Календарно-тематический план работы школьного кружка «Эврика» (7-8 классы)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Карымское"
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «__»________2016г. |
Согласовано ___________ Зам.директора по УВР Иванченко В.В. «01» сентября 2016г. |
Утверждаю: директор школы _______Шайдулина О.А. Приказ № 84 «01» сентября 2016 г. |
Календарно-тематический план
работы школьного кружка
«Эврика»
для учащихся 7- 8 классов
на 2016 - 2017 учебный год.
Составители программы: Забелина М. В.
I. Пояснительная записка.
Давно известно, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях, и преставлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями. При обучении физике такой контакт устанавливается при проведении экспериментов, физических измерений, научных исследованиях, при работе с приборами. Однако неудовлетворительная постановка учебного эксперимента в школе подтолкнула меня к созданию кружка «Эврика».
Курс школьного кружка «Эврика» будет полезен не только ученикам увлеченными физикой, но и тем, кто предполагает выбрать профессию, связанную с экспериментальными работами, практическими применениями разнообразных измерительных приборов и устройств, инженерными проектами. Очевидно, что без измерения физических величин нет и физики. Однако основная задача работы кружка заключается не только в том, чтобы научить школьников пользоваться измерительными приборами, но и показать, как можно самостоятельно планировать и проводить эксперимент, обрабатывать и анализировать результаты исследований, соблюдая при этом правила техники безопасности. К сожалению, научить школьника проведению самостоятельных физических исследований возможно только на лабораторных работах. Но в этом случае появляются определенные проблемы. Во-первых, количество часов на проведение экспериментальных работ ограничено. Во-вторых, на таких уроках учащиеся работают совместно, и лидер группы берет все выполнение задания на себя. В - третьих, все лабораторные работы содержат инструкции, алгоритмы действий и тем самым лишают ученика возможности размышлять, искать, творить. Он не задумывается о том, почему и зачем он выполняет то или иное действие. Такая методика снижает интерес учащегося к физике, лишает их инициативы и полного понимания своих действий. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей которые нас окружают – вот то, что необходимо для развития исследовательских способностей ученика. Поэтому, данный факультативный курс предполагает не только повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся по физике, но и подтолкнет ученика к самообразованию. Он станет читать, думать, наблюдать, изобретать. Он научится ставить вопросы, избегать поверхностных суждений, проверять каждый вариант гипотезы – ему будет интересно жить. В итоге все это будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения и воспитании.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Авторская рабочая программа кружка «Эврика» составлена на основании нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
3.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
5.СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., 03.03.2011г. рег.№19993;
6.Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
II. Планируемый результат. УУД.
Личностные:
1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные:
1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные:
1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.
Коммуникативные:
1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
III. Особенности построения курса.
Содержание курса построено по принципу от простого к сложному и связано с содержанием школьного курса физики. Ученики пройдут путь от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Сначала простые опыты и физические эксперименты, а затем задания исследовательского и конструкторского характера. Учащиеся познакомятся с такими видами деятельности, которые занимают ведущее место во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическими применениями физики. Ученики поймут, стоит ли им продолжать углубленно заниматься физикой или изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то другом направлении. Основными видами деятельности ученика на занятиях являются работы в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий. Большая часть практических работ выполняются на стандартном физическом оборудовании, некоторые работы предполагают использование бытовых приборов и других средств. Кружок могут посещать ученики 7-8 классов. Программа кружка состоит из 7 модулей и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
IV. Цели и задачи курса.
Цель курса. Создать содержательные и организационные условия для обучающихся с целью удовлетворения индивидуального интереса к изучению практических приложений физики и приобретению опыта самостоятельного планирования и проведения эксперимента.
Задачи.
№ п/п |
Содержание |
1. |
Расширить физические, технические и технологические знания необходимые для повседневной трудовой практики. |
2. |
Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с приборами (термометр, мензурка, ареометр, линейка и т.д.). |
3. |
Способствовать осознанию учениками физических явлений и законов, лежащими в основе действия технических устройств. |
4. |
Формирование умений производить самостоятельные измерения физических величин характеризующих определенный объект. |
5. |
Выполнение на основе измерений расчетов необходимых параметров физического объекта. |
7. |
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
8. |
Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие. |
9. |
Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой технике. |
V. Структура содержания.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Модуль № 1 |
Введение. |
1 час |
Модуль № 2 |
Знакомство с приборами. |
7 часа |
Модуль № 3 |
Физические параметры человека. |
4 часов |
Модуль № 4 |
Физические измерения в повседневной жизни. |
9 часов |
Модуль № 5 |
Физика в моей жизни. |
8 часов |
Модуль № 6 |
Я - конструктор. |
4 часа |
Модуль № 7 |
Итоговое занятие. |
1 час |
VI. Учебная деятельность.
№ п/п. Примерные сроки проведения. |
Тема занятия. |
Тип занятия. Вид деятельности. |
Задачи занятия. |
Введение. |
|||
1. сентябрь |
Введение. |
Разработка правил и обязанностей членов кружка. Утверждение устава. Инструктаж. |
№ 1,7,8 |
Знакомство с приборами. |
|||
2. сентябрь |
Что я умею? (Из личного опыта учеников). |
Обмен информацией «За круглым столом». |
№ 1,7,9 |
3. сентябрь |
Приборы – основное оружие физика. |
Практическая работа. |
№ 1,7 |
4. сентябрь |
Безопасность эксперимента. |
Лекция.Практическая работа. «Правила работы с приборами». |
№1,2,5 |
5. октябрь |
Цена деления прибора. Погрешность измерения. |
Практическая работа «Определение цены деления прибора». |
№2,4,5 |
6. октябрь |
Методы измерение физических величин. |
Практическая работа |
№2,7,8 |
7. сентябрь |
Решение экспериментальных задач. |
Решение задач. |
№3,4,5 |
8. октябрь |
Обобщающее занятие. |
Игра. |
№5,7,8 |
Физические параметры человека. |
|||
9. ноябрь |
Изучение человека как физического объекта. |
Семинар. |
№1, 4, 5,7 |
10. ноябрь |
Измерение физических параметров человека. (Температура, скорость, длина, масса, объем, давление и т.д.) |
Практическая работа. |
№1, 4,5 |
11.ноябрь |
Обработка полученных результатов измерений и наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№5, 7 |
12. ноябрь |
Защита проектов. |
Конференция |
№ 1,7,8 |
Бытовые приборы и предметы. |
|||
13. декабрь |
Бытовые измерительные приборы. |
Практическая работа «Изучение бытовых приборов». |
№1,2,3 |
14-15. декабрь |
Применение бытовых предметов. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров кухонной посуды». |
№1,2,3,5 |
16-17. январь |
Применение бытовых предметов. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров ручного инструмента». |
№1,2,3,5 |
18-19. январь |
Изучение физических характеристик пищевых продуктов. |
Практическая работа «Изучение физических характеристик пищевых продуктов». |
№1, 2, 3,5 |
20. февраль |
Обработка полученных результатов измерений и наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№1,7,8 |
21. февраль |
Защита проектов. |
Конференция |
№1,7,8 |
Физика в моей жизни. |
|||
22-23. февраль |
Моя любимая игрушка. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров детской игрушки» |
№1,2,3,5 |
24-25. март |
Физика и спорт. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров спортивного инвентаря». |
№1,2,3,4 |
26-27. март |
Физика и транспорт. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров транспортных средств». |
№1,2,3,7,4 |
28. апрель |
Обработка полученных результатов измерений и наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№1,7 |
29. апрель |
Защита проектов. |
Конференция |
№7,10 |
Я - конструктор. |
|||
30 – 31. апрель-май |
Конструирование приборов и приспособлений. |
Конструирование приборов и приспособлений. |
№1,2,9 |
32. май |
Подготовка отчетов и сообщений. |
Работа в компьютерном классе. |
№5,7,9 |
33. май |
Защита и демонстрация проектов. |
Урок – аукцион. |
№7,8,9 |
Итоговое. |
|||
34. май |
Итоговое заседание. |
Подведение итогов работы кружка. |
№7, 8 |
VII. Система контроля и оценки.
Как осуществляется система контроля и оценки результатов обучения учащихся? За работу на каждом занятии школьникам выставляется оценочный рейтинг – это оценка, которую обучающие получают за свою деятельность на каждом занятии. Она определяется суммой всех баллов, которые получают учащиеся за каждое выполненное задание на занятии.
Критерии оценки деятельности школьников.
Виды деятельности |
Критерии оценки деятельности |
Максимальный балл |
||
Полнота и качество ответов |
Оригинальность |
Соответствие условию задания |
||
Выполнение задания, решение задач |
5 |
5 |
5 |
15 |
Выступление, проект |
Творческий подход к выполнению |
Качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
|
10 |
10 |
10 |
30 |
|
Проведение эксперимента |
Соблюдение техники безопасности и правил использования приборов |
Полнота и качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
|
5 |
10 |
10 |
25 |
|
Выполнение проекта, конструкторского задания |
Оригинальность и мировоззренческая глубина |
Полнота и качество ответов |
Степень соответствия условию задания |
|
10 |
10 |
5 |
25 |
VIII. Необходимое оборудование и материалы для занятий.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование, справочники, бытовые приборы, продукты питания, игрушки.
Литература:
1. В.Ф. Шилов Домашние экспериментальные задания по физике 7-9 класс./М.: Школьная пресса,2003.- 64с.
2. Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Ак
Сидорова Зоя Григорьевна