Календарно-тематическое планирование в средней группе «Птицы. Насекомые»
Календарно - тематическое планирование в средней группе «Птицы. Насекомые»
Лексическая тема: « Птицы. Насекомые». Итоговое событие: выставка работ по теме недели. |
|||||||||
Цель: Воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах и насекомых. |
|||||||||
09.04.2018г. |
Режим |
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для совместной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
|||||
Групповая (подгрупповая) |
Индивидуальная |
||||||||
Понедельник |
Утро |
Утренняя гимнастика: комплекс № 30 картотека КГН: выявить уровень самостоятельности детей при выполнении обязанностей дежурных. Календарь природы: закрепить умение поливать комнатные растения, воспитать бережное отношение к комнатным растениям. Беседа: «Что дети знают о насекомых и птицах?» - уточнить знания о разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь. Индивидуальная работа: привлечь детей к выполнению посильной работы, поддерживать стремление наводить порядок. Дидактическая игра: «Какой формы» - учить подбирать и последовательно размещать детали. Инструктаж: правила обращения со столовыми приборами. |
В центре экспериментальной деятельности поместить коллекцию насекомых, лупы. Дети через лупу рассматривают строение конечностей и тельца насекомых. Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцу насекомых прилипает пыльца) |
Компьютерная презентация «Как птицы лечат деревья» - рассказать детям о пользе, которую приносят птицы. Поместить в уголок книги и картинки с изображением насекомых и птиц. |
Папки передвижки по теме «Весна». |
||||
НОД |
1. Музыка(по плану музыкального руководителя) 2.Познавательное развитие (ФЦКМ) «Пернатые друзья» Обобщить представления о птицах весной. Н. С. Голицына стр. 183 |
||||||||
Прогулка |
Наблюдение: за насекомыми. Чем питаются насекомые; какие животные питаются насекомыми; что случится, если все насекомые исчезнут. Художественное слово: «Медведь и комар» Казахская сказка – учить пересказывать наиболее понравившиеся моменты. Дидактическая игра: «Составь рассказ по этапам развития бабочки» - закрепить знания о стадиях развития бабочки; развить связную речь. Подвижная игра: «Медведь и пчелы» - развить умение бегать в разных направлениях, ловкость. Трудовая деятельность: обсудить с детьми суть предстоящей работы. Самостоятельная деятельность: Игры по желанию детей. Индивидуальная работа: закрепить умение ходить по бревну сохраняя равновесие. Экспериментирование: «Легкий - тяжелый» - показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. |
||||||||
Обед |
КГН: Закрепить правила культуры еды: спокойно садится за стол, правильно пользоваться ложкой, вилкой, есть аккуратно. |
||||||||
Вечер |
Бодрящая гимнастика: комплекс № 16 картотека Индивидуальная работа: закрепить знания детей о геометрических фигурах, основных цветах. Дидактическая игра: Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница» - развить точность движений руки, воображение. Чтение художественной литературы: басня И. Крылова «Стрекоза и муравей» - развить память. Сюжетно – ролевая игра: «Семья» - на правах равного игрового партнера уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой диалог. |
«Сосчитай насекомых» закрепить порядковый счёт, умение соотносить цифру с количеством предметов. |
Внести раздаточный материал. |
||||||
Прогулка |
Наблюдение: за дождем - закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям. Художественное слово: Крылов И. А. «Пастух и комар» - предложить прослушать рассказ. Дидактическая игра: «Найди различия и сходство» - уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развить умение сравнивать. Подвижная игра: «Что растет в родном краю?» - закреплять названия деревьев. Трудовая деятельность: учить доводить начатое дело до конца. Индивидуальная работа: учить выполнять действия по сигналу. Самостоятельная деятельность: учить находить игры по интересам, играть с выносным материалом. |
Индивидуальные консультации. |
Лексическая тема: « Птицы. Насекомые». Итоговое событие: выставка работ по теме недели. |
|||||||||
Цель: Воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах и насекомых. |
|||||||||
10.04.2018г. |
Режим |
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для совместной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
|||||
Групповая (подгрупповая) |
Индивидуальная |
||||||||
Вторник |
Утро |
Утренняя гимнастика: комплекс № 30 картотека КГН: Полоскание рта после приема пищи. Календарь природы: закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями; сформировать чувство ответственности за живые существа и растения; развить наблюдательность. Беседа: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?». Индивидуальная работа: привлечь детей к выполнению посильной работы, поддерживать стремление наводить порядок. Дидактическая игра: «Какой формы» - учить подбирать и последовательно размещать детали. Инструктаж: правила обращения со столовыми приборами. |
повторить считалку «Паучёк». |
Дети рассматривают иллюстрации из сказок, в которых героями являются насекомые. |
Консультация: «Во, что можно поиграть с детьми». |
||||
НОД |
1. Физическая культура Занятие № 15 Л. И. Пензулаева «Физическая культура в д./с.» стр.82. Упражнять в прокатывании обручей, повторить упражнения с мячами. 2.Речевое развитие. Н. Романова «Котька и птичка» Закреплять умение определять наличие звука в слове. Н. С. Голицына стр. 187 |
||||||||
Прогулка |
Наблюдение: птицы весной – учить понимать цель наблюдения, отвечать на вопросы об особенностях поведения птиц весной. Художественное слово: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» - закрепить знания детей о содержании сказки. Дидактическая игра: «Назвать птицу» - учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Подвижная игра: «Пчелки и ласточки» - предложить детям организовать игру, учить выступать в роли ведущего, упражнять в беге. Трудовая деятельность: уборка на участке – учить определять, что нужно делать, подбирать и использовать правильно инвентарь. Самостоятельная деятельность: игры с выносными игрушками. Индивидуальная работа: «Найди растение желтого цвета». Экспериментирование: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? - сухой песок сыпучий, песчинки рассыпаются. Пробуем слепить из влажного песка. С помощью чего можно придать песку форму? Повторить свойства мокрого песка; развивать познавательный интерес. |
||||||||
Обед |
КГН: Закрепить правила культуры еды: спокойно садится за стол, правильно пользоваться ложкой, вилкой, есть аккуратно. |
||||||||
Вечер |
Бодрящая гимнастика: комплекс № 16 картотека Индивидуальная работа: упражнять детей в правильном выполнении основных движений. Дидактическая игра: игра «Что дальше?» - закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Чтение художественной литературы: сказка «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой. Сюжетно – ролевая игра: Появление птенчиков в гнезде» - Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории. |
Рисование «Бабочки летают над лугом» - учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; |
Настольно-печатные игры по выбору детей - учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила. |
||||||
Прогулка |
Наблюдение: за проклюнувшимися почками березы - знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной. Художественное слово: Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» - прививать интерес к художественной литературе, развивать память детей. Дидактическая игра: «Летает - не летает» - развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание, формировать умение действовать в соответствии с сигналом. Подвижная игра: «Кто скорее добежит по дорожке?» - продолжать развивать пространственную ориентировку. Трудовая деятельность: подметание веранды. Индивидуальная работа: Бросание предметов в цель - закреплять навыки бросания предметов в цель одной рукой. Самостоятельная деятельность: игры по желанию. |
Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей. |
Лексическая тема: « Птицы. Насекомые». Итоговое событие: выставка работ по теме недели. |
|||||||||
Цель: Воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах и насекомых. |
|||||||||
11.04.2018г. |
Режим |
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для совместной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
|||||
Групповая (подгрупповая) |
Индивидуальная |
||||||||
среда |
Утро |
Утренняя гимнастика: комплекс № 30 картотека КГН: закреплять навыки наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике. Календарь природы: наблюдение за подросшими растениями на огороде: полив, рыхление. Беседа: «Птицы на нашем участке» - учить узнавать знакомых птиц, описывать их. Индивидуальная работа: учить группировать предметы по форме, цвету. Дидактическая игра: «Скажи наоборот» - учить подбирать антонимы к словам. Инструктаж: правила безопасного поведения при обращении с дверью. |
Хороводная игра «Маленькая птичница» - обогатить представление о птицах, трудовых операциях по уходу за ними. |
Внести раскраски по теме недели. |
Консультация: «Наблюдаем за птицами и насекомыми». |
||||
НОД |
1. Художественное творчество. Лепка «Птицы на нашем участке» Закреплять умение лепить, используя знакомые приемы лепки. Н. С. Голицына стр. 189 2.Физическая культура на улице Занятие № 23 Л. И. Пензулаева «Физическая культура в д./с.» стр.87 Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом. |
||||||||
Прогулка |
Наблюдение: за деревьями – учить находить сходство и различие, выявлять сезонные изменения. Художественное слово: «Хорошо весной» - предложить детям рассказать о событиях в природе. Дидактическая игра: «Подбери пару» - учить понимать суть задания, группировать предметы по заданному признаку. Подвижная игра: оздоровительная пробежка по территории детского сада. Трудовая деятельность: наводим порядок на участке и огороде. Самостоятельная деятельность: игры с выносными игрушками по желанию детей. Индивидуальная работа: учить детей строиться в колонну, менять ведущего по сигналу воспитателя. Экспериментирование: опыты «Уголь и мел» - рисование на асфальте, предложить обследовать уголь и мел, выявить их свойства. |
||||||||
Обед |
КГН: учить держать в руках расческу и причесываться. |
||||||||
Вечер |
Бодрящая гимнастика: комплекс № 16 картотека Индивидуальная работа: учить составлять небольшие рассказы о птицах и насекомых. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» - учить выявлять принцип классификации, объединять объекты в группы. Чтение художественной литературы: стихотворения о птицах и насекомых – развивать внимание, учить понимать смысл прочитанного. Сюжетно – ролевая игра: «Магазин» - учить подбирать атрибуты, разыгрывать сюжет, пользоваться соответствующим инвентарем. Конструирование: «Домик для птиц и насекомых» - учить дополнять постройку деталями, украшать. |
«Просмотр мультфильмов о птицах и насекомых». |
Рассматривание иллюстраций по теме недели. |
||||||
Прогулка |
Наблюдение: деревья в апреле – выяснить и рассказать, какие изменения произошли с деревьями весной. Художественное слово: «Мышата» - учить находить на картинках героев, отвечать на вопросы об их поведении. Дидактическая игра: «Кому что» - задавать уточняющие вопросы. Подвижная игра: «Огуречик – огуречик» - упражнять в ходьбе и беге, учить соблюдать правила игры. Трудовая деятельность: подготовка грядок на огороде. Индивидуальная работа: выполнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед. Самостоятельная деятельность: игры по желанию. |
Индивидуальные беседы. |
Лексическая тема: « Птицы. Насекомые». Итоговое событие: выставка работ по теме недели. |
|||||||||
Цель: Воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах и насекомых. |
|||||||||
12.04.2018г. |
Режим |
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для совместной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
|||||
Групповая (подгрупповая) |
Индивидуальная |
||||||||
четверг |
Утро |
Утренняя гимнастика: комплекс № 30 картотека КГН: приучать следить за своим внешним видом. Календарь природы: подвязываем горох и фасоль на огороде. Беседа: « Изменения в природе» - учить замечать и рассказывать о произошедших изменениях. Индивидуальная работа: учить использовать изученные считалки. Дидактическая игра: «Найди предмет» - учить находить предмет по заданным признакам. Инструктаж: правила безопасного поведения при мытье рук. |
Рисование по сырому: «Птицы на кормушке» - учить повторять изображения одних и тех же предметов. |
Прослушивание музыкального произведения « Песня жаворонка» - различать оттенки настроения. |
Консультация: «Настроение детей». |
||||
НОД |
1. Музыка (по плану музыкального руководителя) 2.Познавательное развитие (ФЭМП) «Кто прилетел» Учить отсчитывать предметы по образцу и названному числу. Н. С. Голицына стр. 185 |
||||||||
Прогулка |
Наблюдение: насекомые весной – учить различать различных насекомых. Художественное слово: отгадывание загадок о насекомых - Развитие внимания, обогащение словарного запаса. Дидактическая игра: «Найди ошибки художника» - развить внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых. Подвижная игра: «Найди каждому место» - развить ловкость, внимание. Трудовая деятельность: Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму - формировать желание трудиться сообща. Самостоятельная деятельность: игры с выносными игрушками. Индивидуальная работа: Катание на велосипеда, учить ехать по прямой; по извилистой дорожке; с разной скоростью - развивать двигательную активность. Экспериментирование: Опыт «Почва : необходимость ее удобрения для роста растений». |
||||||||
Обед |
КГН: Уметь самостоятельно замечать свои грязные руки и лицо. Регулярно полоскать рот после еды. |
||||||||
Вечер |
Бодрящая гимнастика: комплекс № 16 картотека Индивидуальная работа: упражнять детей в счете, учить отсчитывать нужное количество предметов. Дидактическая игра: «Помоги найти» - учить детей описывать внешний вид своих товарищей Чтение художественной литературы: «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Сюжетно – ролевая игра: «Ждем гостей» - Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. |
Прослушивание песни «В траве сидел кузнечик». |
Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин о птицах. |
||||||
Прогулка |
Наблюдение: за специальным транспортом — «скорой помощью» - расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; закреплять умение находить нужную машину по описанию. Художественное слово: Чтение сказки «Муха цокотуха» Дидактическая игра: «Какой птицы не стало» - продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память. Подвижная игра: «Не попадись» - упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег. Трудовая деятельность: подготовка грядок на огороде. Индивидуальная работа: по развитию основных движений - Метание мяча вдаль - закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой. Самостоятельная деятельность: игры по желанию. |
Индивидуальные беседы. |
Лексическая тема: « Птицы. Насекомые». Итоговое событие: выставка работ по теме недели. |
|||||||||
Цель: Воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах и насекомых. |
|||||||||
13.04.2018г. |
Режим |
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для совместной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
|||||
Групповая (подгрупповая) |
Индивидуальная |
||||||||
пятница |
Утро |
Утренняя гимнастика: комплекс № 30 картотека КГН: учить пользоваться личными предметами. Календарь природы: поливаем растения - Закреплять умение детей выбирать растения, которые нуждаются в поливе. Беседа: «Из жизни муравья» - Закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья. Индивидуальная работа: Формировать у детей умение сравнивать предметы по величине. Дидактическая игра: «Собери картинку» - Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей. Инструктаж: правила безопасного поведения на физкультурных занятиях. |
Настольные игры: игры с мозаикой - Закреплять умение детей создавать узор из цветной мозаики по образцу, по представлению; придумывать узор, изображать при помощи мозаики несложные рисунки. |
Рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые - Предложить детям составить рассказы-описания по рисункам. |
Создание альбома: «Такие разные насекомые» |
||||
НОД |
1. Физическая культура Занятие № 16 Л. И. Пензулаева «Физич. культура в д./с.» стр.82 Упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель. 2.Художественное творчество. ИЗО. «Красивая птичка» Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела, частей, оперение. Т. С. Комарова «Изобр. деят. в д./с.» стр. 61 |
||||||||
Прогулка |
Наблюдение: за солнцем - Обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени от колышка. Художественное слово: Чтение рассказа «Пчелка и ее друзья» - Прививать интерес к художественной литературе; закреплять умение передавать содержание рассказа по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации; давать оценку поступкам персонажей. Дидактическая игра: «Придумай предложение» - Развивать речевую и мыслительную активность. Подвижная игра: « Успей пробежать» - Закрепить умение детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам. Трудовая деятельность: наведение порядка в песочнице - Воспитывать самостоятельность, формировать бережное отношение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Самостоятельная деятельность: Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Индивидуальная работа: катание на самокате - Совершенствовать технику езды на самокате; учить организовывать соревнования, справедливо оценивать свои действия и действия соперника. Экспериментирование: «Звенящая вода» - Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. |
||||||||
Обед |
КГН: игровое упражнение «Ладушки-ладушки» - учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости. |
||||||||
Вечер |
Бодрящая гимнастика: комплекс № 16 картотека Индивидуальная работа: Упражнять детей в различении предметов по высоте, в определении расстояния на глаз. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» - Закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица), развивать связную речь. Чтение художественной литературы: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» - закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида. Сюжетно – ролевая игра: «В деревне у бабушки» - совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. |
конструирование по замыслу - учить детей создавать постройки и обыгрывать их. |
Внести в группу картину «Встречаем птиц». Активизировать внимание для самостоятельного рассматривания. |
||||||
Прогулка |
Наблюдение: за облаками, объяснить, почему их называют кучевыми. Художественное слово: Загадывание загадок насекомых, о разных птицах - Предложить детям нарисовать отгадки на песке. Дидактическая игра: «На что похожи облака?» - развивать творческое воображение, фантазию. Подвижная игра: «Поймай комара» упражнять детей в прыжках; развивать точность движений. Трудовая деятельность: подготовка грядок на огороде. Индивидуальная работа: Усложнение: бег с предметом в руках. Самостоятельная деятельность: игры по желанию. |
Индивидуальные беседы. |
Невгодовская Людмила Анатольевна