Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Тайны орфографии и грамматики» (3 класс)

9
2
Материал опубликован 17 November 2018 в группе

Пояснительная записка

     Рабочая программа «Тайны орфографии и грамматики 1 - 4 классы» составлена на основе:
- Системы «Начальная школа XXI века», под ред. Виноградовой Н. Ф.;
- Авторской программы «Русский язык» Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Безруких М.М., Кузнецовой М.И. (Сборник программ по системе учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011г.);
- Методического пособия «Методика грамматики и орфографии в начальных классах /В. А. Кустарева, Н. К. Никитина, Н. С. Рождественский и др.; Под ред. Н. С. Рождественского”  2-е изд. - М.: Просвещение, 1979, 239 с.
     

Цель курса: обеспечение условий для расширения, углубления и закрепления знаний по орфографии и грамматике на основе занимательного материала по русскому языку у младших школьников.

Задачи:
1. Углублять и расширять знания обучающихся по орфографии и грамматике.
2. Развивать мотивацию к изучению русского языка, обогащать  словарный запас.
3. Способствовать повышению интереса к русскому языку как к учебному предмету.
    

      Программа курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (3 класс) адресована обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательную программу 1 - 4 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».

Календарно-тематическое планирование курса по выбору

Тайны орфографии и грамматики” (3 класс)

на 2018/19 учебный год

п/п

Дата

Темы уроков

Форма и тип урока

Планируемые умения

и навыки

Содержание

Материально-

техническое обеспечение

Кол-во часов

1

7.09

Что мы знаем о ...?

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Объяснять, в каких случаях люди пользуются разными видами речи

Вводный урок о курсе по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, о значении русского языка в жизни человека;

для того, чтобы попасть на следующую страницу вэб-квэста, необходимо выполнить задания на текущей странице

Собственный интерактивный образовательный сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (для перехода на следующую страницу необходимо нажать на нужную картинку, выбрать которую можно только правильно выполнив задание), аудиозаписи и видеоролики с различными видами речи (звуки природы, диалог, монолог), презентация “Виды речи”

1

2

14.09

Звуки - не буквы

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Различать звуки и буквы, определять качественную характеристику звуков в словах

Введение понятий “звук”, “буква”, “согласные” и “гласные” звуки, “твёрдые” и “мягкие”, “глухие” “звонкие” звуки; знакомство с образованием гласных и согласных в речевом аппарате человека;

урок посвящён году волонтёра и Дню работников леса (16.10): выполняя задания урока-квэста, очищаем лес от мусора

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн- тренажёр “Закрась гласные (согласные)” (сайт “Kidmama”)

1

3

21.09

Где прячутся ошибки?

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Определять орфограммы в разных частях слова

Знакомство с понятием “орфограмма”, с видами орфограмм в разных частях слова;

урок проводится в форме квэста: необходимо пройти все комнаты дома, собрать игрушки, по первым буквам которых потом нужно составить слово, благодаря которому можно выйти из дома (выбор игрушек и переход из одной комнаты в другую осуществляется благодаря выполнению заданий по теме урока)

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайта

“LearningApps.org”

1

4

28.09

Зоркий глаз

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Применять правила написания слов с изученными орфограммами (безударная гласная, парные согласные)

Знакомство с правилами правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова, отработка применения правил при написании слов с орфограммами;

урок посвящён Дню защиты животных (4.10) и году волонтёра, проводится в форме квэста, в результате которого обучающийся (-аяся), выполняя задания по теме урока, помогает бездомным животным (животные попадают с улиц в приют или в “хорошие руки”)

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики о жизни бездомных животных на улицах, в приютах, о том, как животных забирают из приютов домой

1

5

5.10

Звук под маской

Урок комплексного применения знаний и умений; 

 вэб-квэст - ролевая игра

Правильно писать слова с изученными орфограммами (удвоенные согласные, непроизносимые согласные)

Применение правил правописания орфограмм в корне слова;

урок проводится в форме квэста-ролевой игры, во время которой обучающийся (-аяся) выступает в роли учителя, учитель - в роли обучающегося; задания построены таким образом, что обучающийся, опираясь на правила, алгоритмы, предложенные в этих заданиях, может объяснять новый материал

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайтов “LearningApps.org”, “Теремок”

1

6

12.10

Собираем слова

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Выделять в словах корень, приставку, суффикс, окончание, знать роль каждой части слова

Знакомство с частями слова: корнем, приставкой, суффиксом, окончанием, тренировка в выделении частей слова;

урок посвящён Дню уголовного розыска (5.10) и проводится в форме квэста “Детективное агенство”; обучающийся (-аяся) выступает в роли детектива, к которому обратилась Фея, пригласившая на свой День рождения героев различных мультфильмов; после ухода гостей она обнаружила пропажу аквариума с золотой рыбкой; выполнение заданий урока приводит к обнаружению улик, которые в конце урока приведут к воришке

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн- тренажёры сайтов “LearningApps.org”, “Школьный помощник”

1

7

19.10

Конст-

руктор 

 слов

Урок комплексного применения знаний и умений; 

 вэб-квэст

Разбирать слова по составу

Тренировка в разборе слов по составу;

урок посвящён Международному Дню рождения Винни-Пуха (14.10) и проводится в форме квэста: к медвежонку никто не хочет идти на День рождения, так как он плохо освоил в школе тему “Состав слова” и получил плохую оценку; задача обучающегося (-ейся) выполнять задания по теме урока, чтобы каждый из друзей пришёл к Винни-Пуху на его праздник

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”,

онлайн-тренажёры сайтов “LearningApps.org”, “Самоучка”, отрывки из мультфильма, гифки с героями мультфильма

1

8

26.10

Дружба крепкая

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное путешествие

Различать слово и словосочетание, выделять в словосочетании главное и зависимое слова, объяснять значение фразеологизмов, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний

Введение понятий “слово”, “словосочетание”, “фразеологизм”, различение этих понятий, тренировка в объяснении и употреблении фразеологизмов в речи;

урок составлен по мультфильму “Даша- путешественница”: Даша и обезьянка Башмачок нашли птенчика, которого должны вернуть в гнездо; на пути к дереву, на котором находится это гнездо, они преодолевают разные препятствия; правильное выполнение заданий приводит героев к преодолению этих препятствий

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”,

онлайн-тренажёры сайта “LearningApps.org”

1

9

2.11

Каждо-му - своё

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Различать предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять постановку знаков препинания в конце предложения

Различение предложений по цели высказывания, по интонации, тренировка в постановке знаков препинания в конце предложения;

на уроке обучающийся (-аяся) играет в онлайн-игру “Тетрис” - каждую детальку получает после выполнения задания по теме (“тетрис” создан на сайте курса по выбору)

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”,

онлайн-тренажёр “Тетрис”, созданный на этом сайте

1

10

16.11

Гвоздь программы

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Различать и выделять грамматическую основу предложения, отличать простое предложение от сложного

Введение понятий “основа предложения”, “подлежащее”, “сказуемое”, выделение грамматической основы в предложениях; знакомство с простым и сложным предложениями, тренировка в различении простых и сложных предложений; 

урок посвящён Дню полиции (10.11) и разработан по мультфильму “София прекрасная”: после урока по искусству, на котором София с одноклассниками рисовали с натуры пегаса Минимуса, его вывели на улицу, после чего он пропал; задача обучающегося (-ейся) найти Минимуса, выполняя задания урока

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”,

онлайн-тренажёры сайта “LearningApps.org”

1

11

23.11

Чудес-

ные превра-щения

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Распространять нераспространённые предложения

Знакомство с нераспространённым и распространённым предложениями, тренировка в распространении предложений;

урок проводится в рамках Недели начальной школы, посвящённой году волонтёра, и проводится в форме квэста, в результате которого при выполнении заданий урока происходит поэтапное очищение определённого водоёма, его берегов, появлению в нём рыбы, птиц (конспект урока и ссылку на сайт можно будет посмотреть на конкурсе планов-конспектов уроков на Урок.РФ”)

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”,

онлайн-тренажёры сайтов “LearningApps.org”, “Русский язык для детей”

1

12

30.11

Строи-

тельные забавы

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Различать предложение (набор предложений) и текст, определять тему и главную мысль текста

Знакомство с текстом, названием, темой текста, тренировка в умении различать текст от набора предложений, выделении темы и главной мысли составленного текста;

урок посвящён Дню матери (25.11) и проводится в форме квэста, во время которого героиня (для девочек) или герой (для мальчиков) делает для своей мамы добрые сюрпризы

Тренажёры, созданные на сайте курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

1

13

7.12

На новый лад

Урок комплексного применения знаний и умений; 

 вэб-квэст

Работать с деформированным текстом

Тренировка в умении редактировать деформированный текст;

урок посвящён Дню волонтёра (5.12) и проводится в форме оказания помощи скопе, занесённой в Красную Книгу Международного союза охраны природы, Красную Книгу Российской Федерации, Красную Книгу Смоленской области: в гнезде у скопы три яйца, которые она снесла с запозданием, скоро наступят холода, надо сделать так, чтобы птенцы до наступления холодов успели вылупиться и окрепнуть

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики о скопе, её жизни, видео с видом гнезда с яйцами, маленькими птенцами, подрощенными скопятами

1

14

14.12

Старые знако-

мые

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст, игра в футбол

Различать самостоятельные и служебные части речи, классифицировать их

Введение понятий “самостоятельные”, “служебные” части речи, различение этих групп, деление частей речи на самостоятельные и служебные, определение их роли в предложении;

урок посвящён Дню футбола (10.12) и проводится в форме игры в футбол: две команды (учителя и обучающегося (-ейся)); если обучающийся (-аяся) правильно выполняет задание или отвечает на вопросы, то его команда “забивает гол” в ворота команды учителя и, наоборот, если не выполняет задание и не правильно отвечает на вопрос, то команда учителя ”забивает гол” в ворота соперника

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, гифки с футбольными командами, забиванием голов

1

15

21.12

Здравст-вуй, Имя Сущест-витель-

ное!

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст, виртуальное путешествие

Определять грамматические признаки существительных

Распознавание имён существительных среди других частей речи по грамматическим признакам;

урок проводится в форме квэста - виртуального путешествия по странам: первое выполненное задание позволяет обучающемуся (-ейся) выбрать страну (одну из трёх), в которую хочет отправиться, затем выбирает транспорт; во время урока осуществляется знакомство с достопримечательностями выбранной страны

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видео с достопримечательностями стран мира, онлайн- тренажёр сайта “IQша”

1

16

28.12

Кто есть кто? Что есть что?

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные

Выделение среди имён существительных одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных, повторение правила написания собственных имён существительных;

урок посвящён празднованию Нового года и Дню подарков (26.12): Баба-Яга украла символы Нового года (Деда Мороза и Снегурочку, ёлку и украшения, свинку - символ нового года и подарки для детей), необходимо выполнить задания по теме урока, чтобы вернуть всем детям праздник

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, отрывок с участием Бабы-Яги (Г. Милляр) из сказки “Золотые рога”, гифки с приходом Деда Мороза и Снегурочки, свинок - символов нового года, видео украшения ёлки, празднования Нового года, фейерверков, онлайн-

тренажёры сайтов “LearningApps.org”, “Самоучка”

1

17

18.01

Как у сущест-вительного род появился

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное путешествие

Классифицировать существительные по роду, определять род имён существительных

Тренировка в определении рода имён существительных;

во время урока обучающийся (-аяся) виртуально путешествует по заповедникам и национальным паркам

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеозарисовки заповедников и национальных парков

1

18

25.01

Тайны имени сущест-вительного

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Определять число имён существительных, имена существительные, имеющие форму одного числа

Выполнение заданий по определению числа имён существительных, знакомство с существительными, имеющими форму одного числа;

на уроке предстоит открыть сейф, в котором спрятан сюрприз; каждая цифра кода будет предоставлена после выполнения задания (сюрпризом может быть мороженое, так как 24.01 отмечается Международный День мороженого)

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайта “Школьный помощник”, гифк с открывающимся сейфом

1

19

1.02

Новое об имени сущест-витель-ном

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - игра “Крестики - нолики”

Знать названия падежей, уметь определять падежи имён существительных

Знакомство с падежами имён существительных, алгоритмом определения падежей, тренировка в умении определять падежи имён существительных в предложениях и словосочетаниях;

урок проводится в форме игры “Крестики - нолики”: если обучающийся (-аяся) выполняет задание, свой значок ставит он, если нет - свой знак ставит учитель

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

1

20

8.02

Здравствуй, Имя Прилага-

тельное!

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - игра “Что? Где? Когда?

Знать характеристику имён прилагательных, уметь распознавать имена прилагательные среди других частей речи

Распознавание имён прилагательных среди других частей речи по грамматическим признакам;

урок посвящён Дню Российской науки (8.02) и проводится в форме игры Что? Где? Когда?, вопросы направлены на знание грамматических признаков прилагательного

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, гифк с изображением волчка, аудиозапись мелодии игры

1

21

15.02

Прият-

ное соседст-во

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Знать, что число, род, падеж имени прилагательного зависит от формы числа, рода и падежа имени существительного

Тренировка в определении числа, рода, падежа прилагательного по числу, роду и падежу существительного;

урок посвящён Дню аэрофлота (12.02), по ходу урока происходит сбор самолёта из частей (выполнил задание - получил часть самолёта); результат урока - полностью собранный самолёт и информацию о данном виде самолёта

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видео об аэрофлоте и самолёте, модель которого была собрана во время урока

1

22

22.02

Не главная роль

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное посеще-

ние музея воинской славы

г. Смоленска

Определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении

Тренировка в определении синтаксической роли имени прилагательного в предложениях;

урок посвящён Дню защиты Отечества (23.02): обучающийся (-аяся) виртуально посещает музей воинской славы г. Смоленска; для того, чтобы перейти из одного зала музея в другой, необходимо выполнить задания по теме урока

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, презентация “Музей воинской славы

г. Смоленска”

1

23

1.03

Два сапога - пара

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Определять грамматические признаки местоимений, уметь заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями

Знакомство с грамматическими признаками местоимения, тренировка в умении заменять в предложениях повторяющиеся имена существительные;

урок посвящён Дню кошек (1.03), в течение всего урока обучающийся (-аяся) листает книгу с необычной информацией о кошках (малоизвестные породы, удивительные способности кошек)

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, флип-альбом с информацией о кошках

1

24

15.03

Такие разные

Урок усвоения новых знаний; игра “Кто хочет стать отличником?”

Различать местоимения 1, 2 и 3 лица

Знакомство с 1, 2 и 3 лицом местоимений, тренировка в определении лица личных местоимений;

игра “Кто хочет стать отличником?” включает в себя вопросы по теме урока

Онлайн-игра “Кто хочет стать отличником?”, созданная на сайте “LearningApps.org” и размещённая на

сайте курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

1

25

22.03

Здравст-вуй, дядюшка Глагол!

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Определять грамматические признаки глаголов

Распознавание глаголов среди других частей речи по грамматическим признакам;

урок посвящён Международному Дню театров (27.03); на уроке происходит знакомство с различными театрами (театры разных стран, теневой театр, театр, где артистами являются животные и т.д.); выполнил задание - посмотри отрывок из выступления театра, о котором была дана информация

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики с отрывками спектаклей разных видов театров

1

26

5.04

Продол-жаем знакомс-тво

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Изменять глаголы по числам

Тренировка в изменении глаголов по числам;

урок посвящён Дню смеха (1.04), после выполнения каждого задания сообщается история праздника “День смеха”, рассказываются детские анекдоты, смешные школьные истории, просматриваются открывки из КВН-овских выступлений

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоотрывки из КВН-овских выступлений

1

27

12.04

Открываем глагол с новой сторо-

ны

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное путешествие по планетам

Определять неопределённую форму глагола по вопроса

Знакомство с неопределённой формой глаголов, тренировка в образовании от глаголов неопределённой формы однокоренных глаголов; 

урок посвящён Дню космонавтики (12.04) и проводится в форме виртуального путешествия по планетам: “перелёт”от одной планеты к другой осуществляется после выполнения заданий по теме урока

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеосюжет “Земля. Вид из космоса”, видео планет Солнечной системы, гифк летящей ракеты, сияющих звёзд

1

28

19.04

Неболь-шая, но важная разница

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное путешествие на дно океана

Различать совершенные и несовершенные глаголы с помощью вопросов

Знакомство с вопросами для определения совершенного и несовершенного видов глагола, тренировка в определении видов глагола;

урок посвящён Международному Дню Земли (22.04), бережному отношению ко всем ресурсам Земли, во время урока происходит “виртуальный” спуск на дно океана, знакомство с жизнью обитателей океанического дна

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоподборка о животных и растениях океанического дна, гифк батискафа, спускающегося под воду

1

29

26.04

Настоя-щее… Будущее…

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст

Определять время глаголов, образовывать временные формы глаголов

Знакомство с временами глаголов, тренировка в умении определять время глаголов, образовывать временные формы;

урок посвящён Дню танца (29.04); во время урока происходит знакомство с видами танца, которое подтверждается танцевальными видео-зарисовками

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики с различными видами танцев

1

30

17.05

Ещё немного о глаголе

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное путешествие по эрмитажу

Определять род и число глаголов в прошедшем времени

Определение рода и числа глаголов в прошедшем времени;

урок посвящён Международному Дню музеев (18.05) и построен в виде виртуальной экскурсии по эрмитажу: выполненное задание - переход в другой зал

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, интерактивная презентация “Эрмитаж”

1

31

24.05

Мы не вместе

Урок усвоения новых знаний; 

вэб-квэст - виртуальное путешествие в лес

Раздельно писать и глаголы с частицей НЕ

Знакомство с правилом раздельного написания НЕ с глаголами, с глаголами-исключениями, тренировка в правильном написании НЕ с глаголами;

урок проводится в форме виртуального путешествия в лес, во время которого осуществляется сбор грибов, ягод, приобретаются знания и умения отличать ядовитые грибы и ягоды от неядовитых, ориентироваться в лесу

Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видео леса, грибов, ягод, гифки с корзинкамиы с ягодами и грибами

1

32

31.05

Кто русским языком владеет, тот многое умеет

Урок систематиза-ции и обобщения знаний и умений; 

 вэб-квэст

Знать и использовать на практике знания, полученные за год

В форме интерактивной игры “Счастливый случай” обобщаются знания, полученные на уроках за учебный год

Интерактивное игровое поле, созданное на сайте курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

1

Всего: 32 часа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезную и качественную публикацию, Ольга Анатольевна! Такой опыт ценен и достоин внимания коллег!

28 October 2021

Елена Владимировна, спасибо большое за внимание к моим работам и за Ваш позитивный отзыв!

29 October 2021