12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бабич Татьяна Васильевна149 Своё жизненное кредо выражу народной мудростью: желание- тысяча возможностей, а нежелание- тысяча причин.
Цель моей пед. деятельности: развитие коммуникативной активности и социокультурной компетентности учащихся через обучение в сотрудничестве. Россия, Московская обл., Ногинск |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История отечественной культуры», 9 класс
№;п/п | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА | |||||||||
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ГОРОД И КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА. 9 часов | |||||||||
1 | Русский город начала XX века. | Урок сообщения новых знаний | Новое и старое в облике города. Улицы городов. Освещение и городской транспорт. Звуки города. | Формирование представления об особенностях русского города начала XX века. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС, 2011. 1, с.8-15 | ||||
2 | Жизнь и быт горожан. | Комбиниро-ванный урок | Дома и квартиры горожан. Мир домашних вещей Электрическое освещение и телефон. Торговля и общественное питание. Уличные типажи. | Знать о мире домашних вещей начала века. Уметь классифицировать типы торговых заведений и предприятий общественного питания | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 2; с. 16-24 | ||||
3 | Городские праздники. | Урок сообщения новых знаний | Любимые праздники горожан. Рождество, Крещение, Пасха и другие традиционные церковные праздники. Татьянин день. Народные гулянья. Балаганы и театр Петрушки. Праздничная торговля. Народные праздники и художественная культура. | Знать о традиционных праздниках царской России. Уметь искать и отбирать материалы о традициях русского народа. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 3; с. 25-33 | ||||
4 | Художественный стиль модерн. | Урок-презентация | «Исторические стили».Музей изящных искусств, «Мюр и Мерилиз». Эклектика. «Современный стиль». Гостиница «Метрополь». Архитектор Федор Шехтель. Шедевры московского модерна. Петербургский модерн. Модерн как стиль жизни. | Знать о художественных стилях России на рубеже веков. Уметь выделять основные признаки художественных стилей, искать материал и готовить презентации о ярких примерах стиля модерн в России. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 4; с. 34-40 | ||||
5 | Московский модерн | Урок-виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие в Москву начала XX века. | Знать о шедеврах московского модерна. Уметь четко называть отличительные черты стиля | Подготовить краткие сообщения о примерах модерна в Москве и Ногинске | ||||
6 | Художественные объединения начала XX века. | Урок-презентация | «Союз русских художников»-Николай Рерих, Цорис Кустодиев, Виктор Борисов-Мусатов. «Голубая роза» - Кузнецов, Сарьян. Символизм - Михаил Врубель. «Бубновый валет» - П. Кончаловский, И. Машков. «Ослиный хвост»- Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Марк Шагал. Французские «измы» русского искусства | Знать об особенностях российских художественных объединений начала века. Уметь искать материал и готовить презентации о ярких представителях художественных объединений | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 5; с. 41-50 | ||||
7 | Русский авангард. | Комбинирован-ный урок | Футуризм - искусство будущего. Маяковский, Бурлюк, Каменский. Абстракционизм - беспредметная живопись. Василий Кандинский. Супрематизм Малевича. Аналитическое искусство Филонова. | Знать о русском авангарде в искусстве. Уметь давать определения разновидностям русского авангарда. Уметь искать материал и готовить презентации о представителях отечественного авангарда | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 6; с. 51-62 | ||||
8 | Театр. кино и музыка начала XX века. | Комбинирован-ный урок | Возникновение МХАТа. КС. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко. Постановки пьес А.П. Чехова и A.M. Горького. «Система Станиславского» - утверждение правды жизни на сцене. Рождение отечественного кино. Первые фильмы и первые кинотеатры, мастера отечественного кино - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Яков Протазанов. Музыкальная культура начала XX века. Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. | Знать об особенностях развития отечественного театра и кинематографа начала XX века. Знать представителей музыкального искусства России начала XX века. Уметь аргументированно рассказывать о системе Станиславского, искать материал и готовить презентации о представителях отечественных театра и кино. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 7; с. 63-75 | ||||
9 | ПОВТОРЕНИЕ | Повторительно-обобщающий урок | Представление и защита презентаций. | Знать особенности развития отечественной культуры начала XX века. Уметь аргументированно отстаивать своё мнение по вопросам культуры России начала XX века, взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения. | Повторить материал. Заполнить таблицу на с.74. «Важнейшие события культурной жизни России начала XX в. | ||||
II. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ | |||||||||
РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1917-1920-Е ГОДЫ. 4 часа | |||||||||
10 | Первые культурные преобразования. | Урок сообщения новых знаний | Наркомпрос. Охрана памятников культуры. Национализация художественных ценностей. План монументальной пропаганды. Пролеткульт. | Знать о культурных преобразованиях революционной России. Уметь осуществлять поиск необходимой информации о данном историческом периоде, формировать критической отношение к культурным преобразованиям данного периода развития Отечества. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 8; с. 76-81 | ||||
11 | Художественные объединения 20-х годов. | Комбинирован-ный урок | Самые «левые» в искусстве. Наследники передвижников - И.Бродский, М. Греков. Поклонники западного искусства. Представители четырёх искусств. Преемники «Бубнового валета». Грабарь. | Знать о художественных объединениях 20-х годов, их представителях. Уметь находить отличительные черты этих объединений, готовить презентации по творчеству их представителей. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 9; с. 82-90 | ||||
12 | Советская архитектура 20-х годов. | Комбинирован-ный урок | Конструктивизм в архитектуре. Владимир Татлин. Функционализм. Архитекторы и их постройки. КС. Мельников, А.В.Щусев. | Знать о развитии отечественной архитектуры 20-х годов. Уметь формировать свое отношение к таким художественным стилям, как конструктивизм и функционализм, готовить презентации по творчеству их представителей. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 10; с. 91-97 | ||||
13 | Театр и кино. | Комбинирован-ный урок | Театр под открытым небом. В.Э. Мейерхольд и его театр. Эйзенштейн. Кинофильм «Броненосец Потёмкин». | Знать о развитии театра и кино в первые годы советской власти. Уметь критически осмысливать достижения отечественных театра и кинематографа 20-х г.г. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 11; с. 98-109 Заполнить таблицу на с.109. «Важнейшие события советской культуры 20-х г.г. XX в. | ||||
РАЗДЕЛ 3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 30-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ 6 часов | |||||||||
14 | Культурная политика 30-х годов | Комбинирован-ный урок | Конец культурного многообразия. Союз советских писателей. Социалистический реализм. Борьба с «формалистическим искусством». Цензура. Запрет «вредных произведений». Почетные звания и премии. | Знать особенности культурной политики СССР в 30-е г.г. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами темы урока. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 12 ; с. 110-116 | ||||
15 | Трагедия культуры. | Комбинирован-ный урок | Судьбы исторических реликвий. Разрушение памятников архитектуры. Уничтожение памятников русской истории. Голоса протеста. Репрессии против деятелей культуры. | Знать, в каких формах выражалась трагедия отечественной культуры 30-х годов XX в. Уметь формировать свое отношение к негативным проявлениям отечественной культуры данного исторического периода. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 13; с. 117-124 | ||||
16 | Культурные достижения 30-х годов | Комбинирован-ный урок | Портреты М.В.Нестерова. Павел Корин и его «Русь уходящая». Вера Мухина - «Рабочий и колхозница». Дворец Советов и гибель Храма Христа Спасителя. «Сталинский ампир». Архитекторы и их постройки. Московское метро. Музыка. С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, И.О. Дунаевский. Советская символика. | Знать о культурных достижения 30-х годов, имена деятелей отечественной культуры и их произведения. Уметь искать информацию и готовить презентации по творчеству замечательных представителей культуры этого исторического периода.. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 14; с. 125-136 | ||||
17 | Война и культура | Комбинирован-ный урок | Спасение сокровищ культуры. Гибель культурных ценностей. Мастера искусств - жертвы войны. «Всё для фронта, всё для победы». Искусство, рожденное войной. Кукрыниксы, К.Симонов, А.Твардовский. Фронтовые бригады. Песня на войне. Седьмая симфония Д.Шостаковича. Кино и фронтовые операторы. | Знать об особенностях советской культуры в годы войны. Уметь анализировать произведения деятелей культуры военного времени, осуществлять поиск и отбор необходимого для презентаций и сообщений материала | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 15; с. 137-154 | ||||
18 | Культура первого послевоенного десятилетия. | Комбинирован-ный урок | Новое наступление на культуру. Борьба с «космополитизмом» в искусстве. Живопись – А. Лактионов, А. Пластов, Г.Нисский, П.Корин. Архитектура. Московские высотки. ВДНХ, Искусство и власть. | Знать проблемы развития отечественной культуры первого послевоенного десятилетия. Уметь анализировать особенности данного исторического периода, критически осмысливать события в культуре этого времени. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 16; с. 155-158 | ||||
19 | ПОВТОРЕНИЕ | Повторительно-обобщающий урок | Представление и защита презентаций | Знать особенности развития отечественной культуры 20-50-х г.г. XX века. Уметь аргументированно отстаивать своё мнение по вопросам культуры России 20-50-х г.г. XX века, взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, | Повторить материал. Заполнить таблицу на с.158. «Важнейшие события советской культуры 30-х –начала 50-х г.г. XX в. | ||||
РАЗДЕЛ 4. Жизнь и быт советских людей. 3 часа | |||||||||
20 | Быт советского человека | Урок сообщения новых знаний | Быт коммунальной квартиры. Дома -коммуны. Рабочие клубы. Парки культуры и отдыха. Советский быт и искусство, | Знать особенности и отличительные черты быта советского человека. Уметь анализировать особенности данного исторического периода, критически осмысливать события в культуре этого времени. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 17, с.158-165. | ||||
21 | Воспитание советского человека | Комбинирован-ный урок | Октябрята. Пионерская организация. Комсомол. Идейно - политическое воспитание. Формирование советского человека. | Знать отличительные черты воспитание советских людей, особенности идейно - политического воспитания. Уметь анализировать реальные социальные ситуации, понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 18, с.166-173. | ||||
22 | Советские праздники | Комбинирован-ный урок | Демонстрации трудящихся и праздничное убранство. Парады физкультурников. Военные парады. Красная свадьба. «Октябрины» -коммунистические крестины. Новая жизнь - новые имена. | Знать идейно-политические основы советских праздников, ряд ключевых понятий и Уметь объяснять их с позиций явления социальной действительности; | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 19, с.174-182. | ||||
РАЗДЕЛ 5. Культура русского зарубежья. 2 часа. | |||||||||
23 | Возникновение русского зарубежья | Урок сообщения новых знаний | Революция и раскол интеллигенции. Причины отъезда в эмиграцию. «Философский пароход» Центры русской эмиграции. Тяготы эмигрантской жизни. Причины возврата некоторых эмигрантов на Родину, | Знать причины раскола русской интеллигенции, центры русской эмиграции. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с социально-философских позиций. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 20, с.185-191. | ||||
24 | Культура русского зарубежья | Комбинирован-ный урок | Культурная деятельность русской эмиграции. Литература русского зарубежья. ИА.Бунин, М.И. Цветаева, А.И.Куприн. Театр. С.П.Дягилев. Музыка. Ф.И. Шаляпин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский. Живопись. В.В.Кандинский, МШагал. Кино. НИ. Мозжухин, М.А.Чехов. | Знать о культурной деятельности русской эмиграции, имена замечательных деятелей русской культуры. Уметь понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 21, с.192- | ||||
РАЗДЕЛ 6. Культура периода «оттепели». 2 часа | |||||||||
25 | Перемены в культурной политике | Урок сообщения новых знаний | Кризис в культуре. Новая тема в искусстве. Травля деятелей культуры. Выставка в Манеже и встречи Хрущёва с художественной интеллигенцией. | Знать противоречия периода «оттепели» в культуре. Уметь анализировать особенности данного исторического периода, критически осмысливать события в культуре этого времени. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 22, с. 201-206. | ||||
26 | Искусство периода «оттепели» | Комбинирован-ный урок | Кино. М.И. Ромм, Г.Данелия, Э. Рязанов, М.Калатозов, Г.Чухрай, А.Тарковский. Театр. Рождение «Современника». Театр на Таганке. Изобразительное искусство. Мастера неофициального искусства. Лианозовская группа. Белютинская студия. | Знать достижения отечественной культуры периода «оттепели». Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами темы урока. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 23, с. 207-214. Заполнить таблицу на с.217 «Важнейшие события советской культуры периода «оттепели». | ||||
РАЗДЕЛ 7. Культура периода «застоя». 6 часов | |||||||||
27 | Культурная политика периода «застоя» | Урок сообщения новых знаний | Усиление идеологического давления. «Самиздат». «Бульдозерная выставка». Голоса протеста - А.И. Солженицын, М. Ростропович. Расправа с непокорными. Эмиграция деятелей культуры. | Знать особенности культурной политики периода застоя, ряд ключевых понятий. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; уметь объяснять ряд ключевых понятий с позиций явления социальной действительности. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 24, с.218-223 | ||||
28 | Официальное искусство | Комбинирован-ный урок | Живопись - Назаренко, Нестерова, Глазунов. Скульптура - Вучетич. Кино - С. Бондарчук, С.Герасимов, А.Тарковский. Театр Г.Товстоногов. Музыка - Хачатурян, Щедрин, Свиридов. | Знать представителей официального искусства периода «застоя» и их произведения. Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 25, с.224-231 | ||||
29 | Неофициальное искусство | Комбинирован-ный урок | Искусство движения - кинетизм. Необычное искусство - концептуализм, инсталляция. Пародия на соцреализм. Мастера- одиночки. Шемякин, Сидур, Неизвестный. Музыка - А.Шнитке, «Машина времени», А.Градский. Судьба неофициального искусства. | Знать имена представителей неофициального искусства периода «застоя» и их произведения. Уметь анализировать произведения деятелей культуры данного времени, осуществлять поиск и отбор необходимого для презентаций и сообщений материала | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 26, с.232-240 | ||||
30 | Авторская песня. Творчество А.Галича, Ю.Визбора, Б.Окуджавы. | Комбинирован-ный урок | Грушинский фестиваль. А.А. Галич. Б.Окуджава. В.С.Высоцкий. Ю.И Визбор. | Знать о таком уникальном явлении, как авторская песня. Уметь аргументированно отстаивать своё мнение по заданной теме. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 27, с.241-246 | ||||
31 | Творчество Владимира Высоцкого | Урок-презентация | Жизнь и творчество В.С. Высоцкого. | Знать о творчестве великого барда. Уметь осуществлять поиск и отбор необходимого для презентаций и сообщений материала | Стихи и песни В.С. Высоцкого. Материалы Интернета | ||||
32 | Культура нового русского зарубежья | Литература - Солженицын, Галич, Бродский, Войнович, Аксёнов. Музыкальное искусство -М. Ростропович и Г. Вишневская, Р.Нуреев. Кино - АТарковский, А.Кончаловский. Изобразительное искусство - Э. Неизвестный,М.Шемякин. | Знать имена деятелей отечественной культуры, стоящих в оппозиции к официальной политике. Уметь анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей; | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 28, с.247-253 Заполнить таблицу на с.256. «Важнейшие события культурной жизни периода «застоя» | |||||
РАЗДЕЛ 8. Культура последнего десятилетия ХХ века. 3 часа. | |||||||||
33 | Культура периода реформ | Урок сообщения новых знаний | Возвращение забытых имён. Восстановление памятников старины. Возрождение традиций. Искусство последних лет. Современные проблемы отечественной культуры | Знать особенности явлений в отечественной культуре периода реформ. Уметь анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 29, с.258-263 | ||||
34 | Культура периода перестройки и распада СССР | Комбинирован-ный урок | Творчество и гибель Игоря Талькова. Живопись. Глазунов, Шилов. Архитектура и градостроительство. Возрождение и строительство храмов и монастырей. | Знать особенности развития отечественной культуры периода перестройки и распада СССР. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. Параграф 30, с.264- 267. Заполнить таблицу на с.272 «Важнейшие события культурной жизни России XX в. | ||||
35 | Особенности отечественной культуры ХХ века | Повторительно – обобщающий урок | Глубочайший кризис во всех сферах жизни и деятельности российского общества. Сложные современные условия функционирования отечественной культуры. Компьютер и культура. Виртуальная реальность. Несовместимость коммерческих стандартов с подлинным духовным прогрессом человечества. Будущее культуры и культура будущего. Проблема создания нового облика национальной культуры. | Знать главнейшие этапы развития отечественной культуры XX в. Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XX века. М.:ВЛАДОС. С.268-298 | ||||
ИТОГО ПО ПРЕДМЕТУ: 35 ЧАС. |
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XX в. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009.-320 с., ил. ц