12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Язенина Ольга Анатольевна14900 Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория. Россия, Смоленская обл., Смоленск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Тайны орфографии и грамматики», 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Тайны орфографии и грамматики 1 - 4 классы» составлена на основе:
- Системы «Начальная школа XXI века», под ред. Виноградовой Н. Ф.;
- Авторской программы «Русский язык» Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Безруких М.М., Кузнецовой М.И. (Сборник программ по системе учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011г.);
- Методического пособия «Методика грамматики и орфографии в начальных классах /В. А. Кустарева, Н. К. Никитина, Н. С. Рождественский и др.; Под ред. Н. С. Рождественского” 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979, 239 с.
Цель курса: обеспечение условий для расширения, углубления и закрепления знаний по орфографии и грамматике на основе занимательного материала по русскому языку у младших школьников.
Задачи:
1. Углублять и расширять знания обучающихся по орфографии и грамматике.
2. Развивать мотивацию к изучению русского языка, обогащать словарный запас.
3. Способствовать повышению интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Программа курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (3 класс) адресована обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательную программу 1 - 4 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору
“Тайны орфографии и грамматики” (3 класс)
на 2018/19 учебный год
№ п/п | Дата | Темы уроков | Форма и тип урока | Планируемые умения и навыки | Содержание | Материально- техническое обеспечение | Кол-во часов |
1 | 7.09 | Что мы знаем о ...? | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Объяснять, в каких случаях люди пользуются разными видами речи | Вводный урок о курсе по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, о значении русского языка в жизни человека; для того, чтобы попасть на следующую страницу вэб-квэста, необходимо выполнить задания на текущей странице | Собственный интерактивный образовательный сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (для перехода на следующую страницу необходимо нажать на нужную картинку, выбрать которую можно только правильно выполнив задание), аудиозаписи и видеоролики с различными видами речи (звуки природы, диалог, монолог), презентация “Виды речи” | 1 |
2 | 14.09 | Звуки - не буквы | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Различать звуки и буквы, определять качественную характеристику звуков в словах | Введение понятий “звук”, “буква”, “согласные” и “гласные” звуки, “твёрдые” и “мягкие”, “глухие” “звонкие” звуки; знакомство с образованием гласных и согласных в речевом аппарате человека; урок посвящён году волонтёра и Дню работников леса (16.10): выполняя задания урока-квэста, очищаем лес от мусора | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн- тренажёр “Закрась гласные (согласные)” (сайт “Kidmama”) | 1 |
3 | 21.09 | Где прячутся ошибки? | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Определять орфограммы в разных частях слова | Знакомство с понятием “орфограмма”, с видами орфограмм в разных частях слова; урок проводится в форме квэста: необходимо пройти все комнаты дома, собрать игрушки, по первым буквам которых потом нужно составить слово, благодаря которому можно выйти из дома (выбор игрушек и переход из одной комнаты в другую осуществляется благодаря выполнению заданий по теме урока) | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайта “ | 1 |
4 | 28.09 | Зоркий глаз | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Применять правила написания слов с изученными орфограммами (безударная гласная, парные согласные) | Знакомство с правилами правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова, отработка применения правил при написании слов с орфограммами; урок посвящён Дню защиты животных (4.10) и году волонтёра, проводится в форме квэста, в результате которого обучающийся (-аяся), выполняя задания по теме урока, помогает бездомным животным (животные попадают с улиц в приют или в “хорошие руки”) | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики о жизни бездомных животных на улицах, в приютах, о том, как животных забирают из приютов домой | 1 |
5 | 5.10 | Звук под маской | Урок комплексного применения знаний и умений; вэб-квэст - ролевая игра | Правильно писать слова с изученными орфограммами (удвоенные согласные, непроизносимые согласные) | Применение правил правописания орфограмм в корне слова; урок проводится в форме квэста-ролевой игры, во время которой обучающийся (-аяся) выступает в роли учителя, учитель - в роли обучающегося; задания построены таким образом, что обучающийся, опираясь на правила, алгоритмы, предложенные в этих заданиях, может объяснять новый материал | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайтов “ | 1 |
6 | 12.10 | Собираем слова | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Выделять в словах корень, приставку, суффикс, окончание, знать роль каждой части слова | Знакомство с частями слова: корнем, приставкой, суффиксом, окончанием, тренировка в выделении частей слова; урок посвящён Дню уголовного розыска (5.10) и проводится в форме квэста “Детективное агенство”; обучающийся (-аяся) выступает в роли детектива, к которому обратилась Фея, пригласившая на свой День рождения героев различных мультфильмов; после ухода гостей она обнаружила пропажу аквариума с золотой рыбкой; выполнение заданий урока приводит к обнаружению улик, которые в конце урока приведут к воришке | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн- тренажёры сайтов “ | 1 |
7 | 19.10 | Конст- руктор слов | Урок комплексного применения знаний и умений; вэб-квэст | Разбирать слова по составу | Тренировка в разборе слов по составу; урок посвящён Международному Дню рождения Винни-Пуха (14.10) и проводится в форме квэста: к медвежонку никто не хочет идти на День рождения, так как он плохо освоил в школе тему “Состав слова” и получил плохую оценку; задача обучающегося (-ейся) выполнять задания по теме урока, чтобы каждый из друзей пришёл к Винни-Пуху на его праздник | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайтов “ | 1 |
8 | 26.10 | Дружба крепкая | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное путешествие | Различать слово и словосочетание, выделять в словосочетании главное и зависимое слова, объяснять значение фразеологизмов, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний | Введение понятий “слово”, “словосочетание”, “фразеологизм”, различение этих понятий, тренировка в объяснении и употреблении фразеологизмов в речи; урок составлен по мультфильму “Даша- путешественница”: Даша и обезьянка Башмачок нашли птенчика, которого должны вернуть в гнездо; на пути к дереву, на котором находится это гнездо, они преодолевают разные препятствия; правильное выполнение заданий приводит героев к преодолению этих препятствий | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайта “ | 1 |
9 | 2.11 | Каждо-му - своё | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Различать предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять постановку знаков препинания в конце предложения | Различение предложений по цели высказывания, по интонации, тренировка в постановке знаков препинания в конце предложения; на уроке обучающийся (-аяся) играет в онлайн-игру “Тетрис” - каждую детальку получает после выполнения задания по теме (“тетрис” создан на сайте курса по выбору) | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёр “Тетрис”, созданный на этом сайте | 1 |
10 | 16.11 | Гвоздь программы | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Различать и выделять грамматическую основу предложения, отличать простое предложение от сложного | Введение понятий “основа предложения”, “подлежащее”, “сказуемое”, выделение грамматической основы в предложениях; знакомство с простым и сложным предложениями, тренировка в различении простых и сложных предложений; урок посвящён Дню полиции (10.11) и разработан по мультфильму “София прекрасная”: после урока по искусству, на котором София с одноклассниками рисовали с натуры пегаса Минимуса, его вывели на улицу, после чего он пропал; задача обучающегося (-ейся) найти Минимуса, выполняя задания урока | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайта “ | 1 |
11 | 23.11 | Чудес- ные превра-щения | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Распространять нераспространённые предложения | Знакомство с нераспространённым и распространённым предложениями, тренировка в распространении предложений; урок проводится в рамках Недели начальной школы, посвящённой году волонтёра, и проводится в форме квэста, в результате которого при выполнении заданий урока происходит поэтапное очищение определённого водоёма, его берегов, появлению в нём рыбы, птиц (конспект урока и ссылку на сайт можно будет посмотреть на конкурсе планов-конспектов уроков на Урок.РФ”) | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайтов “ | 1 |
12 | 30.11 | Строи- тельные забавы | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Различать предложение (набор предложений) и текст, определять тему и главную мысль текста | Знакомство с текстом, названием, темой текста, тренировка в умении различать текст от набора предложений, выделении темы и главной мысли составленного текста; урок посвящён Дню матери (25.11) и проводится в форме квэста, во время которого героиня (для девочек) или герой (для мальчиков) делает для своей мамы добрые сюрпризы | Тренажёры, созданные на сайте курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” | 1 |
13 | 7.12 | На новый лад | Урок комплексного применения знаний и умений; вэб-квэст | Работать с деформированным текстом | Тренировка в умении редактировать деформированный текст; урок посвящён Дню волонтёра (5.12) и проводится в форме оказания помощи скопе, занесённой в Красную Книгу Международного союза охраны природы, Красную Книгу Российской Федерации, Красную Книгу Смоленской области: в гнезде у скопы три яйца, которые она снесла с запозданием, скоро наступят холода, надо сделать так, чтобы птенцы до наступления холодов успели вылупиться и окрепнуть | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики о скопе, её жизни, видео с видом гнезда с яйцами, маленькими птенцами, подрощенными скопятами | 1 |
14 | 14.12 | Старые знако- мые | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст, игра в футбол | Различать самостоятельные и служебные части речи, классифицировать их | Введение понятий “самостоятельные”, “служебные” части речи, различение этих групп, деление частей речи на самостоятельные и служебные, определение их роли в предложении; урок посвящён Дню футбола (10.12) и проводится в форме игры в футбол: две команды (учителя и обучающегося (-ейся)); если обучающийся (-аяся) правильно выполняет задание или отвечает на вопросы, то его команда “забивает гол” в ворота команды учителя и, наоборот, если не выполняет задание и не правильно отвечает на вопрос, то команда учителя ”забивает гол” в ворота соперника | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, гифки с футбольными командами, забиванием голов | 1 |
15 | 21.12 | Здравст-вуй, Имя Сущест-витель- ное! | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст, виртуальное путешествие | Определять грамматические признаки существительных | Распознавание имён существительных среди других частей речи по грамматическим признакам; урок проводится в форме квэста - виртуального путешествия по странам: первое выполненное задание позволяет обучающемуся (-ейся) выбрать страну (одну из трёх), в которую хочет отправиться, затем выбирает транспорт; во время урока осуществляется знакомство с достопримечательностями выбранной страны | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видео с достопримечательностями стран мира, онлайн- тренажёр сайта “IQша” | 1 |
16 | 28.12 | Кто есть кто? Что есть что? | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные | Выделение среди имён существительных одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных, повторение правила написания собственных имён существительных; урок посвящён празднованию Нового года и Дню подарков (26.12): Баба-Яга украла символы Нового года (Деда Мороза и Снегурочку, ёлку и украшения, свинку - символ нового года и подарки для детей), необходимо выполнить задания по теме урока, чтобы вернуть всем детям праздник | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, отрывок с участием Бабы-Яги (Г. Милляр) из сказки “Золотые рога”, гифки с приходом Деда Мороза и Снегурочки, свинок - символов нового года, видео украшения ёлки, празднования Нового года, фейерверков, онлайн- тренажёры сайтов “ | 1 |
17 | 18.01 | Как у сущест-вительного род появился | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное путешествие | Классифицировать существительные по роду, определять род имён существительных | Тренировка в определении рода имён существительных; во время урока обучающийся (-аяся) виртуально путешествует по заповедникам и национальным паркам | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеозарисовки заповедников и национальных парков | 1 |
18 | 25.01 | Тайны имени сущест-вительного | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Определять число имён существительных, имена существительные, имеющие форму одного числа | Выполнение заданий по определению числа имён существительных, знакомство с существительными, имеющими форму одного числа; на уроке предстоит открыть сейф, в котором спрятан сюрприз; каждая цифра кода будет предоставлена после выполнения задания (сюрпризом может быть мороженое, так как 24.01 отмечается Международный День мороженого) | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, онлайн-тренажёры сайта “Школьный помощник”, гифк с открывающимся сейфом | 1 |
19 | 1.02 | Новое об имени сущест-витель-ном | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - игра “Крестики - нолики” | Знать названия падежей, уметь определять падежи имён существительных | Знакомство с падежами имён существительных, алгоритмом определения падежей, тренировка в умении определять падежи имён существительных в предложениях и словосочетаниях; урок проводится в форме игры “Крестики - нолики”: если обучающийся (-аяся) выполняет задание, свой значок ставит он, если нет - свой знак ставит учитель | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” | 1 |
20 | 8.02 | Здравствуй, Имя Прилага- тельное! | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - игра “Что? Где? Когда? | Знать характеристику имён прилагательных, уметь распознавать имена прилагательные среди других частей речи | Распознавание имён прилагательных среди других частей речи по грамматическим признакам; урок посвящён Дню Российской науки (8.02) и проводится в форме игры Что? Где? Когда?, вопросы направлены на знание грамматических признаков прилагательного | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, гифк с изображением волчка, аудиозапись мелодии игры | 1 |
21 | 15.02 | Прият- ное соседст-во | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Знать, что число, род, падеж имени прилагательного зависит от формы числа, рода и падежа имени существительного | Тренировка в определении числа, рода, падежа прилагательного по числу, роду и падежу существительного; урок посвящён Дню аэрофлота (12.02), по ходу урока происходит сбор самолёта из частей (выполнил задание - получил часть самолёта); результат урока - полностью собранный самолёт и информацию о данном виде самолёта | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видео об аэрофлоте и самолёте, модель которого была собрана во время урока | 1 |
22 | 22.02 | Не главная роль | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное посеще- ние музея воинской славы г. Смоленска | Определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении | Тренировка в определении синтаксической роли имени прилагательного в предложениях; урок посвящён Дню защиты Отечества (23.02): обучающийся (-аяся) виртуально посещает музей воинской славы г. Смоленска; для того, чтобы перейти из одного зала музея в другой, необходимо выполнить задания по теме урока | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, презентация “Музей воинской славы г. Смоленска” | 1 |
23 | 1.03 | Два сапога - пара | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Определять грамматические признаки местоимений, уметь заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями | Знакомство с грамматическими признаками местоимения, тренировка в умении заменять в предложениях повторяющиеся имена существительные; урок посвящён Дню кошек (1.03), в течение всего урока обучающийся (-аяся) листает книгу с необычной информацией о кошках (малоизвестные породы, удивительные способности кошек) | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, флип-альбом с информацией о кошках | 1 |
24 | 15.03 | Такие разные | Урок усвоения новых знаний; игра “Кто хочет стать отличником?” | Различать местоимения 1, 2 и 3 лица | Знакомство с 1, 2 и 3 лицом местоимений, тренировка в определении лица личных местоимений; игра “Кто хочет стать отличником?” включает в себя вопросы по теме урока | Онлайн-игра “Кто хочет стать отличником?”, созданная на сайте “ сайте курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” | 1 |
25 | 22.03 | Здравст-вуй, дядюшка Глагол! | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Определять грамматические признаки глаголов | Распознавание глаголов среди других частей речи по грамматическим признакам; урок посвящён Международному Дню театров (27.03); на уроке происходит знакомство с различными театрами (театры разных стран, теневой театр, театр, где артистами являются животные и т.д.); выполнил задание - посмотри отрывок из выступления театра, о котором была дана информация | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики с отрывками спектаклей разных видов театров | 1 |
26 | 5.04 | Продол-жаем знакомс-тво | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Изменять глаголы по числам | Тренировка в изменении глаголов по числам; урок посвящён Дню смеха (1.04), после выполнения каждого задания сообщается история праздника “День смеха”, рассказываются детские анекдоты, смешные школьные истории, просматриваются открывки из КВН-овских выступлений | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоотрывки из КВН-овских выступлений | 1 |
27 | 12.04 | Открываем глагол с новой сторо- ны | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное путешествие по планетам | Определять неопределённую форму глагола по вопроса | Знакомство с неопределённой формой глаголов, тренировка в образовании от глаголов неопределённой формы однокоренных глаголов; урок посвящён Дню космонавтики (12.04) и проводится в форме виртуального путешествия по планетам: “перелёт”от одной планеты к другой осуществляется после выполнения заданий по теме урока | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеосюжет “Земля. Вид из космоса”, видео планет Солнечной системы, гифк летящей ракеты, сияющих звёзд | 1 |
28 | 19.04 | Неболь-шая, но важная разница | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное путешествие на дно океана | Различать совершенные и несовершенные глаголы с помощью вопросов | Знакомство с вопросами для определения совершенного и несовершенного видов глагола, тренировка в определении видов глагола; урок посвящён Международному Дню Земли (22.04), бережному отношению ко всем ресурсам Земли, во время урока происходит “виртуальный” спуск на дно океана, знакомство с жизнью обитателей океанического дна | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоподборка о животных и растениях океанического дна, гифк батискафа, спускающегося под воду | 1 |
29 | 26.04 | Настоя-щее… Будущее… | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст | Определять время глаголов, образовывать временные формы глаголов | Знакомство с временами глаголов, тренировка в умении определять время глаголов, образовывать временные формы; урок посвящён Дню танца (29.04); во время урока происходит знакомство с видами танца, которое подтверждается танцевальными видео-зарисовками | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видеоролики с различными видами танцев | 1 |
30 | 17.05 | Ещё немного о глаголе | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное путешествие по эрмитажу | Определять род и число глаголов в прошедшем времени | Определение рода и числа глаголов в прошедшем времени; урок посвящён Международному Дню музеев (18.05) и построен в виде виртуальной экскурсии по эрмитажу: выполненное задание - переход в другой зал | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, интерактивная презентация “Эрмитаж” | 1 |
31 | 24.05 | Мы не вместе | Урок усвоения новых знаний; вэб-квэст - виртуальное путешествие в лес | Раздельно писать и глаголы с частицей НЕ | Знакомство с правилом раздельного написания НЕ с глаголами, с глаголами-исключениями, тренировка в правильном написании НЕ с глаголами; урок проводится в форме виртуального путешествия в лес, во время которого осуществляется сбор грибов, ягод, приобретаются знания и умения отличать ядовитые грибы и ягоды от неядовитых, ориентироваться в лесу | Сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”, видео леса, грибов, ягод, гифки с корзинкамиы с ягодами и грибами | 1 |
32 | 31.05 | Кто русским языком владеет, тот многое умеет | Урок систематиза-ции и обобщения знаний и умений; вэб-квэст | Знать и использовать на практике знания, полученные за год | В форме интерактивной игры “Счастливый случай” обобщаются знания, полученные на уроках за учебный год | Интерактивное игровое поле, созданное на сайте курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” | 1 |
Всего: 32 часа