Календарно-тематический план по биологии для 6 класса (обучающиеся с умственной отсталостью)
Календарно-тематический план
по БИОЛОГИИ
6 е класс
для обучающихся с умственной отсталостью
Учителя Созоновой Екатерины Ивановны
г. Советский
2018-2019 уч. год
Раздел I. Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвер. Приказом Минобр. РФ от 05.03. 204 № 1089), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл.: в 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 31.08.2018 г. №420 «Об утверждении основных образовательных программ»
Характеристика обучающихся с умственной отсталостью.
Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии при специально созданных условиях.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроке заключается в:
- рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;
- выборе цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Из-за невозможности таких детей постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач. Учитель использует приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.
Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.
В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У ученика с особенными образовательными потребностями слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
При подготовке к уроку учитывается:
Тема урока.
Тип урока.
Основная цель урока.
Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
Формы и методы обучения.
Оценка учащихся.
Анализ урока.
Типы уроков для обучающихся с умственной отсталостью.
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике по работе с обучающимися с умственной отсталостью различают: урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
В практике работы с обучающимися с умственной отсталостью чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:
корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
коррекцию и развитие связной письменной речи;
коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
коррекцию и развитие зрительных восприятий;
развитие слухового восприятия;
коррекцию и развитие тактильного восприятия;
коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
С учетом динамики работоспособности детей с задержкой психического развития применяются следующие этапы организации деятельности на уроке: организационно- подготовительный; основной; заключительный.
Организационно-подготовительный этап.
У детей с умственной отсталостью создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей работой.
По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.
Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обеспечивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованности в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями обучающихся, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обучение своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.
Сначала осуществляется показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной подготовки учащихся к учебной деятельности.
Основной этап.
На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению основной задачи урока, чтобы обучающиеся соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После подготовлений приступают к изучению нового материала или повторению предыдущего материала.
На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: коррекционно-развивающие упражнения.
Главное требование в этом звене урока - обеспечить у учащихся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.
Заключительный этап.
Заключительный этап состоит в организационном завершении урока. Подготовительную часть урока соотносится с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока). Основной этап осуществляется до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), проводятся физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.
На уроках с обучающимися с умственной отсталостью используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Учебной задачей по данному предмету является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. На уроках мы способствуем ориентировке учащихся в современном мире, применяем различные методы и приемы для благополучной адаптации учащихся и их успешной реализации после окончания школы.
Данный учебный предмет направлен на достижение следующих целей:
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
Воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основной целью курса природоведение для обучающихся с умственной отсталостью является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит обучающий характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, деловые игры).
Курс «Естествознание» в 6 классе продолжает курс природоведения 5 класса. В 6 классе обучающиеся получают достаточную естественно – научную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в VII- IX классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе, получают первоначальные знания о Вселенной, расположении и движении планет, о космических телах, об уникальности планеты Земля, в отличии от других планет Солнечной системы. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
В 6 классе учащиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Программа 6 класса состоит из 4-х разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва».В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.
Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.
Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а так же применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.
Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв. Проводится экскурсия по изучению слоев земли, определение величины почвенного слоя.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой обучения является урок. При проведении уроков используются:
беседы
интегрированные уроки,
практикумы
работа в группах
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Формы контроля:
тестовые задания
устные ответы учащихся
самостоятельные работы
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)
Четверть/год |
Часов в неделю |
Всего |
В том числе |
|
Лабораторных работ |
Практических работ |
|||
1 четверть |
1 |
18 |
||
2 четверть |
1 |
14 |
||
3 четверть |
1 |
20 |
||
4 четверть |
1 |
18 |
||
ГОД |
70 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п ур. 1 |
Тема раздела, урока 2 |
Кол-во часов 3 |
Дата проведения 4 |
Примечание 5 |
Введение. называть:правила поведения в кабинете биологии, правила техники безопасности. признаки растительного организма. Науки, изучающие живую и неживую природ характеризовать:тела живой и неживой природы, как происходит смена времен года и суток на Земле. вести :фенологические наблюдения, проводить:измерения температуры воздуха, выполнять несложные наблюдения и практические работы. уметь: работать с текстом и рисунками учебника. термины и понятия:живые и неживые тела, газ, твердое тело, жидкость, атомы, молекулы, климат, испарение, пар, химические вещества, химические изменения. |
||||
1. |
Природа живая и неживая; |
1ч |
||
2. |
Твердые тела |
1ч |
||
3. |
Жидкости и газы. |
1ч |
||
4. |
Для чего изучают природу |
1ч |
||
Вода. называть: водоемы Земли, три состояния воды, свойства воды, приборы для измерения температуры, свойства льда, как люди используют лед, где на Земле хранятся запасы пресной воды. объяснять: как человек использует воду, в чем состоит ценность воды. характеризовать: значение воды в жизни живых организмов, как люди используют воду, три состояния воды; проводить: простейшие опыты. уметь: работать с текстом и рисунками учебника, пользоваться приборами для измерения воды, сравнивать : чистую и мутную воду, морскую и питьевую воду, Термины и понятия: пар, вода, газ, растворимость, испарение, айсберг, ледник, водоем, минеральная вода, мутная вода, ч истая вода, морская и питьевая ( пресна) вода, |
||||
5. |
Вода в природе. |
1ч. |
||
6. |
Вода – жидкость, непостоянство формы и текучесть воды. |
1ч. |
||
7. |
Температура воды и ее измерение. |
1ч. |
||
8. |
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. |
1ч. |
||
9. |
Ориентирование изменения состояния воды |
1ч. |
||
10. |
Лед – твердое тело. |
1ч. |
||
11. |
Превращение воды в пар и кипение воды. |
1ч. |
||
12. |
Три состояния воды в природе. |
1ч. |
||
13. |
Вода – растворитель. |
1ч. |
||
14. |
Водные растворы. |
1ч. |
||
15. |
Использование водных растворов в природе. |
1ч |
||
16. |
Нерастворимые в воде вещества. |
1ч. |
||
17. |
Чистая и мутная вода. |
1ч. |
||
18. |
Питьевая вода |
1ч. |
||
19. |
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. |
1ч. |
||
20 |
Охрана воды |
1ч |
||
21. |
Обобщающий урок по теме: « Что мы узнали о воде» |
1ч. |
||
Воздух. называть: Состав воздуха. Значение воздуха объяснять: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлажднии. Почему воздух – плохой проводник тепла , теплый водух легче холодного. Движение воздуха в природе характеризовать: Кислород и его значение в жизни растений. Применение углекислого газа. проводить: простейшие опыты с воздухом. уметь: Обращаться с простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды и воздуха; сравнивать : Чистый и загрязненный воздух, углекислый газ и кислород. Термины и понятия: воздух, углекислый газ и кислород, чистый и загрязненный воздух. |
||||
22. |
Воздух в природе. |
1ч. |
||
23. |
Воздух занимает место. |
1ч. |
||
24. |
Воздух сжимаем и упруг. |
1ч. |
||
25. |
Воздух плохой проводник тепла. |
1ч. |
||
26. |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении |
1ч. |
||
27. |
Теплый воздух легче холодного. |
1ч |
||
28. |
Движение воздуха в природе. |
1ч. |
||
29. |
Состав воздуха. |
1ч |
||
30. |
Кислород и его значение в природе и в жизни человека. |
1ч |
||
31. |
Растения – поставщики кислорода. |
1ч. |
||
32. |
Углекислый газ. |
1ч |
||
33. |
Применение углекислого газа. |
1ч |
||
34. |
Значение воздуха. |
1ч. |
||
35. |
Чистый воздух |
1ч |
||
36. |
Грязный воздух |
1ч |
||
37. |
Охрана воздуха |
1ч |
||
38. |
Обобщающий урок по теме: « Что мы узнали о воздухе» |
1ч |
||
Полезные ископаемые. называть: Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина, горючие и ископаемые используемые для получения металлов. объяснять: Значение полезных ископаемых для человека. характеризовать: Внешний вид и свойства торфа, каменного угля, нефти. Их образование, добычу и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). проводить: простейшие опыты. уметь: работать с текстом и рисунками учебника, ориентироваться в коллекции полезных ископаемых. сравнивать: . Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина, горючие и ископаемые используемые для получения металлов. Термины и понятия: Полезные ископаемые, песок, глина, торф, нефть, газ, каменный уголь, железные, медные и алюминиевые руды. |
||||
39. |
Что такое полезные ископаемые. |
1ч. |
||
40. |
Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. |
1ч. |
||
41. |
Гранит, его использование. |
1ч. |
||
42. |
Известняк, его использование. |
1ч. |
||
43. |
Песок и глина, их использование. |
1ч. |
||
44. |
Горючие полезные ископаемые. |
1ч. |
||
45. |
Торф и его использование. |
1ч. |
||
46. |
Каменный уголь и его использование. |
1ч. |
||
47. |
Нефть и ее использование. |
1ч. |
||
48. |
Природный газ и его использование. |
1ч. |
||
49. |
Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений |
1ч. |
||
50. |
Калийная соль. |
1ч. |
||
51. |
Фосфориты и фосфорные удобрения. |
1ч. |
||
52. |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. |
1ч. |
||
53. |
Черные металлы. Чугун и их использование. |
1ч. |
||
54. |
Железные руды и их использование. |
1ч. |
||
55. |
Сталь и ее использование. |
1ч. |
||
56. |
Медная руда и ее использование. |
1ч. |
||
57. |
Алюминий и его использование. |
1ч. |
||
58. |
Медь и ее использование. |
1ч. |
||
59. |
Олово и его использование. |
1ч. |
||
60. |
Обобщающий урок по теме: « Что мы узнали о полезных ископаемых» |
1ч. |
||
Почва. |
||||
61. |
Что называют почвой. |
1ч. |
||
62. |
Состав почвы. |
|||
63. |
Органическая и минеральная часть почвы. |
1ч. |
||
64. |
Песок и глина – минеральная часть почвы. |
1ч. |
||
65. |
Различие почв по составу. |
1ч. |
||
66. |
Как проходит вода в разные почвы. |
1ч. |
||
67. |
Испарение воды из почвы. |
1ч. |
||
68. |
Весенняя и осенняя обработка почвы. |
1ч. |
||
69. |
Охрана почв. |
1ч. |
||
70. |
Обобщающий урок по теме: « Что мы узнали о почве» |
1ч. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Биология учебник для 6 классов А. Н. Никишов. - М: «Просвещение », 2014 г.