Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию через мультипликацию
Сентябрь – Октябрь – Ноябрь | |||||
Тема «Чистая планета» | Задачи | Мероприятия (результат) | Связь с мультипликацией | ||
Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором. | Уборка территории в ДОУ (трудовая деятельность) | Проблемная ситуация экологического характера является основой будущего мультфильма «Что будет если…» (пополнение картотеки проблемных ситуаций) | |||
Расширять представления детей о свойствах предметов. Пополнять знания детей о видах бытового мусора, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты, фиксировать результаты своих исследований, учить делать выводы. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, желание заботиться об окружающей природе. | Экспериментальная деятельность «Мусор в земле. Что с ним будет?» Беседа: «Откуда берется и куда девается мусор» «Отдых в парке, лесу, на реке», «Кто такие экологи?» Интерактивная дидактическая игра «Сортируем мусор правильно». Акция «У пластика свой дом» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Способствовать формированию ответственного отношения к природе дошкольников посредством мультипликации. | Показ мультипликационных фильмов «Муравьишка хвастунишка», «Лесные путешественники», «На лесной тропе», «Приключения муравьишки» | Познакомить детей с миром мультипликации и с техниками | |||
Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов | Съемка рекламного ролика «Сортировка мусора» | Знакомство с программным и техническим обеспечением (камера, ноутбук, программа по созданию мультфильмов) | |||
| Экологический квест «Правила чистой природы» Разработка «Разрешающих и запрещающих знаков» (что можно и нельзя делать в природе) Деловые игры «Хорошо-плохо», «Кто за кем?», «Что будет, если», «Береги природу» Экологическая акция «Мой чистый двор и детский сад», «Спасем ежика» (батарейки). Образовательное событие «Мы защитники родной природы » | | |||
Формировать у детей вторично использовать бытовые отходы. | Образовательная ситуация: «Волшебное превращение ненужных вещей» Опытно-экспериментальная деятельность: «Как переработать мусор» Волшебный декупаж (из ненужного мусора делаем нужные вещи). | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Воспитывать правильное отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Обсуждение содержания и выявление нравственного аспекта литературного произведения, характеристики образов героев сказки и их поступков; | Чтение художественной литературы (сборники сказок экологической тематики) «Зайчик и Медвежонок» «Маша и Медведь» «Нет места мусору» «Сказка про хламище-окаянище» А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы матушки земли». | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций Использование сказок, рассказов для будущего сценария мультфильма | |||
| Развивать чувство ритма, умение интонационно передавать явления и объекты природы, формировать умение чувствовать, эмоционально откликаться на стихотворный текст. | Заучивание с детьми стихотворений о чистоте природы и ее экологических проблемах | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | ||
| Развивать самостоятельность, творческую активность в поиске способов изображения героев | Развивающие игры В Воскобовича «Лого формочки» , «Шнурочки», «Чудо Крестики» и т.д. | Выкладывание героев из игр В. В.Воскобовича для образа героев для мультипликации | ||
| Развивать самостоятельность, творческую активность в поиске способов изображения экологических проблем; Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к природе, желание соблюдать чистоту. | Выставка рисунков «Эколята на защите природы», «Здоровая планета», «Правила поведения в природе», «Мусорные контейнеры» | Пополнение картотеки фонов и героев для плоскостной рисованной анимации | ||
| Формирование у детей основ экологической культуры с помощью составления рассказов | Составление рассказов | Рассказы собственного сочинения являются сценарием будущего мультфильма на основе полученных представлений | ||
| | | Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определенному сюжету) | ||
| Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов | | Знакомство с этапами съемки мультфильма (озвучивание, съемка, монтаж) | ||
| Обеспечение успешного усвоения дошкольниками представлений об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. | Рисование мнемотаблиц | Раскадровка - рисование эпизодов с определением их длительности и происходящего действия, планы (дальний, общий, средний крупный, сверхкрупный, деталь), описание действия, происходящего в эпизоде, картинку эпизода. | ||
| Привлечь внимание детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе в процессе творческой деятельности. | Продуктивная деятельность (Лепка, рисование, аппликация, ручной труд); | Разработка и создание декораций и персонажей Создание макетов служат декорациями к будущим мультфильмам | ||
| Применение полученных ранее представлений об окружающем мире (животных, растениях, природных явлениях) при съемке мультфильма | | Съемка мультфильма по эпизодам (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на камеру) | ||
| Воспитывать умение эмоционально проживать и перевоплощаться в образы героев, которые в дальнейшем позволят детям раскрыть свои добрые чувства и умение делать правильный нравственный выбор. Перевоплощаясь и озвучивая сказочных героев, ребята получают представления о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации. | Драматизация | Озвучивание мультфильма: Звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста) .Подбор музыкальных композиций (придумывание музыкальных и шумовых эффектов). | ||
Демонстрация готового мультфильма | |||||
Декабрь – Январь – Февраль | |||||
Тема «Неживая природа» | Вызвать у детей интерес к познавательно- исследовательской деятельности. Создать условия для решения проблемы. | Беседы «Отдых летом», «Что можно увидеть интересного в поездках», «Коллекции неживой природы» Наблюдения на прогулке за камнями, песком, почвой. Поиск глины ИКТ (презентация) «Глиняные игрушки» | Проблемная ситуация экологического характера является основой будущего мультфильма «Откуда появилась (глина)?…» «Как появились горы?» и т.д. «Почему меняются времена года» (пополнение картотеки проблемных ситуаций) | ||
Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении; Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к неживым объектам природы
| Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Найди по описанию», «Воздух - вода»; | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, умение рационально использовать природные ресурсы | Сбор коллекций «Неживая природа» (камешки речные, морские; образцы почвы: песок речной, морской, белый и т. д.; глина белая, голубая, красная, желтая; чернозем и др.; поделки из камня, глины с использованием природных и других материалов); | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций Пополнение декораций для будущего мультфильма | |||
Сформировать основные природоведческие представления и понятия о неживой природе посредством художественной и научно-популярной литературы Обсуждение содержания и выявление нравственного аспекта литературного произведения, характеристики образов героев сказки и их поступков; | Чтение художественной и познавательной литературы Сказка «Южный ветерок». Сказка «Родник». Сказка «Как образовалась почва». Сказка «Маленькие путешественницы». А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы матушки земли». | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций Использование сказок, рассказов для будущего сценария мультфильма | |||
Формировать представления о свойствах воды, воздуха и почвы функциональном значении неживой природы. Развивать интерес к познавательно - исследовательской деятельности Формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, умение рационально использовать природные ресурсы. | «Вода» (неживая природа) «Голубая наша планета», «Кому нужна вода»; «Круговорот воды в природе»; «Путешествие капельки» ; «Значение воды для жизни живых организмов»; «Что бы стало с Землей, если бы не было воды?»; «Как рождается речка?» «Ручей, река, море»; «Очистим воду»; «Ядовитые дожди и тающие льды»; «Сколько в мире воды?» «Воздух» (неживая природа) Темы бесед и опытов: «Воздух - невидимка»; «Свойства воздуха»; «Как мы можем увидеть воздух?»; «Чистый воздух и вода на Земле нужны всегда» ; «На чем летаем?»; «Загрязненный воздух»; «Кому помогает и почему воздух волшебник?»; «Летает не летает»; «Вес воздуха» «Почва» (земля, песок, глина, камни) (неживая природа) Темы бесед и опытов: «Почва – кормилица наша»; «Свойства глины»; «Песок - объект неживой природы»; «Где используют песок, глину, камни?» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Расширять знание детей о временах года, основных приметах времен года. Формировать временные понятия: сутки, части суток Формировать представление детей о строении Солнечной системы. Совершенствовать представления детей о частях суток. Развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать. | ИКТ (презентация) "Солнце по небу гуляет". Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации, игры-путешествия («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая пейзаж природы. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы в разные времена года | Выставка рисунков, поделок «Неживая природа» | Пополнение картотеки фонов и героев для плоскостной рисованной анимации | |||
Развивать самостоятельность, творческую активность в поиске способов изготовления макетов; | Создание макетов «Море» «Горы» | Пополнение картотеки фонов и героев для анимации | |||
Формирование у детей основ экологической культуры с помощью составления рассказов | Составление рассказов, историй | Рассказы собственного сочинения являются сценарием будущего мультфильма на основе полученных представлений | |||
| | Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определенному сюжету) | |||
Обеспечение успешного усвоения дошкольниками представлений об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. | Рисование мнемотаблиц | Раскадровка - рисование эпизодов с определением их длительности и происходящего действия, планы (дальний, общий, средний крупный, сверхкрупный, деталь), описание действия, происходящего в эпизоде, картинку эпизода | |||
Привлечь внимание детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе в процессе творческой деятельности. | Продуктивная деятельность (Лепка, рисование, ручной труд, конструирование) | Изготовление героев и декораций для мультфильмов | |||
| Применение полученных ранее представлений об окружающем мире (животных, растениях, природных явлениях) при съемке мультфильма | | Съемка мультфильма по эпизодам (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на камеру) | ||
| Воспитывать умение эмоционально проживать и перевоплощаться в образы героев, которые в дальнейшем позволят детям раскрыть свои добрые чувства и умение делать правильный нравственный выбор. Перевоплощаясь и озвучивая сказочных героев, ребята получают представления о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации. | | Озвучивание мультфильма: Звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста) .Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов). | ||
Демонстрация готового мультфильма | |||||
Март – Апрель – Май | |||||
Тема: Живая природа | Расширять представления дошкольников об обитателях планеты; познакомить с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Расширять представления детей об охране растительного и животного мира, взаимосвязи природы и человека. | Показ презентации «Это наша планета, это наша Земля». Внесение Красной Книги Беседа Красная книга просмотр видеороликов; Рассматривание «Красной книги» | Проблемная ситуация экологического характера является основой будущего мультфильма «Почему появилась Красная книга?» «Как нужно относится к животным и растениям?» «Что будет если не беречь животных и растений» (пополнение картотеки проблемных ситуаций) | ||
Расширять и систематизировать представления детей о животных и растениях, насекомых, птицах. Развивать мышление, память, внимание, познавательную активность. Воспитывать доброжелательность, умение играть сообща. | Дидактические игры «Чей хвост, чья голова» «Двуногие - четвероногие» «Пятнистые - полосатые» «Кто где живет и чем питается» «Кто живет у нас в лесу», «Растения нашего края», «Зеленая аптечка», С какого дерева лист» Настольно-печатные игры Лото «Вершки и корешки» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Расширять представления дошкольников об обитателях планеты; познакомить с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу | Экологическая викторина «В мире животных» «В мире растений» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Дать детям более полные представления о животных и растениях, особенностях их приспособления к окружающей среде. | Беседа по картинам «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Домашние животные и их детеныши» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Расширять представления дошкольников об обитателях планеты; познакомить с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу. | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» «Теремок» «Кукла Катя варит суп» «Кто самый важный в лесу» «Кузнечик и бабочка» «Паутина пауков» «Для чего поют птицы» «Юные экологи» «Экскурсия в зоопарк» «Кто самый важный в лесу | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
| Расширять представления детей животных, учить изображать животных, имитировать их движения | Подвижные игры «Мы – водные животные» «Рыбаки и рыбка» «Хитрая лиса» «Мышеловка» «Стадо и волк» «Гуси-лебеди» «караси и щука» «Пастух и стадо» «Удочка» «Белки в лесу» «Акула» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | ||
Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений. | ИКТ (презентация) «Дикорастущие и культурные растения» «Огород на окошке» | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Обогатить и уточнить представления детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);воспитывать у детей бережное отношение к природе. | Трудовая деятельность Посадка семян овощей | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций | |||
Сформировать основные природоведческие представления и понятия о живой природе посредством художественной литературы Обсуждение содержания и выявление нравственного аспекта литературного произведения, характеристики образов героев сказки и их поступков; | Чтение художественной литературы Золотой луг» М. Пришвин; «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова; Бианки В. В. «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; Чарушин Е. И. «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Никита-доктор»; Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; Куприн А. А. «Медведи»; Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»; В. Степанов «Животный мир России», «Родная природа»; русские народные сказки о животных. А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы матушки земли». | Накопление опыта для решения проблемных ситуаций Использование сказок, рассказов для будущего сценария мультфильма | |||
| Расширять представления о животных и растениях через продуктивные виды деятельности | Выставка рисунков и поделок «Растения», «Животные» | Пополнение картотеки фонов и героев для анимации | ||
| Развивать самостоятельность, творческую активность в поиске способов изготовления макетов; | Создание макетов «Лес», «Луг», «Огород» | Пополнение картотеки фонов и героев для анимации | ||
| Формирование у детей основ экологической культуры с помощью составления рассказов | Составление рассказов, историй | Рассказы собственного сочинения являются сценарием будущего мультфильма на основе полученных представлений | ||
| | | Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определенному сюжету) | ||
| Обеспечение успешного усвоения дошкольниками представлений об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. | Рисование мнемотаблиц | Раскадровка - рисование эпизодов с определением их длительности и происходящего действия, планы (дальний, общий, средний крупный, сверхкрупный, деталь), описание действия, происходящего в эпизоде, картинку эпизода | ||
| Привлечь внимание детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе в процессе творческой деятельности. | Продуктивная деятельность (Лепка, рисование, ручной труд, конструирование) | Изготовление героев и декораций для мультфильмов | ||
| | | Съемка мультфильма по эпизодам (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на камеру) | ||
| Воспитывать умение эмоционально проживать и перевоплощаться в образы героев, которые в дальнейшем позволят детям раскрыть свои добрые чувства и умение делать правильный нравственный выбор. Перевоплощаясь и озвучивая сказочных героев, ребята получают представления о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации. | | Озвучивание мультфильма: Звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста) .Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов). | ||
| Демонстрация готового мультфильма |