12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крылышкова Марина Михайловна133

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №2»

Принята

на педагогическом совете

Утверждена

приказом директора школы

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Зелёная школа знатоков»

Срок реализации: год

Возраст обучающихся: -10 -11 лет

 

Составитель:

Крылышкова М.М.

учитель биологии

г. Сергач

2018г

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Зелёная школа знатоков», построена на основе:

фундаментального ядра содержания основного общего образования,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

программы развития и формирования универсальных учебных действий,

программы воспитания и социализации обучающихся при получении основного образования,

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сергачская СОШ №2»

с учётом авторской программы по биологии В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений; М:Дрофа, 2013г

 

Данный курс внеурочной деятельности «Зелёная школа знатоков» направлен на формирование у обучающихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, формирование у подрастающего поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Курс рассчитан на 1 год обучения для обучающихся в возрасте 10-11 лет. Программа курса «Зелёная школа знатоков» рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (5 класс) и предполагает 1 ступень обучения, то есть, рассчитана на 1 год. На внеурочную деятельность отводится 34 часа.

Цель и задачи изучения курса «Зелёная школа знатоков»

Цель курса: углубить и расширить знания учащихся о многообразии растительного и животного мира, вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Задачи курса.

раскрытие и углубление ведущих понятий биологии, усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

освоение методов исследования растительного мира и живой природы в целом;

формирование эмоционально-положительного отношения к живой природе,

выработка на этой основе экологически грамотного поведения обучающихся;

создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Календарно-тематический план внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

«Зелёная школа знатоков»

Календарные сроки

Темы занятий

Форма и тип урока

Планируемые умения и навыки

Содержание

Материально- техническое обеспечение

Количество часов

1-2 неделя сентября

Введение. Методы исследования в биологии. Экологические факторы.

Изучение нового материала, урок- игра

Выпускник овладеет системой биологических знаний: о методах биологии, экологических факторах их разнообразии

Выпускник научится осознавать последствия своего поведения в природе

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе.

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Отличительные признаки живого и неживого. Все живые организмы приспособились в процессе эволюции к условиям обитания, к живым организмам, обитающим по соседству. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Практическая работа: «Экологическое лото»

Фильм, заготовки для детского лото, клей, ножницы.

2

3 неделя сентября

Безопасность - хорошо, а халатность - плохо

Урок с игровой состязательной основой (урок -журнал)

Выпускник научится знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник освоит приёмы проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основ здорового образа жизни в быту.

Знакомство с техникой безопасности при проведении лабораторных, практических работ.

Практическая работа: «Изготовление книжки- раскладушки ТБ в кабинете биологии»

Цветной картон, инструкции

1

4 неделя сентября 1-2 неделя октября

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Урок общеметодологической направленности, экскурсии в дендропарк, на водоём.

Выпускник научится проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

В фенологии регистрация сезонных изменений в природе ведутся с помощью фенологических наблюдений, - фиксации даты (число, месяц, год) наступления сезонных явлений в определённом географическом пункте.

Для организации фенологических наблюдений необходимо придерживаться определённых правил:

Ознакомиться с окружающей местностью, определить видовой состав растительности и животных, ознакомиться с методикой фенологических наблюдений различных типов и т.д.

Блокноты, карандаши

3

3-4 неделя октября,

2-3 ноября

Клетка. Разнообразие клеток.

Урок открытия нового знания (урок- экспедиция, практикум).

Выпускник научится выделять существенные признаки клеток растений, животных, грибов.

Выпускник получит возможность научиться

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения клеток растений, животных, грибов, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Клетка – наименьшая структурная единица всех живых организмов. Есть организмы, которые представлены всего – на всего одной клеткой, а есть организмы, которые состоят из десятков триллионов клеток (человек). Но несмотря на всё это, именно в клетке происходят все процессы свойственный целому живому организму.

В зависимости от выполняемых функций у разных клеток могут быть особенности строения, но есть ряд черт характерных для всех клеток.

Практическая работа « Моделирование клеток»

Динамические модели клеток, микроскопы, готовые микропрепараты,

пластилин,

доски для лепки.

4

4неделя ноября

1-2 неделя декабря

Химический состав растений.

Урок открытия нового знания (смешанного типа)

Выпускник научится

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

Выпускник получит возможность научиться основам исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов

Растения состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов).

К органическим веществам, которые называют углеводами, относят крахмал, глюкозу, сахар и другие.

Проведя опыты, вы убедитесь, что растения состоят из этих веществ.

Но для начала нужно вспомнить технику безопасности при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, и правила работы с инструктивными картами.

Опыт 1.

1) Возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.

2) В марле осталась тягучая клейкая масса — клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется раститель­ным белком.

3) Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2—3 капли йода. Что вы наблюдаете? Сравните свои результаты с результатами среза клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт 2.

1. Положите на бумагу семена подсолнечника, льна (или других мас­личных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав растений.

Однако, часто в живые организмы тем или иным путём попадают особые вещества, которые вызывают нарушение процессов жизнедеятельности, протекающих на уровне клетки или целого организма. Эти вещества называются токсинами.

Стаканы с водой, марля, мука, иод, фильтровальная бумага, семена.

3

2-4 неделя января

Нарушение роста, развития и других процессов, протекающих в живых организмах под действием токсинов.

Урок рефлексии (практикум)

Выпускник научится

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек.

Выпускник получит возможность научиться

анализировать и оценивать последствия влияния факторов риска на живые организмы, в том числе и на здоровье человека.

Многие тяжелые металлы в небольших количествах необходимы для жизнедеятельности человека, накапливаясь в растительных и животных тканях они оказывают токсическое воздействие. Среди них — медь, цинк, марганец, железо, кобальт увеличение их содержания выше нормы вызывает токсичный эффект и представляет угрозу для здоровья. Кроме того, существует около 20 металлов, не являющихся необходимыми для функционирования организма. Наиболее опасные из них — ртуть, свинец, кадмий и мышьяк. Отравление человека ртутью известно как болезнь Минимато. Она впервые была обнаружена у японских рыбаков при потреблении рыбы из загрязненных ртутью водоемов. Клиническая картина связана с необратимыми изменениями в нервной системе, вплоть до летальных исходов.

Воздействие кадмия на организм приводит к нарушению работы почек и вызывает необратимые изменения в скелете. Все подобные вещества вызывают общее отравление организма, хотя механизм их действия и признаки поражения совершенно различны, но приводят к нарушению процессов жизнедеятельности.

Практическая работа «Влияние токсинов на рост и развитие живых организмов».

(три вазона с ростками поливают по-разному: один росток – чистой водой, другой – 40% раствором этилового спирта, третий – взвесью синтетического клея в воде. В ходе опыта школьники видят, как токсические вещества губительны для растений).

Справочная литература,

3 горшка с растениями одного вида, вода, 40% раствор этилового спирта, взвесь синтетического клея в воде.

3

1-2 неделя февраля

Определение загрязнения спорами бактерий разных помещений школы. Меры профилактики бактериальных инфекций.

Уроки смешанного типа

Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток бактерий) и процессов, характерных для них;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям клетки бактерий;

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний;

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

В составе воздуха в помещениях школы могут содержаться бактериальные микроорганизмы, которые могут быть условно патогенными.

Многие комнатные растения снижают численность микроорганизмов в воздухе, обладая фитонцидными свойствами. Снижение количества микроорганизмов достигается также благодаря проветриванию помещений

Чашки Петри, желатин, куриный и рыбный бульон, микроскопы, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы.

2

3-4 неделя февраля

Какие они грибы? Как уберечься от отравления грибами.

Полезная плесень. Дрожжи.

Уроки смешанного типа

Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клетки грибов) и процессов, характерных для них;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям различных представителей грибов;

осуществлять классификацию биологических объектов (грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

В грибах сочетаются черты растений и животных, а также признаки, свойственные только грибам.

Не только за отменные вкусовые качества люди любят грибы, они обладают еще прекрасными полезными свойствами: источник белка, малокалорийны, разные грибы «предпочитают» накапливать определённые металлы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Пеницилл вырабатывает пенициллин. Это первый открытый в медицине антибиотик. Пенициллин широко применяют как противовоспалительное средство для подавления жизнедеятельности болезнетворных бактерий. Многие виды плесневых грибов наносят большой вред народному хозяйству: портят продукты питания, разрушают лесоматериалы и ткани, вызывают заболевания растений, животных и человека. Особый вред приносят плесневые грибы при хранении картофеля, овощей, зерна.

Дрожжи - ценный объект для научных исследований. Их легко выращивать на питательных средах, они быстро растут и образуют многочисленное потомство.

 

2

1-3 неделя марта

«Зелёная школа знатоков». (Знакомые незнакомцы: водоросли, лишайники, мхи и папоротники).

Урок открытия нового знания (игра-квест)

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;

роль различных организмов в жизни человека;

Выпускник получит возможность научиться:

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Ведущий зачитывает детям письмо.

«Дорогие ребята, я Маша со своим другом Мишей, приглашаю Вас пройти курс обучения в моей Зелёной школе знатоков. Почему именно Вас? Да потому, что все говорят о вашей проницательности, уме, ловкости и находчивости.

Мне очень нужны такие помощники, но я должна убедиться, что вы действительно такие, как о Вас говорят.

Для этого пройдите мои испытания!»

Ведущий: Ну что ж, ребята, оказывается, попасть в Зелёную школу Маши и медведя не так уж и просто. Вы готовы пройти испытания? Наверно, они должны прилагаться к письму (открывает конверт и достаёт карточки с заданиями). А вот и сами испытания. И так, давайте начнём!!!

Письмо, карта, верёвочный лабиринт в спортзале, гербарии водорослей, мхов, лишайников, комнатные папоротники, карточки с заданиями (кейсы о особенностях строения, обитания мхов, лишайников, водорослей, папоротников, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека), ватманы, краски

3

4 неделя марта 1-4 неделя апреля

Особенности голосеменных и покрытосеменных растений. Роль голосеменных и покрытосеменных растений в жизни человека.

Агротехника растений. Работа с комнатными растениями.

Приёмы выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.

Особенности проектирования цветников, подбор цветущих растений.

Урок открытия нового знания, урок рефлексии .

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;

роль различных организмов в жизни человека;

Выпускник получит возможность научиться:

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений

Голосеменные и покрытосеменные произошли от одного общего предка -древних водорослей. У покрытосеменных появился новый орган размножения – цветок, который привлекает насекомых сильным запахом и яркой окраской. Они переносят пыльцу от одного цветка к другому. Так обеспечивается более надёжное опыление растений, не только ветром, как у голосеменных, но и насекомыми. А также появился плод, который защищает семя от неблагоприятных условий, облегчает их распространение.

Фитонциды их значение в жизни человека. Ядовитые растения. Значение лекарственных растений, озеленения населённых пунктов и помещений для человека.

Практическая работа «Пикировка рассады».

Практическая работа «Проектирование школьной клумбы"

Справочники, цветочные горшки, ящики для рассады, садовые совки, почвенный грунт, лопаты, грабли, лейки.

5

1-3 неделя мая

Экотуризм

Урок общеметодологической направленности (экскурсии)

Выпускник научится:

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

Красная книга. Редкие и исчезающие растения и животные. Охрана окружающей среды. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Экомаршруты родного края. Растительный и животный мир Гусевского микрорайона города Сергач.

 

3

 

Итоговое занятие: защита творческих проектов

Урок развивающего контроля (творческий отчёт)

Выпускник научится:

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

Выпускник получит возможность научиться:

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

Заслушивание творческих отчётов, презентаций обучающихся

Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.

3

Используемая литература.

1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы Автор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013

2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012

3. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.

Издание: Академия: 2012

4. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013

5. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007

6. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006

7. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011

8. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012

9. Фенологическая сеть: Русское географическое общество: https://fenolog.rgo.ru/page/programma-fenologicheskih-nablyudeniy

10. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник/В.В. Пасечник.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.