Календарно-тематическое планирование по биологии в 5 классе
№ п/п |
Тема урока (содержание урока) |
Дата проведения |
Результаты обучения (УУД) |
Оборудование урока |
|||
план |
факт |
||||||
Глава 1. Биология - наука о живом мире (8 ч.) |
|||||||
1 |
Наука о живой природе Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. |
|
Личностные: - принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; - осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям. Регулятивные: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - -адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, Коммуникативные: - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с. 2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф 3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г. 4.Демонстрационные таблицы «Общая биология» 5. Микроскоп 6. Микропрепараты клеток и тканей 7. Электронный микроскоп цифровой QX7 8. Компьютер 9. Проектор 10.Экран 11.
|
|||
2 |
Свойства живого Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. |
|
|||||
3 |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. |
|
|||||
4 |
Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. |
|
|||||
5 |
Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. |
|
|||||
6 |
Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. |
||||||
7 |
Процессы жизнедеятельности клетки Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной системы. |
||||||
8 |
Великие естествоиспытатели. Обобщающий урок «Биология - наука о живом мире» |
||||||
Глава 2. Многообразие живых организмов (11 ч.) |
|||||||
9 |
Царства живой природы Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний |
|
Личностные: - самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе; - воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета; - осознание своей гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; способствовать развитию познавательной активности учащихсяумения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Регулятивные: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - планировать свои действия в соответствии с поставленной Коммуникативные: - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с. 2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф 3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г. 4.Демонстрационные таблицы «Зоология» и «Ботаника» 5. Микроскоп 6. Микропрепараты клеток и тканей 7. Электронный микроскоп цифровой QX7 8. Компьютер 9. Проектор 10.Экран 11. Модель цветка, живые цветы, побег цветкового растения, различные побеги сосны, шишки 12. Муляжи грибов 13.
|
|||
10 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность Актуализация знаний о царстве бактерий.Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме,выносливые, обитают повсеместно, размножаютсяделением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют Оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. |
|
|||||
11 |
Значение бактерий в природе и для человека Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработкасредств борьбы с болезнетворными бактериями. |
||||||
12 |
Растения. Растения Краснодарского края. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека |
||||||
13 |
Животные. Животные Краснодарского края. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. |
||||||
14 |
Значение растений и животных в природе и для человека Значение растений и животных в природе и для человека |
||||||
15 |
Значение растений и животных в природе и для человека Значение растений и животных в природе и для человека |
||||||
16 |
Многообразие и значение грибов. Грибы Краснодарского края Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы – наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употребление в пищу животными человеком. |
||||||
17 |
Лишайники Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха. |
||||||
18 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека Животные и растения, вредные для человека: грызуны,насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животныеи грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. |
||||||
19 |
Обобщающий урок «Многообразие живых организмов» |
||||||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 + 1 ч.) |
|||||||
20 |
Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни |
|
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками; - умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся; - самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. Познавательные: - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; способствовать развитию познавательной активности учащихсяумения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Регулятивные: - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - вносить необходимые коррективы в действия на основе Коммуникативные: - устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; - слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов. |
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с. 2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф 3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г. 4.Демонстрационные таблицы «Зоология» и «Ботаника» 5. Микроскоп 6. Микропрепараты клеток и тканей 7. Электронный микроскоп цифровой QX7 8. Компьютер 9. Проектор 10.Экран 11. Карта «Природные зоны России» 12. |
|||
21 |
Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. |
|
|||||
22 |
Приспособления организмов к жизни в природе Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений |
||||||
23 |
Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения —производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ. |
||||||
24 |
Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны |
||||||
25 |
Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды |
||||||
26 |
Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. |
||||||
27 |
Обобщающий урок «Жизнь организмов на планете Земля» |
||||||
Глава 4. Человек на планете Земля (6 + 1 ч.) |
|||||||
28 |
Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. |
Личностные: - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные: - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с. 2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс/ И.Н.Пономарева. – М.: Вентана-Граф 3. Биология: видеоуроки. 5 класс. РС-СD (DVD-Box) - ООО «Инфоурок», 2014г. 4.Демонстрационные таблицы «Зоология» и «Ботаника» 5. Микроскоп 6. Микропрепараты клеток и тканей 7. Электронный микроскоп цифровой QX7 8. Компьютер 9. Проектор 10.Экран 11. Карта «Природные зоны России» 12. |
||||
29 |
Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека. |
||||||
30 |
Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. |
||||||
31 |
Сохраним богатство живого мира. Красная книга Краснодарского края. Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на отдыхе. Красная книга. |
|
|||||
32 |
Обобщающий урок «Человек на планете Земля». |
||||||
33 |
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса |
||||||
34 |
Экскурсия в природу «Многообразие живого мира» Систематизировать и обобщать знания о многообразии животного мира. Соблюдать правила поведения в природе. Обсуждение заданий на лето. |
||||||
ИТОГО: Лабораторных работ – 4, Обобщающих уроков – 4 Итоговый контроль знаний – 1, Экскурсий – 1. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологииии
Класс 5
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе Рабочей программы по биологии 5-9 классы ФГОС ООО. – М.: Вентана-Граф, 2012г. Авторы: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова.
В соответствии с ФГОС основного общего образования.
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192с.