Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_____________ В. С. Рабцевич
подпись Ф. И. О.
«____»___________2020 года
Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район, ст. Раздольная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 им. В. Чикмезова
(название образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
по _____географии____
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 5 Учитель: Баблиян А. Г.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы, учителя географии Баблиян А. Г., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от ___ августа 2020 года. Планирование составлено на основе рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы, А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной; 2- е издание переработанное. Москва: Просвещение 2020г. В соответствии с ФГОС ООО. Учебник. География 5-6 классы.
Авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, 9 - е издание. Москва. Просвещение 2020 год.
Календарно – тематическое планирование по курсу «География» 5 класс
№ | тема | содержание | Кол-во час | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | Оборудование: | ||||
план | факт | |||||||||
Тема 1. Географическое изучение Земли (6 ч.)+ 1 ч. введение | ||||||||||
1 | Введение. География – наука о планете Земля | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Задачи и методы науки географии . Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | 1 | | | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии (П) Оценивать роль географической науки в жизни общества Устанавливать основные приёмы работы с учебником Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (Р) . Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). | Схемы «задачи географии», «Методы географии». Комплект тематических карт, катры «Финикийская колонизация», «Греческая колонизация», портреты и карты маршрутов путешественников Марко Поло, А.Никитина, Васко да Гамы, . Х. Колумба, Ф,Магеллана.. А.Тасмана, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузена, М.Лазарева. Схема «Источники географической информации» | |||
2 | Географические методы изучения окружающей среды. | 1 | |
| ||||||
3 | Как люди открывали Землю. | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А.Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф,Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и учёные» | 1 | | | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). Работать с картой, сравнивать современные карты с древними (Р) . Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л).
| ||||
4 | Великие географические открытия. Пр. р. № 1 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды» | Открытие и исследование материков. А.Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С,Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р.Амундсен, Р.Пири. | 1 | | | |||||
5 | Российские путешественники | 1 | | | | |||||
6 | География сегодня. | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. | 1 | | | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. Сотрудничать с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия (К). Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.(Р) Осознать единство и целостность окружающего мира(Л). | ||||
7 | Обобщение по теме «Географическое изучение Земли» | | 1 | | | | ||||
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы ( 4 ч.) | | |||||||||
8 | Мы во Вселенной. | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета : материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. | 1 | | | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). Работать в соответствии с предложенным планом (Р). Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). | теллурий, таблицы «Строение Солнечной системы», «Обращение Земли вокруг Солнца и своей оси» видеофрагменты «Луна – постоянный спутник Земли», «Планеты Солнечной системы», «Осевое движение Земли», «Орбитальное движение Земли». Схемы «Солнечные лучи в дни равноденстяий и солнцестояний» | |||
9 | Движение Земли. | Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | 1 | | | |||||
10 | Солнечный свет на Земле. | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости. | 1 | | | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. (П) Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года (П) Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости (Р). | ||||
11 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». | | 1 | | | Развивать навыки контроля и самоконтроля.(Р) Вырабатывать умение работать в группах (К). Классифицировать информацию по заданным признакам(П). Высказывать суждения, подтверждая их фактами (П). Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). | ||||
Тема 3. Изображение земной поверхности (11ч.) | | |||||||||
12 | Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас, Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной Звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане | 1 | | | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.(П). Управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий (К). Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р). | компас, топографические карты, тренажёр, планшет, циркуль, глобус, комплект тематических карт, схемы; «Шкала высот и глубин», «Виды географических карт», «Ориентирование по компасу», «Виды градусной сетки», «Длины дуг параллелей», «Часовые пояса», интерактивная карта «Города России» | |||
13 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. | Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | 1 | | | |||||
Определять с помощью условных знаков изображённые на карте объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и на плане. Составлять и читать простейший план местности. (П) Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков(П). Вырабатывать умение работать в группах(К). | ||||||||||
14 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. | 1 | | | |||||
15 | Учимся с «Полярной звездой». Пр. р. №2: «Построение плана местности. Топографический диктант» | Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. | 1 | | | |||||
16 | Географическая карта. – особый источник информации
| Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | 1 | | | Сравнивать планы местности и географические карты . Определять направление на глобусе Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию(П) Вырабатывать умение работать в группах(К). Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми(Р). | ||||
17 | Градусная сетка. Практическая работа № 3. Обозначение на карте материков и океанов. | Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. | 1 | | | Выявлять на глобусе и на карте полушарий элементы градусной сетки . ..(П) Определять направления и измерять расстояние на карте (Р) Осознать единство и целостность окружающего мира(Л). Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). | ||||
18 | Географические координаты. Географическая широта.
| Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. | 1 | | | Определять по картам географические координаты.(Р) Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.(Р) Определять расстояния с помощью градусной сетки(Р). Сотрудничать с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия (К). Осознать единство и целостность окружающего мира(Л). Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К).
Уметь планировать самостоятельную работу.(Р) Развивать навыки контроля и самоконтроля.(Р)
| ||||
19 | Географические координаты. Географическая долгота.
| Географическая долгота. Определение географической долготы. Часовые пояса. | 1 | | | |||||
20 | Определение по карте и глобусу координат, расстояний и направлений. Практическая работа № 4. | 1 | | | | |||||
21 | Учимся с «Полярной звездой». Пр. р. № 4: «Определение географических координат точек на глобусе и картах» | 1 | | | | |||||
22 | Обобщение по теме «Изображение земной поверхности». | 1 | | | | |||||
Тема 4. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 ч.) | | |||||||||
23 | Земная кора и литосфера.
| Внешнее и внутренне строение Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. | 1 | | | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций (П). Сравнивать оболочки между собой(Р). Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит (П) Осознать единство и целостность окружающего мира(Л). Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). | коллекция минералов и горных пород, схемы: «Внутреннее строение Земли». «Землетрясение». «Строение вулкана» | |||
24 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр.р. №5: «Сравнение свойств горных пород». | Горные породы, минералы. Магматические, метаморфические, осадочные горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | 1 | | | Классифицировать горные породы. (Р). Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.(П) Осознать единство и целостность окружающего мира(Л). Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). | Карты «Полезные ископаемые», «Землетрясения и вулканизм», «Крупнейшие формы Рельефа» «Физическая карта мира», «Физическая карта полушарий» Схемы: «Океаническая и континентальная земная кора», «Круговорот горных пород», «Землетрясения», «Залегания горных пород», «Виды равнин по высоте», «Виды гор по абсолютной высоте» Видеофрагмент «Землетрясения», фотографии форм рельефа. | |||
25 | Движения земной коры. Землетрясения. | Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические пояса и области Земли. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и обеспечение безопасности населения | 1 | | | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. (П) Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. (П) Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма (Р) Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге (К). Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р). Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л).
| ||||
26 | Движения земной коры. Вулканизм | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. | 1 | | | |||||
27 | Рельеф Земли. Равнины. Равнины Краснодарского края | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира, России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. | 1 | | | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения (П). Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. (П) Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России.(Р) Описывать равнину по карте. (Р).Представлять информацию в письменном вилле в виде плана –конспекта.(П) Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). Формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации(К). | ||||
28 | Рельеф Земли. Горы. Горы Краснодарского края | Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и Росси. Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты» Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности человека. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте. | 1 | | | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. (П) Сравнивать по плану горные системы мира. (П) Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. (Р) Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности .(П) Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). Развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом (К). Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р). Осознавать себя как члена общества на | ||||
29 | Учимся с «Полярной звездой». Пр. р. № 6 «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». | 1 | | | ||||||
30 | Практическая работа № 7. Описание по карте равнин и гор. Описание рельефа своей местности. | 1 | | | ||||||
31 | Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли». | 1 | | | Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.) (П) Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. (Р) Выполнять проектное задание в сотрудничестве. (К) Организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (Р). Обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.(Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).(Р). Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.(Р) Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования(Л). | |||||
32 | Литосфера и человек. . | Значение литосферы для человека. Воздействие человека на литосферу. | 1 | | | Определять значение литосферы для человека.(П) Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.(П) Сотрудничать с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия (К). Понимать роль личного участия в сохранении среды обитания (Л). Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.(Р) | ||||
33 | Обобщение знаний по теме «Литосфера» | 1 | | | | |||||
34 | Обобщение знаний по изученному курсу. | 1 | | | | |||||
ИТОГО: 34 часа. Практические работы: 7 |