Календарно-тематическое планирование по курсу «История отечественной культуры», 8 класс
№;п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Элемент содержания |
Универсальные учебные действия |
Домашнее задание |
Дата по плану |
Дата по факту |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||
1 |
Предмет истории культуры. Функции культуры - 1 час |
Вводный урок. Урок-лекция |
Понятие культуры. Типология культур. Функции культуры |
Формирование стартовой мотивации к изучению нового предмета |
Конспект лекции |
|||||||||||
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА 17 часов |
||||||||||||||||
Культура первой половины XVIII века - 5 час. |
||||||||||||||||
2 |
Просвещение и образование петровского времени. |
Урок сообщения новых знаний |
Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Первые библиотека и музей. Основание Академии наук. Первый русский университет. |
Знакомство с радикальными преобразованиями в области образования и просвещения в петровское время. Формирование умения объяснять, как петровские нововведения в области образования и просвещения повлияли на развитие России. |
Рябцев, Козленко. История русской культуры XVIII-XIX в.в. . с. 8-15 |
|||||||||||
3 |
Архитектура петровского времени. Новая столица Санкт-Петербург |
Урок-презентация |
Новая столица – Санкт-Петербург. Старейшие постройки Петербурга. Чудо Петергофа. |
Выявление, что нового внесла в архитектуру и градостроительное искусство Петровская эпоха. |
с. 16-26 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
4 |
Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры Виртуальная экскурсия |
Урок-экскурсия |
Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры. |
Знакомство с зодчими Санкт-Петербурга и их шедеврами Формирование умений готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. |
Ответить на вопросы виртуальной экскурсии |
|||||||||||
5 |
Рождение новой живописи |
Урок-презентация |
Перспектива и объём. Жанры. Портрет и его типы. Никитин И.Н. – лучший петровский живописец. |
Формирование представления об особенностях рождения русской новой живописи. |
Рябцев, Козленко. История русской культуры XVIII-XIX в.в. с.27-33 |
|||||||||||
6 |
Елизаветинское барокко. Академия художеств. |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Архитектор Растрелли. Царскосельский дворец. Зимний дворец. Смольный монастырь. Академия художеств. Пенсионеры Академии. |
Знакомство с основными чертами стиля барокко. Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. |
с.34-42 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
Культура второй половины XVIII века - 5 час. |
||||||||||||||||
7 |
Петербургский классицизм |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Архитекторы нового стиля. Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. Новые здания Академии художеств, Таврического дворца, Троицкого собора. Постройки в Царском Селе. Павловск. Смольный институт. |
Формирование представлений об образе идеального города в классицистических ансамблях Петербурга, о шедеврах отечественной художественной культуры; умения выявлять черты классицизма в архитектуре, высказывать о них собственное суждение. |
с.43-52 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
8 |
Московский классицизм |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Трагедия В.И. Баженова. Кремлёвский дворец и Царицыно. Загадка дома Пашкова. Блестящий М.Ф. Казаков и его шедевры: Петровский путевой дворец, Сенат, Московский университет. Колонный зал Благородного собрания. |
Постижение шедевров классицизма в архитектуре Москвы; создателей основных сооружений классицизма. Формирование умения проводить стилистический анализ, определять характерные особенности стиля |
с. 53-63 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
9 |
Отечественная живопись второй половины века. Лосенко, Левицкий, Рокотов, Боровиковский. |
Урок-вернисаж Комбинированный урок |
Первый исторический живописец А.П. Лосенко. Портреты Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого. Аллегорический портрет. Первый русский сентименталист В.Л. Боровиковский. |
Выявление шедевров русских портретистов второй половины XVIII века. Формирование умения узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой |
с.64-73 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
10 |
Искусство скульптуры |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Круглая скульптура и рельеф. Монумент. Бюст. Барельефы и горельефы. Скульптур Растрелли. Первый русский монумент – «Медный всадник». Первый отечественный скульптор – Ф.И. Шубин и его работы. |
Постижение особенностей такого вида искусства, как скульптура, её видов и жанров. Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. |
с.74-82 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
11 |
Русский театр конца XVIII века |
Лекция с элементами презентации |
Рождение русского профессионального театра. А.П. Сумароков. Первый русский актёр Ф.Г. Волков. Репертуар (Мольер, Вольтер, Шекспир, Бомарше, Сумароков, Херасков, Фонвизин). Петровский театр в Москве. П. Гонзаго. Первая театральная школа. Актёры и зрители. Крепостные театры. |
Формирование представления об особенностях театрального искусства России ХVШ в. |
с.83-92 |
|||||||||||
Быт вельмож и императоров - 7 час. |
27.11 |
|||||||||||||||
12 |
Моды XVIII века |
Урок-презентация Комбинированный урок |
«Стрижка» платьев и бород. Камзол, кафтан, кюлоты, парики. Женская мода XVIII века. |
Знакомство с особенностями мужской и женской моды России XVIII века Продолжение формирования умений готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. |
с. 93-99 |
|||||||||||
13 |
Мир дворянской усадьбы |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Указ Петра III от 1762 года. Рождение «дворянских гнёзд». Устройство барской усадьбы. Регулярные и пейзажные парки. Парковая архитектура и скульптура. Усадебные праздники и будни. |
Формирование представлений о мире дворянской усадьбы. |
с.100-108 |
|||||||||||
14 |
Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск. Виртуальная экскурсия |
Виртуальная экскурсия |
Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск. |
Ознакомление с загородными дворцами императоров под Санкт-Петербургом |
Ответить на вопросы виртуальной экскурсии |
|||||||||||
15 |
Жизнь вельмож |
Комбинированный урок |
Новый тип дворян. Богатство и разорительные траты вельмож. Барская охота. Чудачества вельмож. |
Формирование представлений о влиянии вельмож на русскую культуру |
с. 109-116 |
|||||||||||
16 |
Коронация императоров |
Комбинированный урок |
Императорский титул и герб империи. Штандарт императора. Праздники коронации. Царские регалии. |
Знакомство с церемонией коронации императоров |
с.117-124 |
|||||||||||
17 |
Императорский двор |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Несметные богатства. Главная резиденция императоров – Зимний дворец (Эрмитаж). Придворные дамы и королевы. Аудиенции послов и императорские выходы. |
Постижение особенностей существования и управления императорским двором |
с. 125-131 |
|||||||||||
18 |
Придворная жизнь и развлечения |
Урок-презентация Комбинированный урок |
«Всепьянейший собор». Петровские ассамблеи. Ледяной дворец. Балы и маскарады елизаветинского времени. Эрмитажные собрания и императорские застолья. |
Формирование представлений об эволюции придворных праздников в России XVIII века. |
с.132-140 Заполнить таблицу «Русская культура XVIII века» |
|||||||||||
КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 16 часов |
||||||||||||||||
Культура первой половины XIX века 4 час. |
||||||||||||||||
19 |
Русский ампир |
Урок-презентация Комбинированный урок |
А.Н. Воронихин и строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге. Биржа на стрелке Васильевского острова. Новое Адмиралтейство. Арка Главного штаба и её создатель К. Росси. Знаменитые архитектурные ансамбли Росси. Москва Осипа Бове. Реконструкция Красной площади. Создание Александровского сада. Строительство Манежа. Оформление Театральной площади. |
Постижение особенностей русского ампира. Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. |
с.146-158 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
20 |
Русский город Нового времени |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Городские гербы и новый облик городов. Улицы и транспорт. Городские новшества: новые типы зданий, нумерация домов, первый городской водопровод. Беды и несчастья городов. Архитектурная комиссия. |
Ознакомление с особенностями русского города Нового времени. |
с.159-166 |
|||||||||||
21 |
Живопись первой половины XIX века |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Романтизм. Художники и их творения. О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов. |
Знакомство с шедеврами русской живописи романтизма. Формирование умений восприятия произведений искусства, смысл художественного образа. |
с.167-177 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
22 |
Мастера живописи середины столетия |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Великий Карл Брюллов и «Последний день Помпеи». Возникновение бытового жанра. П.А. Федотов. А.А. Иванов и его шедевр «Явление Христа народу». |
Знакомство с шедеврами русской живописи середины XIX столетия. Умение воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. |
с.178-189 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
Жизнь и быт дворян 4 час. |
26.02 |
|||||||||||||||
23 |
Моды пушкинского времени |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Костюм дворянина первой половины века. Идеал женской красоты и особенности женской моды. |
Формирование представлений о стилевых особенностях отечественной моды первой половины XIX века |
с.190-196 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
24 |
Барское застолье |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Появление новых продуктов и новых блюд. Виды застолий и их сервировка. |
Знакомство с новыми веяниями в отечественном столовом этикете. |
с.197-204 |
|||||||||||
25 |
Светский человек |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Смешение языков. Образование дворянина. Царскосельский лицей. На службе «царю и Отечеству». День светского человека. В храме Мельпомены. Дворянские балы. Табель о рангах. |
Постижение представлений о таком понятии XIX века, как «светский человек». |
с. 205-215 |
|||||||||||
26 |
Досуг дворян. Кодекс дворянской чести |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Кодекс дворянской чести. Английский клуб. Литературные салоны. Карточная игра. Домашние спектакли. Дуэли. |
Знакомство с кодексом дворянской чести. Продолжение формирования анализировать особенности эпохи, высказывать о них собственное суждение. |
с.216-223 |
|||||||||||
Культура второй половины XIX века - 5 час. |
||||||||||||||||
27 |
Товарищество передвижников |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Бунт четырнадцати в Академии художеств и Петербургская артель художников. П.М. Третьяков и рождение галереи. Реализм. В.В. Стасов. |
Знакомство с шедеврами русской живописи реализма Продолжение формирования подготовки тематических сообщений и проектов по дополнительным источникам. Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. |
с.224-231 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
28 |
Художники и жанры |
Урок-презентация Комбинированный урок |
В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге и их портреты великих современников. |
Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. |
с.232-243 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
29 |
Мастера живописи и их шедевры |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Певцы родной природы. И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Великий исторический живописец В.И. Суриков и баталист В.В. Верещагин. |
Знакомство с шедеврами русской живописи реализма Формирование умений пользования различными источниками информации об основных направлениях в живописи конца XIX века, оценивать их художественные особенности; умения воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. |
Рефераты и сообщения |
|||||||||||
30 |
Мамонтовский художественный кружок |
Лекция с элементами презентации |
«Савва Великолепный» и Мамонтовский кружок. Абрамцевские живописцы. Абрамцевская архитектура. Мамонтовская опера. «Русский стиль» в архитектуре. Храм Христа Спасителя, Исторический музей, Верхние торговые ряды в Москве и Храм Воскресения Христова в Петербурге. |
Знакомство с особенностями русской культуры начала XX в. Формирование умения воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. умений пользования различными источниками информации. |
с.244-254 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
31 |
«Мир искусства» |
Лекция с элементами презентации |
А. Бенуа, Д. Философов и В. Нувель. Гимназический кружок. К. Сомов, Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере. Создание журнала «Мир искусства». И.Э. Грабарь. Книжная графика. Таврическая выставка портрета. «Мир искусства» и театр. «Русские балетные сезоны» в Париже. И.Ф. Стравинский. |
Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. |
с.255-265 Подготовить презентации по предложенным темам |
|||||||||||
Жизнь и быт купцов - 3 час. |
||||||||||||||||
32 |
Образ жизни купцов |
Лекция с элементами презентации |
Купеческие семьи. Образование купцов. Профессиональные благотворители. Купеческий клуб. |
Постижение представлений о купеческих семьях. |
с.266-273 |
|||||||||||
33 |
Купцы – меценаты и коллекционеры |
Урок-презентация Комбинированный урок |
Савва Тимофеевич Морозов и рождение Художественного театра. Бахрушин – собиратель театральной старины. Братья-коллекционеры Щукины и Морозовы. Русские купцы и отечественная культура. |
Формирование умений пользования различными источниками информации о купцах-меценатах. |
с.274-283 Заполнить таблицу «Русская культура XХ века» |
|||||||||||
34 |
Семинарское занятие «Особенности русской культуры Нового времени» |
Семинар |
Периодизация. Появление новых стилей. Эпоха расцвета дворянской культуры. Светский характер культуры Нового времени. Изменчивый характер культуры Нового времени. Вклад русской культуры в сокровищницу мировой культуры. |
Обобщение изученного материала |
Подготовиться к итоговому занятию |
|||||||||||
35 |
Итоговое занятие. Повторительно-обобщающий урок -1 час |
Зачётное занятие |
Обобщение изученного материала |
Обобщение изученного материала |
с.289-293 |
ИТОГО ПО ПРЕДМЕТУ: 35 ЧАС.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009.-320 с., ил. ц