Календарно-тематическое планирование по экологии

2
0
Материал опубликован 2 November 2020


№ п\п

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол- во

ча­сов

Материально-техническое

оснащение

УУД. Характеристика основных универсальных учебных видов деятельности ученика.

Дата проведения


Плани-руемая

фактическая

Введение. Экология растений: раздел науки и учебный предмет.



1


Что изучает экология растений.

1

Интерактивная панель наглядная экология. презентация.

Определяют понятия «экология», «среда обитания», «условия существования», «взаимные влияния и взаимные связи». «экология растений». Называют основные среды обитания организмов. Описывают условия существования организмов. Характеризуют особенности взаимодействия живых организмов

с окружающей средой. Приводят примеры растительных сообществ. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Готовят краткие сообщения.





2

Особенности взаимодействий растений и животных со средой.

Экскурсия

Живой организм, его среда обитания и условия существования.

1

Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация.

Характеризуют и сравнивают особенности питания растений и животных. Отмечают различия растений и животных по степени подвижности. Описывают особенности роста растений (неограниченный на протяжении всей жизни) и животных (ограниченный, определенный период жизненного цикла). Сравнивают реакции растений и животных на внешние воздействия. Приводят примеры защиты растений и животных от неблагоприятных условий среды. Объясняют, почему растения

и животные могут переходить в состояние покоя. Знакомятся с растительными организмами и их средой обитания во время экскурсии. Готовят отчет об экскурсии







3

Раздел 1. Свет в жизни растений (3 ч)

Для чего нужен свет растениям.

Разнообразие условий освещения на Земле.

Практическая работа «Определение количества солнечных дней в году в своей местности»

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация.

Характеризуют влияние света на процессы жизнедеятельности растений. Объясняют влияние света на образование углеводов в клетках растений.Приводят примеры длиннодневных, короткодневных и нейтральных растений.Определяют количество солнечных дней в году в своей местности











4


Экологические группы растений по отношению к свету. Лабораторная работа

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом».

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия), презентация

Называют экологические группы растений по отношению к свету: приводят примеры светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых растений.

Выполняют лабораторную работу. Соблюдают правила техники безопасности во время выполнения лабораторных работ.

Изучают строение листьев светолюбивого и тенелюбивого растений (камелии и герани) под микроскопом. Делают вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно на- правления световых лучей. Наблюдают влияние света на рост и развитие растений.






5


Приспособления растений к меняющимся условиям освещения.

Как можно регулировать условия освещения растений.

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют разнообразие условий освещения на Земле. Составляют схему, отражающую влияние света на цветение растений. Приводят примеры приспособлений у растений к меняющимся условиям освещения. Приводят примеры растений эфем роидов и описывают их биологические особенности.




Раздел 2. Тепло в жизни растений (3 ч)




6

Для чего нужно тепло растениям.


1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют тепло как необходимое условие жизни растений. Определяют значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Объясняют значение тепла для цветения растений, созревания плодов и семян. Объясняют сущность понятий «промораживание», «вторичное цветение»; почему прорастание семян у разных растений происходит при разных температурах.





7


Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры тела растений от температуры окружающей среды

1

Интерактивная панель. Прибор для получения газов.


Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют разнообразие температурных условий на Земле. Объясняют зависимость между температурой тела растения и температурой окружающей среды. Описывают выделение тепла при дыхании прорастающих семян растений. Доказывают, что все органы растения при дыхании выделяют тепло. Характеризуют температуру разных органов растений. Объясняют, почему различается температура надземных и подземных органов растений.





8

Приспособления растений к высоким

и низким тем- пературам.

Улучшение температурных условий для растений. Практическая работа

«Определение среднегодовой и среднесезонной температур своей местности и растений, приспособленных к ним».

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Характеризуют приспособления растений к высоким и низким температурам.

Описывают биологические особенности растений по отношению к теплу и холоду.

Характеризуют состояние летнего покоя у растений.

Составляют схему-классификацию «Экологические группы растений по отношению к теплу».





Раздел 3. Вода в жизни растений (3 ч)

9

Для чего нужна вода растениям.

1

Интерактивная панель. Прибор для получения газов.


Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют воду как необходимое условие жизни растений. Объясняют значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Описывают, как расходуется вода растениями. Объясняют значение испарения воды растениями. Определяют количество дождливых и засушливых дней в году в своей местности .Ведут дневник наблюдений.





10

Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Лабораторная работа

«Знакомство с водными,влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями»

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют влажность как экологический фактор. Приводят примеры представителей различных экологических групп растений по отношению

к воде. Составляют схему-классификацию «Экологические группы растений по отношению к воде».



11

Растения, требующие умеренного увлажнения и засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой.

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Приводят примеры растений, требующих умеренного увлажнения, и описывают их биологические особенности. Характеризуют приспособления пустынных растений к недостатку влаги. Объясняют, для чего проводят снегозадержание на полях и как лесные полосы улучшают снабжение культурных растений водой.




Раздел 4. Воздух в жизни растений (3 ч)



12


Газовый состав воздуха в жизни растений.

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни рас- тений. Объясняют значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приводят примеры примесей в воздухе, оказывающих отрицательное влияние на растения. Приводят примеры приспособлений растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.


.



13


Ветер в жизни растений.

Приспособления растений к опылению,

распространению плодов и семян ветром. Лабораторная работа «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром»

1

Интерактивная панель.

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Описывают положительное и отрицательное воздействие ветра на растения. Приводят примеры приспособлений растений к опылению ветром. Описывают приспособления у растений к распространению спор, плодов и семян с помощью ветра. Выполняют лабораторную работу по изучению приспособлений растений к опылению и распространению ветром.



14

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

1

Интерактивная панель.

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Объясняют, как можно уменьшить отрицательное воздействие ветра на растения, как можно обогащать воздух углекислым газом. Описывают, как человек может изменять газовый состав воздуха Приводят примеры деревьев, которые выделяют фитонциды. Приводят примеры ветроустойчивых растений.




Раздел 5. Почва в жизни растений (3 ч)

15

Что представляет собой почва. Экскурсия

«Человек и почва»

1

Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют состав почвы. Называют типы почв и описывают их свойства. Объясняют, что представляет собой гумус и как происходит его образование. Сравнивают состав почвенного и атмосферного воздуха. Характеризуют роль живых органи

змов в процессах почвообразования.





16

Для чего растениям нужна почва. Группы растений по отношению к разным свойствам почв.

1

Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют почву как необходимое условие для жизни растений и как субстрат для закрепления растений. Объясняют, как почва помогает растениям переживать неблагоприятные условия. Определяют понятие «плодородие почв». Составляют схему-классификацию «Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв».






17



Улучшение почв человеком. Как надо сохранять почвы.




1


Комплект мультимедийных средств обучения

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют меры, позволяющие человеку улучшать структуру и повышать плодородие почв. Объясняют, почему необходимо подкармливать растения минеральными удобрениями в течение вегетационного периода. Описывают значение зеленых удобрений для роста и развития растений. Объясняют, для чего нужно проводить рыхление и известкование почв. Описывают, как неумеренный выпас влияет на структуру почв, на рост и развитие растений.



Раздел 6. Животные и растения (3 ч)




18



Животные -опылители.



1


Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Приводят примеры растений, цветки которых опыляются животными (насекомыми, птицами, летучими мышами). Описывают приспособления в строении цветков и биологические особенности растений, опыляемых животными. Объясняют практическое значение опыления.



19

Как распространяют плоды и семена люди и животные. Лабораторная работа

«Способы распространения плодов и семян»


1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия)

презентация

Приводят примеры растений, плоды и семена которых распространяются человеком и животными.

Описывают особенности строения семян, сочных

и сухих, цепких и клейких плодов растений, распространение которых происходит с помощью животных и человека.



20


Растения и растительноядные животные.

Растения-хищники.

1


Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Приводят примеры растительноядных животных и растений-хищников. Приводят примеры животных опасных вредителей леса и сельского хозяйства. Приводят примеры растений луговых сорняков. Описывают влияние выпаса на травянистые растения, на всходы деревьев и кустарников. Описывают условия жизни и биологические особенности растений-хищников (росянки, венерина мухоловка, пузырчатки, кувшин очники).



Раздел 7. Влияние растений друг на друга (1 ч)

21


Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Лабораторная работа

«Взаимодействие лиан с другими растениями»

1

Комплект мультимедийных средств обучения. Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Описывают прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различают формы взаимодействия между растениями. Объясняют конкуренцию между растениями по отношению к различным экологическим факторам. Приводят примеры растений-лиан, растений полупаразитов и паразитов, растений-эпифитов. Описывают различия в способах питания растений эпифитов, паразитов и полупаразитов.




Раздел 8. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч)




22




Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.



1



Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Приводят примеры организмов сапротрофов и паразитов. Называют различия между паразитами и сапротрофами. Объясняют роль грибов и бактерий в жизни растений. Описывают круговорот веществ и непрерывность жизни. Составляют и объясняют схему круговорота веществ в природе.



23

Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные

и грибные болезни растений. Лабораторная работа «Грибные заболевания злаков»

1

Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют формы сожительства растений с грибами и бактериями. Объясняют роль микоризы в жизни растений. Описывают причины образования бактериальных клубеньков на корнях растений. Объясняют, почему именно бобовые растения используют в качестве зеленых удобрений. Изучают грибные заболевания злаков на гербарных экземплярах




Раздел 9. Сезонные изменения растений (2 ч)



24


Приспособленность растений к сезонам года. Осень и зима в жизни растений.



1

Комплект мультимедийных средств обучения. Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Описывают приспособленность растений к сезонам года. Характеризуют листопад и его роль в жизни растений. Приводят примеры озимых и яровых однолетников. Описывают особенности глубокого и вынужденного покоя. Перечисляют фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.





25


Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы. Фенология. Экскурсия

«Приспособление растений к сезонам года».



1


Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Называют основные фенологические фазы растений умеренного пояса. Объясняют, как климат местности и погода влияют на сроки наступления и длительность фенологических фаз.

В ходе экскурсии знакомятся с сезонными изменениями в жизни растений. Наблюдают взаимосвязи растений в природе. Находят доказательства влияния условий среды на живой организм. Объясняют, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия. Приводят примеры условий, которые способствуют весеннему пробуждению растений.



Раздел 10. Изменение растений в течение жизни (1 ч)

26

Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений.

1

Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Объясняют, как можно определить возраст ветви, дерева, дерновинного злака. Приводят примеры однолетних, двулетних и многолетних растений. Называют и характеризуют периоды жизни и возрастные состояния растений. Объясняют значение различных экологических факторов для растений.





Раздел 11. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (1 ч)


27



Где и как обитают растения. Разнообразие условий существования растений.

Практическая работа

«Воздействие человека на растительность».






1




Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Характеризуют разнообразие условий существования растений. Описывают жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Характеризуют уровни жизненного состояния растений. Определяют понятия «условия существования», «жизненное состояние растений», «широкая и уз- кая экологическая приспособленность».

Прослеживают влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.







Раздел 12. Жизненные формы растений (1 ч)



28


Разнообразие жизненных форм растений.

Практическая работа

«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»



1





презентация


Описывают разнообразие жизненных форм растений, разнообразие деревьев разных климатических зон. Характеризуют жизненные формы растений своей местности. Изучают жизненные формы растений на пришкольном участке: особенности различных жизненных форм растений. Делают выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.



Раздел 13. Растительные сообщества (5 ч)




29

Растительные сообщества, их видовой состав. Есте- ственные и искусственные растительные сообщества.




1

Ведение в экологию

(наглядны пособия),

презентация


Характеризуют растительные сообщества, их видовой состав. Приводят примеры естественных и искусственных растительных сообществ. Объясняют механизм устойчивости естественных растительных сообществ. Описывают взаимное влияние рас-тений друг на друга в сообществе. Приводят примеры взаимного влияния растений в сообществах.



30




Состав растительных сообществ.

1

Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Характеризуют и сравнивают видовой состав естественных и искусственных растительных сооб- ществ. Приводят примеры сообществ с богатым и бедным видовым составом



31

Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Разнообразие растений одного вида в сообществе



1

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Объясняют понятия

«плотность», «численное обилие» растений. Приводят примеры количественных соотношений видов в растительном сообществе. Объясняют, как подсчитать вегетативно подвижные и неподвиж- ные растения.



32


Строение растительных сообществ

Экскурсия

«Строение растительного сообщества»

1

Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Приводят примеры видов растений из разных ярусов в еловом и лиственных лесах. Объясняют причины возникновения ярусной и неравномерного размещения растений в растительных сообществах.



33

Изменения растительных сообществ.

Воздействие человека на растительность. Практическая работа

«Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера»

1

Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Описывают суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Описывают строение растительного сообщества во время экскурсии.




Раздел 14. Охрана растительного мира (1 ч)



34

Редкие и охраняемые растения. Красные книги. Практическая работа

«Охраняемые территории России

1

Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Интерактивная презентация

Приводят примеры охраняемых территорий и характеризуют их роль в сохранении видового разнообразия. Характеризуют основные задачи заповедников и национальных парков. Объясняют цель создания памятников природы






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.