Календарно-тематическое планирование по биологии в 5 классе

2
0
Материал опубликован 3 June 2017

п/п

Тема урока

(содержание урока)

Дата проведения

Результаты обучения (УУД)

Оборудование урока

план

факт

Глава 1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)

1

Наука о живой природе

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.

 

 

Личностные:

- принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные:

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Регулятивные:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - -адекватно воспринимать предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других людей;

Коммуникативные:

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.

2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф

3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г.

4.Демонстрационные таблицы «Общая биология»

5. Микроскоп

6. Микропрепараты клеток и тканей

7. Электронный микроскоп цифровой QX7

8. Компьютер

9. Проектор

10.Экран

11.

 

2

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

 

 

3

Методы изучения живых

организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

 

 

4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

 

 

5

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

 

 

6

Химический состав клетки.

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их

роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

   

7

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки

только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной системы.

   

8

Великие естествоиспытатели.

Обобщающий урок «Биология - наука о живом мире»

   

Глава 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)

9

Царства живой природы

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний

 

 

Личностные:

- самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета;

- осознание своей гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

способствовать развитию познавательной активности учащихсяумения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные:

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.

2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф

3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г.

4.Демонстрационные таблицы «Зоология» и «Ботаника»

5. Микроскоп

6. Микропрепараты клеток и тканей

7. Электронный микроскоп цифровой QX7

8. Компьютер

9. Проектор

10.Экран

11. Модель цветка, живые цветы, побег цветкового растения, различные побеги сосны, шишки

12. Муляжи грибов

13.

 

10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Актуализация знаний о царстве бактерий.Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме,выносливые, обитают повсеместно, размножаютсяделением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют

Оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

 

 

11

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе: разложение

мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий

усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при

создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработкасредств борьбы с болезнетворными бактериями.

   

12

Растения. Растения Краснодарского края.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Флора — исторически сложившаяся

совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и

голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека

   

13

Животные. Животные Краснодарского края.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в

природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

   

14

Значение растений и животных в природе и для человека

Значение растений и животных в природе и для человека

   

15

Значение растений и животных в природе и для человека

Значение растений и животных в природе и для человека

   

16

Многообразие и значение грибов. Грибы Краснодарского края

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы – наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употребление в пищу животными человеком.

   

17

Лишайники

Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

   

18

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека: грызуны,насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животныеи грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

   

19

Обобщающий урок «Многообразие живых организмов»

   

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 + 1 ч.)

20

Среды жизни планеты Земля.

Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов.

Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

 

 

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками;

- умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся;

- самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Познавательные:

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

способствовать развитию познавательной активности учащихсяумения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Регулятивные:

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера.

Коммуникативные:

- устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.

2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф

3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г.

4.Демонстрационные таблицы «Зоология» и «Ботаника»

5. Микроскоп

6. Микропрепараты клеток и тканей

7. Электронный микроскоп цифровой QX7

8. Компьютер

9. Проектор

10.Экран

11. Карта «Природные зоны России»

12.

21

Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь

организмов в природе, экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы

и антропогенные. Примеры

экологических факторов.

 

 

22

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы.

Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.

Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

   

23

Природные сообщества.

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой.

Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения —производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

   

24

Природные зоны России.

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

   

25

Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

   

26

Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

   

27

Обобщающий урок «Жизнь организмов на планете Земля»

   

Глава 4. Человек на планете Земля (6 + 1 ч.)

28

Как появился человек на Земле.

Введение в тему: когда и где

появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник

человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня.

Биологические особенности

современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

   

Личностные:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

 

Познавательные:

 

Регулятивные:

 

Коммуникативные:

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.

2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф

3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г.

4.Демонстрационные таблицы «Зоология» и «Ботаника»

5. Микроскоп

6. Микропрепараты клеток и тканей

7. Электронный микроскоп цифровой QX7

8. Компьютер

9. Проектор

10.Экран

11. Карта «Природные зоны России»

12.

29

Как человек изменял природу.

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим

нуждам. Вырубка лесов под поля

и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.

   

30

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

   

31

Сохраним богатство живого мира. Красная книга Краснодарского края.

Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения  на отдыхе. Красная книга.

 

 

32

Обобщающий урок «Человек на планете Земля».

   

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

   

34

Экскурсия в природу «Многообразие живого мира»

Систематизировать и обобщать знания о многообразии животного мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Обсуждение заданий на лето.

   

ИТОГО: Лабораторных работ – 4,

Обобщающих уроков – 4

Итоговый контроль знаний – 1,

Экскурсий – 1.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологииии

Класс 5

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе Рабочей программы по биологии 5-9 классы ФГОС ООО. – М.: Вентана-Граф, 2012г. Авторы: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова.

В соответствии с ФГОС основного общего образования.

 Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.