КТП по индивидуальной форме обучения по предмету «Мир природы и человека»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора школы-интерната
____________ Самойлик С.А.
«___» ______________ 2019 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по индивидуальной форме обучения
Перерва Алексея
по предмету «Мир природы и человека»
(предмет, курс, модуль)
________базовый уровень_______
(уровень программы)
________3 класс_________
(параллель (класс))
Составитель
рабочей программы:
Лукьянчикова В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями «Специального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики», а также АООП «Суходольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната».
Курс "Мир природы и человека" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
С одной стороны, содержание дисциплины “Мир природы и человека” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Цель программы обучения:
углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
В учебном плане «Суходольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната» предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание», на его изучение отводится 34 часа в год (1 ч. в неделю), I семестр – 16 учебных недель, II семестр – 18 учебных недель.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях;
6) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
7) овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;
8) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
о воздухе, и о значении воздуха для человека;
о растениях леса, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
правила ухода за растениями сада, как использует человек;
о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
Учащиеся должны уметь:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
-бережно относиться к природе и людям;
-соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
-соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
-соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
-соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных и человека.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс _3_
Предмет, курс, модуль «Мир природы и человека»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание программного материала ( разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе | 2 |
2 | Неживая природа | 2 |
3 | Сезонные изменения в природе | 4 |
4 | Неживая природа | 5 |
5 | Сезонные изменения в природе | 3 |
6 | Растения | 5 |
7 | Животные | 4 |
8 | Сезонные изменения в природе | 2 |
9 | Человек | 5 |
10 | Сезонные изменения в природе | 1 |
11 | Повторение | 1 |
| Всего | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Прим. | ||
по плану | по факту | |||||
1семестр | ||||||
Сезонные изменения в природе (2 ч) | ||||||
1 | 1 | Повторение. Времена года. Осень. | | | | |
2 | 2 | Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Влияние солнца на смену времен года. Экскурсия в парк. | | | | |
Неживая природа (2 ч) | ||||||
3 | 1 | Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. | | | | |
4 | 2 | Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь. Наблюдение за погодой. Календарь. | | | | |
Сезонные изменения в природе (4 ч) | ||||||
5 | 1 | Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Насекомые в осенний период. | | | | |
6 | 2 | Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Наблюдения за растениями сада (яблоня, вишня, шиповник, орешник). Экскурсия в сад. | | | | |
7 | 3 | Перелётные птицы. | | | | |
8 | 4 | Осенние работы в саду, огороде. Труд людей осенью. | | | | |
Неживая природа (5 ч) | ||||||
9 | 1 | Воздух и его значение в жизни растений, животных и человека | | | | |
10 | 2 | Термометр (элементарное представление). Измерение температуры воздуха. Практическая работа | | | | |
11 | 3 | Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера. Экскурсия. Наблюдения за изменениями дня и ночи. | | | | |
12 | 4 | Ветер. Направление ветра. | | | | |
13 | 5 | Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад. Практическая работа. | | | | |
Сезонные изменения в природе (3 ч) | ||||||
14 | 1 | Сезонные изменения в природе. Зима. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой. Направление солнечных лучей. | | | | |
15 | 2 | Растения и животные зимой. | | | | |
16 | 3 | Экскурсия. Занятия людей зимой. | | | | |
2семестр | ||||||
Растения (5 ч) | ||||||
17 | 1 | Растения. Части растений (корень, стебель, ствол, ветки, почки, листья, цветки). | | | | |
18 | 2 | Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы). | | | | |
19 | 3 | Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды). Ягодные кустарники. | | | | |
20 | 4 | Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. Кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды (съедобные и несъедобные). | | | | |
21 | 5 | Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы. | | | | |
Животные (4 ч) | ||||||
22 | 1 | Домашние животные: свинья, корова, кролик (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашними животными). | | | | |
23 | 2 | Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Сравнение диких и домашних животных (кабан – свинья, заяц – кролик). | | | | |
24 | 3 | Птицы (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, строение гнёзд, забота о потомстве). Птицы зимующие (галка, дятел, дрозд) и перелетные (грач, скворец, ласточка). | | | | |
25 | 4 | Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок. | | | | |
Сезонные изменения в природе (2 ч) | ||||||
26 | 1 | Состояние неживой природы: потепление, таяние снега, радуга, гром, жаркие дни. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной. Появление трав и цветов. | | | | |
27 | 2 | Наблюдения за растениями леса, сада весной. Экскурсия. Сезонные работы в саду, огороде. Труд людей весной. | | | | |
Человек (5ч) | ||||||
28 | 1 | Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. | | | | |
29 | 2 | Температура человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. | | | | |
30 | 3 | Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. | | | | |
31 | 4 | Окружающая среда и здоровье человека. | | | | |
32 | 5 | Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. | | | | |
Сезонные изменения в природе (1 ч) | ||||||
33 | 1 | Май-конец весны. Экскурсия в природу. | | | | |
| | Повторение (1 ч) | | | | |
34 | 1 | Повторение изученного материала. Обобщающий урок. | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 - 4 классы/ «А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.». - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 176с. |
Учебная литература | 1. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.4 кл.: Е.Д. Худенко, Г.А. Федорова.- М.:АРКТИ, 2009.-120с. 2. С.В Кудрина Окружающий мир: учеб. для 4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.¬111с. |
Дополнительная литература | 1. В. В. Воронкова, Т. К. Ульянова. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Пособие для учителя. - М.: 1976 2. Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. Планирование уроков развития речи в специальных (коррекционных) школах VIII вида,- М. 2003. |
Оборудование | Иллюстрации, таблицы, DVD-фильмы, раздаточные карточки, планшет, комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; |
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания
методического объединения учителей от «___»_______ 2019 г. № ______
СОГЛАСОВАНО:
Врио директора
школы-интерната
____________ Самойлик С. А.
«___» ______________ 2019г.