12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Плотникова Светлана Николаевна387 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
1 класс
Тема года: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
№ те мы | № уро ка | Наименование темы | Кол-во часов | Форма урока | Должен знать: | Должен уметь: | Материалы | Примеры детских работ |
Тема 1: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ» 8 ч. | ||||||||
1.1. | 1 | Знакомство с «Мастером Изображения». Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Индивидуальная, изображение радуги, радостного солнца | -порядок организации рабочего места, правила ТБ при работе с художественными материалами, -основные цвета, -7 цветов радуги | – организовать рабочее место, рассказать о своем настроении, – назвать предметы разного цвета, -нарисовать радугу | цветные карандаши | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | Индивидуальная, изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья | -простые геометрические фигуры (круг, овал…), -различные виды штрихов | -проводить контурные линии, -применять различные виды штрихов | цветные карандаши или пастель. | ||
1.2. | 3 | Изображать можно пятном. | 1 | Коллективная, изображение листьев – осенний букет | -порядок работы красками, -организацию рабочего места, знать листья разных деревьев, определять их цвета | -работать красками, применять основные средства художественной выразительности | гуашь | |
1.3. | 4 | Изображать можно в объеме. | 1 | Индивидуальная, лепка птицы или животного из целого куска пластилина | - порядок работы с пластилином | -использовать пластилин-применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | пластилин, стеки, дощечка, природный материал | |
1.4. | 5 | Изображать можно линией. | 1 | Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Семья ежей в лесу» | -различные графические линии, -о замысле художника, создании образа | -проводить штрихи и линии в разных направлениях, -создавать работу на основе собственного замысла | бумага, черный фломастер или карандаш. | |
1.5. | 6 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | Индивидуальная, изображение портрета друга (по памяти) | -о пропорциях в портрете | -передать настроение друга, его чувства | цветные карандаши или пастель | |
1.6. | 7 | Разноцветные краски. | 1 | Индивидуальная, изображение осеннего клена | - правила работы с красками, порядок смешивания разных цветов | – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место, смешивать цвета. | Гуащь | |
1.7. | 8 | Художники и зрители. Обобщение темы. | 1 | Фронтальная, Выставка работ | -основные жанры произведений изобразительного искусства. | -узнавать отдельные произведения выдающихся художников | Работы художников, иллюстрации к сказкам | |
Тема 2. «ТЫ УКРАШАЕШЬ». Знакомство с «Мастером Украшения». 8 ч. | ||||||||
2.1. | 9-10 | Мир природы полон украшений. | 2 | Индивидуальная, изображение орнамента, украшение чашки, вазы | -порядок построения чашки, ее украшение - узором, орнаментом | -уметь выстроить предмет с осью симметрии, украсить его узором, орнаментом | цветные карандаши | |
2.2. | 11 | Красоту надо уметь замечать. | 1 | Индивидуальная, украшение рыбки узорами | -о многообразии рыбок и их укращений – хвостов, плавников. | -построить композицию, использовать художественные материалы (графические). | Цветные карандаши, фломастеры, ручки | |
2.3. | 12 | Узоры, которые создали люди. | 2 | Индивидуальная, создание орнамента в круге, в полосе | -о вариантах украшения елки (гирлянды, снежинки, игрушки) | – использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; | бумага, ножницы, клей (гуашь) | |
2.4. | 13 | Как украшает себя человек. | 1 | Индивидуальная, изображение орнамента по воображению | -об орнаментах в русской вышивке | -строить симметричную композицию на листе | гуашь красный фломастер | |
2.5. | 14-16 | «Мастер Украшения» помогает сделать праздник. | 3 | Индивидуальная, конструирование праздничного украшения для новогодней елки | -знать порядок работы с бумагой, ножницами | – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с бумагой, ножницами. | бумага, ножницы, клей | |
Тема 3. «ТЫ СТРОИШЬ». Знакомство с «Мастером Постройки». 10 ч. | ||||||||
3.1. | 17 | Постройки в нашей жизни. | 1 | Индивидуальная, Изображение домика сказочного персонажа | -где и как работает «Мастер Постройки» | -изображать домик сказочного персонажа | Цветные карандаши | |
3.2. | 18 | Дома бывают разными. | 1 | Индивидуальная: изображение придуманного для себя дома. | -геометрические тела, из которых можно построить дом | -создавать конструкцию дома из различных форм | Цветные карандаши | |
3.3. | 19-20 | Домики, которые построила природа. | 2 | Индивидуальная: Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | -работа с пластилином | -находить в природе образцы для построек | пластилин, стеки, тряпочка, дощечка |
|
3.4. | 21. | Дом снаружи и внутри. | 1 | Индивидуальная, Изображение домика – буквы для сказочных человечков | -варианты композиционного решения | -сочетать построение и украшение буквы-домика в рисунке | Цветные карандаши или пастель | |
3.5. | 22-23 | Строим город. | 2 | Индивидуальная, «Сказочный город» | -каким может быть город в любимой сказке | -фантазировать и изображать сказочный город -находить красивые сочетания цвета | Масляная пастель | |
3.6. | 24 | Все имеет свое строение. | 1 | Групповая, Конструирование собачки из коробков | -правила работы с клеем и бумагой | -создавать конструкцию собачки | Спичечные коробки | |
3.7. | 25 | Строим вещи. | 1 | Индивидуальная, Постройка и украшение стаканчика для карандашей | -порядок склеивания стаканчика | -вырезать из бумаги заготовку, склеивать по заготовке конструкцию стаканчика, украшать его | Бумага, ножницы, клей | |
3.8. | 26 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | Коллективная, Создание панно «Наш Зеленоград» | -знать правила работы с бумагой, ножницами, клеем | -объемное изображение домов, цветов, облаков… | Цветная бумага, ножницы, клей | |
Тема 4. «МАСТЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ, УКРАШЕНИЯ, ПОСТРОЙКИ» всегда работают вместе. 7 ч. | ||||||||
4.1. | 27 | Три Брата - мастера всегда трудятся вместе. | 1 | Коллективная | -где и как работают 3 мастера-художника | -определять, какой мастер-художник работал над созданием произведения искусства | Таблички мастеров | |
4.2. | 28-30 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | Коллективная, Изображение сказочных персонажей | -персонажей любимых сказок, основы пропорций фигуры человека | -изображать сказочных персонажей | Цветные карандаши, фломастеры | |
4.3 | 31. | Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 | Индивидуальная, конструирование весенней природы, весенних листьев, цветов | -знать правила работы с бумагой, ножницами, клеем | -создание весенних листьев, цветов и птиц (бабочек, насекомых) из бумаги. | Цветная бумага, ножницы, клей |
|
.4.4. | 32 | Урок любования. Умение видеть. | 1 | Индивидуальная, изображение весенней природы, весенних листьев, цветов | -алгоритм построения предметов (листьев, цветов, насекомых) | -изображать весенние листья, цветы, насекомых, подбирать цвет весенних листьев | Цветные карандаши | |
4.5. | 33 | Композиция «Здравствуй, лето!»(обобщение темы). | 1 | Коллективная, Рисунки на асфальте «Здравствуй, лето!» | -о правилах работы мелками на асфальте | -создавать свой рисунок как часть коллективной работы | Белые и цветные мелки |
Календарно-тематическаое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
2 класс Тема года: «ТЫ И ИСКУССТВО»
№ те мы | № уро ка | Наименование темы | Кол-во часов | Форма урока | Матери алы | Примеры работ | |
Тема 1. Как и чем работают художники. 8 ч. | |||||||
1.1. | 1 | Три основных краски, строящих многоцветие мира. | 1 | Индивидуальная, Композиция из цветов | гуашь (три краски), крупные кисти | ||
1.2. | 2 | Пять красок - все богатство цвета и тона. | 1 | Индивидуальная, Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день) | Гуашь, акварель | ||
1.3. | 3 | Пастель и цветные мелки, акварель - выразительные возможности. | 1 | Коллективная, Изображение мира природы | Пастель, цветные мелки | ||
1.4. | 4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | Индивидуальная, Представление о ритме пятен. Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями | Цв.бумага, ножницы, клей | ||
1.5. | 5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Индивидуальная, Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги | Черная гуашь, фломас-теры, ручки | ||
1.6. | 6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | Коллективная, Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. | Пластилин, стеки | ||
1.7. | 7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | Коллективная, Птички, рыбки | Цв.бумага, ножницы, клей | ||
1. 8. | 8 | Для художника любой материал может стать выразительным. | 1 | Групповая, Украшение баночки | Банки, пластилин, семена | ||
Тема 2. Реальность и фантазия. 8 ч. | |||||||
2.1. | 9 | Изображение и реальность. | 1 | Индивидуальная, Изображения животных, увиденных в зоопарке, в деревне. | Цветные карандаши | ||
2.2. | 10-11 | Изображение и фантазия. | 2 | Индивидуальная, Изображение сказочных животных и птиц Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д. | Фломастеры, цветные ручки | ||
2.3. | 12 | Украшение и реальность. | 1 | Индивидуальная, Украшение животных, насекомых, стилизация | Цв.бумага, цв.ручки | ||
2.4. | 13 | Украшение и фантазия. | 1 | Индивидуальная, Украшение заданной формы (закладка). | Цветные карандаши, ручки | ||
2.5. | 14 | Постройка и реальность. | 1 | Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из бумаги подводного мира. | бумага, ножницы, клей. | ||
2.6. | 15 | Постройка и фантазия. | 1 | Индивидуальная, групповая работа по воображению. Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. | Цв.бумага, ножницы, клей | ||
2.74. | 16 | «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе. | 1 | Групповая, Конструирование елочных игрушек | бумага, ножницы, клей, фломастеры, пастель | ||
Тема 3. О чем говорит искусство. 10 ч. | |||||||
3.1. | 17 | Выражение характера изображаемых животных. | 1 | Индивидуальная, Изображение животных, их характеров . | Гуашь или черный фломастер | ||
3.2. | 18-19 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ. | 2 | Индивидуально-коллективная Изображение доброго и злого воина. | Цветные карандаши | ||
3.3. | 20 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | 1 | Индивидуальная Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и Баба-Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие - злых. | Гуашь или пастель (мелки) на цветном фоне бумаги | ||
3.4. | 21 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | 1 | Индивидуальная, Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и Баба-Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) | Пластилин, стеки, дощечки | ||
3.5. | 22 | Изображение природы в разных состояниях. | 1 | Индивидуальная, Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) | Гуашь | ||
3.6. | 23 | Выражение характера человека через украшение. | 1 | Индивидуальная, Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников | Гуашь | ||
3.7. | 24-25 | Выражение намерений через украшение. | 2 | Коллективно-индивидуальная Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). | Гуашь или фломастеры | ||
3.8. | 26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | 1 | Коллективно-групповая, Мир сказочных героев - добрых и злых (например: терем Царевны-Мебедь, дом для Бабы-Яги, изба Богатыря и т. д.) | Цветная бумага, ножницы, клей | ||
Тема 4. Как говорит искусство. 8 ч. | |||||||
4.1. | 27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | Индивидуальная, Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Борьба зимы и весны. | Гуашь, акварель | ||
4.2. | 28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | Индивидуальная Изображение «теплого царства» (Солнечного города), «холодного царства» (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. | Гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги |
| |
4.3. | 29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | Индивидуальная Изображение весенних ручьев, деревьев. Изображение ветки с определенным | пастель или цветные мелки | ||
4.4. | 30- | Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. | гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина |
| |
4.5. | 31 | Ритм пятен как средства выражения. | 1 | Индивидуальная или групповая Ритмическое расположение летящих птиц. | цветная бумага, ножницы, клей | ||
4.6. | 32 | Пропорции выражают характер. | 1 | Коллективная Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций - бопьшой хвост - маленькая головка - большой клюв. | бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка | ||
4.7. | 33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц». | 1 | Создание коллективного панно по теме «Весна. Шум птиц». | большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей. | ||
4.8. | 34 | Обобщающий урок года. | 1 | Выставка рисунков. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три «Брата-Мастера». |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
3 класс Тема года: «Искусство вокруг нас»
№ те мы | № уро ка | Наименование темы | Кол-во часов | Форма урока | Материалы | Примеры детских работ | ||
Тема 1. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ. 8 ч. | ||||||||
1.1. | 1-2 | Твои игрушки придумал художник. | 2 | Коллективно-индивидуальная Игрушки - какими им быть придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. народная игрушка | или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска | |||
1.2. | 3 | Посуда у тебя дома. | 1 | Индивидуально-групповая Конструкция, форма предметов,роспись и украшение посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. | тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина | |||
1.3. | 4 | Мамин платок. | 1 | Индивидуальная, Эскиз платка для бабушки, т.е. разных по содержанию, ритмики рисунка; колорит как средство выражения. | гуашь, кисти или цв.карандаши | |||
1.4. | 5 | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | Индивидуальная, Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. | Цв.карандаши, пастель | |||
1.5. | 6 | Твои книжки. | 1 | Индивидуальная, Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. | Гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки | |||
1.6. | 7 | Поздравительная открытка. | 2 | Индивидуальная, Эскиз открытки или декоративной закладки. | бумага маленького формата, тушь, перо, палочка. |
| ||
1.7. | 8 | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). | 1 | Урок-обобщение Игра в художников и зрителей. | Работы четверти | |||
Тема 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА. 8 ч. | ||||||||
2.1. | 9 | Памятники архитектуры - наследие веков. | 1 | Индивидуальная, Изображение архитектурного памятника, своих родных мест. | тонированная бумага, восковые мелки или гуашь | |||
2.2. | 10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Коллективная, Изображение деревьев | Цветная бумага, ножницы, клей | |||
2.3. | 11 | Ажурные ограды. | 1 | Индивидуальная Решетки или ворот, вы резание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». | Цветная бумага, ножницы, клей. |
| ||
2.4. | 12 | Фонари на улицах и в парках. | 1 | Индивидуально-групповая Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. | белая и цветная бумага, ножницы, клей или цветные карандаши. |
| ||
2.5. | 13 | Витрины магазинов. | 1 | Коллективная Оформления витрины любого магазина | Гуашь или цветная бумага, ножницы, клей | |||
2.6. | 14-15 | Транспорт в городе. | 1 | Индивидуально-коллективная Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы | |||
2.7. | 16 | Что сделал художник на улицах моего города. | 2 | Урок-обобщение Просмотр коллективных панно. Можно играть в «экскурсоводов» и журналистов». | Работы темы | |||
Тема 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ. 10 ч. | ||||||||
3.1. | 17-18 | Художник в цирке. | 2 | Индивидуальная. Изображение циркового представления и его персонажей | Цветная бумага, мелки, гуашь | |||
3.2. | 19 | Художник в театре. | 1 | Индивидуально-коллективная Создание куклы на уроке. Образ куклы, ее конструкция и украшение. | пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мел кие пуговицы | |||
3.3. | 20-21 | Маски. | 2 | Индивидуально-коллективная Конструирование выразительных острохарактерных масок. Веселые и грустные клоуны | Цветная бумага, ножницы, клей. | |||
3.4. | 22 | Театр кукол. | 1 | Индивидуально-коллективная Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. | Бумага, ножницы, клей, ткань | |||
3.5. | 23-24 | Афиша и плакат. | 2 | Индивидуально-коллективная Эскиз плаката-афиши к спектаклю (пригласительной открытки). | Цветная бумага гуашь, кисти, клей. | |||
3.6. | 25 | Праздник в городе | 1 | Коллективная Изображение Дня города. Изображение, Украшение и Постройка помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. | Цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей |
| ||
3.7. | 26 | Школьный праздник-карнавал (обобщение темы) | 1 | Урок-обобщение Организации и классе выставки всех работ по теме. | Пастель, цветные карандаши, |
| ||
Тема 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ. 8 ч. | ||||||||
4.1. | 27 | Музеи в жизни города. | 1 | Индивидуальная Разнообразные музеи. | Цветные карандаши, ручки | |||
4.2. | 28-29 | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. | 2 | Индивидуальная, Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением. | гуашь, кисти | |||
4.3. | 30 | Картина-портрет. | 1 | Индивидуальная, Портрет подруги, друга | бумага, пастель, цветные карандаши. | |||
4.4. | 31 | Картина-натюрморт. | 1 | Индивидуальная Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
| гуашь, бумага, кисти. | |||
4.5. | 32 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Индивидуально-коллективная Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т. д.). | Большой лист цветной бумаги, мелки |
| ||
4.6. | 33 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Индивидуально-коллективная Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | Пластилин, стеки, подставка из картона | |||
4.7. | 34 | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 | Урок-обобщение Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. | Цветные карандаши |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
4 класс Тема года: «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ »
№ те мы | № уро ка | Наименование темы | Кол-во часов | Форма урока | Матери алы | Примеры детских работ | ||||
Тема 1. ИСТОКИ ИСКУССТВ ТВОЕГО НАРОДА. 8 ч. | ||||||||||
1.1. | 1-2 | Пейзаж родной земли. | 2 | Индивидуальная Изображений пейзажа своей родной земли | Гуашь или акварель | |||||
1.2. | 3-4 | Гармония жилья с природой. | 2 | Коллективная, Знакомство с конструкцией избы, значением ее частей. Конструирование из картона деревянных построек, их украшение. | Бумага, картон, ножницы, клей Гуашь, кисти | |||||
1.3. | 5 | Деревня - деревянный мир. | 1 | Индивидуальная, создание деревни: церкви, колокольни, изб, ворот, амбаров, колодцев... | Цветные карандаши, акварель | |||||
1.4. | 6 | Образ красоты человека. | 1 | Индивидуальная Изображение русского орнамента, полотенца У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. | Лист в клеточку, красный фломастер,бумага, клей, ножницы. | |||||
1.6. | 7-8 | Народные праздники. | 2 | Индивидуальная или коллективная Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. | склеенное полотнище обоев для панно или листы 6yмаги, гуашь, кисти | |||||
Тема 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ. 8 ч. | ||||||||||
2.1. | 9 | Древнерусский город-крепость. | 1 | Индивидуальная Изображение конструкций и пропорций крепостных стен и башен | Цветные карандаши или масляная пастель | |||||
2.2. | 10 | Древние соборы. | 1 | Коллективная Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. | Бумага, ножницы, клей, бумажные пакеты | |||||
2.3. | 11 | Древний город и его жители. | 1 | Индивидуальная Изображение древнерусского города | Гуашь, | |||||
2.4. | 12 | Древнерусские воины-защитники. | 1 | Индивидуальная, Продолжение работы -изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Белая бумага, аппликация, ножницы, клей | |||||
2.5. | 13-14 | Города Русской земли. | 2 | Индивидуальная Изображение разных характеров русских городов. | графическая техника: акварель (монотипия), черная ручка | |||||
2.6. | 15 | Узорочье теремов. | 1 | Индивидуальная Образы теремной архитектуры. Окно. Расписной интерьер или внешний вид. | Цветные карандаши | |||||
2.7. | 16 | Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).. | 1 | Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. | Гуашь или пастель ,маркеры | |||||
Тема 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК. 10 ч. | ||||||||||
3.1. | 17-18 | Образ художественной культуры Японии. | 2 | Индивидуальная Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор. Сад деревьев, воды, камней Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения фигуры. | Акварель, графические материалы | |||||
3.2. | 19 | Искусство народов гор и степей. | 1 | Индивидуальная Изображение пейзажа или селения одного из народов «На крайнем Севере», «В степи».Использование наблюдательной перспективы. Характер пейзажа и построек: ландшафт, небо, растительность, силуэт жилищ. | Цветные мелки, цветные ручки. | |||||
3.3. | 20 | Образ художественной культуры Средней Азии. | 1 | Индивидуальная Изображение среднеазиатского города с мечетями и минаретами. | Бумага, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. | |||||
3.4. | 21-23 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 3 | Изображение образов греческих храмов рисунок или (полуобъемные, плоские Коллективная Древнегреческие праздники (панно) | Гуашь, Белая бумага, ножницы, клей или черный карандаш Гуашь, большие листы | |||||
3.5. | 24-25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 2 | Коллективная Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади». | Графические материалы | |||||
3.6. | 26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 1 | Коллективная Подведение итогов Выставка, беседа - закрепление в сознании детей темы четверти «Каждый народ - художник» | Работы четверти | |||||
Тема 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ. 8 ч. | ||||||||||
4.1. | 27 | Все народы воспевают материнство. | 1 | Индивидуальная, Изображение матери и ребенка, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношен! друг к другу. | Цветные карандаши, пастель | |||||
4.2. | 28-29 | Все народы воспевают мудрость старости. | 2 | Индивидуальная, Изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его внутренний мир. | Гуашь | |||||
4.3. | 30 | Сопереживание - великая тема искусства. | 1 | Индивидуальная, Рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево). | Гуашь (черная или белая) бумага, кисти или ручки, маркеры | |||||
4.4. | 31-32 | Герои, борцы и защитники. | 2 | Индивидуально-групповая Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора. | пластилин, стеки или графич. материалы. | |||||
4.5. | 33 | Юность и надежды. | 1 | Индивидуально-коллективная Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях. | Восковые мелки, пастель | |||||
4.6. | 34 | Искусство народов мира (обобщение темы). | 1 | Итоговая выставка работ. | бумага для оформления работ, клей, ножницы |