Календарно-тематический план внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Зелёная школа знатоков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №2»
Принята на педагогическом совете |
Утверждена приказом директора школы |
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Зелёная школа знатоков»
Срок реализации: год
Возраст обучающихся: -10 -11 лет
Составитель:
Крылышкова М.М.
учитель биологии
г. Сергач
2018г
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Зелёная школа знатоков», построена на основе:
• фундаментального ядра содержания основного общего образования,
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
• программы развития и формирования универсальных учебных действий,
• программы воспитания и социализации обучающихся при получении основного образования,
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сергачская СОШ №2»
• с учётом авторской программы по биологии В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений; М:Дрофа, 2013г
Данный курс внеурочной деятельности «Зелёная школа знатоков» направлен на формирование у обучающихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, формирование у подрастающего поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Курс рассчитан на 1 год обучения для обучающихся в возрасте 10-11 лет. Программа курса «Зелёная школа знатоков» рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (5 класс) и предполагает 1 ступень обучения, то есть, рассчитана на 1 год. На внеурочную деятельность отводится 34 часа.
Цель и задачи изучения курса «Зелёная школа знатоков»
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся о многообразии растительного и животного мира, вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
Задачи курса.
раскрытие и углубление ведущих понятий биологии, усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
освоение методов исследования растительного мира и живой природы в целом;
формирование эмоционально-положительного отношения к живой природе,
выработка на этой основе экологически грамотного поведения обучающихся;
создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
Календарно-тематический план внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«Зелёная школа знатоков»
Календарные сроки |
Темы занятий |
Форма и тип урока |
Планируемые умения и навыки |
Содержание |
Материально- техническое обеспечение |
Количество часов |
1-2 неделя сентября |
Введение. Методы исследования в биологии. Экологические факторы. |
Изучение нового материала, урок- игра |
Выпускник овладеет системой биологических знаний: о методах биологии, экологических факторах их разнообразии Выпускник научится осознавать последствия своего поведения в природе Выпускник получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил поведения в природе. |
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Отличительные признаки живого и неживого. Все живые организмы приспособились в процессе эволюции к условиям обитания, к живым организмам, обитающим по соседству. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Практическая работа: «Экологическое лото» |
Фильм, заготовки для детского лото, клей, ножницы. |
2 |
3 неделя сентября |
Безопасность - хорошо, а халатность - плохо |
Урок с игровой состязательной основой (урок -журнал) |
Выпускник научится знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник освоит приёмы проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник получит возможность научиться: осознанно использовать знания основ здорового образа жизни в быту. |
Знакомство с техникой безопасности при проведении лабораторных, практических работ. Практическая работа: «Изготовление книжки- раскладушки ТБ в кабинете биологии» |
Цветной картон, инструкции |
1 |
4 неделя сентября 1-2 неделя октября |
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
Урок общеметодологической направленности, экскурсии в дендропарк, на водоём. |
Выпускник научится проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления Выпускник получит возможность научиться: • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. |
В фенологии регистрация сезонных изменений в природе ведутся с помощью фенологических наблюдений, - фиксации даты (число, месяц, год) наступления сезонных явлений в определённом географическом пункте. Для организации фенологических наблюдений необходимо придерживаться определённых правил: Ознакомиться с окружающей местностью, определить видовой состав растительности и животных, ознакомиться с методикой фенологических наблюдений различных типов и т.д. |
Блокноты, карандаши |
3 |
3-4 неделя октября, 2-3 ноября |
Клетка. Разнообразие клеток. |
Урок открытия нового знания (урок- экспедиция, практикум). |
Выпускник научится выделять существенные признаки клеток растений, животных, грибов. Выпускник получит возможность научиться работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения клеток растений, животных, грибов, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. |
Клетка – наименьшая структурная единица всех живых организмов. Есть организмы, которые представлены всего – на всего одной клеткой, а есть организмы, которые состоят из десятков триллионов клеток (человек). Но несмотря на всё это, именно в клетке происходят все процессы свойственный целому живому организму. В зависимости от выполняемых функций у разных клеток могут быть особенности строения, но есть ряд черт характерных для всех клеток. Практическая работа « Моделирование клеток» |
Динамические модели клеток, микроскопы, готовые микропрепараты, пластилин, доски для лепки. |
4 |
4неделя ноября 1-2 неделя декабря |
Химический состав растений. |
Урок открытия нового знания (смешанного типа) |
Выпускник научится использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; Выпускник получит возможность научиться основам исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов |
Растения состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов). К органическим веществам, которые называют углеводами, относят крахмал, глюкозу, сахар и другие. Проведя опыты, вы убедитесь, что растения состоят из этих веществ. Но для начала нужно вспомнить технику безопасности при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, и правила работы с инструктивными картами. Опыт 1. 1) Возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан. 2) В марле осталась тягучая клейкая масса — клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. 3) Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2—3 капли йода. Что вы наблюдаете? Сравните свои результаты с результатами среза клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Опыт 2. 1. Положите на бумагу семена подсолнечника, льна (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось? Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав растений. Однако, часто в живые организмы тем или иным путём попадают особые вещества, которые вызывают нарушение процессов жизнедеятельности, протекающих на уровне клетки или целого организма. Эти вещества называются токсинами. |
Стаканы с водой, марля, мука, иод, фильтровальная бумага, семена. |
3 |
2-4 неделя января |
Нарушение роста, развития и других процессов, протекающих в живых организмах под действием токсинов. |
Урок рефлексии (практикум) |
Выпускник научится аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек. Выпускник получит возможность научиться анализировать и оценивать последствия влияния факторов риска на живые организмы, в том числе и на здоровье человека. |
Многие тяжелые металлы в небольших количествах необходимы для жизнедеятельности человека, накапливаясь в растительных и животных тканях они оказывают токсическое воздействие. Среди них — медь, цинк, марганец, железо, кобальт увеличение их содержания выше нормы вызывает токсичный эффект и представляет угрозу для здоровья. Кроме того, существует около 20 металлов, не являющихся необходимыми для функционирования организма. Наиболее опасные из них — ртуть, свинец, кадмий и мышьяк. Отравление человека ртутью известно как болезнь Минимато. Она впервые была обнаружена у японских рыбаков при потреблении рыбы из загрязненных ртутью водоемов. Клиническая картина связана с необратимыми изменениями в нервной системе, вплоть до летальных исходов. Воздействие кадмия на организм приводит к нарушению работы почек и вызывает необратимые изменения в скелете. Все подобные вещества вызывают общее отравление организма, хотя механизм их действия и признаки поражения совершенно различны, но приводят к нарушению процессов жизнедеятельности. Практическая работа «Влияние токсинов на рост и развитие живых организмов». (три вазона с ростками поливают по-разному: один росток – чистой водой, другой – 40% раствором этилового спирта, третий – взвесью синтетического клея в воде. В ходе опыта школьники видят, как токсические вещества губительны для растений). |
Справочная литература, 3 горшка с растениями одного вида, вода, 40% раствор этилового спирта, взвесь синтетического клея в воде. |
3 |
1-2 неделя февраля |
Определение загрязнения спорами бактерий разных помещений школы. Меры профилактики бактериальных инфекций. |
Уроки смешанного типа |
Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток бактерий) и процессов, характерных для них; различать по внешнему виду, схемам и описаниям клетки бактерий; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний; Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; |
В составе воздуха в помещениях школы могут содержаться бактериальные микроорганизмы, которые могут быть условно патогенными. Многие комнатные растения снижают численность микроорганизмов в воздухе, обладая фитонцидными свойствами. Снижение количества микроорганизмов достигается также благодаря проветриванию помещений |
Чашки Петри, желатин, куриный и рыбный бульон, микроскопы, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы. |
2 |
3-4 неделя февраля |
Какие они грибы? Как уберечься от отравления грибами. Полезная плесень. Дрожжи. |
Уроки смешанного типа |
Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клетки грибов) и процессов, характерных для них; различать по внешнему виду, схемам и описаниям различных представителей грибов; осуществлять классификацию биологических объектов (грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. |
В грибах сочетаются черты растений и животных, а также признаки, свойственные только грибам. Не только за отменные вкусовые качества люди любят грибы, они обладают еще прекрасными полезными свойствами: источник белка, малокалорийны, разные грибы «предпочитают» накапливать определённые металлы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Пеницилл вырабатывает пенициллин. Это первый открытый в медицине антибиотик. Пенициллин широко применяют как противовоспалительное средство для подавления жизнедеятельности болезнетворных бактерий. Многие виды плесневых грибов наносят большой вред народному хозяйству: портят продукты питания, разрушают лесоматериалы и ткани, вызывают заболевания растений, животных и человека. Особый вред приносят плесневые грибы при хранении картофеля, овощей, зерна. Дрожжи - ценный объект для научных исследований. Их легко выращивать на питательных средах, они быстро растут и образуют многочисленное потомство. |
2 |
|
1-3 неделя марта |
«Зелёная школа знатоков». (Знакомые незнакомцы: водоросли, лишайники, мхи и папоротники). |
Урок открытия нового знания (игра-квест) |
Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; Выпускник получит возможность научиться: создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. |
Ведущий зачитывает детям письмо. «Дорогие ребята, я Маша со своим другом Мишей, приглашаю Вас пройти курс обучения в моей Зелёной школе знатоков. Почему именно Вас? Да потому, что все говорят о вашей проницательности, уме, ловкости и находчивости. Мне очень нужны такие помощники, но я должна убедиться, что вы действительно такие, как о Вас говорят. Для этого пройдите мои испытания!» Ведущий: Ну что ж, ребята, оказывается, попасть в Зелёную школу Маши и медведя не так уж и просто. Вы готовы пройти испытания? Наверно, они должны прилагаться к письму (открывает конверт и достаёт карточки с заданиями). А вот и сами испытания. И так, давайте начнём!!! |
Письмо, карта, верёвочный лабиринт в спортзале, гербарии водорослей, мхов, лишайников, комнатные папоротники, карточки с заданиями (кейсы о особенностях строения, обитания мхов, лишайников, водорослей, папоротников, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека), ватманы, краски |
3 |
4 неделя марта 1-4 неделя апреля |
Особенности голосеменных и покрытосеменных растений. Роль голосеменных и покрытосеменных растений в жизни человека. Агротехника растений. Работа с комнатными растениями. Приёмы выращивания и размножения культурных растений и уход за ними. Особенности проектирования цветников, подбор цветущих растений. |
Урок открытия нового знания, урок рефлексии . |
Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; Выпускник получит возможность научиться: использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений |
Голосеменные и покрытосеменные произошли от одного общего предка -древних водорослей. У покрытосеменных появился новый орган размножения – цветок, который привлекает насекомых сильным запахом и яркой окраской. Они переносят пыльцу от одного цветка к другому. Так обеспечивается более надёжное опыление растений, не только ветром, как у голосеменных, но и насекомыми. А также появился плод, который защищает семя от неблагоприятных условий, облегчает их распространение. Фитонциды их значение в жизни человека. Ядовитые растения. Значение лекарственных растений, озеленения населённых пунктов и помещений для человека. Практическая работа «Пикировка рассады». Практическая работа «Проектирование школьной клумбы" |
Справочники, цветочные горшки, ящики для рассады, садовые совки, почвенный грунт, лопаты, грабли, лейки. |
5 |
1-3 неделя мая |
Экотуризм |
Урок общеметодологической направленности (экскурсии) |
Выпускник научится: знать и аргументировать основные правила поведения в природе; Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы; осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; |
Красная книга. Редкие и исчезающие растения и животные. Охрана окружающей среды. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Экомаршруты родного края. Растительный и животный мир Гусевского микрорайона города Сергач. |
3 |
|
Итоговое занятие: защита творческих проектов |
Урок развивающего контроля (творческий отчёт) |
Выпускник научится: использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; Выпускник получит возможность научиться: создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; |
Заслушивание творческих отчётов, презентаций обучающихся |
Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер. |
3 |
Используемая литература.
1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы Автор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013
2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012
3. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
Издание: Академия: 2012
4. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013
5. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007
6. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006
7. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011
8. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012
9. Фенологическая сеть: Русское географическое общество: https://fenolog.rgo.ru/page/programma-fenologicheskih-nablyudeniy
10. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник/В.В. Пасечник.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015