Календарно-тематическое планирование по географии за 5 класс (УМК «Классическая линия»)
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
(35 часов)
№ |
Раздел, тема урока |
Дата |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Форма организации образовательного процесса |
Материальное обеспечение образовательного процесса |
|||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||||||
Что изучает география (5) |
|||||||||
1.1 |
Мир, в котором мы живём. |
1 неделя |
Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью. |
Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. |
Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля. |
Развитие личностной рефлексии, толерантности. |
Урок усвоения новых знаний . |
Учебник, рабочая печатная тетрадь, атлас "География. 5 класс". |
|
2.2 |
Науки о природе. |
2 неделя |
Демонстрация физического и химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы "Естественные науки" |
Научиться объяснять значение понятий тело и вещество. |
Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме. Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук. |
Формирование мотивации в изучении наук о природе. |
Урок усвоения новых знаний . |
Электронное приложение. |
|
3.3 |
География- наука о Земле. |
3 неделя |
Работа в тетради (выделение признаков двух частей географии) |
Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию. |
Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Урок усвоения новых знаний . |
Электронное приложение. |
|
4.4 |
Входная стандартизированная работа. |
4 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделам. |
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. |
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок контроля знаний и умений. |
Карта полушарий, атлас, электронное приложение к учебнику. |
|
5.5 |
Обобщение знаний и умений по разделу "Что изучает география" |
5 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Что изучает география" (выполнение заданий, проведение игры "Без географии мы никак!") |
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. |
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Урок обобщающего контроля. |
Электронное приложение, раздаточный материал для игры. |
|
Как люди открывали Землю (5 ч) |
|||||||||
1.6 |
Географические открытия древности и Средневековья. |
6 неделя |
Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Барталамео Диаша, Васко да Гамы). |
Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. |
Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий человечества. |
Формирование целостного мировоззрения. |
Урок усвоения новых знаний. |
Портреты путешественников древности и Средневековья, электронное приложение, контурная карта. |
|
2.7 |
Важнейшие географические открытия |
7 неделя |
Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы "Великие географические открытия"), анализ презентации из электронного приложения. |
Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. |
Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение. |
|
3.8 |
Открытия русских путешественников |
8 неделя |
Самостоятельное составление презентации "хождение за три моря". |
Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. |
Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. |
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, карта "Открытия русских путешественников". |
|
4.9 |
Открытия русских путешественников. |
9 неделя |
Работа с электронным приложением (анализ презентации), работа с контурной картой (маршруты путешествий русских первооткрывателей). |
Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. |
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. |
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Урок актуализации знаний и умений. |
Контурные карты, атлас "География. 5 класс", карта "Открытия русских путешественников". |
|
5.10 |
Контрольная работа по теме "Как люди открывали Землю" |
10 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Как люди открывали Землю" (анализ презентации "Десять великих путешественников", выполнение тестовых заданий). |
Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. |
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Урок контроля знаний и умений. |
Электронное приложение, раздаточный материал, тестовые задания. |
|
Земля во Вселенной (9 ч) |
|||||||||
1.11 |
Как древние люди представляли себе Вселенную. |
11 неделя |
Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение). |
Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. |
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной. |
Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, атлас "География. 5 класс". |
|
2.12 |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. |
12 неделя |
Работа с текстом учебника. |
Научиться читать и понимать текст. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. |
Формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, атлас "География. 5 класс". |
|
3.13 |
Соседи Солнца |
13 неделя |
Работа с текстом учебника и электронным приложением. |
Научиться составлять характеристику планет по плану. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет. |
Формирование познавательного интереса к предмету изучения. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, атлас "География. 5 класс". |
|
4.14 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон |
14 неделя |
Работа в тетради (заполнение схемы "Планеты земной группы и планеты-гиганты") |
Научиться выделять признаки планет. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. |
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение. |
|
5.15 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
15 неделя |
Работа с иллюстрациями учебника, с электронным приложением (составление вопросов к учебному фильму) |
Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения "Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты". |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел. |
Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, атлас "География. 5 класс". |
|
6.16 |
Мир звезд. |
16 неделя |
Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. |
Научиться находить на звездном небе созвездия. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба. |
Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, учебник, атлас "География. 5 класс". |
|
7.17. |
Уникальная планета - Земля. |
17 неделя |
Работа с текстом учебника и прибором для демонстрации. |
Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. |
Урок усвоения новых знаний. |
Прибор теллурий, электронное приложение. |
|
8.18 |
Современные исследования космоса. |
18 неделя |
Работа в парах (вопрос-ответ), составление презентации "Современные исследователи космоса". |
Научиться составлять презентацию о космонавтах. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: изучать важнейшие события в освоении космоса. |
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Электронное приложение, дополнительная литература. |
|
9.19. |
Контрольная работа по теме "Земля во Вселенной" |
19 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Земля во Вселенной" (выполнение тестовых заданий, географический диктант) |
Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа. |
Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
Урок контроля знаний и умений. |
Атлас "География. 5 класс", электронное приложение, тестовые задания. |
|
Виды изображения поверхности Земли (4 ч) |
|||||||||
1.20 |
Стороны горизонта. |
20 неделя |
Работа с текстом учебника, групповая работа (по алгоритму определять свое местоположение), работа с тетрадью (определение сторон горизонта). |
Научиться определять стороны горизонта. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок усвоения новых знаний. |
Компас, топографический план, линейка, транспортир. |
|
2.21 |
Ориентирование. |
21 неделя |
Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве). |
Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. |
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом. |
Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Компас, топографический план, линейка, транспортир. |
|
3.22 |
План местности и географическая карта. |
22 неделя |
Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работав парах (ориентирование по плану и карте). |
Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание с помощью условных знаков. |
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Урок усвоения новых знаний. |
Атлас "География. 5 класс", циркуль-измеритель, линейка; планшет, рулетка, карандаш, электронное приложение. |
|
4.23 |
Контрольная работа по теме "Виды изображений поверхности Земли" |
23 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Виды изображений поверхности Земли" (самостоятельное построение плана пришкольного участка). |
Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности , определять азимуты и расстояния на местности. |
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
План местности, нивелир, электронное приложение. |
|
Природа Земли (12 ч) |
|||||||||
1. 24 |
Как возникла Земля. |
24 неделя |
Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), самостоятельная работа при консультативной помощи учителя, составление вопросов к презентации "Как возникла Земля". |
Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте). |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение. |
|
2.25 |
Внутреннее строение Земли. |
25 неделя |
Анализ текста и иллюстраций учебника (по алгоритму определять горные породы и минералы), самостоятельное определение ключевых понятий урока. |
Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. |
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек. |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, атлас "География. 5 класс", таблица " Строение Земли", коллекция горных пород и минералов, наглядное пособие "Литосфера". |
|
3.26 |
Землетрясения и вулканы. |
26 неделя |
Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя. |
Научиться обозначать объекты на контурной карте. |
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. |
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Электронное приложение к учебнику, атлас "География. 5 класс", таблицы "Землетрясение", "Строение вулкана". |
|
4.27 |
Путешествие по материкам. |
27 неделя |
Составление образного рассказа о природе материков, самостоятельное проектирование способов подготовки презентации. |
Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли. |
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Урок усвоения новых знаний. |
Физическая карта мира, атлас "География. 5 класс", электронное приложение. |
|
5.28 |
Вода на Земле. |
28 неделя |
Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах (составление схемы "Воды Земли" с использованием электронного приложения) |
Научиться подписывать реки на контурной карте. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Комбинированный урок. |
Карта полушарий, электронное приложение к учебнику. |
|
6.29 |
Итоговая стандартизированная работа. |
29 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделам. |
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. |
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок контроля знаний и умений. |
Карта полушарий, электронное приложение к учебнику. |
|
7.30 |
Воздушная одежда Земли. |
30 неделя |
Работа с текстом учебника (определение ключевых понятий урока), работа с электронным приложением. |
Научиться извлекать информацию из электронного приложения "Воздушная одежда Земли". |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения "тропосфера - кухня погоды". |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
Урок усвоения новых знаний. |
Наглядное пособие "Строение атмосферы", атлас "География. 5 класс", электронное приложение к учебнику. |
|
8.31 |
Живая оболочка Земли. |
31 неделя |
Анализ текста учебника (определение ключевых понятий урока), работа в тетради. |
Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок усвоения новых знаний. |
Электронное приложение, атлас "География. 5 класс". |
|
9.32 |
Почва - особое природное тело. |
32 неделя |
Работа с образцами почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема). |
Научиться определять тип почв по натуральным образцам. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Урок усвоения новых знаний. |
Образцы почвы, наглядное пособие "профиль почвы и ее виды", атлас "География. 5 класс". |
|
10.33 |
Человек и природа. |
33 неделя |
Анализ текста, работа с электронным приложением и тетрадью (заполнение таблицы "Влияние человека на природу"). |
Научиться высказывать мнение о взаимодействии человека на биосферу в своей местности. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. |
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
Урок актуализации знаний и умений. |
Карта полушарий, карта населения мира, атлас "География. 5 класс". |
|
11.34 |
Природа Земли. |
34 неделя |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Природа Земли" (выполнение тестовых заданий, географический диктант). |
Научиться самодиагностике. |
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Природная карта мира, атлас "География. 5 класс". |
|
12.35 |
Обобщение знаний по разделу "Природа Земли" |
35 неделя |
Индивидуальные виды деятельности. |
Научиться самодиагностике и самокоррекции. |
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
Урок контроля знаний и умений. |
Карта полушарий, физическая карта мира, атлас "География. 5 класс". |