Календарно-тематический план внеурочной деятельности по технологии для обучающихся 6 классов
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 6 классов
Составитель: учитель МКОУ СОШ №8 с. Манычское
высшей квалификационной категории
Ляхова Наталья Владимировна
Тематический план по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 6 классов разработан на основе программы по трудовому обучению для сельских школ под руководством В.Д.Симоненко 2014 г. в соответствии с учебным планом ОУ.
Рассчитаны занятия на 0,5 часа в неделю, 18 часов в год, 9 часов в осенний период и 9 часов в весенний период, что дает возможность овладеть практическими навыками на учебно-опытном участке школы. Включены разделы по животноводству и сельскохозяйственной технике.
Для реализации программного содержания используется учебник по трудовому обучению (сельскохозяйственные работы) для 5-7 классов /З. А. Клепинина, В. С. Капралова, Д. И. Трайтак и др.; Под редакцией Д. И. Трайтака. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Данная внеурочная деятельность рассчитана на использование в школах, где имеются земельные площади или пришкольные участки для организации практической деятельности учащихся по сельскохозяйственному труду.
Внеурочная деятельность трудового обучения (сельскохозяйственный труд в 6 классах) разработана в соответствии с основными положениями модернизации общеобразовательной школы по технологии.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду в 6 классах обучающиеся должны получить общетрудовую подготовку работы на земле, способствующую их гражданскому становлению, нравственному и интеллектуальному воспитанию, физическому развитию.
Дата |
урока |
Содержание урока |
Цель |
Оборудование |
Теоретические сведения |
Межпредмет. связи |
Практические работы |
Региональный компонент |
Метод. обучения |
Д/З |
1 |
Правила уборки и учета урожая, отбора и хранения семенников. |
Дать представление о с/х производстве, познакомить с условиями необходимыми для сбора культ.растений, правилами личной гигиены и безопасности труда на УОУ. |
Таблицы с/х |
Условия, необходимые для сбора урожая. Приёмы уборки и хранения овощных культур. Условия хранения семенников и их отбор. |
Природоведение Vкл.-« Растения поля». |
1. Отбор семенников двулетних овощных культур, подготовка и закладка их на хранение. Осмотр делянки и растений для уборки на семенники. Выкапывание корнеплодов и обрезка ботвы. Хранение корнеплодов, причины снижения урожая семян. Осмотр ратений перед закладкой Укладка семенников в хранилище, маркировка. |
Выращивание овощных культур на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 59-61 |
|
2 |
Понятие о севооборотах и мелиорации с/х угодий. |
Дать общее понятие о севообороте. Познакомить с необходимостью в чередовании культур на полях севооборота. Дать общее понятие о мелиорации. Познакомить с видами полива, формировать навыки и умения осушения заболоченных земель. Значение лесных полос в с/х. |
Таблицы с/х |
Понятие о севообороте, мелиорации с/х угодий. Виды мелиораций и их значение. |
Условия необходимые для выращивания растений. (Трудовое обучение V-VII кл) |
Виды мелиораций на Ставрополье |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий |
Стр. 72-77 |
||
3 |
Особенности обработки почвы на полях. |
Ознакомить уч-ся с особенностями влияния плодородия почвы на урожай культурных растений, способами повышения плодородия почвы. |
Таблицы с/х |
Почва – поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Понятие плодородия. Типы почв- подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы |
Почва и её состав. (Природоведение Vкл.) |
Типы почв на Ставрополье |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий |
Стр. 70-72 |
||
4 |
Практическая работа |
Продолжение формирование умения уборки и учёта урожая. |
Ёмкости для овощей, вилы ножи, весы , пакеты, бумага для этикеток, карандаши. |
Внешний вид растений, их состояние (в полном развитии, подсохшие нижние листья, растения повреждены вредителями, болезнями.) Правила пользования весами. |
Уборка и учет урожая. (Трудовое обучение V- кл) |
Уборка и учет урожая выращенных культур. |
Как развито овощеводство на ставрополье? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Отчёт |
|
5 |
Практическая работа |
Формирование умения оформлять результаты работы. |
Тетрадь, линейка, карандаш. |
Способы уборки и учёта урожая. Учёт урожая отдельно с контрольной и опытной делянки |
Уборка и учет урожая. (Трудовое обучение V- кл) |
3. Оформление результатов работы. |
Виды уборки с/х культур на территории Ставрополья. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Отчёт |
|
6 |
Характеристика местных почв. |
Дать понятие о местных почвах. Ознакомление с особенностями обработки почвы, формирование умения и навыков работы с с/х инвентарём. |
Таблицы с/х «С/х орудия и машины» «Почва и её обработка» |
Типы почв на Ставрополье. Почва, как источник минерального питания растений. Охрана почв. Способы обработки почв. |
Почва. (Природоведение V-VI кл) |
4. Обработка почвы с внесением органических удобрений. |
Почвы своей местности |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 70-71 |
|
7 |
Практическая работа |
Дать понятие о местных почвах. Ознакомление с особенностями обработки почвы, формирование умения и навыков работы с с/х инвентарём. |
Таблицы с/х «С/х орудия и машины» «Почва и её обработка» |
Типы почв на Ставрополье. Почва, как источник минерального питания растений. Охрана почв. Способы обработки почв. |
Почва. (Природоведение V-VI кл) |
5. Обработка почвы |
Почвы своей местности |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практи-ческим рабо-там собъясне-нием правил личной гигиены и безопасности труда. |
Отчёт |
|
8 |
Практическая работа |
Дать понятие о местных почвах. Ознакомление с особенностями обработки почвы, формирование умения и навыков работы с с/х инвентарём. |
Таблицы с/х «С/х орудия и машины» «Почва и её обработка» |
Типы почв на Ставрополье. Почва, как источник минерального питания растений. Охрана почв. Способы обработки почв. |
Почва. (Природоведение V-VI кл) |
6. Обработка почвы |
Почвы своей местности |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Отчёт |
|
9 |
Экскурсия. Ознакомление с общим устройством почвообрабатывающих машин и орудий. Наблюдение за их работой, определение их производитель-ности. |
Ознакомление с общим устройством почвообрабатывающих машин и орудий |
Тетрадь, карандаш, рулетка , мерная линейка |
Виды обработки почв производимые в поле. Машины и механизмы используемые для обработки почвы, их название. Условия работы. Т.Б.Вид используемого горючего. |
(Природоведение IV-Vкл). С/х машины. |
7. Измерение глубины обработки почвы, ширина захвата за 1 прём. Обработка почвы. Проверка наличия или отсутствия необработанных участков среди уже обработанного поля, по краям. Составление характеристики качества выполненной раоты. |
Разнообразие с/х машин. Достижения науки в развитии с/х техники на территории Ставропольского ркая |
Наблюдения |
||
10 |
Понятие о сорте, его продуктивности. Основные агротехнические приемы выращивания растений с учетом их биологической особенностей. |
Дать понятие о сорте, селекции, фенологических наблюдениях |
Таблицы с/х |
Каждый новый сорт требует своей технологии выращивания, которая разрабатывается на основе длительных наблюдений за растениями с учетом биологических особенностей культуры и почвенно- климатических условий зоны. |
(Природоведение V-VI кл) |
-------------- |
Развитие селекции на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий |
Стр.78-79 |
|
11 |
Механизация работ по возделыванию с/х растений. Способы и нормы внесения удобрений и охрана окружающей среды. |
Дать представление о механизации работ по возделыванию с/х растений, способах и нормах внесения удобрений и охране окружающей среды. |
Таблицы с/х |
Механизация позволяет создать хорошие условия для прорастания семян, накопления и сохранения в почве питательных веществ |
(Природоведение V-VI кл) |
8.Обработка почвы с внесением удобрений. Подготовка семян к посеву и клубней к посадке. Расчет потребности семян, клубней и удобрений на отведенную площадь посева (посадки) |
Экологические проблемы на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.102-110 |
|
12 |
Понятие о рассаде. Виды защищенного грунта. |
Дать понятие о рассаде и видах защищенного грунта |
Грабли, решето, лопаты, ведра, ящики для рассады, семена. |
Рассада-посадочный материал, выращенный из семян для пересадки на постоянное место в поле. На огород, в теплицу , в цветник. |
(Природоведение V-VI кл) |
9.Подготовка парников или рассадных ящиков и посев в них семян. |
Виды защищенного грунта на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.79-86 |
|
13 |
Пикировка и уход за рассадой |
Формирование умений и навыков работы по пикировке и уходу за рассадой |
Рассадные ящики, маркер, колышки , питательные смеси |
Пересадка растений из рассадных ящиков, когда у растений хорошо разовьются семядольные листья или начнет образовываться первый настоящий лист |
(Природоведение V-VI кл) |
10.Пикировка рассады. |
Районированные культуры на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.84-86 |
|
14 |
Высадка рассады и семенников в грунт |
Формирование умений и навыков работы по высадке рассады и семенников в грунт. |
Ящики, корзины, Лопаты, удобрения ,лейки с водой |
При наступлении теплых дней рассаду высаживают в грунт на постоянное место. Высаживают во влажное место и во второй половине дня или в пасмурные дни. |
(Природоведение V-VI кл) |
11. Высадка рассады в грунт. Посадка клубней картофеля. |
Районированные культуры на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.87-91 |
|
15 |
Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление , полив, подкормка, окучивание) |
Формирование умений и навыков работы по уходу за растениями |
Лейка, мотыга, рыхлитель, перчатки |
Для каждой культуры проводится по примерному плану |
(Природоведение V-VI кл) |
12.Уход за растениями |
Районированные культуры на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.88 |
|
16 |
Защита растений от сорняков и от вредителей |
Дать представление о защите растений от сорняков и от вредителей |
Настой из трав тысячелистника или ботвы томата, перчатки . ведра, вода, |
Применение различных мер борьбы с сорняками и вредителями: химические, агротехнические и биологические. |
(Природоведение V-VI кл) |
13.Проведение работ по защите растений от вредителей и сорняков. |
Защита растений от сорняков и от вредителей на Ставрополье и в нашем селе. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.91-93 |
|
17 |
Корма-источник жизни и продуктивности животных. |
Дать представление отчего зависит продуктивность с/х животных. |
Таблицы с/х |
С кормом животные должны получать питательные вещества, необходимые для поддержания жизни и образования продукции. |
(Природоведение V-VI кл) |
14.Изучение видов кормов по образцам. Определение качества кормов по внешним признакам. |
Основные виды кормов на Ставрополье и в нашем селе. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.94-100 |
|
18 |
Особенности кормления кроликов |
Дать представление о особенности кормления кроликов |
Таблицы с/х |
Кормят кроликов в строго определенное время, обычно три раза в день. Кролик-растительно-ядное животное |
(Природоведение V-VI кл) |
15.Кормление кроликов |
Кролиководство на Ставрополье и в нашем селе |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.100-101 |