Календарно-тематический план по истории для 7 класса

1
0
Материал опубликован 15 November 2018 в группе

Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МОУ «СОШ им. Г.И.

__________/__________/ по УВР МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р. п. Духовницкое»

Протокол № ___ от Марчука р. п. Духовницкое». ________/Фролова Т.А./

«___» ________ 2018 г. _________/Н.В. Темлюкова/ Приказ № _____ от

«___» _________ 2018 г. «___» _________ 2018 г

Календарно - тематический план

по истории для 7 а, в классов

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р. п. Духовницкое»

на 2018 - 2019 учебный год

Аксеновой Татьяны Александровны,

учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Раздел I.

Учебно-методический комплект:

Программа общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2006.

Федеральный государственный образовательный стандарт. М.: Просвещение, 2011.

А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800. М.: Просвещение. 2015.

Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. История России. 7 класс. М.: Просвещение, 2018.

Раздел II.

Нагрузка по учебному плану:

Согласно Федеральному базисному учебному плану

Общее количество часов в год: 68 часов.

Количество часов в неделю: 2 часа.

Количество часов по четвертям:

1 четверть – 16 ч.

2 четверть – 15 ч.

3 четверть – 20 ч.

4 четверть – 17 ч.

Раздел III.

уро ков

Название тем и уроков.

Основное содержание по темам

Планируемая деятельность

учащихся (на уровне учебных действий)

Кол - во

часов

Сроки

Дом. задание

 

Всеобщая история

29 ч.

   
 

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

13

   

1.

Введение. Технические открытия и выход к мировому океану.

Европа в конце средневековья. Что такое «новое время». Хронологические рамки.

Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком.

1

 

С. 5 – 8, § 1

2.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Великие географические открытия, их последствия. Начало создания колониальной системы. Торговые компании.

Характеризовать технические достижения европейцев в 16 в., раскрывать причинно-следственные связи между техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. Излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира.

1

 

§ 2

3.

Усиление королевской власти в XVI - XVII вв.

Абсолютизм в Европе.

Абсолютные монархии. Образование национальных государств в Европе.

Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции.

1

 

§ 3

4.

Дух предпринимательства преобразует экономику.

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Совершенствование техники, мануфактуры. Развитие товарного производства

Объяснять значение понятий, характеризовать новые явления в экономической жизни Европы

1

 

§ 4

5.

Социальные слои европейского общества и основные черты повседневной жизни.

Развитие повседневной жизни европейского общества в раннее новое время.

Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени.

1

 

§ 5 - 6

6.

Великие гуманисты Европы

Новые идеалы и ценности в культуре.

Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Систематизировать материал в виде таблицы.

1

 

§ 7

7.

Мир художественной культуры

Высокое Возрождение: живопись, литература, взгляд на человека и общество.

Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв.

1

 

§ 8 - 9

8.

Рождение новой европейской науки

Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Коперник, Бруно, Галилей.

Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий.

1

 

§ 10

9.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Обстановка в Германии в нач. XVI в. Выступление М.Лютера.

Начало Реформации.

Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения.

1

 

§ 11

10.

Распространение

Реформации. Контрреформация.

Крестьянская война в Германии. Т. Мюнцер. Протестантизм, распространение Реформации, борьба церкви против неё.

Объяснять значение понятий, характеризовать основные положения учения Кальвина.

1

 

§ 12

11.

Королевская власть и Реформация в

Англии.

Укрепление королевской власти. Елизавета I. Огораживания и их последствия. Борьба за колонии.

Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. Характеризовать основные направления политики Англии в данный период. Высказывать суждения о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны

1

 

§ 13

12.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Королевская власть и её окружение. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Генрих IV, Ришелье.

Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии

1

 

§ 14

13.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация»

   

1

 

Повторить § 1 - 14

 

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях).

5

   

14.

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия.

Под властью Испании. Революция: участники, главные события, результаты.

Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах.

1

 

§ 15

15.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии.

Англия в начале XVII в. Причины революции. Король и парламент. Гражданская война. О. Кромвель. Провозглашение республики. Итоги революции.

Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии.

1

 

§ 16

16.

Революция в Англии. Путь к парламентарной монархии.

1

 

§ 17

17.

Международные отношения в

XVI-XVIII вв.

Характеристика международных отношений в 16-18 вв.

Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы.

1

 

§ 18 - 19

18.

Контрольная работа по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения»

Систематизация и контроль знаний обучающихся

 

1

 

Повторить § 15 - 19

 

Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

8

   

19.

Век

Просвещения. Стремление к царству разума.

Развитие естественных наук (Ньютон). Французские просветители и их идеи (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо). Литература, живопись, музыка.

Называть характерные черты эпохи Просвещения. Характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения. Выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.

1

 

§ 20 - 21

20.

Промышленный переворот в Англии.

Условия промышленного переворота, промышленный переворот, положение рабочих.

Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота.

1

 

§ 22

21.

Английские колонии в Северной Америке.

Первые колонии. Формирование североамериканской нации и её идеология.

Описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий; раскрывать характерные черты новой американской нации.

1

 

§ 23

22.

Война за независимость. Создание

Соединённых Штатов

Америки.

Война за независимость, образование США. Дж. Вашингтон. Конституция 1787г.

Называть основные черты политического устройства США. Выявлять причины победы колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787г.

1

 

§ 24

23.

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

Кризис абсолютизма, начало революции.

Сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период. Выявлять причины революции, характеризовать основные события первого этапа революции.

1

 

§ 25

24.

Великая Французская революция. От монархии к республике.

Свержение монархии. «Лагерь революции»: основные группировки, деятели, их смена у власти.

Систематизировать материал в виде таблицы, анализировать основные положения Декларации прав человека и Конституции 1791г

1

 

§ 26

25.

Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера

Наполеона

Бонапарта.

Якобинская диктатура. Итоги и значение революции.

Характеризовать особенности якобинской диктатуры. Раскрывать причины её падения. Характеризовать режим Директории.

1

 

§ 27

26.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

   

1

 

Повторить § 20 - 27

 

Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

1

   

27.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Основные черты восточной цивилизации (Индия, Китай, Япония).

Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока.

1

 

§ 28

28.

Государства Востока. Начало европейской колонизации

 

Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом.

1

 

§ 29 -30

29.

Итоговое повторение по Всеобщей истории

Систематизация и контроль знаний

Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем

1

   
 

История России

39 ч.

   
 

Глава 1. «Россия в XVI веке»

20

   

30.

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках;

Работать с исторической картой:

- показывать пути движения экспедиций первооткрывателей;

- показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный;

- показывать на карте географические объекты, открытые поморами;

Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы;

Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 1

31.

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях;

Работать с исторической картой:

- показывать на карте территории расселения казачества в XVI в ;

Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период;

Решать проблемные задания;

Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике);

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 2

 

 

32.

Формирование единых государств в Европе и России

Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Формирование единого Российского государства при Иване III.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма;

Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III;

Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право;

Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.;

- выделять главное;

Соотносить события российской и европейской истории;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 3

33.

Российское государство в

первой трети XVI в.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 4

34.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.;

Раскрывать смысл понятий: сейм, острог;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»;

Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

   

§ 5

35.

Начало правления Ивана IV

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

Принятие Иваном IV царского титула.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV;

Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его;

Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»;

Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;

Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48;

Осуществлять самооценку.

1

 

§ 6, С. 42-44, с. 47-49

36.

Реформы Избранной Рады

Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы;

Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника);

Выделять характерные черты сословно-представительной монархии;

Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»;

Давать оценку значению реформ Избранной рады;

Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника);

Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы);

Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 6, С.44-50

37.

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ;

- используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

С. 50-58, проект

38.

Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

Представлять и защищать проекты по теме:

«Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.);

! Может быть выбрана другая тематика

1

 

повторить § 5

 

39.

Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.: восточное и южное направления

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак;

Работать с исторической картой:

- показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии;

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 7 – 8, с. 58-64, 68-70

 

 

 

40.

Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с исторической картой:

- показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное;

- показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне;

- на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 7 – 8, с. 64-70

41.

Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 9

 

 

42.

Народы России во второй половине XVI в.

Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов;

Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси;

Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

С. 76-81

43.

Опричнина

Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины;

Называть хронологические рамки опричнины;

Работать с исторической картой:

-показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины;

- используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского);

Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 10, С. 81-55, 87.

44.

Итоги царствования Ивана IV

Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления;

Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.):

- занимать определенную позицию в дискуссии;

- формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты;

- формулировать контраргументы;

- участвовать в деятельности группы, т.д.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

   

§ 10, С. 85-89

45.

Россия в конце XVI в.

Россия в конце XVI в.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю;

Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- решать проблемные задачи;

Соотносить события российской и европейской истории;

Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 11

46.

Церковь и государство

в XVI в.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества.

Сосуществование религий.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»;

Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами;

Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 12

47.

Культура и народов России в XVI в.

Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- составлять схему «Литературный жанры XVI в»;

Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;

Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России;

Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

С. 100-108

48.

Повседневная жизнь народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России;

Сравнивать повседневную жизнь различных народов России;

Рассказывать о том, как складывалась единая культура России;

Приводить примеры культурных связей стран Европы и России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

С.108-111

49.

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.»

Планировать свою работу на уроке;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществлять коррекцию знаний;

Осуществлять самооценку.

1

 

Повторить изученное

 

 

 

Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых

17 ч.

   

50.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.;

Раскрывать смысл понятий: шляхта;

Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 13

 

 

 

51.

Смута в Российском

государстве: причины, начало

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство;

Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова;

Называть причины и предпосылки Смутного времени;

Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 14 – 15, С. 10-15, 18-20

52.

Смута в Российском

Государстве: борьба с интервентами

Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: интервенция;

Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

   

§ 14 – 15, С. 15-21

53.

Окончание Смутного времени.

Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина;

Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким;

Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);

Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты;

Сравнивать Первое и Второе ополчения;

Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 16

54.

Экономическое развитие России в XVII в.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник;

Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.;

Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую;

Объяснять значение создания единого Русского государства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года;

Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 17

55.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Начать составление схемы «Династия Романовых»;

Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке»

Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;

Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений;

Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 18

56.

Изменения в социальной структуре российского общества

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»;

Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества;

Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства;

Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении);

Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь;

Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 19

57.

Народные движения в XVII в.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы;

Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов);

Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их;

Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

   

§ 20

58.

Россия в системе

Международных отношений: отношения со странами Европы

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке;

Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой;

Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия;

Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

   

§ 21 – 22, С. 57-62, с. 66-67

59.

Россия в системе

международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем

Войны с Османской империей, Крымским ханством.

Отношения России со странами Востока.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке;

Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681;

Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 21 – 22, С. 62-67

60.

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России

Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой;

Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой;

Выделять главное в части параграфа, в параграфе;

Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником);

Работать с документом:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 23

61.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха

Никона и раскол

Раскол в Русской православной церкви.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть причины церковной реформы;

Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество;

Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником);

Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума;

Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

§ 24

62.

Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.

Русские географические открытия XVII в.

Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их;

Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»;

Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами;

Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 25

 

 

 

 

63.

Культура народов России в

XVII в.

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

§ 26

64.

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

С. 81-87, С. 103-113

65.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

 

С. 113-121

66.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия

в XVII в.»

Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в XVII в.»;

Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в.;

Выполнять проблемные задания по истории России данного периода;

Работать в парах;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

 

Повторить изученное

67 - 68

Защищаем проекты

Защита проектов по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»

Защищать проекты по курсу «История России в XVI - XVII вв.» (могут быть использованы темы проектов, предложенные в учебнике – с. 122);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1

   

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Методические пособия для учителя:

Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В. История. Россия и мир: Тесты. 7-8 кл. М., 2000.с 189

Всеобщая история. 7-8 класс – мультимедийная программа

Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500 – 1800. К учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1500 - 1800. 7 класс». М., 2006.

История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материа­лы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.

История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.

История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах /Авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. Волгоград: Учитель, 2007.

Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. /Под науч. Ред. Б.Н.Серова. М.: ВАКО, 2005. С.392

Креленко Н.С. Тесты по истории Нового времени: в 2 ч. Саратов, 2004.

Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: Эксмо­Пресс, 2011.

Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М.: АСТ, 2011.

Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвеще­ние, 2007.

Сатина, Е. В. Введение в историю. Книга для учителя / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. - М.: Дрофа, 1996.

Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М.: ВАКО, 2009.

Уколова В. И. История Древнего мира. Поурочные методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013.

Шаповал В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.

Юдовская А.Я. Поурочные разработки по учебнику «Новая история: 1500-1800». 7 класс. М.: Просвещение, 2002.

2. Дополнительная литература для учителя:

Большая Энциклопедия абсолютных и относительных знаний. - М.: Рипол классик (Автор-составитель А.П. Кондрашёв). – 2005

Валишевский К. Петр Великий. – М.: «ИКПА», 1990

Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. - М.: Центрполиграф, 1975.

Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001

Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. - М.: Центрполиграф, 2002.

Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М.: ЭКСМО, 2002

История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград: Учитель, 2008.

История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материа­лы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.

История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.

Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983.

Петрович В.Г. Лекция в ИПК и ПРО. -2004

3. Список литературы для учащихся:

Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 2013.

Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.

Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М.: Нигма, 2013.

Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.

Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М.: Белый город, 2010.

Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М.: Игра слов, 2008.

Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М.: АСТ, 2011.

Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М.: Астрель, 2012.

Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М.: АС Т, 2003.

Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М.: Дрофа, 2007.

Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М.: Аст: Астрель, 2007.

Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М.: Аст, 2010.

Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.

4. Цифровые образовательные ресурсы:

1. http://www.shpl.ru

2. http://www.history.ru

3. http://www.hist.msu.ru

4. http://lesson-history.narod.ru/obl 011 .htm

5. http://his. 1 september.ru/index.php

6. http://predania.ru

7. http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

8. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya

9. http://viki.rdf.ru

10. http://prezentacii.com/istori

11. http://pedsovet.su

12. http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

13. http://www.uchportal.ruhttp://metodisty.ru

14. http://ooc-school.ru

15. http://www.openclass.ru

16. http://www.history.lact.ru

17. http://mirppt.ucoz.ru

18. http://www.proshkolu.ru

19. http://ppt-presentation.ru

20. http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm

21. Исторические карты:

http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html

http://history-maps.ru

http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html

http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm

22. Презентации:

http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya

http://5klass.netlistorija-7 -klass.html

http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii

http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html

http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm

http://www.lib-history.info

http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51

http://www.bookorbita.comlistoriya.html

http://cwer.ws/tag/l0584

http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671

http://historic.ru

http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya

http://5klass.netlistorija-7 -klass.html

http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii

http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html

http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html

http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm

http://pedsovet.sulloadI130

http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html

http://kirzagrad.jimdo.com

http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm

http://www.hrono.ru/dokumlindex. php

23. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru

http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru

http://hist -sights.ru

24. Аудиовизуальные источники: http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm


 

 Авторская программа предполагает выделение 3 ч. резерва. В данной Рабочей программе эти часы распределены на реализацию практической направленности изучения истории (уроки № 41-42 – выделены курсивом). Учитель может перераспределить данные часы на изучение иных тем (в соответствии с учетом особенностей класса).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.