Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 1–4 классе по УМК под ред. Б.М. Неменского
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
1 класс
Тема года: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
№ те мы |
№ уро ка |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма урока |
Должен знать: |
Должен уметь: |
Материалы |
Примеры детских работ |
Тема 1: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ» 8 ч. |
||||||||
1.1. |
1 |
Знакомство с «Мастером Изображения». Изображения всюду вокруг нас. |
1 |
Индивидуальная, изображение радуги, радостного солнца |
-порядок организации рабочего места, правила ТБ при работе с художественными материалами, -основные цвета, -7 цветов радуги |
– организовать рабочее место, рассказать о своем настроении, – назвать предметы разного цвета, -нарисовать радугу |
цветные карандаши |
|
2 |
Мастер Изображения учит видеть. |
1 |
Индивидуальная, изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья |
-простые геометрические фигуры (круг, овал…), -различные виды штрихов |
-проводить контурные линии, -применять различные виды штрихов |
цветные карандаши или пастель. |
||
1.2. |
3 |
Изображать можно пятном. |
1 |
Коллективная, изображение листьев – осенний букет |
-порядок работы красками, -организацию рабочего места, знать листья разных деревьев, определять их цвета |
-работать красками, применять основные средства художественной выразительности |
гуашь |
|
1.3. |
4 |
Изображать можно в объеме. |
1 |
Индивидуальная, лепка птицы или животного из целого куска пластилина |
- порядок работы с пластилином |
-использовать пластилин-применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. |
пластилин, стеки, дощечка, природный материал |
|
1.4. |
5 |
Изображать можно линией. |
1 |
Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Семья ежей в лесу» |
-различные графические линии, -о замысле художника, создании образа |
-проводить штрихи и линии в разных направлениях, -создавать работу на основе собственного замысла |
бумага, черный фломастер или карандаш. |
|
1.5. |
6 |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). |
1 |
Индивидуальная, изображение портрета друга (по памяти) |
-о пропорциях в портрете |
-передать настроение друга, его чувства |
цветные карандаши или пастель |
|
1.6. |
7 |
Разноцветные краски. |
1 |
Индивидуальная, изображение осеннего клена |
- правила работы с красками, порядок смешивания разных цветов |
– использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место, смешивать цвета. |
Гуащь |
|
1.7. |
8 |
Художники и зрители. Обобщение темы. |
1 |
Фронтальная, Выставка работ |
-основные жанры произведений изобразительного искусства. |
-узнавать отдельные произведения выдающихся художников |
Работы художников, иллюстрации к сказкам |
|
Тема 2. «ТЫ УКРАШАЕШЬ». Знакомство с «Мастером Украшения». 8 ч. |
||||||||
2.1. |
9-10 |
Мир природы полон украшений. |
2 |
Индивидуальная, изображение орнамента, украшение чашки, вазы |
-порядок построения чашки, ее украшение - узором, орнаментом |
-уметь выстроить предмет с осью симметрии, украсить его узором, орнаментом |
цветные карандаши |
|
2.2. |
11 |
Красоту надо уметь замечать. |
1 |
Индивидуальная, украшение рыбки узорами |
-о многообразии рыбок и их укращений – хвостов, плавников. |
-построить композицию, использовать художественные материалы (графические). |
Цветные карандаши, фломастеры, ручки |
|
2.3. |
12 |
Узоры, которые создали люди. |
2 |
Индивидуальная, создание орнамента в круге, в полосе |
-о вариантах украшения елки (гирлянды, снежинки, игрушки) |
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; |
бумага, ножницы, клей (гуашь) |
|
2.4. |
13 |
Как украшает себя человек. |
1 |
Индивидуальная, изображение орнамента по воображению |
-об орнаментах в русской вышивке |
-строить симметричную композицию на листе |
гуашь красный фломастер |
|
2.5. |
14-16 |
«Мастер Украшения» помогает сделать праздник. |
3 |
Индивидуальная, конструирование праздничного украшения для новогодней елки |
-знать порядок работы с бумагой, ножницами |
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с бумагой, ножницами. |
бумага, ножницы, клей |
|
Тема 3. «ТЫ СТРОИШЬ». Знакомство с «Мастером Постройки». 10 ч. |
||||||||
3.1. |
17 |
Постройки в нашей жизни. |
1 |
Индивидуальная, Изображение домика сказочного персонажа |
-где и как работает «Мастер Постройки» |
-изображать домик сказочного персонажа |
Цветные карандаши |
|
3.2. |
18 |
Дома бывают разными. |
1 |
Индивидуальная: изображение придуманного для себя дома. |
-геометрические тела, из которых можно построить дом |
-создавать конструкцию дома из различных форм |
Цветные карандаши |
|
3.3. |
19-20 |
Домики, которые построила природа. |
2 |
Индивидуальная: Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. |
-работа с пластилином |
-находить в природе образцы для построек |
пластилин, стеки, тряпочка, дощечка |
|
3.4. |
21. |
Дом снаружи и внутри. |
1 |
Индивидуальная, Изображение домика – буквы для сказочных человечков |
-варианты композиционного решения |
-сочетать построение и украшение буквы-домика в рисунке |
Цветные карандаши или пастель |
|
3.5. |
22-23 |
Строим город. |
2 |
Индивидуальная, «Сказочный город» |
-каким может быть город в любимой сказке |
-фантазировать и изображать сказочный город -находить красивые сочетания цвета |
Масляная пастель |
|
3.6. |
24 |
Все имеет свое строение. |
1 |
Групповая, Конструирование собачки из коробков |
-правила работы с клеем и бумагой |
-создавать конструкцию собачки |
Спичечные коробки |
|
3.7. |
25 |
Строим вещи. |
1 |
Индивидуальная, Постройка и украшение стаканчика для карандашей |
-порядок склеивания стаканчика |
-вырезать из бумаги заготовку, склеивать по заготовке конструкцию стаканчика, украшать его |
Бумага, ножницы, клей |
|
3.8. |
26 |
Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
1 |
Коллективная, Создание панно «Наш Зеленоград» |
-знать правила работы с бумагой, ножницами, клеем |
-объемное изображение домов, цветов, облаков… |
Цветная бумага, ножницы, клей |
|
Тема 4. «МАСТЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ, УКРАШЕНИЯ, ПОСТРОЙКИ» всегда работают вместе. 7 ч. |
||||||||
4.1. |
27 |
Три Брата - мастера всегда трудятся вместе. |
1 |
Коллективная |
-где и как работают 3 мастера-художника |
-определять, какой мастер-художник работал над созданием произведения искусства |
Таблички мастеров |
|
4.2. |
28-30 |
«Сказочная страна». Создание панно. |
1 |
Коллективная, Изображение сказочных персонажей |
-персонажей любимых сказок, основы пропорций фигуры человека |
-изображать сказочных персонажей |
Цветные карандаши, фломастеры |
|
4.3 |
31. |
Праздник весны». Конструирование из бумаги. |
1 |
Индивидуальная, конструирование весенней природы, весенних листьев, цветов |
-знать правила работы с бумагой, ножницами, клеем |
-создание весенних листьев, цветов и птиц (бабочек, насекомых) из бумаги. |
Цветная бумага, ножницы, клей |
|
.4.4. |
32 |
Урок любования. Умение видеть. |
1 |
Индивидуальная, изображение весенней природы, весенних листьев, цветов |
-алгоритм построения предметов (листьев, цветов, насекомых) |
-изображать весенние листья, цветы, насекомых, подбирать цвет весенних листьев |
Цветные карандаши |
|
4.5. |
33 |
Композиция «Здравствуй, лето!»(обобщение темы). |
1 |
Коллективная, Рисунки на асфальте «Здравствуй, лето!» |
-о правилах работы мелками на асфальте |
-создавать свой рисунок как часть коллективной работы |
Белые и цветные мелки |
Календарно-тематическаое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
2 класс Тема года: «ТЫ И ИСКУССТВО»
№ те мы |
№ уро ка |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма урока |
Матери алы |
Примеры работ |
|
Тема 1. Как и чем работают художники. 8 ч. |
|||||||
1.1. |
1 |
Три основных краски, строящих многоцветие мира. |
1 |
Индивидуальная, Композиция из цветов |
гуашь (три краски), крупные кисти |
||
1.2. |
2 |
Пять красок - все богатство цвета и тона. |
1 |
Индивидуальная, Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день) |
Гуашь, акварель |
||
1.3. |
3 |
Пастель и цветные мелки, акварель - выразительные возможности. |
1 |
Коллективная, Изображение мира природы |
Пастель, цветные мелки |
||
1.4. |
4 |
Выразительные возможности аппликации. |
1 |
Индивидуальная, Представление о ритме пятен. Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями |
Цв.бумага, ножницы, клей |
||
1.5. |
5 |
Выразительные возможности графических материалов. |
1 |
Индивидуальная, Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги |
Черная гуашь, фломас-теры, ручки |
||
1.6. |
6 |
Выразительность материалов для работы в объеме. |
1 |
Коллективная, Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. |
Пластилин, стеки |
||
1.7. |
7 |
Выразительные возможности бумаги. |
1 |
Коллективная, Птички, рыбки |
Цв.бумага, ножницы, клей |
||
1. 8. |
8 |
Для художника любой материал может стать выразительным. |
1 |
Групповая, Украшение баночки |
Банки, пластилин, семена |
||
Тема 2. Реальность и фантазия. 8 ч. |
|||||||
2.1. |
9 |
Изображение и реальность. |
1 |
Индивидуальная, Изображения животных, увиденных в зоопарке, в деревне. |
Цветные карандаши |
||
2.2. |
10-11 |
Изображение и фантазия. |
2 |
Индивидуальная, Изображение сказочных животных и птиц Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д. |
Фломастеры, цветные ручки |
||
2.3. |
12 |
Украшение и реальность. |
1 |
Индивидуальная, Украшение животных, насекомых, стилизация |
Цв.бумага, цв.ручки |
||
2.4. |
13 |
Украшение и фантазия. |
1 |
Индивидуальная, Украшение заданной формы (закладка). |
Цветные карандаши, ручки |
||
2.5. |
14 |
Постройка и реальность. |
1 |
Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из бумаги подводного мира. |
бумага, ножницы, клей. |
||
2.6. |
15 |
Постройка и фантазия. |
1 |
Индивидуальная, групповая работа по воображению. Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. |
Цв.бумага, ножницы, клей |
||
2.74. |
16 |
«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе. |
1 |
Групповая, Конструирование елочных игрушек |
бумага, ножницы, клей, фломастеры, пастель |
||
Тема 3. О чем говорит искусство. 10 ч. |
|||||||
3.1. |
17 |
Выражение характера изображаемых животных. |
1 |
Индивидуальная, Изображение животных, их характеров . |
Гуашь или черный фломастер |
||
3.2. |
18-19 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. |
2 |
Индивидуально-коллективная Изображение доброго и злого воина. |
Цветные карандаши |
||
3.3. |
20 |
Выражение характера человека в изображении; женский образ |
1 |
Индивидуальная Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и Баба-Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие - злых. |
Гуашь или пастель (мелки) на цветном фоне бумаги |
||
3.4. |
21 |
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. |
1 |
Индивидуальная, Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и Баба-Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) |
Пластилин, стеки, дощечки |
||
3.5. |
22 |
Изображение природы в разных состояниях. |
1 |
Индивидуальная, Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) |
Гуашь |
||
3.6. |
23 |
Выражение характера человека через украшение. |
1 |
Индивидуальная, Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников |
Гуашь |
||
3.7. |
24-25 |
Выражение намерений через украшение. |
2 |
Коллективно-индивидуальная Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). |
Гуашь или фломастеры |
||
3.8. |
26 |
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру |
1 |
Коллективно-групповая, Мир сказочных героев - добрых и злых (например: терем Царевны-Мебедь, дом для Бабы-Яги, изба Богатыря и т. д.) |
Цветная бумага, ножницы, клей |
||
Тема 4. Как говорит искусство. 8 ч. |
|||||||
4.1. |
27 |
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. |
1 |
Индивидуальная, Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Борьба зимы и весны. |
Гуашь, акварель |
||
4.2. |
28 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. |
1 |
Индивидуальная Изображение «теплого царства» (Солнечного города), «холодного царства» (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. |
Гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги |
|
|
4.3. |
29 |
Линия как средство выражения: ритм линий. |
1 |
Индивидуальная Изображение весенних ручьев, деревьев. Изображение ветки с определенным |
пастель или цветные мелки |
||
4.4. |
30- |
Линия как средство выражения: характер линий. |
1 |
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. |
гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина |
|
|
4.5. |
31 |
Ритм пятен как средства выражения. |
1 |
Индивидуальная или групповая Ритмическое расположение летящих птиц. |
цветная бумага, ножницы, клей |
||
4.6. |
32 |
Пропорции выражают характер. |
1 |
Коллективная Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций - бопьшой хвост - маленькая головка - большой клюв. |
бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка |
||
4.7. |
33 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц». |
1 |
Создание коллективного панно по теме «Весна. Шум птиц». |
большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей. |
||
4.8. |
34 |
Обобщающий урок года. |
1 |
Выставка рисунков. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три «Брата-Мастера». |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
3 класс Тема года: «Искусство вокруг нас»
№ те мы |
№ уро ка |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма урока |
Материалы |
Примеры детских работ |
||
Тема 1. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ. 8 ч. |
||||||||
1.1. |
1-2 |
Твои игрушки придумал художник. |
2 |
Коллективно-индивидуальная Игрушки - какими им быть придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. народная игрушка |
или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска |
|||
1.2. |
3 |
Посуда у тебя дома. |
1 |
Индивидуально-групповая Конструкция, форма предметов,роспись и украшение посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. |
тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина |
|||
1.3. |
4 |
Мамин платок. |
1 |
Индивидуальная, Эскиз платка для бабушки, т.е. разных по содержанию, ритмики рисунка; колорит как средство выражения. |
гуашь, кисти или цв.карандаши |
|||
1.4. |
5 |
Обои и шторы в твоем доме. |
1 |
Индивидуальная, Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. |
Цв.карандаши, пастель |
|||
1.5. |
6 |
Твои книжки. |
1 |
Индивидуальная, Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. |
Гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки |
|||
1.6. |
7 |
Поздравительная открытка. |
2 |
Индивидуальная, Эскиз открытки или декоративной закладки. |
бумага маленького формата, тушь, перо, палочка. |
|
||
1.7. |
8 |
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). |
1 |
Урок-обобщение Игра в художников и зрителей. |
Работы четверти |
|||
Тема 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА. 8 ч. |
||||||||
2.1. |
9 |
Памятники архитектуры - наследие веков. |
1 |
Индивидуальная, Изображение архитектурного памятника, своих родных мест. |
тонированная бумага, восковые мелки или гуашь |
|||
2.2. |
10 |
Парки, скверы, бульвары. |
1 |
Коллективная, Изображение деревьев |
Цветная бумага, ножницы, клей |
|||
2.3. |
11 |
Ажурные ограды. |
1 |
Индивидуальная Решетки или ворот, вы резание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». |
Цветная бумага, ножницы, клей. |
|
||
2.4. |
12 |
Фонари на улицах и в парках. |
1 |
Индивидуально-групповая Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. |
белая и цветная бумага, ножницы, клей или цветные карандаши. |
|
||
2.5. |
13 |
Витрины магазинов. |
1 |
Коллективная Оформления витрины любого магазина |
Гуашь или цветная бумага, ножницы, клей |
|||
2.6. |
14-15 |
Транспорт в городе. |
1 |
Индивидуально-коллективная Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). |
белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы |
|||
2.7. |
16 |
Что сделал художник на улицах моего города. |
2 |
Урок-обобщение Просмотр коллективных панно. Можно играть в «экскурсоводов» и журналистов». |
Работы темы |
|||
Тема 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ. 10 ч. |
||||||||
3.1. |
17-18 |
Художник в цирке. |
2 |
Индивидуальная. Изображение циркового представления и его персонажей |
Цветная бумага, мелки, гуашь |
|||
3.2. |
19 |
Художник в театре. |
1 |
Индивидуально-коллективная Создание куклы на уроке. Образ куклы, ее конструкция и украшение. |
пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мел кие пуговицы |
|||
3.3. |
20-21 |
Маски. |
2 |
Индивидуально-коллективная Конструирование выразительных острохарактерных масок. Веселые и грустные клоуны |
Цветная бумага, ножницы, клей. |
|||
3.4. |
22 |
Театр кукол. |
1 |
Индивидуально-коллективная Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. |
Бумага, ножницы, клей, ткань |
|||
3.5. |
23-24 |
Афиша и плакат. |
2 |
Индивидуально-коллективная Эскиз плаката-афиши к спектаклю (пригласительной открытки). |
Цветная бумага гуашь, кисти, клей. |
|||
3.6. |
25 |
Праздник в городе |
1 |
Коллективная Изображение Дня города. Изображение, Украшение и Постройка помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. |
Цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей |
|
||
3.7. |
26 |
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы) |
1 |
Урок-обобщение Организации и классе выставки всех работ по теме. |
Пастель, цветные карандаши, |
|
||
Тема 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ. 8 ч. |
||||||||
4.1. |
27 |
Музеи в жизни города. |
1 |
Индивидуальная Разнообразные музеи. |
Цветные карандаши, ручки |
|||
4.2. |
28-29 |
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. |
2 |
Индивидуальная, Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением. |
гуашь, кисти |
|||
4.3. |
30 |
Картина-портрет. |
1 |
Индивидуальная, Портрет подруги, друга |
бумага, пастель, цветные карандаши. |
|||
4.4. |
31 |
Картина-натюрморт. |
1 |
Индивидуальная Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
|
гуашь, бумага, кисти. |
|||
4.5. |
32 |
Картины исторические и бытовые. |
1 |
Индивидуально-коллективная Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т. д.). |
Большой лист цветной бумаги, мелки |
|
||
4.6. |
33 |
Скульптура в музее и на улице. |
1 |
Индивидуально-коллективная Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. |
Пластилин, стеки, подставка из картона |
|||
4.7. |
34 |
Художественная выставка (обобщение темы). |
1 |
Урок-обобщение Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. |
Цветные карандаши |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского
4 класс Тема года: «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ »
№ те мы |
№ уро ка |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма урока |
Матери алы |
Примеры детских работ |
||||
Тема 1. ИСТОКИ ИСКУССТВ ТВОЕГО НАРОДА. 8 ч. |
||||||||||
1.1. |
1-2 |
Пейзаж родной земли. |
2 |
Индивидуальная Изображений пейзажа своей родной земли |
Гуашь или акварель |
|||||
1.2. |
3-4 |
Гармония жилья с природой. |
2 |
Коллективная, Знакомство с конструкцией избы, значением ее частей. Конструирование из картона деревянных построек, их украшение. |
Бумага, картон, ножницы, клей Гуашь, кисти |
|||||
1.3. |
5 |
Деревня - деревянный мир. |
1 |
Индивидуальная, создание деревни: церкви, колокольни, изб, ворот, амбаров, колодцев... |
Цветные карандаши, акварель |
|||||
1.4. |
6 |
Образ красоты человека. |
1 |
Индивидуальная Изображение русского орнамента, полотенца У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. |
Лист в клеточку, красный фломастер,бумага, клей, ножницы. |
|||||
1.6. |
7-8 |
Народные праздники. |
2 |
Индивидуальная или коллективная Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. |
склеенное полотнище обоев для панно или листы 6yмаги, гуашь, кисти |
|||||
Тема 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ. 8 ч. |
||||||||||
2.1. |
9 |
Древнерусский город-крепость. |
1 |
Индивидуальная Изображение конструкций и пропорций крепостных стен и башен |
Цветные карандаши или масляная пастель |
|||||
2.2. |
10 |
Древние соборы. |
1 |
Коллективная Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. |
Бумага, ножницы, клей, бумажные пакеты |
|||||
2.3. |
11 |
Древний город и его жители. |
1 |
Индивидуальная Изображение древнерусского города |
Гуашь, |
|||||
2.4. |
12 |
Древнерусские воины-защитники. |
1 |
Индивидуальная, Продолжение работы -изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. |
Белая бумага, аппликация, ножницы, клей |
|||||
2.5. |
13-14 |
Города Русской земли. |
2 |
Индивидуальная Изображение разных характеров русских городов. |
графическая техника: акварель (монотипия), черная ручка |
|||||
2.6. |
15 |
Узорочье теремов. |
1 |
Индивидуальная Образы теремной архитектуры. Окно. Расписной интерьер или внешний вид. |
Цветные карандаши |
|||||
2.7. |
16 |
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).. |
1 |
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. |
Гуашь или пастель ,маркеры |
|||||
Тема 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК. 10 ч. |
||||||||||
3.1. |
17-18 |
Образ художественной культуры Японии. |
2 |
Индивидуальная Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор. Сад деревьев, воды, камней Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения фигуры. |
Акварель, графические материалы |
|||||
3.2. |
19 |
Искусство народов гор и степей. |
1 |
Индивидуальная Изображение пейзажа или селения одного из народов «На крайнем Севере», «В степи».Использование наблюдательной перспективы. Характер пейзажа и построек: ландшафт, небо, растительность, силуэт жилищ. |
Цветные мелки, цветные ручки. |
|||||
3.3. |
20 |
Образ художественной культуры Средней Азии. |
1 |
Индивидуальная Изображение среднеазиатского города с мечетями и минаретами. |
Бумага, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. |
|||||
3.4. |
21-23 |
Образ художественной культуры Древней Греции. |
3 |
Изображение образов греческих храмов рисунок или (полуобъемные, плоские Коллективная Древнегреческие праздники (панно) |
Гуашь, Белая бумага, ножницы, клей или черный карандаш Гуашь, большие листы |
|||||
3.5. |
24-25 |
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. |
2 |
Коллективная Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади». |
Графические материалы |
|||||
3.6. |
26 |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). |
1 |
Коллективная Подведение итогов Выставка, беседа - закрепление в сознании детей темы четверти «Каждый народ - художник» |
Работы четверти |
|||||
Тема 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ. 8 ч. |
||||||||||
4.1. |
27 |
Все народы воспевают материнство. |
1 |
Индивидуальная, Изображение матери и ребенка, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношен! друг к другу. |
Цветные карандаши, пастель |
|||||
4.2. |
28-29 |
Все народы воспевают мудрость старости. |
2 |
Индивидуальная, Изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его внутренний мир. |
Гуашь |
|||||
4.3. |
30 |
Сопереживание - великая тема искусства. |
1 |
Индивидуальная, Рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево). |
Гуашь (черная или белая) бумага, кисти или ручки, маркеры |
|||||
4.4. |
31-32 |
Герои, борцы и защитники. |
2 |
Индивидуально-групповая Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора. |
пластилин, стеки или графич. материалы. |
|||||
4.5. |
33 |
Юность и надежды. |
1 |
Индивидуально-коллективная Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях. |
Восковые мелки, пастель |
|||||
4.6. |
34 |
Искусство народов мира (обобщение темы). |
1 |
Итоговая выставка работ. |
бумага для оформления работ, клей, ножницы |