12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бабич Татьяна Васильевна149 Своё жизненное кредо выражу народной мудростью: желание- тысяча возможностей, а нежелание- тысяча причин.
Цель моей пед. деятельности: развитие коммуникативной активности и социокультурной компетентности учащихся через обучение в сотрудничестве. Россия, Московская обл., Ногинск |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История отечественной культуры», 8 класс
№;п/п | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||
1 | Предмет истории культуры. Функции культуры - 1 час | Вводный урок. Урок-лекция | Понятие культуры. Типология культур. Функции культуры | Формирование стартовой мотивации к изучению нового предмета | Конспект лекции | |||||||||||
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА 17 часов | ||||||||||||||||
Культура первой половины XVIII века - 5 час. | ||||||||||||||||
2 | Просвещение и образование петровского времени. | Урок сообщения новых знаний | Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Первые библиотека и музей. Основание Академии наук. Первый русский университет. | Знакомство с радикальными преобразованиями в области образования и просвещения в петровское время. Формирование умения объяснять, как петровские нововведения в области образования и просвещения повлияли на развитие России. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XVIII-XIX в.в. . с. 8-15 | |||||||||||
3 | Архитектура петровского времени. Новая столица Санкт-Петербург | Урок-презентация | Новая столица – Санкт-Петербург. Старейшие постройки Петербурга. Чудо Петергофа. | Выявление, что нового внесла в архитектуру и градостроительное искусство Петровская эпоха. | с. 16-26 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
4 | Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры Виртуальная экскурсия | Урок-экскурсия | Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры. | Знакомство с зодчими Санкт-Петербурга и их шедеврами Формирование умений готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. | Ответить на вопросы виртуальной экскурсии | |||||||||||
5 | Рождение новой живописи | Урок-презентация | Перспектива и объём. Жанры. Портрет и его типы. Никитин И.Н. – лучший петровский живописец. | Формирование представления об особенностях рождения русской новой живописи. | Рябцев, Козленко. История русской культуры XVIII-XIX в.в. с.27-33 | |||||||||||
6 | Елизаветинское барокко. Академия художеств. | Урок-презентация Комбинированный урок | Архитектор Растрелли. Царскосельский дворец. Зимний дворец. Смольный монастырь. Академия художеств. Пенсионеры Академии. | Знакомство с основными чертами стиля барокко. Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. | с.34-42 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
Культура второй половины XVIII века - 5 час. | ||||||||||||||||
7 | Петербургский классицизм | Урок-презентация Комбинированный урок | Архитекторы нового стиля. Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. Новые здания Академии художеств, Таврического дворца, Троицкого собора. Постройки в Царском Селе. Павловск. Смольный институт. | Формирование представлений об образе идеального города в классицистических ансамблях Петербурга, о шедеврах отечественной художественной культуры; умения выявлять черты классицизма в архитектуре, высказывать о них собственное суждение. | с.43-52 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
8 | Московский классицизм | Урок-презентация Комбинированный урок | Трагедия В.И. Баженова. Кремлёвский дворец и Царицыно. Загадка дома Пашкова. Блестящий М.Ф. Казаков и его шедевры: Петровский путевой дворец, Сенат, Московский университет. Колонный зал Благородного собрания. | Постижение шедевров классицизма в архитектуре Москвы; создателей основных сооружений классицизма. Формирование умения проводить стилистический анализ, определять характерные особенности стиля | с. 53-63 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
9 | Отечественная живопись второй половины века. Лосенко, Левицкий, Рокотов, Боровиковский. | Урок-вернисаж Комбинированный урок | Первый исторический живописец А.П. Лосенко. Портреты Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого. Аллегорический портрет. Первый русский сентименталист В.Л. Боровиковский. | Выявление шедевров русских портретистов второй половины XVIII века. Формирование умения узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | с.64-73 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
10 | Искусство скульптуры | Урок-презентация Комбинированный урок | Круглая скульптура и рельеф. Монумент. Бюст. Барельефы и горельефы. Скульптур Растрелли. Первый русский монумент – «Медный всадник». Первый отечественный скульптор – Ф.И. Шубин и его работы. | Постижение особенностей такого вида искусства, как скульптура, её видов и жанров. Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. | с.74-82 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
11 | Русский театр конца XVIII века | Лекция с элементами презентации | Рождение русского профессионального театра. А.П. Сумароков. Первый русский актёр Ф.Г. Волков. Репертуар (Мольер, Вольтер, Шекспир, Бомарше, Сумароков, Херасков, Фонвизин). Петровский театр в Москве. П. Гонзаго. Первая театральная школа. Актёры и зрители. Крепостные театры. | Формирование представления об особенностях театрального искусства России ХVШ в. | с.83-92 | |||||||||||
Быт вельмож и императоров - 7 час. | 27.11 | |||||||||||||||
12 | Моды XVIII века | Урок-презентация Комбинированный урок | «Стрижка» платьев и бород. Камзол, кафтан, кюлоты, парики. Женская мода XVIII века. | Знакомство с особенностями мужской и женской моды России XVIII века Продолжение формирования умений готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. | с. 93-99 | |||||||||||
13 | Мир дворянской усадьбы | Урок-презентация Комбинированный урок | Указ Петра III от 1762 года. Рождение «дворянских гнёзд». Устройство барской усадьбы. Регулярные и пейзажные парки. Парковая архитектура и скульптура. Усадебные праздники и будни. | Формирование представлений о мире дворянской усадьбы. | с.100-108 | |||||||||||
14 | Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск. Виртуальная экскурсия | Виртуальная экскурсия | Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск. | Ознакомление с загородными дворцами императоров под Санкт-Петербургом | Ответить на вопросы виртуальной экскурсии | |||||||||||
15 | Жизнь вельмож | Комбинированный урок | Новый тип дворян. Богатство и разорительные траты вельмож. Барская охота. Чудачества вельмож. | Формирование представлений о влиянии вельмож на русскую культуру | с. 109-116 | |||||||||||
16 | Коронация императоров | Комбинированный урок | Императорский титул и герб империи. Штандарт императора. Праздники коронации. Царские регалии. | Знакомство с церемонией коронации императоров | с.117-124 | |||||||||||
17 | Императорский двор | Урок-презентация Комбинированный урок | Несметные богатства. Главная резиденция императоров – Зимний дворец (Эрмитаж). Придворные дамы и королевы. Аудиенции послов и императорские выходы. | Постижение особенностей существования и управления императорским двором | с. 125-131 | |||||||||||
18 | Придворная жизнь и развлечения | Урок-презентация Комбинированный урок | «Всепьянейший собор». Петровские ассамблеи. Ледяной дворец. Балы и маскарады елизаветинского времени. Эрмитажные собрания и императорские застолья. | Формирование представлений об эволюции придворных праздников в России XVIII века. | с.132-140 Заполнить таблицу «Русская культура XVIII века» | |||||||||||
КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 16 часов | ||||||||||||||||
Культура первой половины XIX века 4 час. | ||||||||||||||||
19 | Русский ампир | Урок-презентация Комбинированный урок | А.Н. Воронихин и строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге. Биржа на стрелке Васильевского острова. Новое Адмиралтейство. Арка Главного штаба и её создатель К. Росси. Знаменитые архитектурные ансамбли Росси. Москва Осипа Бове. Реконструкция Красной площади. Создание Александровского сада. Строительство Манежа. Оформление Театральной площади. | Постижение особенностей русского ампира. Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. | с.146-158 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
20 | Русский город Нового времени | Урок-презентация Комбинированный урок | Городские гербы и новый облик городов. Улицы и транспорт. Городские новшества: новые типы зданий, нумерация домов, первый городской водопровод. Беды и несчастья городов. Архитектурная комиссия. | Ознакомление с особенностями русского города Нового времени. | с.159-166 | |||||||||||
21 | Живопись первой половины XIX века | Урок-презентация Комбинированный урок | Романтизм. Художники и их творения. О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов. | Знакомство с шедеврами русской живописи романтизма. Формирование умений восприятия произведений искусства, смысл художественного образа. | с.167-177 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
22 | Мастера живописи середины столетия | Урок-презентация Комбинированный урок | Великий Карл Брюллов и «Последний день Помпеи». Возникновение бытового жанра. П.А. Федотов. А.А. Иванов и его шедевр «Явление Христа народу». | Знакомство с шедеврами русской живописи середины XIX столетия. Умение воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. | с.178-189 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
Жизнь и быт дворян 4 час. | 26.02 | |||||||||||||||
23 | Моды пушкинского времени | Урок-презентация Комбинированный урок | Костюм дворянина первой половины века. Идеал женской красоты и особенности женской моды. | Формирование представлений о стилевых особенностях отечественной моды первой половины XIX века | с.190-196 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
24 | Барское застолье | Урок-презентация Комбинированный урок | Появление новых продуктов и новых блюд. Виды застолий и их сервировка. | Знакомство с новыми веяниями в отечественном столовом этикете. | с.197-204 | |||||||||||
25 | Светский человек | Урок-презентация Комбинированный урок | Смешение языков. Образование дворянина. Царскосельский лицей. На службе «царю и Отечеству». День светского человека. В храме Мельпомены. Дворянские балы. Табель о рангах. | Постижение представлений о таком понятии XIX века, как «светский человек». | с. 205-215 | |||||||||||
26 | Досуг дворян. Кодекс дворянской чести | Урок-презентация Комбинированный урок | Кодекс дворянской чести. Английский клуб. Литературные салоны. Карточная игра. Домашние спектакли. Дуэли. | Знакомство с кодексом дворянской чести. Продолжение формирования анализировать особенности эпохи, высказывать о них собственное суждение. | с.216-223 | |||||||||||
Культура второй половины XIX века - 5 час. | ||||||||||||||||
27 | Товарищество передвижников | Урок-презентация Комбинированный урок | Бунт четырнадцати в Академии художеств и Петербургская артель художников. П.М. Третьяков и рождение галереи. Реализм. В.В. Стасов. | Знакомство с шедеврами русской живописи реализма Продолжение формирования подготовки тематических сообщений и проектов по дополнительным источникам. Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. | с.224-231 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
28 | Художники и жанры | Урок-презентация Комбинированный урок | В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге и их портреты великих современников. | Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. | с.232-243 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
29 | Мастера живописи и их шедевры | Урок-презентация Комбинированный урок | Певцы родной природы. И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Великий исторический живописец В.И. Суриков и баталист В.В. Верещагин. | Знакомство с шедеврами русской живописи реализма Формирование умений пользования различными источниками информации об основных направлениях в живописи конца XIX века, оценивать их художественные особенности; умения воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. | Рефераты и сообщения | |||||||||||
30 | Мамонтовский художественный кружок | Лекция с элементами презентации | «Савва Великолепный» и Мамонтовский кружок. Абрамцевские живописцы. Абрамцевская архитектура. Мамонтовская опера. «Русский стиль» в архитектуре. Храм Христа Спасителя, Исторический музей, Верхние торговые ряды в Москве и Храм Воскресения Христова в Петербурге. | Знакомство с особенностями русской культуры начала XX в. Формирование умения воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. умений пользования различными источниками информации. | с.244-254 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
31 | «Мир искусства» | Лекция с элементами презентации | А. Бенуа, Д. Философов и В. Нувель. Гимназический кружок. К. Сомов, Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере. Создание журнала «Мир искусства». И.Э. Грабарь. Книжная графика. Таврическая выставка портрета. «Мир искусства» и театр. «Русские балетные сезоны» в Париже. И.Ф. Стравинский. | Формирование умений анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. | с.255-265 Подготовить презентации по предложенным темам | |||||||||||
Жизнь и быт купцов - 3 час. | ||||||||||||||||
32 | Образ жизни купцов | Лекция с элементами презентации | Купеческие семьи. Образование купцов. Профессиональные благотворители. Купеческий клуб. | Постижение представлений о купеческих семьях. | с.266-273 | |||||||||||
33 | Купцы – меценаты и коллекционеры | Урок-презентация Комбинированный урок | Савва Тимофеевич Морозов и рождение Художественного театра. Бахрушин – собиратель театральной старины. Братья-коллекционеры Щукины и Морозовы. Русские купцы и отечественная культура. | Формирование умений пользования различными источниками информации о купцах-меценатах. | с.274-283 Заполнить таблицу «Русская культура XХ века» | |||||||||||
34 | Семинарское занятие «Особенности русской культуры Нового времени» | Семинар | Периодизация. Появление новых стилей. Эпоха расцвета дворянской культуры. Светский характер культуры Нового времени. Изменчивый характер культуры Нового времени. Вклад русской культуры в сокровищницу мировой культуры. | Обобщение изученного материала | Подготовиться к итоговому занятию | |||||||||||
35 | Итоговое занятие. Повторительно-обобщающий урок -1 час | Зачётное занятие | Обобщение изученного материала | Обобщение изученного материала | с.289-293 |
ИТОГО ПО ПРЕДМЕТУ: 35 ЧАС.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009.-320 с., ил. ц