Календарно-тематический план по астрономии для учащихся 10 класса
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Костенко Н.М.
« 31 » августа 2017 года
муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 Белоглинского района»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по астрономии
Класс 10Учитель : Лебедева Е.П.
Количество часов: всего 17; в неделю 0,5 часа;
Планирование составлена на основе:
В соответствии с ФГОС СОО
Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Просвещение, 2017 ФГОС.
№
Урока
Содержание учебного материала
(разделы, темы)
Кол- во часов
Дата
проведения урока
Материально-
техническое
оснащение
Универсальные учебные действия
план
факт
Введение в астрономию
1
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Предметные : что изучает астрономия;- роль наблюдений в астрономии;
- значение астрономии;- что такое Вселенная;- структуру и масштабы
Вселенной.
1/1
Введение в астрономию
Астрономия – наука о космосе.
Понятие Вселенной. Структуры и
масштабы Вселенной. Далёкие
глубины Вселенной
1
Учебник, ЦОР
Астрометрия
5
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги
на небесной сфере: - горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан,
- небесный экватор,- эклиптика,- зенит, - полюс мира, - ось мира,
- точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира
над горизонтом;- основные понятия сферической и практической астрономии. - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки;- отличие между новым и старым стилями;- величины:- угловые размеры Луны и Солнца;
- даты равноденствий и солнцестояний; - угол наклона эклиптики к
экватору;- соотношения между мерами и мерами времени для
измерения углов; - продолжительность года;
- число звёзд, видимых невооружённым взглядом;- принципы определения
географической широты и долготы по астрономическим
наблюдениям;- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а
также годичного движения Солнца.
:- использовать подвижную звёздную карту для решения
следующих задач:
а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;
б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты)
наносить их положение на карту;
в) устанавливать карту на любую дату и время суток,
ориентировать её и определять условия видимости светил.
- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с
географической широтой места наблюдения;
- определять высоту светила в кульминации и его склонение;
- географическую высоту места наблюдения;
- рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;
- осуществлять переход к разным системам счета времени.
- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному
Солнцу; - отыскивать на небе следующие
созвездия и наиболее яркие звёзды в них:
- Большую Медведицу,
- Малую Медведицу (с Полярной звездой),
- Кассиопею,
- Лиру (с Вегой),
- Орёл (с Альтаиром),
- Лебедь (с Денебом),
- Возничий (с Капеллой),
- Волопас (с Арктуром),
- Северную корону,
- Орион (с Бетельгейзе),
- Телец (с Альдебараном),
- Большой Пёс (с Сириусом)
2/1
Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария.
1
Учебник, ЦОР
2/2
Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты;
кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.
1
Учебник, ЦОР
2/3
Видимое движение
планет и Солнца
Эклиптика, точка весеннего
равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике
1
Учебник, ЦОР
2/4
Движение Луны и
затмения
Синодический месяц, узлы
лунной орбиты, почему
происходят затмения, Сарос и
предсказания затмений
1
Учебник, ЦОР
2/5
Время и календарь
Солнечное и звёздное время,
лунный и солнечный календарь,
юлианский и григорианский
календарь
1
Учебник, ЦОР
Небесная механика
3
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Предметные: понятия: - гелиоцентрическая система мира;
- геоцентрическая система мира;
синодический период;
- звёздный период;
- горизонтальный параллакс;
- угловые размеры светил;
- первая космическая скорость;
- вторая космическая скорость;
- способы определения размеров и массы Земли;
- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;
- законы Кеплера и их связь с законом тяготения применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и
космических аппаратов;
- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет
от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера
3/1
Система мира
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система мира;
объяснение петлеобразного
движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца;
годичный параллакс звёзд
1
Учебник, ЦОР
3/2
Законы Кеплера
движения планет
Обобщённые законы Кеплера и
определение масс небесных тел. Космические скорости
и межпланетные перелёты
Первая и вторая космические
скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к
планетам, время полёта к планете
1
Учебник, ЦОР
3/3
Зачет по темам «Небесная механика и астрометрия»
1
Учебник, ЦОР
Строение Солнечной системы
7
Учебник, ЦОР
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Предметные: Предметные происхождение Солнечной системы;
- основные закономерности в Солнечной системе;
- космогонические гипотезы;
- система Земля–Луна;
- основные движения Земли;
- форма Земли;
- природа Луны;
- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);
- общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность);
- спутники и кольца планет-гигантов;
- астероиды и метеориты;
- пояс астероидов;
- кометы и метеоры пользоваться планом
Солнечной системы и справочными данными;
- определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких
созвездиях видны на небе в данное время;
-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при
объяснении движения планет и космических аппаратов;
решать задачи на расчёт расстояний по известному
параллаксу (и наоборот),линейных и угловых размеров
небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их
обращения по третьему закону Кеплера
4/1
Современные
представления о строении и
составе Солнечной системы
Об отличиях планет земной
группы и планет-гигантов; о
планетах-карликах; малых телах;
о поясе Койпера и облаке комет
Оорта
1
Учебник, ЦОР
4/2
Планета Земля
Форма Земли, внутреннее
строение, атмосфера и влияние
парникового эффекта на климат
Земли
1
Учебник, ЦОР
4/3
Луна и её влияние на Землю
Формирование поверхности
Луны; природа приливов и
отливов на Земле и их влияние на
движение Земли и Луны;
процессия земной оси и движение точки весеннего
равноденствия
1
Учебник, ЦОР
4/4
Планеты земной
группы
Физические свойства Меркурия,
Марса и Венеры; исследования
планет земной группы
космическими аппаратами
1
Учебник, ЦОР
4/5
Планеты-гиганты.
Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера,
Сатурна, Урана и Нептуна;
вулканическая деятельность на
спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов;
планеты-карлики
1
Учебник, ЦОР
4/6
Малые тела
Солнечной системы. Физическая природа астероидов
и комет; пояс Койпера и облако
комет Оорта; природа метеоров и метеоритов . Современные
представления о
происхождении Солнечной
системы
1
Учебник, ЦОР
4/7
Зачет по теме «строение Солнечной системы».
1
Учебник, ЦОР
Астрофизика и звёздная астрономия
1
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Методы
астрофизических исследований
Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и
рефлекторов; радиотелескопы и
радиоинтерферометры
1
Учебник, ЦОР
итого
17
Зачет -2
к/р 0
л/р 0