Календарно-тематическое планирование по информатике для 5 класса по УМК Л.Л. Босовой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №66» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Рассмотрено: руководитель МО _____________/_____________/
Протокол №____ от «___»________20__г. |
Согласовано: зам. директора по УВР МБОУ Школа №66 г.о. Самара ______________/Слимак И.Ю./
от «___»________20__г. |
Утверждено: Директор МБОУ Школа №66 г.о. Самара _____________/Кочанова Н.А./ Приказ №____ от «___»________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) « Информатика »
5 класс
Базовый
(уровень обучения)
Программу составила:
Гапонцева Т.И.
Учитель информатики
1 категории
Самара, 2018 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, положением о рабочих программах МБОУ Школа №66 г.о. Самара.
Цели и задачи изучения предмета
Информатика
Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Сроки реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Система оценивания достижений обучающихся
Цели оценочной деятельности состоят в том, чтобы:
Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.
Развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий.
Мотивировать ученика на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
При оценивании используется 5-балльная система оценки знаний. При этом учитывается удельный вес отдельных видов текущего контроля.
Основные формы проверки знаний на уроках информатики:
Контрольные мероприятия |
Баллы |
Ответ на уроке Домашняя работа |
10 |
Самостоятельная работа Тестовая работа Практическая работа на компьютере Реферат |
20 |
Контрольная работа Срезовая работа Зачет Проектная работа Зачетная практическая работа Диагностическая работа Итоговая контрольная работа |
30 |
Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков учащихся используется с целью стимулирования и активизации текущей учёбы учащихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков, обеспечения четкого оперативного контроля за ходом учебного процесса.
Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый в системе аналитический показатель успеваемости учащегося, учитывающий вес каждого вида работы, за которые выставлены оценки, в общем их числе.
Формула подсчета средневзвешенной оценки:
Средневзвешенное = Сумма произведений оценок на их К/ (Сумма К этих оценок),
где К – удельный вес оценки.
Особенности подсчета:
Задолженности обучающегося (невыполненные задания с обязательной оценкой), срок выполнения которых истёк, при подсчете средневзвешенного балла приравниваются к "двойкам".
Таким образом, средневзвешенный балл дает объективную оценку знаний ученика с учетом того, за какой тип работы поставлена оценка.
При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися знаний и умение применять их в знакомых и незнакомых ситуациях.
При оценке письменных и устных ответов учитываются выявленные у учащихся знания, умения, навыки и наличие ошибок и недочетов в ответах и заданиях.
Основной инструментарий для оценивания результатов
В качестве основных инструментов оценивания результатов могут применяться:
Формативная оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности
Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки
Система оценивания предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Содержание программы по предмету
Информатика
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Информатика 5 КЛАСС (34 ч – 1 ч в неделю)
№п/п |
Название раздела / темы учебного предмета |
Количество часов |
Содержание учебного раздела |
1 |
Компьютер для начинающих |
4 |
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. |
Информация вокруг нас |
16 |
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Табличное решение логических задач. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. |
|
2 |
Подготовка текстов на компьютере |
5 |
Текстовый редактор. Создание и форматирование списков. |
3 |
Компьютерная графика |
3 |
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. |
4 |
Создание мультимедийных объектов |
5 |
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков |
Итого часов |
34 |
Поурочно-тематическое планирование
по предмету Информатика 5 класс
Количество часов в неделю 1, количество часов в год 34
Плановых контрольных уроков 4
Планирование составлено на основе:
Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г.
(авторская программа)
Учебно-методический комплекс:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 класс. Рабочая программа к УМК Босовой Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса в 2-х частях. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 класс. КИМы к учебнику Босовой Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике (Задачник 5-6кл.) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс».
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru).
№п/п |
Тема урока |
Вид контроля, измерители (см. Кодификатор) |
Компьютер для начинающих 4 часа |
||
|
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места |
1.1.1 |
|
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией |
2.1.1 |
|
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа 1 «Вспоминаем клавиатуру» |
2.1.1,2.2.2 |
|
Управление компьютером. Практическая работа 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» |
1.4.2,1.4.3,2.1.1 |
Информация вокруг нас |
||
|
Хранение информации. Практическая работа 3 «Создаем и сохраняем файлы» |
1.4.1,1.4.2,2.1.2 |
|
Передача информации |
1.2.1,1.4.1,2.1.1 |
|
Электронная почта. Практическая работа 4 «Работаем с электронной почтой» |
1.2.1,2.2.2,2.7.2 |
|
В мире кодов. Способы кодирования информации |
1.2.2,1.3.5 |
|
Метод координат |
1.2.2,1.3.5 |
|
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов |
2.2.2,2.3.1 |
Подготовка текстов на компьютере |
||
|
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа 5 «Вводим текст» |
2.1.2,2.2.2,2.3.1 |
|
Редактирование текста. Практическая работа 6 «Редактируем текст» |
2.1.2,2.2.2,2.3.1 |
|
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа 7 «Работаем с фрагментами текста» |
2.1.2,2.2.2,2.3.1 |
|
Форматирование текста. Практическая работа 8 «Форматируем текст» |
2.1.2,2.2.2,2.3.1 |
Информация вокруг нас |
||
|
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (1 и 2) |
2.1.2,2.2.2,2.3.1,2.6.1 |
|
Табличное решение логических задач. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) |
1.3.5,2.2.2,2.3.1 |
|
Разнообразие наглядных форм представления информации |
1.1.2,1.3.5 |
|
Диаграммы. Практическая работа 10 «Строим диаграммы» |
1.1.2,2.6.1 |
Компьютерная графика |
||
|
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа 11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
2.3.3,2.5.1 |
|
Преобразование графических изображений Практическая работа 12 «Работаем с графическими фрагментами» |
1.1.2,1.4.3,2.1.2,2.3.3 |
|
Создание графических изображений. Практическая работа 13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
1.3.4,2.1.2,2.3.3 |
Информация вокруг нас |
||
|
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. |
1.1.2,1.3.5 |
Подготовка текстов на компьютере |
||
|
Списки — способ упорядочения информации. Практическая работа 14 «Создаем списки» |
1.1.2,1.3.5,2.3.1 |
Информация вокруг нас |
||
|
Поиск информации. Практическая работа 15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
2.4,2.4.1,2.7.3 |
|
Кодирование как изменение формы представления информации |
1.3.5,2.5.2 |
|
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
1.3.5,1.4.3 |
|
Преобразование информации путем рассуждений |
1.2.2,1.3.5,2.5.3 |
|
Разработка плана действий. Задачи о переправах |
1.3.1,2.5.3 |
|
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
1.3.1,1.3.4,2.5.3 |
Создание мультимедийных объектов |
||
|
Создание движущихся изображений. Практическая работа 17 «Создаем анимацию» (задание 1) |
1.3.1,1.4.3,2.3.3 |
|
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа 17 «Создаем анимацию» (задание 2) |
1.3.1,1.4.3,2.3.3 |
|
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайдшоу» |
1.3.1,2.1.2,2.3.1,2.3.3 |
|
Итоговое тестирование |
1.2.2,1.3.1,1.4.3,2.1.2,2.3.1,2.3.3 |
|
Повторение |
1.3.1,1.4.3,2.3.1,2.3.3 |
Система оценки достижения результатов
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется учебной программой и образовательными стандартами по предмету информатика и ИКТ.
При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися знаний и умение применять их в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний являются: устный опрос; тест; письменная проверочная работа; практическая (лабораторная) работа на компьютере; письменная контрольная работа; компьютерная программа; реферат; выполнение проектной работы.
При оценке письменных и устных ответов учитываются выявленные у учащихся знания, умения, навыки и наличие ошибок и недочетов в ответах и заданиях.
Критерии оценки знаний и умений учащихся при обработке
графических изображений
При работе с графическим редактором задание включает в себя знания и умения использовать инструменты, умение сохранять в нужную папку, умение работать с выделенным фрагментом, знание расширения графического файла, умение по окончании работы открыть свой рисунок.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
Умеет правильно строить алгоритм получения изображения;
Налицо навыки редактирования (отмена, очистка фрагмента);
Владение копированием части рисунка (протяжкой с CTRL, с помощью меню «Правка»).
Оценка «4» ставится, если:
Работа выполнена на 90 %;
Во время работы часто использовался «ластик»;
Не использовалась кнопка «масштаб» для «стыковки» линий и редактирования деталей.
Оценка «3» ставится, если:
Работа выполнена на 60-70%;
Ученик умеет сохранять свой файл на диске в нужную папку;
Умеет открывать свой файл.
Оценка «2» ставится, если:
Ученик потратил все предоставленное время на попытку нарисовать, а затем очищал полученное изображение;
Не умеет копировать фрагменты рисунка;
Не умеет сохранять полученное изображение.
Критерии оценки знаний и умений учащихся при обработке
текстовой информации
Оценка «5» ставится, если учащийся:
Умеет грамотно набрать, отформатировать текст (в том числе умеет форматировать табличный текст);
Вставлять и форматировать рисунок;
Проверять и настраивать проверку орфографии;
Осуществлять замену слов;
Применять рациональный алгоритм копирования фрагментов текста;
Подготовить текст к печати;
Сохранить файл в нужном формате.
Общий объем выполненного задания не менее 90%. Задание составлено с учетом скорости набора 1-ый год - не менее 60 сим/мин, 2-ой год не менее 80 сим/мин.
Оценка «4» ставится, если учащийся испытывает небольшие затруднения:
При форматировании таблицы; рисунка:
Настройке и проверке орфографии.
Общий объем выполненного задания не менее 80%. Задание составлено с учетом скорости набора 1-ый год не менее 40 симв/мин, 2-ой год не менее 60 сим/мин.
Оценка «3» ставится, если учащийся испытывает существенные затруднения:
При форматировании текста; таблицы; рисунка;
Применяет нерациональный алгоритм копирования текста;
Допускает ошибки при сохранении файла.
Общий объем выполненного задания не менее 60 %. Задание составлено с учетом скорости набора 1-ый год не менее 20 сим/мин, 2-ой год не менее 40 сим/мин.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
Не умеет работать с текстовым редактором.
Отказывается от выполнения задания.
Критерии оценивания тестовых заданий
Тематические тесты
Оценка |
Процент выполнения заданий |
5 |
95 -100 |
4 |
75 - 94 |
3 |
55 - 74 |
2 |
1 -54 |
1 |
0 |
Итоговые тесты
Оценка |
Процент выполнения заданий |
5 |
85 -100 |
4 |
76 - 84 |
3 |
51 - 75 |
2 |
1 -50 |
1 |
0 |
Программно-методическое обеспечение
Учебно-теоретические материалы
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 класс. Рабочая программа к УМК Босовой Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Учебно-методические и дидактические материалы
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы. ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 класс. КИМы к учебнику Босовой Л.Л. ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса в 2-х частях. ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс». http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru ).
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике (Задачник 5-6кл.) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся (12 шт.)
МФУ.
Программные средства обучения:
программы по обработке информации (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
операционная система Windows 7
Поурочное планирование
6 класс 35 час.
|
Тема урока |
Домашнее задание |
Раздел Компьютер для начинающих |
||
1 |
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места |
§ 1; РТ №1, 4, 7, 10. Доп.: №11 в РТ, №7 к § 1 учебника. |
2 |
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией |
§ 2; РТ: №12, 13, 14, 23. Доп.: №24, 32 в РТ; №9 к § 2 учебника. |
3 |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. ПР 1 «Вспоминаем клавиатуру» |
§ 3; РТ: №25, 26, 28, 33. Доп.: один из номеров 35 или 36, №37. |
4 |
Управление компьютером. ПР 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» |
§ 4; РТ: №38, 39, 42, 53. Доп.: №54 в РТ; №21 к § 4 учебника. |
5 |
Хранение информации. ПР 3 «Создаем и сохраняем файлы» |
§ 5; РТ: №55, 59, 63, 64, 67. Доп.: №57, 61, 68, 69. |
6 |
Передача информации |
§ 6; РТ: №70, 72, 74. Доп.: №75 в РТ. |
7 |
Электронная почта. ПР 4 «Работаем с электронной почтой» |
§ 6 (3)*; РТ: №76, 77. Доп.: №78 в РТ. |
8 |
В мире кодов. Способы кодирования информации |
§ 7 (1, 2), РТ: №79–98 (выборочно). |
9 |
Метод координат |
§ 7 (3), РТ: №99, 100. Доп.: №101 в РТ. |
Раздел Подготовка текстов на компьютере |
||
10 |
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов |
§ 8 (1, 3); РТ: №102, 104 (построить одну из цепочек), 105. |
11 |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. ПР 5 «Вводим текст» |
§ 8 (2, 4); РТ: №103, 111. |
12 |
Редактирование текста. ПР 6 «Редактируем текст» |
§ 8 (5); РТ: №110, 112. |
13 |
Текстовый фрагмент и операции с ним. ПР 7 «Работаем с фрагментами текста» |
§ 8 (5); РТ: №113, 114, 115. |
14 |
Форматирование текста. ПР 8 «Форматируем текст» |
§ 8; РТ: №118. Доп.: №119 в РТ. |
15 |
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. ПР 9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2) |
§ 9 (1); РТ: №121, 123, 124. |
16 |
Табличное решение логических задач. ПР 9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) |
§ 9 (2); РТ: №126, 127. Доп.: №129 в РТ. |
17 |
Разнообразие наглядных форм представления информации |
§ 10 (1); №5 и 6 к § 10 учебника; РТ: №132. Доп.: №137 в РТ. |
18 |
Диаграммы. ПР 10 «Строим диаграммы» |
§ 10 (2); РТ: №134, 135, 136. |
Раздел Компьютерная графика |
||
19 |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. ПР 11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
§ 11 (1); РТ: №138, 139. |
20 |
Преобразование графических изображений ПР 12 «Работаем с графическими фрагментами» |
§ 11 (1, 2); РТ: №142, 143, 144. |
21 |
Создание графических изображений. ПР 13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
§ 11; РТ: №145. Доп.: №146 в РТ. |
22 |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. |
§ 12 (1, 2); РТ: №148, 149, 150. |
23 |
Списки — способ упорядочения информации. ПР 14 «Создаем списки» |
§ 12 (2); РТ: №151, 152. |
24 |
Поиск информации. ПР 15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
§ 12 (3); РТ: №153, 154, 155. |
25 |
Кодирование как изменение формы представления информации |
§ 12 (4); РТ: №158, 159, 162. |
26 |
Преобразование информации по заданным правилам. ПР 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
§ 12 (5); РТ: №165, 166, 174. Доп.: №173 в РТ. |
27 |
Преобразование информации путем рассуждений |
§ 12 (6); №15, 16 к § 12 учебника; РТ: №176, 178. |
28 |
Разработка плана действий. Задачи о переправах |
§ 12 (7); РТ: №179, 180. Доп.: №183 в РТ. |
29 |
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
§ 12 (7), №20 к § 12 учебника; №181, 184 в РТ. |
30 |
Создание движущихся изображений. ПР 17 «Создаем анимацию» (задание 1) |
§ 12 (8), №21 к § 12 учебника. |
31 |
Создание анимации по собственному замыслу. ПР 17 «Создаем анимацию» (задание 2) |
Что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год |
Итоговое повторение |
||
32 |
Выполнение итогового мини-проекта. ПР №18 «Создаем слайдшоу» |
Повторить Основные понятия курса (по ключевым словам в учебнике). |
33 |
Итоговое тестирование |
|
34 |
Повторение |
|
35 |
Резерв |