12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабич Татьяна Васильевна149
Своё жизненное кредо выражу народной мудростью: желание- тысяча возможностей, а нежелание- тысяча причин. Цель моей пед. деятельности: развитие коммуникативной активности и социокультурной компетентности учащихся через обучение в сотрудничестве.
Россия, Московская обл., Ногинск

;п/п

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

I. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ГОРОД И КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА. 9 часов

1

Русский город начала XX века.

Урок сообщения новых знаний

Новое и старое в облике города. Улицы городов. Освещение и городской транспорт. Звуки города.

Формирование представления об особенностях русского города начала XX века.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС, 2011.

1, с.8-15

   

2

Жизнь и быт горожан.

Комбиниро-ванный урок

Дома и квартиры горожан. Мир домашних вещей Электрическое освещение и телефон. Торговля и общественное питание. Уличные типажи.

Знать о мире домашних вещей начала века.

Уметь классифицировать типы торговых заведений и предприятий общественного питания

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 2; с. 16-24

   

3

Городские праздники.

Урок сообщения новых знаний

Любимые праздники горожан. Рождество, Крещение, Пасха и другие традиционные церковные праздники. Татьянин день. Народные гулянья. Балаганы и театр Петрушки. Праздничная торговля. Народные праздники и художественная культура.

Знать о традиционных праздниках царской России.

Уметь искать и отбирать материалы о традициях русского народа.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 3; с. 25-33

   

4

Художественный стиль модерн.

Урок-презентация

«Исторические стили».Музей изящных искусств, «Мюр и Мерилиз». Эклектика. «Современный стиль». Гостиница «Метрополь». Архитектор Федор Шехтель. Шедевры московского модерна. Петербургский модерн. Модерн как стиль жизни.

Знать о художественных стилях России на рубеже веков.

Уметь выделять основные признаки художественных стилей, искать материал и готовить презентации о ярких примерах стиля модерн в России.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 4; с. 34-40

   

5

Московский модерн

Урок-виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие в Москву начала XX века.

Знать о шедеврах московского модерна.

Уметь четко называть отличительные черты стиля

Подготовить краткие сообщения о примерах модерна в Москве и Ногинске

   

6

Художественные объединения начала XX века.

Урок-презентация

«Союз русских художников»-Николай Рерих, Цорис Кустодиев, Виктор Борисов-Мусатов. «Голубая роза» - Кузнецов, Сарьян. Символизм - Михаил Врубель. «Бубновый валет» - П. Кончаловский, И. Машков. «Ослиный хвост»- Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Марк Шагал. Французские «измы» русского искусства

Знать об особенностях российских художественных объединений начала века.

Уметь искать материал и готовить презентации о ярких представителях художественных объединений

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 5; с. 41-50

   

7

Русский авангард.

Комбинирован-ный урок

Футуризм - искусство будущего. Маяковский, Бурлюк, Каменский. Абстракционизм - беспредметная живопись. Василий Кандинский. Супрематизм Малевича. Аналитическое искусство Филонова.

Знать о русском авангарде в искусстве.

Уметь давать определения разновидностям русского авангарда.

Уметь искать материал и готовить презентации о представителях отечественного авангарда

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 6; с. 51-62

   

8

Театр. кино и музыка начала XX века.

Комбинирован-ный урок

Возникновение МХАТа. КС. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко. Постановки пьес А.П. Чехова и A.M. Горького. «Система Станиславского» - утверждение правды жизни на сцене. Рождение отечественного кино. Первые фильмы и первые кинотеатры, мастера отечественного кино - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Яков Протазанов. Музыкальная культура начала XX века. Сергей Рахманинов, Александр Скрябин.

Знать об особенностях развития отечественного театра и кинематографа начала XX века. Знать представителей музыкального искусства России начала XX века.

Уметь аргументированно

рассказывать о системе Станиславского, искать материал и готовить презентации о представителях отечественных театра и кино.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 7; с. 63-75

   

9

ПОВТОРЕНИЕ

Повторительно-обобщающий урок

Представление и защита презентаций.

Знать особенности развития отечественной культуры начала XX века.

Уметь аргументированно отстаивать своё мнение по вопросам культуры России начала XX века, взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Повторить материал.

Заполнить таблицу на с.74. «Важнейшие события культурной жизни России начала XX в.

   

II. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1917-1920-Е ГОДЫ. 4 часа

10

Первые культурные преобразования.

Урок сообщения новых знаний

Наркомпрос. Охрана памятников культуры. Национализация художественных ценностей. План монументальной пропаганды. Пролеткульт.

Знать о культурных преобразованиях революционной России.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации о данном историческом периоде, формировать критической отношение к культурным преобразованиям данного периода развития Отечества.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 8; с. 76-81

   

11

Художественные объединения 20-х годов.

Комбинирован-ный урок

Самые «левые» в искусстве. Наследники передвижников - И.Бродский, М. Греков. Поклонники западного искусства. Представители четырёх искусств. Преемники «Бубнового валета». Грабарь.

Знать о художественных объединениях 20-х годов, их представителях.

Уметь находить отличительные черты этих объединений, готовить презентации по творчеству их представителей.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 9; с. 82-90

   

12

Советская архитектура 20-х годов.

Комбинирован-ный урок

Конструктивизм в архитектуре. Владимир Татлин. Функционализм. Архитекторы и их постройки. КС. Мельников, А.В.Щусев.

Знать о развитии отечественной

архитектуры 20-х годов.

Уметь формировать свое отношение к таким художественным стилям, как конструктивизм и функционализм, готовить презентации по творчеству их представителей.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 10; с. 91-97

   

13

Театр и кино.

Комбинирован-ный урок

Театр под открытым небом. В.Э. Мейерхольд и его театр. Эйзенштейн. Кинофильм

«Броненосец Потёмкин».

Знать о развитии театра и кино в первые годы советской власти.

Уметь критически осмысливать достижения отечественных театра и кинематографа 20-х г.г.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 11; с. 98-109

Заполнить таблицу на с.109. «Важнейшие события советской культуры 20-х г.г. XX в.

   

РАЗДЕЛ 3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 30-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ 6 часов

14

Культурная политика 30-х годов

Комбинирован-ный урок

Конец культурного многообразия. Союз советских писателей. Социалистический реализм. Борьба с «формалистическим искусством». Цензура. Запрет «вредных произведений». Почетные звания и премии.

Знать особенности культурной политики СССР в 30-е г.г.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами темы урока.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 12 ; с. 110-116

   

15

Трагедия культуры.

Комбинирован-ный урок

Судьбы исторических реликвий. Разрушение памятников архитектуры. Уничтожение памятников русской истории. Голоса протеста. Репрессии против деятелей культуры.

Знать, в каких формах выражалась трагедия отечественной культуры 30-х годов XX в.

Уметь формировать свое отношение к негативным проявлениям отечественной культуры данного исторического периода.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 13; с. 117-124

   

16

Культурные достижения 30-х годов

Комбинирован-ный урок

Портреты М.В.Нестерова. Павел Корин и его «Русь уходящая». Вера Мухина - «Рабочий и колхозница». Дворец Советов и гибель Храма Христа Спасителя. «Сталинский ампир». Архитекторы и их постройки. Московское метро. Музыка. С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, И.О. Дунаевский. Советская символика.

Знать о культурных достижения 30-х годов, имена деятелей отечественной культуры и их произведения.

Уметь искать информацию и готовить презентации по творчеству замечательных представителей культуры этого исторического периода..

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 14; с. 125-136

   

17

Война и культура

Комбинирован-ный урок

Спасение сокровищ культуры. Гибель культурных ценностей. Мастера искусств - жертвы войны. «Всё для фронта, всё для победы». Искусство, рожденное войной. Кукрыниксы, К.Симонов, А.Твардовский. Фронтовые бригады. Песня на войне. Седьмая симфония Д.Шостаковича. Кино и фронтовые операторы.

Знать об особенностях советской культуры в годы войны.

Уметь анализировать произведения деятелей культуры военного времени, осуществлять поиск и отбор необходимого для презентаций и сообщений материала

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 15; с. 137-154

   

18

Культура первого послевоенного десятилетия.

Комбинирован-ный урок

Новое наступление на культуру. Борьба с «космополитизмом» в искусстве. Живопись – А. Лактионов, А. Пластов, Г.Нисский, П.Корин. Архитектура. Московские высотки. ВДНХ, Искусство и власть.

Знать проблемы развития отечественной культуры первого послевоенного десятилетия.

Уметь анализировать особенности данного исторического периода, критически осмысливать события в культуре этого времени.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 16; с. 155-158

   

19

ПОВТОРЕНИЕ

Повторительно-обобщающий урок

Представление и защита презентаций

Знать особенности развития отечественной культуры 20-50-х г.г. XX века.

Уметь аргументированно отстаивать своё мнение по вопросам культуры России 20-50-х г.г. XX века, взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

Повторить материал.

Заполнить таблицу на с.158. «Важнейшие события советской культуры 30-х –начала 50-х г.г. XX в.

   

РАЗДЕЛ 4. Жизнь и быт советских людей. 3 часа

20

Быт советского человека

Урок сообщения новых знаний

Быт коммунальной квартиры. Дома -коммуны. Рабочие клубы. Парки культуры и отдыха. Советский быт и искусство,

Знать особенности и отличительные черты быта советского человека.

Уметь анализировать особенности данного исторического периода, критически осмысливать события в культуре этого времени.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 17, с.158-165.

   

21

Воспитание советского человека

Комбинирован-ный урок

Октябрята. Пионерская организация. Комсомол. Идейно - политическое воспитание. Формирование советского человека.

Знать отличительные черты воспитание советских людей, особенности идейно - политического воспитания.

Уметь анализировать реальные социальные ситуации, понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 18, с.166-173.

   

22

Советские праздники

Комбинирован-ный урок

Демонстрации трудящихся и праздничное убранство. Парады физкультурников. Военные парады. Красная свадьба. «Октябрины» -коммунистические крестины. Новая жизнь - новые имена.

Знать идейно-политические основы советских праздников, ряд ключевых понятий и

Уметь объяснять их с позиций явления социальной действительности;

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 19, с.174-182.

   

РАЗДЕЛ 5. Культура русского зарубежья. 2 часа.

23

Возникновение русского зарубежья

Урок сообщения новых знаний

Революция и раскол интеллигенции. Причины отъезда в эмиграцию. «Философский пароход» Центры русской эмиграции. Тяготы эмигрантской жизни. Причины возврата некоторых эмигрантов на Родину,

Знать причины раскола русской интеллигенции, центры русской эмиграции.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с социально-философских позиций.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 20, с.185-191.

   

24

Культура русского зарубежья

Комбинирован-ный урок

Культурная деятельность русской эмиграции. Литература русского зарубежья. ИА.Бунин, М.И. Цветаева, А.И.Куприн. Театр. С.П.Дягилев. Музыка. Ф.И. Шаляпин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский. Живопись. В.В.Кандинский, МШагал. Кино. НИ. Мозжухин, М.А.Чехов.

Знать о культурной деятельности русской эмиграции, имена замечательных деятелей русской культуры.

Уметь понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 21, с.192-

   

РАЗДЕЛ 6. Культура периода «оттепели». 2 часа

25

Перемены в культурной политике

Урок сообщения новых знаний

Кризис в культуре. Новая тема в искусстве. Травля деятелей культуры. Выставка в Манеже и встречи Хрущёва с художественной интеллигенцией.

Знать противоречия периода «оттепели» в культуре.

Уметь анализировать особенности данного исторического периода, критически осмысливать события в культуре этого времени.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 22, с. 201-206.

   

26

Искусство периода «оттепели»

Комбинирован-ный урок

Кино. М.И. Ромм, Г.Данелия, Э. Рязанов, М.Калатозов, Г.Чухрай, А.Тарковский. Театр. Рождение «Современника». Театр на Таганке. Изобразительное искусство. Мастера неофициального искусства. Лианозовская группа. Белютинская студия.

Знать достижения отечественной культуры периода «оттепели».

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами темы урока.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 23, с. 207-214.

Заполнить таблицу на с.217 «Важнейшие события советской культуры периода «оттепели».

   

РАЗДЕЛ 7. Культура периода «застоя». 6 часов

27

Культурная политика периода «застоя»

Урок сообщения новых знаний

Усиление идеологического давления. «Самиздат». «Бульдозерная выставка». Голоса протеста - А.И. Солженицын, М. Ростропович. Расправа с непокорными. Эмиграция деятелей культуры.

Знать особенности культурной политики периода застоя, ряд ключевых понятий.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; уметь объяснять ряд ключевых понятий с позиций явления социальной действительности.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 24, с.218-223

   

28

Официальное искусство

Комбинирован-ный урок

Живопись - Назаренко, Нестерова, Глазунов. Скульптура - Вучетич. Кино - С. Бондарчук, С.Герасимов, А.Тарковский. Театр Г.Товстоногов. Музыка - Хачатурян, Щедрин, Свиридов.

Знать представителей официального искусства периода «застоя» и их произведения.

Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 25, с.224-231

   

29

Неофициальное искусство

Комбинирован-ный урок

Искусство движения - кинетизм. Необычное искусство - концептуализм, инсталляция. Пародия на соцреализм. Мастера- одиночки. Шемякин, Сидур, Неизвестный. Музыка - А.Шнитке, «Машина времени», А.Градский. Судьба неофициального искусства.

Знать имена представителей неофициального искусства периода «застоя» и их произведения.

Уметь анализировать произведения деятелей культуры данного времени, осуществлять поиск и отбор необходимого для презентаций и сообщений материала

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 26, с.232-240

   

30

Авторская песня. Творчество А.Галича, Ю.Визбора, Б.Окуджавы.

Комбинирован-ный урок

Грушинский фестиваль. А.А. Галич. Б.Окуджава. В.С.Высоцкий. Ю.И Визбор.

Знать о таком уникальном явлении, как авторская песня.

Уметь аргументированно отстаивать своё мнение по заданной теме.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 27, с.241-246

   

31

Творчество Владимира Высоцкого

Урок-презентация

Жизнь и творчество В.С. Высоцкого.

Знать о творчестве великого барда.

Уметь осуществлять поиск и отбор необходимого для презентаций и сообщений материала

Стихи и песни В.С. Высоцкого.

Материалы Интернета

   

32

Культура нового русского зарубежья

 

Литература - Солженицын, Галич, Бродский, Войнович, Аксёнов. Музыкальное искусство -М. Ростропович и Г. Вишневская, Р.Нуреев. Кино - АТарковский,

А.Кончаловский. Изобразительное искусство - Э. Неизвестный,М.Шемякин.

Знать имена деятелей отечественной культуры, стоящих в оппозиции к официальной политике.

Уметь анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 28, с.247-253

Заполнить таблицу на с.256. «Важнейшие события

культурной жизни периода «застоя»

   

РАЗДЕЛ 8. Культура последнего десятилетия ХХ века. 3 часа.

33

Культура периода реформ

Урок сообщения новых знаний

Возвращение забытых имён. Восстановление памятников старины. Возрождение традиций. Искусство последних лет.

Современные проблемы отечественной культуры

Знать особенности явлений в отечественной культуре периода реформ.

Уметь анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 29, с.258-263

   

34

Культура периода перестройки и распада СССР

Комбинирован-ный урок

Творчество и гибель Игоря Талькова. Живопись. Глазунов, Шилов. Архитектура и градостроительство. Возрождение и строительство храмов и монастырей.

Знать особенности развития отечественной культуры периода перестройки и распада СССР.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

Параграф 30, с.264-

267.

Заполнить таблицу на с.272 «Важнейшие события культурной жизни России XX в.

   

35

Особенности отечественной культуры ХХ века

Повторительно – обобщающий урок

Глубочайший кризис во всех сферах жизни и деятельности российского общества. Сложные современные условия функционирования отечественной культуры. Компьютер и культура. Виртуальная реальность. Несовместимость коммерческих стандартов с подлинным духовным прогрессом человечества. Будущее культуры и культура будущего. Проблема создания нового облика национальной культуры.

Знать главнейшие этапы развития отечественной культуры XX в.

Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС.

С.268-298

   

ИТОГО ПО ПРЕДМЕТУ: 35 ЧАС.

 Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XX в. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009.-320 с., ил. ц

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.