Установление парламентской монархии. | Англия в начале XVII в. Причины революции. Король и парламент. Гражданская война. О. Кромвель. Провозглашение республики. Итоги революции. | Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии. | 1 | § 16 | ||||
16. | Революция в Англии. Путь к парламентарной монархии. | 1 | § 17 | ||||||
17. | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Характеристика международных отношений в 16-18 вв. | Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы. | 1 | § 18 - 19 | ||||
18. | Контрольная работа по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения» | Систематизация и контроль знаний обучающихся | 1 | Повторить § 15 - 19 | |||||
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | ||||||||
19. | Век Просвещения. Стремление к царству разума. | Развитие естественных наук (Ньютон). Французские просветители и их идеи (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо). Литература, живопись, музыка. | Называть характерные черты эпохи Просвещения. Характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения. Выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в. | 1 | § 20 - 21 | ||||
20. | Промышленный переворот в Англии. | Условия промышленного переворота, промышленный переворот, положение рабочих. | Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота. | 1 | § 22 | ||||
21. | Английские колонии в Северной Америке. | Первые колонии. Формирование североамериканской нации и её идеология. | Описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий; раскрывать характерные черты новой американской нации. | 1 | § 23 | ||||
22. | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | Война за независимость, образование США. Дж. Вашингтон. Конституция 1787г. | Называть основные черты политического устройства США. Выявлять причины победы колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787г. | 1 | § 24 | ||||
23. | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. | Кризис абсолютизма, начало революции. | Сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период. Выявлять причины революции, характеризовать основные события первого этапа революции. | 1 | § 25 | ||||
24. | Великая Французская революция. От монархии к республике. | Свержение монархии. «Лагерь революции»: основные группировки, деятели, их смена у власти. | Систематизировать материал в виде таблицы, анализировать основные положения Декларации прав человека и Конституции 1791г | 1 | § 26 | ||||
25. | Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Якобинская диктатура. Итоги и значение революции. | Характеризовать особенности якобинской диктатуры. Раскрывать причины её падения. Характеризовать режим Директории. | 1 | § 27 | ||||
26. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований» | 1 | Повторить § 20 - 27 | ||||||
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | ||||||||
27. | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. | Основные черты восточной цивилизации (Индия, Китай, Япония). | Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока. | 1 | § 28 | ||||
28. | Государства Востока. Начало европейской колонизации | Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом. | 1 | § 29 -30 | |||||
29. | Итоговое повторение по Всеобщей истории | Систематизация и контроль знаний | Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем | 1 | |||||
История России | 39 ч. | ||||||||
Глава 1. «Россия в XVI веке» | 20 | ||||||||
30. | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках; Работать с исторической картой: - показывать пути движения экспедиций первооткрывателей; - показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный; - показывать на карте географические объекты, открытые поморами; Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы; Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 1 | ||||
31. | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях; Работать с исторической картой: - показывать на карте территории расселения казачества в XVI в ; Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период; Решать проблемные задания; Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике); Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 2
| ||||
32. | Формирование единых государств в Европе и России | Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Формирование единого Российского государства при Иване III. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма; Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III; Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.; - выделять главное; Соотносить события российской и европейской истории; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 3 | ||||
33. | Российское государство в первой трети XVI в. | Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 4 | ||||
34. | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.; Раскрывать смысл понятий: сейм, острог; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»; Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | § 5 | |||||
35. | Начало правления Ивана IV | Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Принятие Иваном IV царского титула. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV; Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его; Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»; Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV; Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48; Осуществлять самооценку. | 1 | § 6, С. 42-44, с. 47-49 | ||||
36. | Реформы Избранной Рады | Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы; Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника); Выделять характерные черты сословно-представительной монархии; Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»; Давать оценку значению реформ Избранной рады; Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника); Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы); Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 6, С.44-50 | ||||
37. | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.; Работать с исторической картой: - показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ; - используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | С. 50-58, проект | ||||
38. | Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | Представлять и защищать проекты по теме: «Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.); ! Может быть выбрана другая тематика | 1 | повторить § 5
| ||||
39. | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления | Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак; Работать с исторической картой: - показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань; Работать с текстом учебника, историческими документами: - составлять сложный план; - пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии; Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 7 – 8, с. 58-64, 68-70
| ||||
40. | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война | Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать с исторической картой: - показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы; Работать с текстом учебника, историческими документами: - сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное; - показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне; - на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 7 – 8, с. 64-70 | ||||
41. | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 9
| ||||
42. | Народы России во второй половине XVI в. | Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов; Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси; Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | С. 76-81 | ||||
43. | Опричнина | Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Работать с исторической картой: -показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского); Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 10, С. 81-55, 87. | ||||
44. | Итоги царствования Ивана IV | Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления; Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.): - занимать определенную позицию в дискуссии; - формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты; - формулировать контраргументы; - участвовать в деятельности группы, т.д. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | § 10, С. 85-89 | |||||
45. | Россия в конце XVI в. | Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю; Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - решать проблемные задачи; Соотносить события российской и европейской истории; Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 11 | ||||
46. | Церковь и государство в XVI в. | Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»; Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами; Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 12 | ||||
47. | Культура и народов России в XVI в. | Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - составлять схему «Литературный жанры XVI в»; Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира; Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России; Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | С. 100-108 | ||||
48. | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России; Сравнивать повседневную жизнь различных народов России; Рассказывать о том, как складывалась единая культура России; Приводить примеры культурных связей стран Европы и России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | С.108-111 | ||||
49. | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» | Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.» | Планировать свою работу на уроке; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода; Осуществлять коррекцию знаний; Осуществлять самооценку. | 1 | Повторить изученное
| ||||
Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых | 17 ч. | ||||||||
50. | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | Россия и Европа в начале XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.; Раскрывать смысл понятий: шляхта; Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 13
| ||||
51. | Смута в Российском государстве: причины, начало | Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство; Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова; Называть причины и предпосылки Смутного времени; Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 14 – 15, С. 10-15, 18-20 | ||||
52. | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: интервенция; Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | § 14 – 15, С. 15-21 | |||||
53. | Окончание Смутного времени. | Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина; Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким; Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине); Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты; Сравнивать Первое и Второе ополчения; Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 16 | ||||
54. | Экономическое развитие России в XVII в. | Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник; Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.; Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке; Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; Объяснять значение создания единого Русского государства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы; - делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке; Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года; Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 17 | ||||
55. | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Начать составление схемы «Династия Романовых»; Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке» Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение; Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений; Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 18 | ||||
56. | Изменения в социальной структуре российского общества | Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»; Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества; Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства; Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении); Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 19 | ||||
57. | Народные движения в XVII в. | Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы; Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника); Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов); Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их; Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | § 20 | |||||
58. | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке; Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой; Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия; Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | § 21 – 22, С. 57-62, с. 66-67 | |||||
59. | Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | Войны с Османской империей, Крымским ханством. Отношения России со странами Востока. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке; Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681; Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 21 – 22, С. 62-67 | ||||
60. | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой; Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой; Выделять главное в части параграфа, в параграфе; Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником); Работать с документом: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 23 | ||||
61. | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | Раскол в Русской православной церкви. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть причины церковной реформы; Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество; Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником); Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума; Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | § 24 | ||||
62. | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | Русские географические открытия XVII в. Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их; Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»; Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами; Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 25
| ||||
63. | Культура народов России в XVII в. | Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты шатрового стиля; Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях; Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | § 26 | ||||
64. | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | С. 81-87, С. 103-113 | ||||
65. | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 | С. 113-121 | ||||
66. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.» | Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в XVII в.»; Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в.; Выполнять проблемные задания по истории России данного периода; Работать в парах; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | Повторить изученное | ||||
67 - 68 | Защищаем проекты | Защита проектов по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.» | Защищать проекты по курсу «История России в XVI - XVII вв.» (могут быть использованы темы проектов, предложенные в учебнике – с. 122); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Методические пособия для учителя:
Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В. История. Россия и мир: Тесты. 7-8 кл. М., 2000.с 189
Всеобщая история. 7-8 класс – мультимедийная программа
Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500 – 1800. К учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1500 - 1800. 7 класс». М., 2006.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах /Авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. Волгоград: Учитель, 2007.
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. /Под науч. Ред. Б.Н.Серова. М.: ВАКО, 2005. С.392
Креленко Н.С. Тесты по истории Нового времени: в 2 ч. Саратов, 2004.
Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М.: АСТ, 2011.
Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
Сатина, Е. В. Введение в историю. Книга для учителя / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. - М.: Дрофа, 1996.
Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М.: ВАКО, 2009.
Уколова В. И. История Древнего мира. Поурочные методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013.
Шаповал В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
Юдовская А.Я. Поурочные разработки по учебнику «Новая история: 1500-1800». 7 класс. М.: Просвещение, 2002.
2. Дополнительная литература для учителя:
Большая Энциклопедия абсолютных и относительных знаний. - М.: Рипол классик (Автор-составитель А.П. Кондрашёв). – 2005
Валишевский К. Петр Великий. – М.: «ИКПА», 1990
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. - М.: Центрполиграф, 1975.
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. - М.: Центрполиграф, 2002.
Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М.: ЭКСМО, 2002
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград: Учитель, 2008.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983.
Петрович В.Г. Лекция в ИПК и ПРО. -2004
3. Список литературы для учащихся:
Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 2013.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М.: Нигма, 2013.
Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М.: Белый город, 2010.
Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М.: Игра слов, 2008.
Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М.: АСТ, 2011.
Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М.: Астрель, 2012.
Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М.: АС Т, 2003.
Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М.: Дрофа, 2007.
Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М.: Аст: Астрель, 2007.
Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М.: Аст, 2010.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы:
4.
5.
7.
8.
10.
12.
13.
16.
19.
20.
21. Исторические карты:
22. Презентации:
http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm
http://pedsovet.sulloadI130
23. Исторические фотодокументы, репродукции:
http://www .hermitagemuseum.org
http://hist -sights.ru
24. Аудиовизуальные источники:
Авторская программа предполагает выделение 3 ч. резерва. В данной Рабочей программе эти часы распределены на реализацию практической направленности изучения истории (уроки № 41-42 – выделены курсивом). Учитель может перераспределить данные часы на изучение иных тем (в соответствии с учетом особенностей класса).