Календарно-тематическое планирование курса «Графическая композиция» (6–11 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования СПЕКТР»
|
Принята на заседании методико-педагогического совета Протокол № |
Утверждаю: Директор МАОУ ДО ЦДО СПЕКТР _____________ Ткаченко В.М. Приказ № |
«Графическая композиция»
Педагог: Трусова В. В.,
педагог дополнительного образования
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Количество часов: 128
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 12 – 16 лет
г. Красноярск, 2018
Пояснительная записка
Цель курса «Графическая композиция» - формирование интереса у детей к изобразительному искусству через овладение навыками создания графической композиции различными художественными средствами.
Базовые задачи:
1) углубить знания и сформировать умения, навыки, необходимые для выполнения композиционно-графических работ;
2) познакомить с творчеством русских и зарубежных художников;
3) сформировать навыки в последовательной работе над этапами трансфомации предметов: реальное изображение, стилизация, ассоциативность, абстракция, знаковость;
4) изучить свойства художественных материалов, их возможности и эстетические качества;
5) развить умение самостоятельно вести работу над композицией;
6) развить фантазии и воображения и возможности выражения их через художественные образы.
Основа курса – изучение теоретических и практических основ организации композиции и исполнения графического листа. В данном курсе важным направлением являются не только основы рисунка, но и познание образно-пластической и орнаментально-конструктивной структуры предмета через практические навыки изучения композиционных решений различными выразительными художественно-графическими средствами. Полученные в ходе курса знания актуальны в архитектурной, дизайнерской и художественной областях.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Продолжительность курса и режим занятий: 128 академических часов по 4 академических часа в неделю.
Виды контроля:
Текущий
Тематический
Итоговый
Ожидаемые результаты:
К концу года обучающиеся должны
уметь:
обобщать форму предметов,
композиционно организовывать графический лист,
выделять композиционный центр различными техническими и графическими приемами изображения,
оформлять графические листы.
знать:
основные виды графических изображений,
последовательность работы над графическим изображением: рисунок с натуры, эскиз, выполнение чистых графических листов,
особенности стилизации объектов,
основы создания книжной иллюстрации.
владеть:
разнообразными техниками исполнения графической композиции,
знаниями по цветовой гармонизации композиции.
Формы контроля:
Выставки
Конкурсы
Смотры
Система оценивания:
По трехбалльной системе: освоил (3), изучил (2),прослушал (1).
Система оценивания: оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков проводится по 3-х бальной системе:
освоил (3 - «высокий»): материал усвоен полностью, обучающийся активно проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально отзывчив, использует различные техники и средства художественного творчества, проявляет творческую инициативу на занятиях, участвует в конкурсах различного уровня;
изучил (2 - «достаточный»): усвоение программы в полном объеме при наличии несущественных ошибок, изредка участвует в конкурсах различного уровня, интерес к художественной деятельности кратковременный, не всегда проявляет творческую инициативу;
прослушал (1 - «низкий»): усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях, пассивен, творчество и самостоятельность отсутствуют.
|
№ п/п |
Сроки проведения |
Какие знания, умения, навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
|
1 |
середина декабря |
Графические приемы, линии, штрихи. Композиция, свет и тень. Владение материалами и инструментами, грамотно располагать предметы в листе, точно передавать пропорции предметов. Умение вносить коррективы в свои действия, добывать и анализировать информацию, допускать существование различных точек зрения. |
Выставка работ |
|
2 |
середина мая |
Приемы создания композиции. Аккуратность работы. Умение изображать предметы во взаимосвязи с пространством. Умение лаконично преобразовать предмет, стилизовать его. Умение использовать цвет в графической композиции. Владение основами искусства книжной илюстрации, плаката, афиши. |
выставка работ |
Для ожидаемых метапредметных результатов при проведении промежуточной/итоговой аттестации используется карта оценивания обучающегося с тремя уровнями: высокий (3), достаточный (2), низкий (1).
|
Сроки проведения |
Ожидаемые метапредметные результаты |
Форма подведения итогов |
|
середина декабря |
Пытается самостоятельно оценивать свои действия. Умеет уступать, убеждать. Умеет вести диалог. Пытается не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. |
Выставка работ |
|
середина мая |
Умеет самостоятельно оценивать свои действия, обосновать правильность или ошибочность результатов в соответствии с заданным алгоритмом действий. Сформированы навыки конструктивного общения и взаимопонимания. Умеет уступать, убеждать. Способен принимать и удерживать цели, предполагающие промежуточные требования. Умеет работать в группах. Умеет не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. |
Выставка работ |
Учебно-тематический план
(128 часов)
|
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||||||
|
всего |
Теория |
Практика |
|||||||
|
1 |
Понятие графики в изобразительном искусстве, материалы и средства графики. |
17 |
8 |
9 |
Практическая работа |
||||
|
2 |
Композиция. |
17 |
8 |
9 |
Самостоятельная работа |
||||
|
3 |
Методы и приемы графического и композиционного поиска. Стилизация. |
30 |
8 |
22 |
Выставка творческих работ |
||||
|
4 |
Элементы книжной графики. |
34 |
10 |
24 |
Практическая работа |
||||
|
5 |
Афишно-плакатная цветная графика. |
30 |
8 |
22 |
Выставка творческих работ |
||||
|
Итого: |
128 |
42 |
86 |
||||||
Календарно-учебный график обучения на 2018-2019 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
№ п/п |
Дата занятия |
Тема занятия |
Кол. часов |
Форма контроля |
|||
|
план |
факт |
||||||
|
теор |
прак |
||||||
|
1 |
Вводное занятие. Виды графики. Многообразие графических техник и материалов. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
2 |
Вводное занятие. Виды графики. Многообразие графических техник и материалов. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
3 |
Понятие линии как средства графики. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
4 |
Линейный орнамент. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
5 |
Линейный орнамент. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
6 |
Понятие пятна как средства графики. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
7 |
Эскизы тушью. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
8 |
Разновидность пятна – силуэт. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
9 |
Силуэт натюрморта. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
10 |
Силуэт натюрморта. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
11 |
Понятие точки как средства графики. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
12 |
Рисунок ветви. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
13 |
Рисунок ветви. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
14 |
Штрих как средство графики. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
15 |
Быстрые зарисовки. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
16 |
Понятия фактуры и текстуры. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
17 |
Понятия фактуры и текстуры. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
18 |
Типы композиции. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
19 |
Типы композиции. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
20 |
Прямые линии и огранизация пространства |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
21 |
Прямые линии и огранизация пространства |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
22 |
Гармония, контраст, ритм. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
23 |
Гармония, контраст, ритм. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
24 |
Цвет как элемент композиции |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
25 |
Цвет как элемент композиции |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
26 |
Цвет как элемент композиции |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
27 |
Свободные формы в композиции |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
28 |
Свободные формы в композиции |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
29 |
Свободные формы в композиции |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
30 |
Буква и текст в графической композиции. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
31 |
Буква и текст в графической композиции. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
32 |
Буква и текст в графической композиции. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
33 |
Буква и текст в графической композиции. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
34 |
Буква и текст в графической композиции. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
35 |
Стилизация и трансформация объектов. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
36 |
Стилизация и трансформация объектов. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
37 |
Натюрморт. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
38 |
Натюрморт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
39 |
Натюрморт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
40 |
Стилизация натюморта. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
41 |
Стилизация натюморта. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
42 |
Стилизация натюморта. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
43 |
Пейзажная графика. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
44 |
Пейзажная графика. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
45 |
Пейзажная графика. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
46 |
Стилизация пейзажа. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
47 |
Стилизация пейзажа. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
48 |
Стилизация пейзажа. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
49 |
Стилизация животных. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
50 |
Стилизация животных. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
51 |
Стилизация животных. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
52 |
Стилизация животных. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
53 |
Графика портрета. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
54 |
Графика портрета. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
55 |
Графика портрета. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
56 |
Стилизация потрета. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
57 |
Стилизация потрета. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
58 |
Стилизация потрета. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
59 |
Фигура человека. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
60 |
Фигура человека. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
61 |
Фигура человека. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
62 |
Стилизация фигуры человека. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
63 |
Стилизация фигуры человека. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
64 |
Стилизация фигуры человека. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
65 |
Вводная лекция. Элементы книжной графики. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
66 |
Вводная лекция. Элементы книжной графики. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
67 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
68 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
69 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
70 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
71 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
72 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
73 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
74 |
Оформление и иллюстрирование книги. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
75 |
Виньетка и буквица. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
76 |
Виньетка и буквица. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
77 |
Виньетка и буквица. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
78 |
Виньетка и буквица. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
79 |
Виньетка и буквица. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
80 |
Виньетка и буквица. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
81 |
Книжные иллюстрации. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
82 |
Книжные иллюстрации. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
83 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
84 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
85 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
86 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
87 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
88 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
89 |
Книжные иллюстрации. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
90 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
91 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
92 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
93 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
94 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
95 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
96 |
Книжные иллюстрации. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
97 |
Карикатура. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
98 |
Карикатура. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
99 |
Понятие печатной графики, ее разновидности. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
100 |
Понятие печатной графики, ее разновидности. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
101 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
102 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
103 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
104 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
105 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
106 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
107 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
108 |
История плакатной графики, афиши. Стили известных художников. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
109 |
Приемы современного плаката и афиши. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
110 |
Приемы современного плаката и афиши. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
111 |
Приемы современного плаката и афиши. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
112 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
113 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
114 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
115 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
116 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
117 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
118 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
119 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
120 |
Приемы современного плаката и афиши. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
121 |
Заголовок. Шрифт. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
122 |
Заголовок. Шрифт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
123 |
Заголовок. Шрифт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
124 |
Заголовок. Шрифт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
125 |
Заголовок. Шрифт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
126 |
Заголовок. Шрифт. |
0 |
1 |
Практическое занятие |
|||
|
127 |
Итоговое занятие. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
|
128 |
Итоговое занятие. |
1 |
0 |
Занятие-лекция |
|||
График проведения аттестации на 2018-2019 учебный год
|
№ п/п |
Вид аттестации |
Форма аттестации |
Дата проведения |
|
|
план |
факт |
|||
|
1 |
Промежуточная |
Выставка и презентация творческих работ |
||
|
2 |
Итоговая |
Выставка и презентация творческих работ |
||