12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабич Татьяна Васильевна149
Своё жизненное кредо выражу народной мудростью: желание- тысяча возможностей, а нежелание- тысяча причин. Цель моей пед. деятельности: развитие коммуникативной активности и социокультурной компетентности учащихся через обучение в сотрудничестве.
Россия, Московская обл., Ногинск

;п/п

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Предмет истории культуры.

Функции культуры - 1 час

Вводный урок. Урок-лекция

Понятие культуры. Типология культур. Функции культуры

Формирование стартовой мотивации к изучению нового предмета

Конспект лекции

   

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА 17 часов

Культура первой половины XVIII века - 5 час.

2

Просвещение и образование петровского времени.

Урок сообщения новых знаний

Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Первые библиотека и музей. Основание Академии наук. Первый русский университет.

Знакомство с радикальными преобразованиями в области образования и просвещения в петровское время.

Формирование умения объяснять, как петровские нововведения в области образования и просвещения повлияли на развитие России.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XVIII-XIX в.в. . с. 8-15

   

3

Архитектура петровского времени. Новая столица Санкт-Петербург

Урок-презентация

Новая столица – Санкт-Петербург. Старейшие постройки Петербурга. Чудо Петергофа.

Выявление, что нового внесла в архитектуру и градостроительное искусство Петровская эпоха.

с. 16-26

Подготовить презентации по предложенным темам

   

4

Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры

Виртуальная экскурсия

Урок-экскурсия

Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры.

Знакомство с зодчими Санкт-Петербурга и их шедеврами

Формирование умений готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Ответить на вопросы виртуальной экскурсии

   

5

Рождение новой живописи

Урок-презентация

Перспектива и объём. Жанры. Портрет и его типы. Никитин И.Н. – лучший петровский живописец.

Формирование представления об особенностях рождения русской новой живописи.

Рябцев, Козленко.

История русской культуры XVIII-XIX в.в. с.27-33

   

6

Елизаветинское барокко. Академия художеств.

Урок-презентация

Комбинированный урок

Архитектор Растрелли. Царскосельский дворец. Зимний дворец. Смольный монастырь. Академия художеств. Пенсионеры Академии.

Знакомство с основными чертами стиля барокко.

Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

с.34-42

Подготовить презентации по предложенным темам

   

Культура второй половины XVIII века - 5 час.

7

Петербургский классицизм

Урок-презентация

Комбинированный урок

Архитекторы нового стиля. Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. Новые здания Академии художеств, Таврического дворца, Троицкого собора. Постройки в Царском Селе. Павловск. Смольный институт.

Формирование представлений об образе идеального города в классицистических ансамблях Петербурга, о шедеврах отечественной художественной культуры; умения выявлять черты классицизма в архитектуре, высказывать о них собственное суждение.

с.43-52

Подготовить презентации по предложенным темам

   

8

Московский классицизм

Урок-презентация

Комбинированный урок

Трагедия В.И. Баженова. Кремлёвский дворец и Царицыно. Загадка дома Пашкова. Блестящий М.Ф. Казаков и его шедевры: Петровский путевой дворец, Сенат, Московский университет. Колонный зал Благородного собрания.

Постижение шедевров классицизма в архитектуре Москвы;

создателей основных сооружений классицизма.

Формирование умения проводить стилистический анализ, определять характерные особенности стиля

с. 53-63

Подготовить презентации по предложенным темам

   

9

Отечественная живопись второй половины века. Лосенко, Левицкий, Рокотов, Боровиковский.

Урок-вернисаж

Комбинированный урок

Первый исторический живописец А.П. Лосенко. Портреты Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого. Аллегорический портрет. Первый русский сентименталист В.Л. Боровиковский.

Выявление шедевров русских портретистов второй половины XVIII века.

Формирование умения узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой

с.64-73

Подготовить презентации по предложенным темам

   

10

Искусство скульптуры

Урок-презентация

Комбинированный урок

Круглая скульптура и рельеф. Монумент. Бюст. Барельефы и горельефы. Скульптур Растрелли. Первый русский монумент – «Медный всадник». Первый отечественный скульптор – Ф.И. Шубин и его работы.

Постижение особенностей такого вида искусства, как скульптура, её видов и жанров.

Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

с.74-82

Подготовить презентации по предложенным темам

   

11

Русский театр конца XVIII века

Лекция с элементами презентации

Рождение русского профессионального театра. А.П. Сумароков. Первый русский актёр Ф.Г. Волков. Репертуар (Мольер, Вольтер, Шекспир, Бомарше, Сумароков, Херасков, Фонвизин). Петровский театр в Москве. П. Гонзаго. Первая театральная школа. Актёры и зрители. Крепостные театры.

Формирование представления об особенностях театрального искусства России ХVШ в.

с.83-92

   

Быт вельмож и императоров - 7 час.

         

27.11

12

Моды XVIII века

Урок-презентация

Комбинированный урок

«Стрижка» платьев и бород. Камзол, кафтан, кюлоты, парики. Женская мода XVIII века.

Знакомство с особенностями мужской и женской моды России XVIII века

Продолжение формирования умений готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

с. 93-99

   

13

Мир дворянской усадьбы

Урок-презентация

Комбинированный урок

Указ Петра III от 1762 года. Рождение «дворянских гнёзд». Устройство барской усадьбы. Регулярные и пейзажные парки. Парковая архитектура и скульптура. Усадебные праздники и будни.

Формирование представлений о мире дворянской усадьбы.

с.100-108

   

14

Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск.

Виртуальная экскурсия

Виртуальная экскурсия

Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск.

Ознакомление с загородными дворцами императоров под Санкт-Петербургом

Ответить на вопросы виртуальной экскурсии

   

15

Жизнь вельмож

Комбинированный урок

Новый тип дворян. Богатство и разорительные траты вельмож. Барская охота. Чудачества вельмож.

Формирование представлений о влиянии вельмож на русскую культуру

с. 109-116

   

16

Коронация императоров

Комбинированный урок

Императорский титул и герб империи. Штандарт императора. Праздники коронации. Царские регалии.

Знакомство с церемонией

коронации императоров

с.117-124

   

17

Императорский двор

Урок-презентация

Комбинированный урок

Несметные богатства. Главная резиденция императоров – Зимний дворец (Эрмитаж). Придворные дамы и королевы. Аудиенции послов и императорские выходы.

Постижение особенностей существования и управления императорским двором

с. 125-131

   

18

Придворная жизнь и развлечения

Урок-презентация

Комбинированный урок

«Всепьянейший собор». Петровские ассамблеи. Ледяной дворец. Балы и маскарады елизаветинского времени. Эрмитажные собрания и императорские застолья.

Формирование представлений об эволюции придворных праздников в России XVIII века.

с.132-140

Заполнить таблицу «Русская культура XVIII века»

   

КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 16 часов

Культура первой половины XIX века 4 час.

19

Русский ампир

Урок-презентация

Комбинированный урок

А.Н. Воронихин и строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге. Биржа на стрелке Васильевского острова. Новое Адмиралтейство. Арка Главного штаба и её создатель К. Росси. Знаменитые архитектурные ансамбли Росси.

Москва Осипа Бове. Реконструкция Красной площади. Создание Александровского сада. Строительство Манежа. Оформление Театральной площади.

Постижение особенностей русского ампира.

Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

с.146-158

Подготовить презентации по предложенным темам

   

20

Русский город Нового времени

Урок-презентация

Комбинированный урок

Городские гербы и новый облик городов. Улицы и транспорт. Городские новшества: новые типы зданий, нумерация домов, первый городской водопровод. Беды и несчастья городов. Архитектурная комиссия.

Ознакомление с особенностями русского города Нового времени.

с.159-166

   

21

Живопись первой половины XIX века

Урок-презентация

Комбинированный урок

Романтизм. Художники и их творения. О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов.

Знакомство с шедеврами русской живописи романтизма.

Формирование умений восприятия произведений искусства, смысл художественного образа.

с.167-177

Подготовить презентации по предложенным темам

   

22

Мастера живописи середины столетия

Урок-презентация

Комбинированный урок

Великий Карл Брюллов и «Последний день Помпеи». Возникновение бытового жанра. П.А. Федотов. А.А. Иванов и его шедевр «Явление Христа народу».

Знакомство с шедеврами русской живописи середины XIX столетия.

Умение воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа.

с.178-189

Подготовить презентации по предложенным темам

   

Жизнь и быт дворян 4 час.

         

26.02

23

Моды пушкинского времени

Урок-презентация

Комбинированный урок

Костюм дворянина первой половины века. Идеал женской красоты и особенности женской моды.

Формирование представлений о стилевых особенностях отечественной моды первой половины XIX века

с.190-196

Подготовить презентации по предложенным темам

   

24

Барское застолье

Урок-презентация

Комбинированный урок

Появление новых продуктов и новых блюд. Виды застолий и их сервировка.

Знакомство с новыми веяниями в отечественном столовом этикете.

с.197-204

   

25

Светский человек

Урок-презентация

Комбинированный урок

Смешение языков. Образование дворянина. Царскосельский лицей. На службе «царю и Отечеству». День светского человека. В храме Мельпомены. Дворянские балы. Табель о рангах.

Постижение представлений о таком понятии XIX века, как «светский человек».

с. 205-215

   

26

Досуг дворян. Кодекс дворянской чести

Урок-презентация

Комбинированный урок

Кодекс дворянской чести. Английский клуб. Литературные салоны. Карточная игра. Домашние спектакли. Дуэли.

Знакомство с кодексом дворянской чести. Продолжение формирования анализировать особенности эпохи, высказывать о них собственное суждение.

с.216-223

   

Культура второй половины XIX века - 5 час.

27

Товарищество передвижников

Урок-презентация

Комбинированный урок

Бунт четырнадцати в Академии художеств и Петербургская артель художников. П.М. Третьяков и рождение галереи. Реализм. В.В. Стасов.

Знакомство с шедеврами русской живописи реализма

Продолжение формирования подготовки тематических сообщений и проектов по дополнительным источникам. Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа.

с.224-231

Подготовить презентации по предложенным темам

   

28

Художники и жанры

Урок-презентация

Комбинированный урок

В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге и их портреты великих современников.

Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

с.232-243

Подготовить презентации по предложенным темам

   

29

Мастера живописи и их шедевры

Урок-презентация

Комбинированный урок

Певцы родной природы. И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Великий исторический живописец В.И. Суриков и баталист В.В. Верещагин.

Знакомство с шедеврами русской живописи реализма

Формирование умений пользования различными источниками информации об основных направлениях в живописи конца XIX века, оценивать их художественные особенности; умения воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа.

Рефераты и сообщения

   

30

Мамонтовский художественный кружок

Лекция с элементами презентации

«Савва Великолепный» и Мамонтовский кружок. Абрамцевские живописцы. Абрамцевская архитектура. Мамонтовская опера. «Русский стиль» в архитектуре. Храм Христа Спасителя, Исторический музей, Верхние торговые ряды в Москве и Храм Воскресения Христова в Петербурге.

Знакомство с особенностями русской культуры начала XX в. Формирование умения воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. умений пользования различными источниками информации.

с.244-254

Подготовить презентации по предложенным темам

   

31

«Мир искусства»

Лекция с элементами презентации

А. Бенуа, Д. Философов и В. Нувель. Гимназический кружок. К. Сомов, Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере. Создание журнала «Мир искусства». И.Э. Грабарь. Книжная графика. Таврическая выставка портрета. «Мир искусства» и театр. «Русские балетные сезоны» в Париже. И.Ф. Стравинский.

Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

с.255-265

Подготовить презентации по предложенным темам

   

Жизнь и быт купцов - 3 час.

32

Образ жизни купцов

Лекция с элементами презентации

Купеческие семьи. Образование купцов. Профессиональные благотворители. Купеческий клуб.

Постижение представлений о купеческих семьях.

с.266-273

   

33

Купцы – меценаты и коллекционеры

Урок-презентация

Комбинированный урок

Савва Тимофеевич Морозов и рождение Художественного театра. Бахрушин – собиратель театральной старины. Братья-коллекционеры Щукины и Морозовы. Русские купцы и отечественная культура.

Формирование умений пользования различными источниками информации о купцах-меценатах.

с.274-283

Заполнить таблицу «Русская культура XХ века»

   

34

Семинарское занятие «Особенности русской культуры Нового времени»

Семинар

Периодизация. Появление новых стилей. Эпоха расцвета дворянской культуры. Светский характер культуры Нового времени. Изменчивый характер культуры Нового времени. Вклад русской культуры в сокровищницу мировой культуры.

Обобщение изученного материала

Подготовиться к итоговому занятию

   

35

Итоговое занятие. Повторительно-обобщающий урок -1 час

Зачётное занятие

Обобщение изученного материала

Обобщение изученного материала

с.289-293

   

ИТОГО ПО ПРЕДМЕТУ: 35 ЧАС.

 Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009.-320 с., ил. ц

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.